урок по теме: "Население России" (фрагмент обобщающего урока)
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Вашему внимнию предоставлен фрагмент урока, показанном в незнакомом классе на конкурсе "Учитель года Дона". Данная разработка может быть использована на итоговом уроке по теме "Население России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naselenie_9_klass.doc | 227 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговый урок по теме «Население России»
Цели для учителя:
- Развитие умений самостоятельно формулировать социальные и экономические проблемы на основе географической информации и статистических данных о населении России.
- Совершенствование навыков работы с тематическими картами, графиками, таблицами, обучение приемам обработки, анализа и интерпретации количественных данных.
- Формирование толерантного отношения к народам России.
Цели для учащихся:
- Уметь выделять в материале главные положения.
- Уметь иллюстрировать усвоенные теоретические положения примерами и фактами, воспроизводить материал в сокращенном виде.
- Уметь выделять мировоззренческие и нравственно – эстетические идеи в изучении материала
Оборудование: географические атласы, графики, пакет статистических данных, инструктивные карты.
Методы обучения: создание проблемной ситуации; организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников; создание условий для развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений.
- Организационный момент.
Сегодня мы рассматриваем тему «Население России», ее основные понятия.
--Семья в жизни человека играет важную роль. В семье человек рождается, живет и умирает. Семья во многом определяет наследственность ребенка., его национальную принадлежность, место жительства, социальный статус, мировоззрение. Многие из этих характеристик изучает география и ее раздел - демография.
А тема урока « Основные характеристики населения». Мы должны сегодня научиться работать с половозрастной пирамидой, научимся анализировать, устанавливать причинно – следственные связи.
- Фронтальная работа.
- Назовите одну из главных характеристик населения ( численность) -на доску.
Россия занимает 7 место в мире по численности. По последней переписи населения- нас 145 млн. человек.
- Какие причины влияют на численность? ( рождаемость и смертность) -на доску, а разность между рождаемостью и смертностью называется (естественный прирост) -на доску.
- Вспомните своих бабушек, сколько родных братьев и сестер было в их семьях? У ваших родителей? У вас?
-Какую тенденцию мы наблюдаем?
-Почему в последние годы рождаемость снизилась?
- 1992 год – самая низкая рождаемость не только в России, но и в Октябрьском районе 492 человека, а в том же году умерло 1113 человек. Что явилось причиной высокой смертности, и низкой рождаемости? Какие также причины можно назвать главными в увеличении смертности?
- Обратимся к пирамиде. ( объяснить структуру), какой прогноз можно установить с ее помощью? Что произойдет с населением (таблица)? (прил.1)
- Как вы объясните слова: « Демографическая пирамида – это сегодняшний портрет страны, фотография прошлого или рассказ о будущем?».(прил. 1)
-На убыль населения влияют также межнациональные конфликты ( Национальный состав.) Почему они характерны для Северного Кавказа?
- В России проживает 130 народов и каждый исповедует разные религии, какой из кавказских народов исповедует православие? (осетины) танец «Лезгинка»
.
- Как религия влияет на перемещение людей? ( они проживают компактно ) . На перемещение народов влияют (миграции)
- Приведите примеры миграций с помощью схемы .(прил. 3)
- О каких миграциях говорится в песнях: « Из- за острова на стрежень на простор седой волны , выплывают расписные Стеньки Разина челны».
« На недельку до второго я уеду в Комарово…»
« А теперь на белом свете все куда – то колесят: едут взрослые и дети на работу, в зоосад, едут в баню и в аптеку, едут к теще на обед…»
- Большая часть населения живет в Европейской части, меньшая – в Азиатской.
- Как называются населенные пункты с населением более 20 тыс. человек? ( города)
( 2 человека на местах устанавливают соответствие: город сегодня и его прошлое название)
- Как называются сельские населенные пункты? (деревни, хутора, поселки, станицы)
- Какие миграции были характерны для города и деревни в 90 годы? (отток из деревни или пригорода в города), а сегодня? ( из города – в деревню или пригороды), причина –экологическая. ( прил.3)
Закрепление:
( На местах выполнить тестовое задание, обменяться работами, оценить их, проверить вслух), проверить работу по городам.
Подведение итога урока
- Какими параметрами характеризуется население?
(рождаемость, смертность, естественный прирост, религиозный состав, национальный состав, миграции, города, сельские населенные пункты)
Приложение 1
Приложение 2
Наименование территории | Оба пола | Мужчины | Женщины | |||
1989г. | 2002г. | 1989г. | 2002г. | 1989г. | 2002г. | |
Сельское население | 54563 | 66702 | 25727 | 35019 | 28836 | 31683 |
Приложение 3
Миграции | |
Классификация | Виды |
По причинам | Природные Семейно-бытовые Экономические Политические Религиозные |
По характеру | Добровольные Принудительные |
По времени | Безвозвратные Возвратные: маятниковые вахтовые сезонные |
По масштабам | Внешние (международные): |
По организо ванности | Организованные Неорганизованные |
Приложение 4
Приложение5
Закончить предложение.
- Перемещение людей из одних районов в другие…
- Самая распространенная религия в России…
- Разность между рождаемостью и смертностью…
- Республика, расположенная в центре Краснодарского края…
- Населенные пункты с населением более 20 тысяч человек…
Закончить предложение.
- Перечислить сельские населенные пункты в Ростовской области….
- Количество родившихся на 1000 жителей в год…
- Пирамида, отображающая соотношение мужского и женского населения разных возрастов…
- Насильственное перемещение людей из одних районов в другие…
- Республика России , граничащая с Ростовской областью на востоке…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект уроков по теме "Население мира"
Конспекты уроков по теме " Население мира", возможно сопровождение презентацией учащихся, предусмотрена работа с опережающим домашним заданием,уроки построены с использованием элементов технологии тво...
Обобщающий урок по теме Население России
Обощающий урок по теме Население России рекомен6дуется для закрепления материала по данной теме. Цель урока: повторить, закрепить и проверить понимание ключевых положений темы, знаний основных термино...
Обобщающий урок по теме "Население России"
В данной презентации содержится материал для обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме "Население России"...
урок по теме "Население Ю.Америки"
Разработка урока для 7 класса по теме "Население Ю.Америки". К уроку прилагается презентация. Лист индивидуальной работы ученика. В разработке представлены задания по выработке у учащихся УУД....
урок по теме Население России
урок по теме Население россии...
За невестами в Россию. Обобщающий урок по теме Население.
Данного урока нет в программе. Но именно эта тема является актуальной для учащихся 10-11 классов. урок можно провести при изучении тем "население мира", "региональная часть " или как внеклассное мероп...
Обобщающий урок по теме "Население РФ" на примере своей семьи
Урок проходит в групповой форме в 9 классе. Урок проходит хорошо, учитывая, что в 9 классе учатся как правило не для знаний, а для оценок. а мне 5 жалко ставить просто так. Урок провожу, опираясь на д...