Главные вкладки

    урок по теме: "Население России" (фрагмент обобщающего урока)
    план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

    Смольская Елена Валерьевна

    Вашему внимнию предоставлен фрагмент урока, показанном в незнакомом классе на конкурсе "Учитель года Дона". Данная разработка может быть использована на итоговом уроке по теме "Население России".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon naselenie_9_klass.doc227 КБ

    Предварительный просмотр:

    Итоговый урок по теме «Население России»

     Цели для учителя:

    1. Развитие умений самостоятельно формулировать социальные и экономические проблемы на основе географической информации и статистических данных о населении России.
    2. Совершенствование навыков работы с тематическими картами, графиками, таблицами, обучение приемам обработки, анализа и интерпретации количественных данных.
    3. Формирование толерантного отношения к народам России.

    Цели для учащихся:

    1. Уметь выделять в материале главные положения.
    2. Уметь иллюстрировать усвоенные теоретические положения примерами и фактами, воспроизводить материал в сокращенном виде.
    3.  Уметь выделять мировоззренческие и нравственно – эстетические идеи в изучении материала

    Оборудование: географические атласы, графики, пакет статистических данных, инструктивные карты.

    Методы обучения: создание проблемной ситуации; организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников; создание условий для развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений.

    1. Организационный момент.

    Сегодня мы рассматриваем тему «Население России», ее основные понятия.

    --Семья в жизни человека играет важную роль. В семье человек рождается, живет и умирает. Семья во многом определяет наследственность ребенка., его национальную принадлежность, место жительства, социальный статус, мировоззрение. Многие из этих характеристик изучает география и ее раздел  - демография.

    А тема урока « Основные характеристики населения». Мы должны сегодня научиться работать с половозрастной пирамидой, научимся анализировать, устанавливать причинно – следственные связи.

    1. Фронтальная работа.

    - Назовите одну из главных характеристик населения ( численность) -на доску.

    Россия занимает 7 место в мире по численности. По последней переписи населения- нас 145 млн. человек.

    - Какие причины влияют на численность? ( рождаемость и смертность) -на доску, а разность между рождаемостью и смертностью называется (естественный прирост) -на доску.

    - Вспомните своих бабушек, сколько родных братьев и сестер было в их семьях? У ваших родителей? У вас?

    -Какую тенденцию мы наблюдаем?

    -Почему в последние годы рождаемость снизилась?

    - 1992 год – самая низкая рождаемость не только в России, но и в Октябрьском районе 492 человека, а в том же году умерло 1113 человек. Что явилось причиной высокой смертности, и низкой рождаемости? Какие также причины можно назвать главными в увеличении смертности?

    - Обратимся к пирамиде. ( объяснить структуру), какой прогноз можно установить с ее помощью? Что произойдет с населением (таблица)? (прил.1)

    - Как вы объясните слова: « Демографическая пирамида – это сегодняшний портрет страны, фотография прошлого или рассказ о будущем?».(прил. 1)

    -На убыль населения влияют также межнациональные конфликты ( Национальный состав.) Почему они характерны для Северного Кавказа?

    - В России проживает 130 народов и каждый исповедует разные религии, какой из кавказских народов исповедует православие? (осетины) танец  «Лезгинка»

    .

    - Как религия влияет на перемещение людей? ( они проживают компактно ) . На перемещение народов влияют (миграции) 

    - Приведите примеры миграций с помощью схемы .(прил. 3)

    - О каких миграциях говорится в песнях: « Из- за острова на стрежень на простор седой волны , выплывают расписные Стеньки Разина челны».

    « На недельку до второго я уеду в Комарово…»

    « А теперь на белом свете все куда – то колесят: едут взрослые и дети на работу, в зоосад, едут в баню и в аптеку, едут к теще на обед…»

    - Большая часть населения живет в Европейской части, меньшая – в Азиатской.

    - Как называются населенные пункты с населением более 20 тыс. человек? ( города)

    ( 2 человека на местах устанавливают соответствие: город сегодня и его прошлое название)

    - Как называются сельские населенные пункты? (деревни, хутора, поселки, станицы)

    - Какие миграции были характерны для города и деревни в 90 годы? (отток из деревни или пригорода в города), а сегодня? ( из города – в деревню или пригороды), причина –экологическая. ( прил.3)

    Закрепление:

    ( На местах выполнить тестовое задание, обменяться работами, оценить их, проверить вслух), проверить работу по городам.

    Подведение итога урока

    -  Какими параметрами характеризуется население?

     (рождаемость, смертность, естественный прирост, религиозный состав, национальный состав, миграции, города, сельские населенные пункты)

                                                                                                            Приложение 1

                                                                                           

    Приложение 2

     

                                                                                       

    Наименование территории

    Оба пола

    Мужчины

    Женщины

    1989г.

    2002г.

    1989г.

    2002г.

    1989г.

    2002г.

    Сельское население

    54563

    66702

    25727

    35019

    28836

    31683

     Приложение 3

    Миграции

    Классификация

    Виды

    По причинам

    Природные

    Семейно-бытовые

    Экономические

    Политические

    Религиозные

    По характеру

    Добровольные

    Принудительные

    По времени

    Безвозвратные

    Возвратные:

            маятниковые

            вахтовые

            сезонные

    По масштабам

    Внешние (международные):
           межконтинентальные
           внутриконтинентальные
    Внутренние:
           межрайонные
           внутрирайонные
           село
       город

    По организо ванности

    Организованные

    Неорганизованные

                                                                                             

                                                                                                      Приложение 4

            

    Приложение5

    Закончить предложение.

    1. Перемещение людей из одних районов в другие…
    2. Самая распространенная религия в России…
    3. Разность между рождаемостью и смертностью…
    4. Республика, расположенная в центре Краснодарского края…
    5. Населенные пункты с населением более 20 тысяч человек…

    Закончить предложение.

    1. Перечислить сельские населенные пункты в Ростовской области….
    2. Количество родившихся на 1000 жителей в год…
    3. Пирамида, отображающая соотношение мужского и женского населения разных возрастов…
    4. Насильственное перемещение людей из одних районов в другие…
    5. Республика России , граничащая с Ростовской областью на востоке…

                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект уроков по теме "Население мира"

    Конспекты уроков по теме " Население мира", возможно сопровождение презентацией учащихся, предусмотрена работа с опережающим домашним заданием,уроки построены с использованием элементов технологии тво...

    Обобщающий урок по теме Население России

    Обощающий урок по теме Население России рекомен6дуется для закрепления материала по данной теме. Цель урока: повторить, закрепить и проверить понимание ключевых положений темы, знаний основных термино...

    Обобщающий урок по теме "Население России"

    В данной презентации содержится материал для обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме "Население России"...

    урок по теме "Население Ю.Америки"

    Разработка урока для 7 класса по теме "Население Ю.Америки". К уроку прилагается презентация. Лист индивидуальной работы ученика. В разработке представлены задания по выработке у учащихся УУД....

    урок по теме Население России

    урок по теме Население россии...

    За невестами в Россию. Обобщающий урок по теме Население.

    Данного урока нет в программе. Но именно эта тема является актуальной для учащихся 10-11 классов. урок можно провести при изучении тем "население мира", "региональная часть " или как внеклассное мероп...

    Обобщающий урок по теме "Население РФ" на примере своей семьи

    Урок проходит в групповой форме в 9 классе. Урок проходит хорошо, учитывая, что в 9 классе учатся как правило не для знаний, а для оценок. а мне 5 жалко ставить просто так. Урок провожу, опираясь на д...