Урок-исследование по теме "Факторы формирования климата Африки. Климатические пояса и типичные для них погоды." 7 класс
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

На основе материала данного урока обучающиеся смогут анализировать закономероности природы материка, климатических условий Африки. В результате индивидуальной и групповой работы смогут выбрать модель защиты собственной точки зрения по итогом исследовательской деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimat_afriki.pptx2.47 МБ
Microsoft Office document icon urok-_issledovanie_klimat_afriki..doc39 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-исследование. Тема: Факторы формирования климата Африки. Климатические пояса и типичные для них погоды. Учитель географии МБОУ СОШ № 11 им. Скрипки О.В. г. Волжского Волгоградской области Пятницына С.Н.

Слайд 2

Цели и задачи урока: Применить имеющиеся знания о климате Земли при характеристике климатических условий материка. Установить причино-следственные связи между географическим положением и климатическими особенностями материка. Выбрать модель защиты собственной точки зрения в результате исследовательской деятельности.

Слайд 3

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ОТВЕТИТЬ НА ЭТИ ВОПРОСЫ? ЧТО ТАКОЕ КЛИМАТ? НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛИМАТА. КАКИЕ КАРТЫ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КЛИМАТА? КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ИЗ КЛИМАТИЧЕСКОЙ КАРТЫ? МНОГОЛЕТНИЙ РЕЖИМ ПОГОДЫ. ЗИМНИЕ И ЛЕТНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ, СРЕДНЕГОДОВОЕ КОЛИЧЕСТВО ОСАДКОВ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЕТРА. КАРТА КЛИМАТИЧЕСКИХ ПОЯСОВ, КЛИМАТИЧЕСКАЯ КАРТА. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛИМАТА.

Слайд 5

Африка – самый жаркий материк на Земле. Самое жаркое лето (+58 С) было отмечено в Ливии. Максимальная среднегодовая температура (+34 С) зафиксирована в Далоне (Эфиопия).

Слайд 6

Климатические пояса Африки : Экваториальный Субэкваториальный Тропический Субтропический

Слайд 7

Экваториальный пояс.

Слайд 8

Экваториальный пояс Воздушные массы Температура января Температура июля Годовое количество осадков Режим осадков

Слайд 9

Экваториальный пояс Воздушные массы Температура января Температура июля Годовое количество осадков Режим осадков ЭВМ +25 +25 2000-3000 мм Равномерный в течении года

Слайд 10

Экваториальный климатический пояс

Слайд 11

Экваториальный лес

Слайд 12

Орхидеи экваториального леса

Слайд 13

Субэкваториальный пояс

Слайд 14

Субэкваториальный пояс Воздушные массы Температура января Температура июля Годовое количество осадков Режим осадков

Слайд 15

Субэкваториальный пояс Воздушные массы Температура января Температура июля Годовое количество осадков Режим осадков Летом- ЭВМ Зимой- ТВМ +32 +24 1000 мм неравномерный

Слайд 16

Субэкваториальный пояс

Слайд 19

Тропический пояс

Слайд 20

Тропический пояс Воздушные массы Температура января Температура июля Годовое количество осадков Режим осадков

Слайд 21

Тропический пояс Воздушные массы Температура января Температура июля Годовое количество осадков Режим осадков ТВМ +35-40 +18-20 100 мм недостаточный

Слайд 22

Тропический климатический пояс

Слайд 23

Пустыня Сахара

Слайд 24

Оазис в пустыне

Слайд 25

Субтропический пояс

Слайд 26

Субтропический пояс Воздушные массы Температура января Температура июля Годовое количество осадков Режим осадков

Слайд 27

Субтропический пояс Воздушные массы Температура января Температура июля Годовое количество осадков Режим осадков Летом- ТВМ Зимой- УВМ +8-12 +24 500-1000 мм неравномерный

Слайд 28

Субтропический климатический пояс

Слайд 30

Рефлексия. Свободное высказывание: Исследовательская деятельность – это … Для меня было трудным … Для меня было интересным … Я научился … Я открыл в себе … Я открыл в других … Мы научились …

Слайд 31

Домашнее задание. § 18 ; дополнительно подготовить путешествие по рекам и озёрам Африки. Всем спасибо.



Предварительный просмотр:

Урок-исследование. География 7 класс.

Тема. Факторы формирования климата Африки. Климатические пояса и типичные для них погоды. Слайд№1.

Цель:   *обучающиеся смогут применить имеющиеся знания о климате Земли при характеристики климатических условий материка;

           * в результате анализа текста учебника, карт, климатограмм, хрестоматийного материала обучающиеся смогут установить причинно- следственные связи между географическим положением и климатическими особенностями материка;

            *в результате индивидуальной и групповой форм работы обучающиеся  смогут выбрать модель защиты собственной точки зрения по итогам исследовательской деятельности.  Слайд№2

Оборудование. Карта климатических поясов мира, физическая карта Африки, презентация «Климат Африки»; атласы, дополнительный материал.

 Значение урока на данном этапе обучения:

*способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по теме «Климат»;

*вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы;

*формирует умения применять теоретические знания в решении практических задач;

*развивает личностные качества.

Урок построен по модели  « Приглашение к исследованию».

Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.

Технология: учитель ставит проблему, но метод решения ищут ученики самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности обучающихся во время урока.

Ход урока.

1.Оргмомент.    Настрой  обучающихся на работу.

2.Изучение нового материала. Создание ситуации внутренней и внешней готовности к  уроку.

                          « Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот,кто

                             не умеет читать, а тот кто не научился учиться».    

 Поэтому предлагаю вам изменить привычную обстановку в классе и провести небольшую исследовательскую работу по познанию климатических  условий материка, который занимает особое положение на планете.  

Что необходимо знать, чтобы изучить особенности климата Африки?

Слайд№3 . Слайд№4. 

3. Закончите предложения:

1.Только Африка почти по середине пересекается ………….. .

2.Африка в северной и южной части пересекается ………………… .

3.Здесь Солнце бывает в зените  в дни…………………………… .

4.   Используя климатическую карту  Африки, докажите, что

            АФРИКА-САМЫЙ ЖАРКИЙ МАТЕРИК:    Слайд№5

*большая часть материка расположена в жарком поясе, где Солнце бывает в зените;

*среднемесячная температура не опускается ниже +8°С;

*отмечена самая высокая температура воздуха+58°С;

*нет холодных зим.

5. Сегодня на уроке работают 4 творческие группы исследователей.

Тема исследования – факторы формирования климата Африки; климатические пояса и  типичные типы погод.    

ПОЗНАКОМТЕСЬ  с планом сбора информации и выбора формы защиты итогов исследовательской деятельности.   ( У каждой группы на столах имеются планы действия)

ШАГ 1. Сформулируйте тему вашего исследования.

 ШАГ 2. Сформулируйте цель вашего исследования, сообразно выбранной теме.

ШАГ 3.Определтие объекты своих исследований.

ШАГ 4. Выделите предмет своих исследований.

ШАГ 5. Сформулируйте гипотезу.

ШАГ 6. Поставьте задачи вашего исследования.                    

           

Задача 1. Определить географическое положение климатического пояса. Нанесите границу на контурной карте и подпишите его.

Задача 2. Определите господствующие воздушные массы  и ветры их свойства  по сезонам года (зима, лето).

Задача 3. Определите среднегодовую температуру января и июля.

Задача 4. Соотнесите ваши данные с  предложенными климатограммами. Какая из них подходит вашему климатическому поясу?

Задача 5.Определите влияние климата на особенности органического мира, приспособленность  человека к типам погод вашего климатического пояса.

Задача 6. Сделайте выводы по результатам исследования, сообразно поставленным целям и задачам.

Задача 7. Подготовьте защиту своего исследования в форме выступления, используя при этом материалы работы.

Слайды№№7-12-экваториальный пояс;

Слайды№№13-18-субъэкваториальный;

Слайды№№19-24-тропический пояс;

Слайды№№25-29-субтропический пояс.

6.  Подведение итогов. Рефлексия.

Свободное высказывание  участников  исследовательской деятельности:

  1. Исследовательская деятельность- это……………
  2. Для меня было трудным……………………………..
  3. Для меня было интересным………………………..
  4. Я научился……………………………….
  5. Я открыл в себе…………………………….
  6. Я открыл в других…………………………..
  7. Мы научились…………………………………..

7.Домашнее задание: параграф 18, дополнительно подготовить путешествие по рекам и озёрам Африки. 

                Исследование.

 ШАГ 1. Сформулируйте тему вашего исследования.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 ШАГ 2. Сформулируйте цель вашего исследования, сообразно выбранной теме.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ШАГ 3.Определтие объекты своих исследований.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ШАГ 4. Выделите предмет своих исследований.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ШАГ 5. Сформулируйте гипотезу.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ШАГ 6. Поставьте задачи вашего исследования.                    

Задача 1. Определить географическое положение климатического пояса. Нанесите границу на контурной карте и подпишите его.

Задача 2. Определите господствующие воздушные массы  и ветры их свойства  по сезонам года (зима, лето).

Задача 3. Определите среднегодовую температуру января и июля.

Задача 4. Соотнесите ваши данные с  предложенными климатограммами. Какая из них подходит вашему климатическому поясу?

Задача 5.Определите влияние климата на особенности органического мира, приспособленность  человека к типам погод вашего климатического пояса.

Задача 6. Сделайте выводы по результатам исследования, сообразно поставленным целям и задачам.

Задача 7. Подготовьте защиту своего исследования в форме выступления, используя при этом материалы работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: «Исследование зависимости между массой тела и силой, с которой это тело притягивается Землей» 7 класс

Цель урока: получение связи между силой тяжести и массой тела; решение задач по формулам FT=mg, m= FT /g; повторение и закрепление понятия о происхождении силы тяжести на Земле и других планетах; закр...

Климатические пояса и типы климата Африки

Конспект урока в 7 классе на тему "Климатические пояса и типы климата Африки",представлен в виде урока закрепления и изучения новых знаний.В ходе урока учащиеся повторяют материал предыдущих...

Методическая разработка "Технологическая карта урока по географии на тему: Климат и климатические пояса России "

Методическая разработка "Технологическая карта урока по географии на тему: Климат и климатические пояса России"Является ли чистый атмосферный воздух неисчерпаемым ресурсом? (можно высветить ...