«Я жалею о том, что не видел лица всей Земли...»
методическая разработка по географии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тюрина С.Н. учитель географии.
Школа № 707. ВАО. г. Москва. Курсы ЭКС-14.
Мастерская по географии в 7 классе на тему:
«Я жалею о том, что не видел лица всей Земли...»
Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. В детстве, читая книги Ж. Верна, Обручева, Ферсмана, мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег: мир дальних стран зовет за собой. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий, и тогда сердца с грустью отзываются на трогательные строки Р.Рождественского:
Индукция.
Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.
Теперь я знаю: возможность сделать открытие есть - примите участие в мастерской.
Сегодня мы отправимся в путешествие по Южной Америке.
Звучит латиноамериканская мелодия.
— Напишите ваши ассоциации. Поделитесь ими.
— Южная Америка - крупный материк, имеющий множество географических объектов. Запишите на своем листе три географических названия, с которыми связано ваше восприятие природного комплекса Южной Америки.
Деконструкция
Варианты записей:
1) Анды
Амазонка
Титикака
2) Амазонка
Бразильское
Огненная Земля
3) Амазонка
Анхель
Буэнос-Айрес
— Назовите данные объекты по их природной принадлежности, подпишите ниже.
Варианты новых записей:
1) Анды, горы
Амазонка, река
Титикака, озеро
2) Амазонка, река
Бразильское, плоскогорье
Огненная Земля, остров
3) Амазонка, река
Анхель, водопад
Буэнос-Айрес, город
— Передавая работы по кругу в своей группе, дополните записи товарищей названиями географических объектов, выбранных вами, при этом не повторяясь.
Получается следующее:
Деконструкция
Вариант I
Анды, горы
Амазонка, река
Титикака, озеро
Бразильское, плоскогорье
Огненная Земля, остров
Анхель, водопад
Буэнос-Айрес, город
и т.д.
Вариант 2
Амазонка река
Бразильское плоскогорье
Огненная Земля остров
Анды, горы
Титикака, озеро
Анхель, водопад
Буэнос-Айрес, город
и т.д.
Вариант 3
Амазонка, река
Анхель, водопад
Буэнос-Айрес, город
Анды, горы
Титикака, озеро
Бразильское, плоскогорье
Огненная Земля, остров
и т.д.
— Обсудите в группе правильность выбранных географических названий и соответствующих им природных объектов.
Проводим перекличку. Выступает представитель группы, называет все географические названия, выбранные в группе, указывает их природную принадлежность. Все остальные участники дополняют и исправляют свои записи, например:
Вариант 1
Анды, горы
Анхель, водопад
Парана, река
Амазония, природная область
Аконкагуа, гора
и т.д. (город Буэнос-Айрес исключен)
Социализация
— Выберите из общего перечня три любых объекта, которые наиболее полно создают образ материка, являются его визитной карточкой.
— Составьте краткий рассказ, назвав 5—6 особенностей каждого объекта.
Вариант I
Анды, горы - высокие, скалистые, молодые, труднопроходимые, тянутся с севера на юг, богатые растительностью, много полезных ископаемых
Амазонка, река - равнинная, полноводная, широкая, в верховьях бурная, водятся пираньи, крокодилы
Титикака, озеро - высокогорное, пресноводное, хранит много тайн, глубокое
Вариант 2
Амазонка, река - впадает в Атлантический океан, полноводная, много притоков, берега заболочены, водится много хищников
Бразильское, плоскогорье - средние высоты 500-1000 м, богато полезными ископаемыми, древнее происхождение, давно освоено
Огненная Земля, остров - расположен на крайнем юге материка, сохранилась вулканическая активность
Во время выполнения этой работы каждой группе выдаются атласы, иллюстрированный материал и блок карточек с дополнительной информацией о различных объектах природного комплекса материка, в основном описательного характера.
ЛЬЯНОС
Льянос — открытое ровное пространство, раскинувшееся по обе стороны р.Ориноко. Поверхность Льянос покрыта густой высокой травой с кое-где разбросанными отдельными деревьями или пальмами. Таков облик типичной саванны — Льянос. Климат этой местности чрезвычайно разнообразен. Летом сушь и жара. Земля потрескалась, вода испарилась, травы засохли, ветер носится по оголенной пустыне, поднимая тучи пыли.
Но вот на небе собираются первые тучи, проливается первый дождь. За ним другой, третий. Пересохшая почва жадно пьет влагу.
Яркая зелень покрывает всю землю, пестреет масса цветов. Трава растет буйно, достигая человеческого роста. Животные снова возвращаются на свежий питательный корм.
Травяной покров роскошен. Он в расцвете, он живет и дышит сотнями разнообразных трав, сотнями различных животных.
Хрестоматия по физической географии. Изд. 5-е.
ПАМПА
На протяжении около 3 тысяч километров по обеим сторонам р. Параны тянутся степи, называемые пампой.
Это волнующее море травы, где порой на большом пространстве не встречается ни одного деревца, ни одного кустарника. Весной вся степь украшена цветами, над которыми кружатся тысячи различных насекомых. Реки и озера оживляют степь, сверкая на солнце своими зеркальными гладями или прозрачными струями.
Около озер и вдоль рек небольшие рощицы разнообразных деревьев, под зеленью которых собираются животные и птицы. Черные белки скачут и резвятся в ветвях бегоний и магнолий, ниже разрослись душистые кусты жасмина; порхают крошечные разноцветные птички колибри. Они так малы, так легки и красивы, что даже наша бабочка по сравнению с ними кажется грубой.
В ярко-зеленой листве Маврикиевой пальмы и кипариса скрываются стаи крикливых попугаев. Дикий виноград перекидывает свой извивающийся стебель с одного дерева на другое, вливая своеобразный аромат в аромат других цветов или свешивая вниз свои прозрачные грозди; на тонких стеблях его, как на качелях, раскачиваются птицы. Но стоит только отойти от воды, как древесная растительность совершенно исчезает. Опять море трав, по которому бродят стада одичалых быков, табуны лошадей и других животных. Между ними важно шагают американские страусы нанду.
Хрестоматия по физической географии. Изд. 5-е.
СЮРПРИЗЫ АМАЗОНКИ
Амазонка постоянно преподносила различные сюрпризы и вынуждала быть всегда начеку. Во время дождливой поры река выступала из берегов и заливала джунгли на десятках и сотнях квадратных километров. Одни острова исчезали, вместо них неожиданно появлялись другие, которые иногда срывались с места и плыли вниз по реке. То здесь, то там возникали подвижные отмели, огромные водовороты, плыли деревья, вырванные с корнем, чрезвычайно опасные для судов. Грязно-желтые, вспененные волны реки несли иногда целые куски размытого берега вместе с растительностью. Древесные стволы вставали торчмя, создавали грозные заторы на реке, а вырванные с корнем водоросли, ветви деревьев и кучи тростника коварно скрежетали по бортам судна.
В глубинах Амазонки таились целые косяки кровожадных рыб Пиранья; поджидали жертв маленькие, величиной в палец, рыбки Канеру, которые способны глубоко залезать, в тела животных и людей; в песке или речном иле дремали ядовитые речные Хвостоколы (пресноводный скат), электрические скаты; плавали прожорливые крокодилы.
А.Шклярский. Томек у истоков Амазонки.
ТИТИКАКА
Крупнейшее пресноводное озеро Южной Америки — Титикака. Легенды инков о затопленных сокровищах озера издавна волновали воображение историков, археологов и искателей кладов. По одной легенде, инки, собрав все золото, отлили из него золотую цепь и, чтобы сокровище не досталось врагу — испанским конквистадорам, сбросили ее в озеро, которое, как они считали, не имело дна. Согласно другой легенде, в затонувшем дворце индейские воины спрятали золотые и бриллиантовые клады короля инков.
Технически хорошо оснащенная французская экспедиция Жака-Ива Кусто, располагавшая двумя подводными лодками-малютками, после восьминедельных поисков установила, что озеро Тити-кака не имеет никаких тайн. Экспедиция измерила глубину «бездонного» озера — 320 метров.
Ридерз Дайджест, май 1994 г.
ВОДОПАДЫ
В бассейне р.Ориноко, на реке Чурун, находится самый высокий на Земле водопад — Анхель (высота 1054 м), открытый сравнительно недавно, в 1935 году. Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Южной Америки. Горный массив Ауян-Тепуи высотой до 3000 м обрывается отвесной скальной стеной. Подступы к стене перекрыты трудонопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными.
Другой интересный водопад — Игуасу — находится на реке Игуасу (приток Параны). «Игуасу» на языке индейцев игуарани — «Большая вода».
Игуасу ниспадает двумя главными каскадами, но всего водопадов в системе — 275. Волнение охватывает каждого, наблюдающего это чудо природы. С воздуха система выглядит как иззубренная коса. Охватить взглядом с земли весь фронт водопада невозможно: мешают скалы и тропический лес. Чудовищную массу воды низвергает Игуасу. Расход воды — 12266 т в секунду.
Очевидцы так отзываются о водопадах Игуасу: «Грандиозное зрелище небывалой красоты, поражающее всех, кому посчастливилось его увидеть».
Записки бразильской экспедиции. Ридерз Дайджест, май 1992 г.
ДЖУНГЛИ АМАЗОНИИ.
Наконец-то мы достигли джунглей. Ну и встреча! Если определить одним словом, какой она была, то можно сказать — мокрой. Грязь забивалась в каждую расщелину, дрова не горели, пот не высыхал, порезы не заживали. В условиях высокой влажности джунглей запах гнили въедался в кожу; вокруг блестела зловонная грязь, одежда начала расползаться.
И всюду кишели насекомые: пауки, тараканы, ночные бабочки, пчелы, осы, муравьи, клещи, комары. Они жужжали и гудели, вились вокруг глаз и ушей, кусали ноги, вонзая в кожу маленькие жадные хоботочки, и на месте укусов вскоре образовывались гноящиеся язвы. Даже самые невинные из этих созданий — бабочки, сбиваясь в стайки, превращались в досадную помеху. Они облепили плот, точно огромная колышущаяся туча.
Джо Кейн. Вниз по Амазонке. Ридерз Дайджест, май 1992 г.
Афиширование
Выступления групп.
Каждая группа по очереди характеризует природные объекты. Участники других групп дополняют и исправляют ответ. Все записи фиксируются каждым учеником на своих листах.
— Обобщая ваши рассказы, попробуем нарисовать образ Южной Америки. Я начинаю фразу, а каждая группа по очереди заканчивает ее. Рассказ сопровождается показом по настенной карте.
Южная Америка расположена в следующих широтах... (первая группа называет крайние точки, размеры материка, его очертания).
Южная Америка омывается... (вторая группа называет океаны).
Южная Америка расположена в следующих тепловых поясах, поясах освещенности, климатических поясах... (третья группа дает ответ).
Ближайшими материками являются... (четвертая группа дает ответ).
— Подберите слово, которым можно охарактеризовать природный комплекс материка. Ученики по очереди называют слова, одновременно записывая их на листах: природный комплекс Южной Америки разнообразен, уникален, своеобразен, контрастен, красив, неповторим, экзотичен, богат, удивителен...
— На классной доске представлены некоторые характеристики материка (напечатаны на плакатах):
географическое положение
рельеф
климат
внутренние воды
почвы
растительность
животный мир
Разрыв
— Найдите взаимосвязь между ними, поясните их. В ходе социализации идет уточнение причинно-следственных связей.
— Теперь задание творческого характера: составьте памятку туристу, отправляющемуся в Южную Америку. В ходе работы над памяткой вам следует;
— выбрать маршрут, вид транспорта, точку отправления, форму изложения;
— рассказать об особенностях природного комплекса материка. (Каждой группе в помощь выдается карточка с информационным материалом.)
НА БРАЗИЛЬСКОМ БАЗАРЕ.
На ярмарке в порту Вер-у-Пезу можно было купить рис, клубни маниока или выделанную из них крупу, которую называли здесь «фаринья», «кастанья ду Пара», или знаменитый бразильский орех, какао, кокосовые орехи, бананы, ананасы, рыбу от самой маленькой до огромной и, кроме многих продовольственных товаров, также ценную крокодиловую или змеиную кожу, шкуру ягуаров, удивительные изделия из крыльев красивых бабочек, ожерелья из сушеных семян, кружева, сплетенные из пальмовых волокон, и множество других предметов работы искусных индейских умельцев. Были на ярмарке и коллекции красочных бабочек и мотыльков, пучки засушенных колибри, продавались даже живые попугаи, умевшие сказать несколько слов на испанском или португальском языке, обезьянки, а кое-где можно было встретить выставленных на продажу живую анаконду и даже ягуара.
А. Шклярский. Томек у истоков Амазонки.
Выступления групп
Варианты ответов
1. Южная Америка — страна вашей мечты. Великолепная тропическая природа. Незабываемое путешествие по Амазонии. Встречи с анакондой, пираньей и другими экзотическими животными потребуют от вас мужества, внимания и осторожности. Ознакомление с древними цивилизациями повысит ваш образовательный уровень Лучший кофе мира в сочетании с яркими красками карнавала в Рио-де-Жанейро наполнит ваши сердца радостью.
2. Но учти, сколь там прекрасно.
Там настолько же опасно,
Там растения и звери,
Заманив, откроют двери.
— Сегодня мы познакомились с уникальным природным комплексом Южной Америки — материком рекордов. Ко многим его природным объектам можно добавить слово «самый».
Закончите мои фразы:
Самый высокий водопад мира... (Анхель)
Самая полноводная река мира... (Амазонкч)
Самая высокогорная пустыня мира... (Атакяма)
Самое пресноводное озеро... (Титикака)
Самые «медные» горы планеты... (Анды)
Самые красивые пляжи... (на Атлантическом побережье)
Самые большие города... (Рио-де-Жанейро)
Самые красивые и пышные карнавалы... (в Бразилии)
Самые экзотические базары... (бразильские)
— Закройте глаза. Подумайте, какой сувенир привезете вы из Южной Америки.
Каждый ученик называет один предмет, например: ананас, какао, бабочку, ожерелье...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок добра "Твори добро на всей Земли..."
Сценарий классного часа "Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо..."А у вас, получается, жить так, чтобы не было потом стыдно? Творить добро и ограждать близких и неблизких от сво...
Сценарий концертного мероприятия ДШИ "Дружат дети всей земли"
Творческий проект организован мною в ответ на поставленную на педагогическом совете задачу проведения работы среди учащихся по вопросам о толерантности. Концертное мероприятие стало общешкольным т.к. ...
"Если бы парни всей земли"
Концерт к 23 февраля, в котором выступают только мальчики....
В космос люди улетают патриотами своей страны, города, края,а возвращаются — патриотами всей Земли
Что такое космос?На данный момент времени мы живем в современном мире информационных технологий, и часто слышим про понятие космос. Сейчас каждый человек должен знать о том, что такое космос, а также ...
Проект "Дружат дети всей земли"
Реализуя проект "Дружат дети всей земли", нам удалось приобщить дете дошкольного возраста к искусству танца. Ведь танец это не только красота движений и отличный способ укрепить свое здоровье, но и во...
Эта память верьте, люди, всей земле нужна. Если мы войну забудем, вновь придёт война.
Сталинградская битва...
«Твори добро на всей земле»
Небывалый духовный, политический, социальный и экономический кризис, потрясший Россию, привел к падению жизненного уровня многих семей.Кризис современной семьи, констатируемый специалистам...