Особенности природных компонентов Северного Кавказа
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Жук Елена Владимировна

Конспект урока по Северному Кавказу в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 128

Калининского района Санкт-Петербурга.

Урок географии

в 8 классе,

проведенный 24 января 2012 года.

Учитель: Зайцева Елена Владимировна.

Тема урока: «Особенности природных компонентов Северного Кавказа»

Цели задачи урока:

а) образовательные: познакомить с географическим положением, особенностях природы Северного Кавказа;

б) воспитательные: формирование компетенций личностного самосовершенствования через освоение способов интеллектуального саморазвития, способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе;

в) развивающие: способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания к конкретной территории, умений работать с картографическим материалом и учебником.

Тип урока: изучение нового

Оборудование урока: атлас, учебник, тетрадь, раздаточный материал, плакат- план урока, сведения об авторе.

ИКТ: презентация, видеофильм, вид Кавказа из космоса (планета гугл), интерактивная доска.

Методы: репродуктивный (вставить пропущенные сведения, заполнить схему), частично-поисковый (установить соответствие, причинно-следственные связи), исследовательский (проблемные вопросы, сравнение рек)

Особенности природных компонентов Северного Кавказа.

I.  Организационный момент. (0,5 мин)

- Проверим готовность: учебник, атласы, тетрадь, раздаточный материал.

II Актуальность темы. (3,5 мин)

- Предлагаю просмотреть сюжет и ответить на вопрос: о чем будем говорить? (Показ слайдов: виды Северного Кавказа+  музыкальное сопровождение)

-С каким природно-территориальным комплексом познакомимся? ( Северный Кавказ) Как догадались? (Музыка Кавказская, горы). С какими природными компонентами мы познакомимся? (рельеф, климат, высотная поясность, т.к. это горы, почвы). Верно, но мы всегда еще какой вопрос затрагиваем? (Об экологии). Вы определили цели урока , а я предлагаю такой план урока:

1. Географическое положение.

2. Особенности природы

3. Экологические проблемы.

4. Проверим знания

Предлагаю посмотреть на Северный Кавказ с космоса и его вершин в современном виде. (планета гугл)

III. Изучение нового материала. (27 мин)

(На доске карта России, у учащихся атлас Северного Кавказа)                                                                  1) Географическое положение      (6 мин)                                                                                                                 -  Знакомство с географическим положением мы проведем совместно. Горы расположены к югу от Русской равнины. От нее условно отделяются  впадиной. Назовите.  (Кумо-Манычская впадина). В геологическом прошлом — это был пролив, соединявший нынешние Чёрное и Каспийское моря, которые представляли собой обширное Майкопское море.  По Кумо-Манычской впадине проходит наиболее признанная условная граница между Европой и Азией. Северный Кавказ расположен на перешейке от Черного и Азовского морей (Таманского полуострова) до Каспийского моря (Апшеронский полуостров). В каком направлении протянулись горы? (С-З на Ю-В).  Найдите на карте Таманский полуостров. Раньше это место называли Тмутаракань. Кто знает почему? Тмутаракань, древний русский город на Таманском полуострове у станицы Таманской. В 8—9 вв. на месте Тмутаракань располагалось поселение Таматарха, подчинявшееся Хазарскому каганату. После разгрома Хазарского каганата в 965 киевским князем Святославом Игоревичем на месте Таматархи возникла Тмутаракань., которая стала политическим центром, крупным торговым городом с хорошей гаванью. Через Т. поддерживались политические и экономические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией. Кто хочет больше узнать об истории Тмутаракань, то можно прочитать книгу Олега Аксеничева « Дорога на Тмутаракань», сейчас эту книгу можно также прочитать и в электронном виде. Рассмотрим части Каваказа с севера на юг. По карте определите: Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье.  Какие части Кавказа относятся к России? С какими государствами проходит граница по Кавказу? Найдите самую высокую точку Северного Кавказа. Какова абсолютная высота? (5642 м). По одной из версий название Эльбрус происходит из иранского Айтибарес — «высокая Гора», а более вероятно — иранское «сверкающий, блестящий». Грузинское название Ялбуз — от тюркского ял — «буря» и буз — «лёд».

-Определите географические координаты г. Эльбрус. (43 с.ш., 42 в.д.) Найдите г. Казбек. Какова абсолютная высота? (5033 м). Измерьте протяженность гор с северо-запада на юго-восток, помните, что они начинаются от Таманского полуострова до Апшеронского полуострова. (более 1100  км). Рассмотрим части Кавказа с запада на восток. От Таманского полуострова до г. Эльбрус- это Западный Кавказ. От г. Эльбрус до г. Казбек- Центральный Кавказ. От г. Казбек до Апшеронского полуострова- Восточный Кавказ. Эльбрус- самая высокая точка России. А почему горы такие высокие? С фактами о геологическом строении, полезных ископаемых и рельефе Кавказа  нам поможет разобраться следующее задание.

2) Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. (6 мин)

- Возьмите раздаточный материал № 1. Перед вами текст о геологическом строении и рельефе Северного Кавказа, но в этом тексте не хватает некоторых данных. Ваша задача, используя текст дополнительного материала и атлас, вставить пропущенные сведения.

« Горы Кавказ- это высокие горы, т.к. это область _______ , _____________________ складчатости. Здесь имеются потухшие вулканы- это горы  _____________ и __________. Здесь есть горы- не состоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров, но внутри находится застывшая магма. Это горы лакктолиты: Машук, Бештау. Северные склоны Кавказа образуют хребты _____________, ______________, _____________. Они имеют _________ строение. Куэст- это гряды, у которых один склон пологий, а другой- круто обрывающийся, как результат переслаивания пластов, сложенных разными по твердости породами.  Геологическое строение сложное. На юге располагаются _______________ горы- это часть ___________ геосинклинальной зоны. Поднятия в неогеновый и четвертичный периоды превратили Большой Кавказ  в высокогорную страну. Подъем сопровождался интенсивным опусканием земных пластов по краям формирующейся горной цепи. Это привело к образованию предгорных прогибов: _________________, ____________.»

-Проверим (ученик читает).

Следующее задание: вам необходимо в раздаточном материале № 2 расставить соответствие: название полезных ископаемых, их образование и месторасположение.

Газ, нефть                                   минеральные воды                                 плиты Предкавказья

Полиметаллические                   осадочные                                          Пятигорск, Кисловодск

Руды, медь, молибден  

Кав. минер. воды                        магматические                                    Центр. часть Б. Кавказа

  1. Проверим что получилось.(Взаимопроверка)                                                                    Какие особенности геологического строения вы можете назвать?

3)Климат.(7мин)                                                                                                                                                                     – Много отличий имеется в климате Кавказа. Ваша задача изучить отличия климата высокогорий от Предкавказья, используя учебник стр. 174-175 и составить проблемные вопросы. Подсказка: 1 колонка- осадки, 2 колонка- температура, 3 колонка- ветра. (Ученики изучают материал учебника и составляют вопросы.

Дополнительные вопросы учителя ( в зависимости от времени на уроке): Какой ветер образуется весной? (Теплый ветер фен). Где и в какое время встречается ветер бора? ( зимой в Новороссийске). Что влияет на разнообразие климата? (удаленность от моря, высота гор). В каких климатических поясах расположен Кавказ? (Умеренный и субтропичесий)                                                                                                                               4)Реки.(4  мин)                                                                                                                                          

-Найдите на карте две крупные реки Северного Кавказа. Назовите их. Сейчас задание: 1 вариант найдет отличия двух рек, 2 вариант- сходство. Используете атлас и план описания рек. Возьмите раздаточный материал № 3- план описания рек и в тетради запишите в таблицу отличия или сходства. Проверим. (Сходства: исток- Северный Кавказ, питание ледниковое, режим рек – паводочный, в зависимости от рельефа- это горные реки. Отличия: устье р. Кубань- Азовское море, р. Терек- Каспийское море., направление течения: р. Кубань – на запад, р. Терек- на восток)                                                                                            -Очень ярко и образно описывает реки Кавказа писатель И. Соколов-Микитов.

«… Жутко взглянуть в головокружительную глубину, где, седая от пены, мчится с ревом река.

       Стремительные горные реки. Как бы разгневавшись, в седой злобной пене бьются они о каменное русло. Необычная сила выражается в сокрушительном их потоке. Кружится голова, когда стоишь возле такой реки. Кажется, все проносится мимо с бешеной быстротой,  осыпаемый брызгами, ты один стоишь, укрепившись на камне. Разноцветная радуга висит над рекой…

       Вот упало с кручи огромное дерево и мгновенно скрылось в пенящемся потоке. Как пустую соломинку, понесла его седая от пены река…»

-Какие характеристики рек Кавказа прослеживаются в этом отрывке? В низовьях Кубани и Терека расположены плавни.  Найти в учебнике, что такое плавни? (Это заболоченные пространства, покрытые камышом и тростником)

 5) Высотная поясность. (4 мин)                                                                                                                        – Используя рис. 66 на стр. 176, составьте схему высотной поясности Кавказа, его северного склона. Параллельно за схемой запишите типы почв, используя атлас. Работаем в парах. Раздаточный материал № 4.  (У подножья- степи и лесостепи- почвы черноземы, со стороны Черного моря- желтоземы. Горные широколиственные леса, буковый лес и смешанный лес- горно-лесные –это   серые и бурые лесные почвы.  Субальпийские луга и Альпийские луга- горно-луговые почвы. Снег и льды). Проверим (слайд).

IV Экологические проблемы Кавказа.  (6 мин)                                                                                                  – Набиев Артем подготовил задание для вас, рассказ и видеофильм об экологической ситуации Большого Утриша. (Артем рассказывает об Утрише. Показ видеофильма. Задание:  нужно подчеркнуть причинно-следственные связи. Причины- красным, следствие- синим). Работа в парах. Раздаточный материал № 5.                                                            «  Здесь расположены уникальные для России реликтовые леса средиземноморского типа. Также на Утрише растет большое количество растений-эндемиков и других редких охраняемых видов растений.                                                                                                               Большой Утриш потрясает своей красотой. Здесь чистейшая морская вода, горы и первобытный лес.                                                                                                                               По данным экологических организаций, ожидается передача лесных земель на Большом Утрише в долгосрочную аренду под хозяйственную деятельность различным структурам, а также создание на Утрише развитой курортной зоны, что приведет к массовой вырубке реликтовых лесов, изменению ландшафтов и полному преобразованию уникальных природных комплексов. В последние годы заказник практически некому было охранять, в связи с чем участились вырубки, браконьерство и лесные пожары. Власти молчали, а наличие общественного мнения там, где пахнет большими деньгами, носит только теоретический характер. Создание на Утрише развитой курортной зоны приведет к гибели экосистемы и невозможности ее восстановления. Хочется спасти хотя бы маленький кусочек из того, что подарила нам природа.»

  1. Закрепление изученного. (4 мин)

(даны задания 3 варианта по 5 вопросов. Необходимо дописать данные. В течение 3 минут выполняют и собираем)  Самопроверка. Раздаточный материал № 6.

1вариант:                                                                                                                                                   1. Северный Кавказ протянулись в направлении с _______________                                                                            2. Это гряды, у которых один склон пологий, а другой- круто обрывающийся, как результат переслаивание пластов, сложенных разными по твердости породами. _________                   3. Новороссийский холодный ветер- __________                                                                              4  Река Терек по характеру ______________                                                                                       5.  Почвы в Альпийских лугах ____________________

2вариант.                                                                                                                                             1. Часть Кавказа от г. Эльбрус до г. Казбек- ____________                                                               2. Горы- не состоявшиеся вулканы _____________                                                                            3. Наибольшее количество осадков получает ___________ склон                                                     4. Река Кубань впадает в ____________                                                                                                5. Какая природная зона расположена у подножья Кавказа? ____________________

3вариант.                                                                                                                                              1.  К России относятся части Кавказа с севера на юг _________, ____________                            2.  Кавказ- высокие горы, т.к. это области ______________ складчатости.                                    3. Теплый местный ветер _______________                                                                                   4. Реки Терек и Кубань имеют питание _______________                                                              5. В какой природной зоне имеются черноземы? ___________

VI.  Итог урока. (1 мин)

- Какие особенности природы вы запомнили? (Бора, фен, куэсты, лакколиты, горные реки и т.д.) Оценки за работу.

VII. Домашнее задание. (1 мин)

В контурных картах отметить полезные ископаемые, выучить номенклатуру урока (раздаточный материал № 7). Задание по выбору: презентацию по Прикубанской низменности, о Кавказских минеральных водах, о Высокогорном Дагестане. Каждое выступление по 5 минут. Можно по 2 человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Северный Кавказ (Европейский юг России)

Урок в 9 классе по теме:"Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы"....

Северный Кавказ. ЭГП,природные условия и ресурсы"

Данный урок разработан для учащихся 9 класса. на уроке использовались такие методы, как работа с картой, атласами, решение проблемного вопроса, заполнение таблицы, прослушивание аудиоматериала, создан...

Урок-путешествие по Северному Кавказу. (региональный компонент)

Урок-путешествие по Северному Кавказу. (региональный компонент)Учащиеся 5б класса приняли участие в  интегрированном уроке-путешествии литературы и природоведения «Путешествие по Северному Кавказ...

Разработка урока и презентация по географии в 8 классе по теме "Северный Кавказ.Особенности природы"

Открытый урок проведенный в рамках республиканского конкурса "Учитель года РТ-2018"...

Разработка урока и презентация по географии в 8 классе по теме "Северный Кавказ.Особенности природы"

Урок проведенный в рамках республиканского конкурса "Учитель года РТ-2018"...

Урок на тему «Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно- ресурсный потенциал»

Класс: 9Предмет: географияТема урока «Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно- ресурсный потенциал»...

Природные комплексы Северного кавказа

Материалы для проведения урока...