Главные вкладки

    Урок географии в 9 классе "Сравнение Северного Кавказа и Поволжья методом компьютерного моделирования"
    методическая разработка по географии (9 класс) по теме

    Урок географии в 9 классе по теме "Сравнение Северного Кавказа и Поволжья" 

     

    Цель урока: систематизировать знания об экономических районах: Поволжье и Северном Кавказе

    Задачи:

    1.Формирование у учащихся методами компьютерного моделирования образов экономических районов, эмоционально-ценностного отношения  к регионам России, стимулирование творческой, познавательной деятельности методом рефлексии;

    2. Развитие воображения и абстрактного мышления, совершенствование навыков работы с  различными источниками информации; 

    3. Воспитание патриотических и толерантных качеств обучающихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sravnenie_severnogo_kavkaza_i_povolzhya.doc72 КБ

    Предварительный просмотр:

                               Разработка урока по географии в 9-м классе

                              Учитель: Владимирова Л.В. 

    Жизнь, как видно, никому из нас не дается легко.
    Ну что ж, надо иметь настойчивость,
    а самое главное - уверенность в себе.
    Надо верить, что ты на что-то годен
    и этого “что-то” нужно достичь,
    во что бы то ни стало.

    Мария Кюри, физик

    Время: 45 минут

    Тема урока: Сравнение образов Поволжья и Северного Кавказа методом компьютерного моделирования

    Цель урока: систематизировать знания об экономических районах: Поволжье и Северном Кавказе

    Задачи:

    1.Формирование у учащихся методами компьютерного моделирования образов экономических районов, эмоционально-ценностного отношения  к регионам России, стимулирование творческой, познавательной деятельности методом рефлексии;

    2. Развитие воображения и абстрактного мышления, совершенствование навыков работы с  различными источниками информации;  

    3. Воспитание патриотических и толерантных качеств обучающихся.

    Тип урока: интерактивный, интегрированный

    Оборудование: атласы 9 класс, учебник (авторы Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А.), экономическая карта России, портфолио, интерактивная доска, компьютеры,

    Инструкционные листы

                                План урока.

    Содержание этапа урока

    Виды и формы работы

    1. Организационный момент.

    Приветствие.

    2. Мотивационное начало урока.

    Постановка целей урока, инструктаж по ТБ.

    3. Актуализация знаний учащихся

    Фронтальный опрос (Географическая разминка)

    4.Экспресс-контроль

    Работа на компьютере

    6. Обобщение и систематизация знаний.

    Индивидуальная работа на ПК 

    7.Закрепление ЗУН

    Работа на ПК, фронтальная работа

    8. Подведение итога.

    Оценивание. Рефлексия

    9. Домашнее задание.

    Фиксирование д/з

    Фамилия, имя

    Оценки

    Кол-во баллов

    За геогр.

    разминку

    Тест

    Практическая

    работа

    Работа в группе

    Владение

    ИКТ

    Защита про-екта

    Итоговая

    Конт карта

    К специализации

                   

                                                            Ход урока

    1. Организационный момент. Счастливый билет! (Мы – участники конкурса! Нам доверили в год 65летия великой победы, зимней олимпиады, когда Россия примет эстафету от Ванкувера представить школу на муниципальном конкурсе: Класс года!)  

    И поприветствуем гостей – звездным дождем!

    На сегодняшнем уроке мы постараемся поделиться, а может и обменяться знаниями и впечатлениями об изученных экономических районах. А как глубоко вы изучили данный материал, мы сейчас и проверим.

     И так, что же мы знаем о Поволжье и Северном Кавказе?

    Задание 1. Устный опрос. Географическая разминка (За 1 минуту)

    Правильный ответ оценивается в +1 балл, количество баллов заносится в Портфолио,

    Северный Кавказ (1 группа)

    1.- Между какими морями расположены горы Большого Кавказа? (Черным и Каспийским)

    2.- Кавказ отделен от Русской равнины…(Кумо – Манычской впадиной)

    3. - Самая высокая вершина Кавказа (Эльбрус 5642м)

    4. - Какой складчатости принадлежит Кавказ (Альпийской)

    5. - Хребты Скалистый и Пастбищный являются…(куэстами)

    6. - В Предкавказье – месторождения…(нефти и газа)

    7. - На Большом Кавказе – месторождения…(полиметаллические руды, вольфрам, медь, ртуть, молибден)

    8. - Кисловодск, Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки – что это за города? (курорты)

    9. - Самая теплая зима в России (в Сочи)

    10. - Фен, бора – это…(местные ветры)

    - Обширные заболоченные пространства, в низовьях Кубани…(плавни)

    11. - Почвы Предкавказья…(черноземы)

    12. - Какие субъекты федерации входят в состав Северного Кавказа? (1 область, 2 края,  7 республик)

    13. – Какая из республик самая пестрая по этническому составу? (Дагестан)

    Задание 2.                 Поволжье. (2 группа)

    1. – Какова площадь экономического района? (
    2. – Что является стержнем района? (Волга)
    3. – Какие субъекты федерации входят в состав Поволжья? (2 республики, 6 областей)
    4. – Центр какой области расположен не на р. Волга? (Пенза)
    5. – Какой город Поволжья трижды менял свое название? (Волгоград)
    6. – Назовите субъект федерации, где большинство проживающих исповедуют буддизм? (Калмыкия –Хальмг-Танч)
    7.  – Какими ресурсами богато Поволжье? ( соль, нефть, газ, горючие сланцы, строительные материалы)
    8. – Каков рельеф Поволжья? (равнинный)
    9. – С каким государством Поволжье имеет границы? (Казахстаном)
    10. – Какой народ Поволжья является титульным в России? (татары)
    11. – Назовите города- миллионеры Поволжья? (Казань, Самара)
    12. – Какой город Поволжья носит название желтой горы? (Саратов)
    13. – На территории какого субъекта федерации, самая крупная в России АЭС?

    ( Саратовской области)

    Занесите каждый свои баллы в Портфолио

    Задание 3.

    Проверка ЗУН:

    Работа с тестом (5 минут) по выбору: (Поволжье, Кавказ, Информатика) Следуя инструкции, выполните самостоятельно предложенный тест, оценку занесите в Портфолио

    Инструкция 1.

    1. Познакомиться с инструктажем
    2. Открыть папку 9Б, файл тест
    3. Начать работу
    4. По завершению выставить оценку в Портфолио

    Инструктаж

    – Нельзя самостоятельно, без разрешения преподавателя, включать и выключать компьютеры.
    – Нельзя касаться тыльной стороны компьютеров и проводов.
    – Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.
    – Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.
    – Нельзя ходить по классу, вставать со своего места без разрешения преподавателя.
    – В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари – позвать преподавателя.

    Тест 1.

    1. Северный Кавказ не омывается морем:

    а) Черным,         в) Балтийским

    б) Каспийским        г) Азовским

    2. Северный Кавказ не граничит с:

    а) Украиной        в) Грузией

    б) Казахстаном        г) Азербайджаном

    3. Какое место в России Северный Кавказ занимает по продукции АПК:

    а) 1        в) 4

    б) 3        г) 10

    4. Город- миллионер Северного Кавказа:

    а) Краснодар        в) Ростов-на-Дону

    б) Ставрополь        г) Махачкала

    5. Какова плотность населения Северного Кавказа:

    а) 34 чел/км2        в) 17 чел/км2

    б) 50 чел/км2        г) 108 чел/км2

    Тест 2.

    1.Главной улицей Поволжья является:

    а) Дон        в) Ока

    б) Волга        г) Терек

    2. Какие республики входят в состав Поволжья:

    а) Татарстан и Калмыкия        в) Карелия и Коми

    б) Карелия и Татарстан        г) Калмыкия и Адыгея

    3. Какой народ во время ВО войны был депортирован в Сибирь:

    а) татары        в) казахи

    б) немцы        г) калмыки

    4. На какой возвышенности расположен город Саратов?

    а) Валдайской        в) Смоленско-Московской

    б) Приволжской        г) Ставропольской

    5. Какой из субъектов федерации наименее плотно заселен:

    а) Саратовская область        в) Татарстан

    б) Республика Калмыкия        г) Ульяновская область

    Задание 3. Работа с картой

    Расшифровать состав экономического района (Какая цифра потерялась?)

    Чего нет на картах?

    Задание 4.

    Что хотели бы узнать на уроке? (отрасли специализации Поволжья и Северного Кавказа и их плюсы и минусы) или (перспективы и проблемы)

    Инструкция 2.

    1.Построить модель определения коэффициента специализации.  Для работы необходимо иметь данные:

    - Долю продукции района в %

    - долю численности населения района в % по отношению к общей численности населения страны.

    2. Если в результате произведенных расчетов, вы определите, что К>1, то эта отрасль является отраслью специализации данного района.

    3. Для определения специализации существует К специализации, который рассчитывается по формуле: К= П/Н, где П – для продукции района,

    Н – доля населения района в общем населении страны

    Экономический район

                                 Отрасли специализации9 (П)

    Доля населения (Н)

              АПК

    Машиностроение

    ТЭК

    Легкая

    Поволжье

    20%

    18,6%

    28,2%

    1,8%

    11,4

    Северный Кавказ

    23%

    16,7%

    23,2%

    1,2%

    12%

    4.Создайте графическую модель, отражающую значение коэффициента специализации по отраслям промышленности:

    Для построения диаграммы выделите не связанные диапазоны В4:В12 ит.д. доработать с Л.И.

    Чтобы на интерактивную доску вывести или график или диаграмму 

    Вывод: Отрасли специализации Северного Кавказа и Поволжья совпадают, т.к. (ответы детей)

    Работа в группах

    - Что общего пережили данные регионы, в чем отличие этих регионов?

    Задание 5.

    Попробуем исследовать историю, народы, причины разнообразия этносов, рекреационные ресурсы

    ! группа: Исследует многонациональный состав Северного Кавказа  *(составляют проект по тексту)

    2 группа: Исследует многонациональный состав Поволжья (составляют текст по презентации)

    3 группа: Памятники «Журавлей» в Поволжье и на Северном Кавказе (На мелодию Журавлей демонстрация всех памятников павшим в годы Великой Отечественной войне)

    4 группа: «Остановись мгновенье. Ты прекрасно!» ( Презентация, Сочи зимняя олимпиада -2014 год!

    5 минут на подготовку, 3 на защиту.

    Задание 6. Итог урока

    Домашнее задание: подготовьте материал о выдающихся людях регионов

    Теперь мы ответим на последний вопрос урока, изменив его содержание Где нам пригодятся полученные знания на уроке ( Ответы детей в повседневной жизни)

    Оценки за урок, учащиеся выставляют по итогам портфолио

    Дарим на память буклет экономических районов: Поволжья и Северного Кавказа

    Приложения


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фундаментальные эксперименты в физической науке методом компьютерного моделирования

    Особым видом эксперимента является модельное экспериментирование: когда эксперимент проводится не с объектом-оригиналом, а с моделью — другим объектом, заменяющим оригинал, обладающим лишь нек...

    Проверочная работа по географии по теме: «Северный Кавказ»

    Работа позволяет быстро и объективно провести проверку материала по теме. Используется материал учебника....

    Открытый урок в 8 классе " Северный Кавказ"

    Интегрированный урок географии с литературой ....

    Тест по географии 8 класса "Северный Кавказ"

    Тест для  проверки знаний по теме "Северный Кавказ" в 8 классе в курсе географии  "Природа России"...

    Контрольная работа по географии «Европейский Север, Северный Кавказ, Поволжье, Урал»

    Контрольная работа по географии «Европейский Север, Северный Кавказ, Поволжье, Урал»  9 класс, 3 варианта....