Рабочая программа и тематическое планирование по географии для 10-11 класса (учебник Максаковского В.П.)
рабочая программа по географии (10 класс) по теме

Сверчкова Ольга Николаевна

В материале представлена рабочая программа по географии к учебнику Максаковского В.П. для 10-11 класса (1 час в неделю). Кроме того есть и примерное календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_po_maksakovskomu.docx49.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №7

г. Чехов  Московская область

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол №         от    

___________________

                                                                                         

Проверено.

Заместитель директора по УР

_________________

«Утверждаю»

 Директор гимназии

Рубцова Е.Н.

_________________

Рабочая программа

учебного курса

«География.

Экономическая и социальная география мира»

для изучения в 10-11 классах

социально-гуманитарного профиля.

программа составлена учителем географии

Сверчковой Ольгой Николаевной

2011-2012  учебный год.

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  1. Примерная программа  среднего (полного) общего образования по географии. Профильный уровень. (Сборник нормативных документов. География/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев- М.:Дрофа, 2008г);
  1. География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. составитель Сиротин В.И. – М.: Дрофа, 2004.

Курс «Экономическая и социальная география  мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире,  понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основ ной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Программа предназначена в основном для учащихся, не плани рующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.  

Цели и задачи курса:

Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

  1. освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  2. овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  4. сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
  5. развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  6. формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
  7. вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
  8. нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  9. воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать кур сом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.  

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.

В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации.  Знания и практические умения, приобретенные учащимися при  изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю).

Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Курс состоит из 9 разделов: «Современные методы географических исследований», «Современная политическая карта мира», «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «НТР и мировое хозяйство», «География мирового хозяйства», «Регионы и страны мира»,  «Современные глобальные проблемы человечества».

Учебно-тематический план:

№ раздела

Наименование разделов

Всего часов

10 класс

1.

Современные методы географических исследований.

2

2.

Современная политическая карта мира.

6

3.

Природа и человек в современном мире.

6

4.

Население мира

5

5.

НТР и мировое хозяйство

4

6.

География мирового хозяйства

10

ИТОГО:

33+2 резерв

11 класс

7.

Основные страны и регионы мира

28

8.

Россия в современном мире

3

9.

Современные глобальные  проблемы человечества.

3

ИТОГО:

34 +1 резерв

Итого:

70

В программу внесены следующие изменения:

  1. Раздел  «Современные методы географических исследований. Источники географической информации»  сокращён до 2-х часов (вместо 4), так как данная тема является повторением пройденного материала  в  предыдущие годы изучения географии (7, 8, 9 класс).
  2. В соответствии с методическими рекомендациями автора учебника В.П. Максаковского в рабочей программе выделен раздел «Современная политическая карта мира» в начале курса, а не в составе раздела  «Регионы и страны мира» (6 часов). Это является наиболее целесообразным, так как знание ПКМ необходимо учащимся при изучении общей характеристики населения и хозяйства мира.
  3. В рабочую программу включена тема, предусмотренная  Стандартом, но не входящая в примерную программу по географии: «Научно-техническая революция»; данный материал позволяет понять особенности мирового хозяйства, поэтому на ее изучение в календарно-тематическом планировании отводится 4 часа.
  4. За счет резервного времени увеличено количество часов на изучение раздела «Основные страны и регионы мира» - на 8 часов, в связи с повышенным интересом учащихся при изучении данного раздела, всего по календарно-тематическому планированию – 28 часов.
  5. Сокращен до 3 часов раздел «Россия в современном мире». Это связано с тем, что данные о России приводятся во всех темах общей характеристики мира, включая текстовые карты и статистические материалы в таблицах «Приложений». Таким образом, место России в современном мире изучается на протяжении разделов № 2 – 7 и отдельно в разделе 8 «Россия в современном мире» (3 часа).
  6. Раздел «»Географические аспекты современных глобальных проблем человечества» сокращён до 3-х часов, так как некоторые аспекты данного раздела рассматриваются в разделах №3-6 и обобщаются эти знания непосредственно в разделе 9.

Практические (оценочные) работы, отражённые в планировании, рассчитаны на то, что они будут выполняться учащимися  на уроке, получая необходимые консультации учителя. Практические работы обучающего характера, а также требующие дополнительных источников информации для выполнения, в планировании не указаны.

Основное содержание программы отражено в примерной программе по географии (базовый уровень).

В результате изучения курса «Экономическая и социальная география мира» учащиеся должны приобрести знания, умения и навыки, которые отражены в примерной программе по географии (базовый уровень)

УМК по данному курсу включает в себя:

  1. Рабочая программа по преподаванию курса «Экономическая и социальная география мира»
  2. Учебник В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М. :Просвещение, 2008г
  3.  Атлас для 10 класса
  4. Контурные карты для 10 класса.

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол №         от    

_____________________

                                                                                         

Проверено.

Заместитель директора по УР

_________________

«Утверждаю»

 Директор гимназии

Рубцова Е.Н.

_________________

Тематическое планирование

уроков по курсу экономической и социальной географии мира

в 10б классе

1 ч. в неделю, 35 ч в год

 (учебник: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение, 2008г)

Общее распределение тем.

1.        Современные методы географических исследований.        2

2.        Современная политическая карта мира.        6

3.        Природа и человек в современном мире.        6

4.        Население мира        5

5.        НТР и мировое хозяйство        4

6.        География мирового хозяйства        10

        ИТОГО:        33+2 резерв

Практические работы.

№1 «Характеристика ПГП страны»

№2 « Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».

№3 «составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира»

Учитель   Сверчкова Ольга Николаевна            2011-2012  учебный год

Раздел 1. Современные методы географических исследований. Источники географической информации.- 2ч.

  1. 1

Положение географии в системе наук.

вводный

С.5-7

  1. 2

Современные методы географических исследований.

Комбиниров

Раздел 2. Современная политическая карта мира- 6ч.

  1. 2

1. Современная политическая карта мира. Этапы формирования. Международные отношения и изменения в полит.карте мира.

Обзорная лекция

С.13-16

  1. 3

2. Разнообразие стран. Типология стран мира.

Комбиниров

С.9-13, з. 1

  1. 4

3. Государственный строй. Формы правления и административно-территориальное  устройства стран.

Комбиниров

С.16-18,

  1. 5

4.Влияние международных отношений на ПКМ. Политическая география и геополитика

Урок-диалог

С. 13-16, 18-19,

  1. 6

5. Практ. раб. №1 «Характеристика ПГП страны»

практикум

С.18-19

6. Зачёт по теме «Современная политическая карта мира»

Урок контроля  и коррекции знаний

Раздел 3.  Природа и человек в современном мире-6ч.

1. Взаимодействие общества и природы. Гео.среда. Мировые природные ресурсы.

Урок-диалог

С.23-25

2.Виды ресурсов. Минеральные ресурсы.

Комбиниров

С.26-29

3. Практ. раб. №2 « Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».

практикум

С.22-32,

26-37

4.Оценка мировых природных ресурсов

Комбиниров

С.43-45

5.Загрязнение природы и охрана окружающей среды

Семинар

С.38-45,з.10

6. Зачёт по теме « Природа и человек в современном мире»

Урок контроля и систематизации знаний

Раздел 4. Население мира- 5ч.

1. Численность населения мира и ее динамика. Воспроизводство. Демографическая политика

Лекция

С. 51-60,

2. Состав  (структура ) населения мира. Национальный и религиозный состав.

Комбиниров

С. 60-67

3. Размещение и миграции населения. Урбанизация

Урок-диалог

С.67-73

4. Практ. раб №3 «составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира»

практикум

5. Зачёт по теме «Население мира»

Урок контроля и систематизации знаний

Раздел 5. НТР и мировое хозяйство- 4ч.

1. НТР. Характерные черты и составные части

Лекция

С. 83-88

2. Мировое хозяйство. МГРТ.

Лекция

С. 88-92

3. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

Комбиниров

С. 92-99

4. Факторы размещения производительных сил.

Самост.изуч. темы

С.103-105

С.108-109

Раздел 6. География мирового хозяйства- 10ч.

1. Общая характеристика промышленности мира

Лекция

С.111-112

2.Топливно – энергетический комплекс мира. Топливная промышленность

Комбиниров

С.112-117

3. Электроэнергетика.

Комбиниров

С. 117-119

4. Горнодобывающая промышленность. Металлургия .

Комбиниров

С. 119-121

5. Машиностроение. Химическая промышленность

Комбиниров

С.121-125

6. Лесная, легкая, пищевая отрасли

Комбиниров

С.121-126

7. Сельское хозяйство.  Рыболовство мира

Комбиниров

С. 126-136

8. География мирового транспорта.

Лекция

С.136-143

9. Всемирные экономические отношения.

лекция

С. 143-145

10.Зачет по  теме «География мирового хозяйства»

Урок контроля и систематизации знаний

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол №         от    

_____________________

                                                                                         

Проверено.

Заместитель директора по УР

_________________

«Утверждаю»

 Директор гимназии

Рубцова Е.Н..

_________________

Тематическое планирование

уроков по курсу экономической и социальной географии мира

в 11б классе

1 ч. в неделю, 35 ч в год

(учебник: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение, 2008г)

Общее распределение тем.

11 класс

7.        Основные страны и регионы мира        28

8.        Россия в современном мире        3

9.        Современные глобальные  проблемы человечества.        3

        ИТОГО:        34 +1 резерв

Практические работы.

№1 «Составление ЭГХ страны»

№2 «Сравнение субрегионов Азии»

№3 «Сравнительная характеристика Канады и Австралии»

Учитель   Сверчкова Ольга Николаевна                              2011-2012 учебный год

№ урока

Неделя

Тема урока или практической работы

Тип урока

Дом. задание

Раздел 7. Основные страны и регионы мира- 28ч

Зарубежная Европа-6ч

1. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы.

Изуч. нового материала

С. 161-163,з.2

2. Население Зарубежной Европы

Комбинир

С.163-167,з.6

3. Промышленность Зарубежной Европы

Комбинир

С.167-173

4. Сельское хозяйство. Транспорт. Непроизв.сфера. Туризм .

Комбинир

С. 173-177

5. Географический рисунок расселения и хозяйства

Лекция

С.177-181

6 . Практ. работа №1 «Составление ЭГХ страны»

практикум

С.181-188

Зарубежная Азия – 9ч.

1. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Азии

Изуч. нового материала

С. 201-203,з.1

2.Население и хозяйство Зарубежной Азии

Комбинир

С.203-210

3. Япония : территория, границы, население

Урок-путешествие

С.216-224

4. Хозяйство  Японии

Лекция

С.219-224

5. Китай. Пути экономического и социального преобразования

Конференция

С. 211-216,з.8

5. Индия – «ключевая страна» Зарубежной Азии

Семинар-игра

С. 224-230

6. Новые индустриальные страны Азии

Лекция

Зап.в тетр.

8. Практ. раб. №2 «Сравнение субрегионов Азии»

практикум

9. Австралия и Океания

Урок-игра

С.230-231

Северная Америка -5ч

1. Население и хозяйство США

Лекция

С.261-267, п.и. на к/к

2. Население и хозяйство США

Комбиниров

С.261-276

3. Макрорегионы США.

самост. Изуч.темы

С. 276-281

4. Канада

Лекция

С.281-282, з.13(1)

5.Практ. раб.№3 «Сравнительная характеристика Канады и Австралии»

практикум

 Латинская Америка-3ч

1. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Латинской Америки

Изуч.нового материала

С. 293-300,з.1

2.  Хозяйство Латинской Америки

Комбиниров

С.300-302,

3. Бразилия

Урок-путешествие

С. 302-304

Африка- 4ч.

1. Общая характеристика Африки.

Изуч. нового материала

С.243-247,з.2

2. Хозяйство  Африки

Комбиниров

С.247-250

3. Регионы и страны Африки

Семинар

С.250-254,з.9(1)

4. Тропическая Африка. ЮАР.

практикум

Зап.в тетр.

Зачёт по разделу  «Регионы и страны мира»

Урок контроля и систематизации знаний

Раздел 8. Россия в современном мире-3ч.

Россия в мировом хозяйстве и МРТ.

Лекция

Записи в тетр.

Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Формы внешнеэкономических связей.

Комбиниров

Записи в тетр.

Участие России в    международных организациях.

Россия и СНГ.

Комбиниров

Записи в тетр.

Раздел 9. Глобальные проблемы человечества- 3ч.

Глобальные проблемы человечества

 Лекция

С 311-322

Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты. Стратегия устойчивого развития

Лекция

С.322-329

Заключительный урок по курсу экономической и социальной географии мира

Урок контроля и систематизации знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и тематическое планирование по английскому языку для 5 класса к учебнику Биболетовой М.З.

Рабочая программа и тематическое планирование  по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы курса анг...

Рабочая программа и тематическое планирование по географии для 6 класса (2 часа в неделю) по учебнику Герасимовой Т.П.

Рабочая  программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонентагосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общего исреднего (полного) общего ...

Рабочая программа и тематическое планирование по географии для 6 класса (2 часа в неделю) по учебнику Герасимовой Т.П.

Рабочая  программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонентагосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общего исреднего (полного) общего ...

рабочая программа и тематическое планирование по географии для 6 класса

В материале представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 6 класса...

Рабочая программа и тематическое планирование по английскому языку в 11 классе по учебнику В.П.Кузовлева и др.

Программа и тематическое планирование разработаны в соответствии с требованиями федерального компонента ГОС. Здесь вы можете найти  разработки контрольных работ....

Рабочая программа и тематическое планирование по английскому языку в 5 классе по учебнику М.Э.Биболетовой

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлены в соответствии с требованиями ГОС. Здесь вытакже можете найти разработки контрольных работ....

Рабочая программа и тематическое планирование по географии 5-6 классы, учебник Лобжанидзе А.А. просвещение, УМК "Сферы" 2014 год.

Рабочая программа и тематическое планирование линии УМК "География. Сферы" 5-6 классы для основной школы составлены на основе ФГОС общего образования....