За невестами в Россию. Обобщающий урок по теме Население.
учебно-методический материал по географии (10 класс) по теме

Семакина Татьяна Анатольевна

Данного урока нет в программе. Но именно эта тема является актуальной для учащихся 10-11 классов. урок можно провести при изучении тем "население мира", "региональная часть " или как внеклассное мероприятие по географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon za_nevestami_v_rossiyu.doc45 КБ
Office presentation icon za_nevestami_v_rossiyu.ppt2.47 МБ

Предварительный просмотр:

Цель  урока:

Рассмотрение политической и экономической видов миграции на примере Китая и России.

Задачи урока:

  1. Повторить с учащимися основные виды и причины миграции  
  2. Продолжить формирование умения анализа картографического и статистического материала; умения «активного слушания».
  3. Развитие коммуникативных навыков, формирование активной жизненной позиции через познание и изучение миграционных процессов.

Оборудование:

 Учебник «Экономическая и социальная география мира», Максаковский В.П. // Прсвещение. Москва. 2007 год.

  Компьютер, мультимедийный проектор (или интерактивная доска);

Раздаточный материал:

Диаграммы 1-4

Схемы 1-2

Ход урока:

Добрый день. Дорогие ребята, уважаемые гости!

Я рада приветствовать вас в агентстве, которое занимается исследованием  смешанных браков. (фонограмма свадебного марша)

Ребята, что вы подразумеваете под понятием «смешанный брак»? (Ответы детей: браки, заключенные между людьми разных национальностей или представителями  разных стран)

А как люди приходят к таким бракам? ((Ответы детей: они знакомятся через Интернет, через специальные агентства, но чаще всего во время поездок в другие страны) И даже если они знакомятся через социальные сети, для того чтобы встретиться и понять, что это тот единственный человек, ради которого он или она готовы на все, им необходимо переехать (переместиться) из одного государства в другое государство, т.е осуществить… подсказывайте мне географическое понятие… МИГРАЦИИ.

Это и есть тема нашего урока географии.

Вы уже знакомы с этой темой, и поэтому у вас не возникнет сложностей с выбором эпиграфа к нашему уроку. Перед вами два высказывания ученых-географов о размещении, распределении  людей на земле. Я прошу вас в группах обсудить эти выражения и оставить один вариант, естественно аргументируя свой выбор.

«Решающим фактором в распределении населения является не столько окружающая среда человека, сколько сам человек» (А.И. Воейков)

«Люди не перелетные птицы, и их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами» (Н.Н. Баранский)

(Ответы детей)

(По ситуации учитель может поддержать любую группу, либо оставить оба выражения)

Для того, что бы мне убедиться, что вы достаточно хорошо ориентируетесь в основных понятиях этой, достаточно широкой, темы миграций, предлагаю вам блиц-опрос. У каждого участника в руках «цветок согласия» (ромашка) и «цветок несогласия» (пион). На правильное утверждение, которое я произношу, вы поднимаете ромашку, а если утверждение неверное, то не соглашаетесь и поднимаете пион.

Внутренние миграции - возвращение на родину, но возможно не обязательно непосредственно свою, а своих предков.

Эмиграция – переселившиеся за пределы страны

Реэмиграция — переселившиеся в данную страну

Репатриация - внутренние (внутри страны — между регионами, городами, сельской местностью и т.д.

Внешние миграции – межконтинентальные, межгосударственные

Иммиграция – возвращение эмигранта в страну первоначального проживания, возвратная миграция

Депортация – принудительная высылка лица или целой категории лиц в другое государство или другую местность, обычно — под конвоем.

Большое спасибо за ваши ответы! На этом этапе каждый из вас смог проявить свою индивидуальность и показать свои знания.

Действительно, мы живем в обществе, где каждый человек по-своему уникален и индивидуален. У всех нас разный стиль жизни, образ мышления, разные стремления и желания. Но есть то, что объединяет людей, независимо от них происхождения, социального статуса, места жительства, материального благополучия — это ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ!

Понятие счастья у каждого разное, но мало кто со мной не согласится, что: любовь является одной из главных составляющих счастья, ведь желание любить и быть любимым присуще каждому.

Символом любви и верности в России является незатейливый цветок – ромашка, точно такой, какой лежит у вас на партах. А еще перед вами лежат пионы - цветы, которые символизируют любовь и преданность в Китае.

Удивителен тот факт, что наибольшее количество смешанных браков в России заключается с китайцами. (Если есть сравнительная диаграмма или статистика, можно вывести на слайд) Поэтому на повестке рабочего дня нашего агентства злободневно стоят следующие вопросы:

  1. Каковы причины такой тенденции?
  2. С какой целью и в каком статусе мигрируют китайцы в Россию?
  3. Какая ситуация в разрезе смешанных браков сложится через 20 лет и грозит ли нам «желтая угроза»?

Для того, что бы разобраться в этих вопросах, нам необходимо проанализировать население России и Китая по некоторым критериям.

Класс делиться на 4 группы

Группа 1. Сравнение показателей рождаемости.

Группа 2. Сравнение показателей смертности.

Группа 3. Сравнение численности мужчин.

Группа 4. Сравнение  численности женщин.  (3 мин)

Анализируя статистические  данные и результаты сравнения обнаружили ГЕНДЕРНЫЙ ДИСБАЛАНС.

Определение…….

С таковым положением в России вы подробно знакомились при изучении населения в 9 классе. Предпосылками этого явления в Китае стала демографическая политика.

 Предлагаю вам просмотреть ролик…..

Р О Л И К

Политика Китая, разрешающая иметь только одного ребенка, привела ко многим серьезным социальным и экономическим проблемам.

 Одним из таких вопросов является ненормальное соотношение полов. В 2008 году соотношение мужчин и женщин при рождении было 120.6:100. В некоторых районах даже 140:100, что далеко от текущего соотношения полов в мире – 107:100.

 Писатель из провинции Гуанси рассказал радио «Свободная Азия», что несколько лет назад в его городе было много брошенных девочек, многие добрые люди хотели их принять, но правительство очень усложнило процедуру. Они воспитывали девочек тайно, но правительство не зарегистрирует их по месту жительства. Это приводит к большим трудностям в получении школьного образования и многих других вопросах.

Итак, ГЕНДЕРНЫЙ ДИСБАЛАНС в Китае привел:

  1. к уменьшению доли женского населения;
  2. старению населения.

В России ГЕНДЕРНЫЙ ДИСБАЛАНС вылился в противоположном направлении

1) в увеличение доли женского  населения.

   

ВЫВОД: Результатом дисбаланса является факт увеличения смешанных браков в зоне российско-китайского взаимодействия.  

Но корни русско-китайских браков  уходят еще в начало  20 века. Половой состав китайских торговцев и рабочих не был пропорциональным. Всего несколько десятков китайских женщин приходилось на одну тысячу мужчин. В связи с этим, китайцы вступали в брак с различными местными женщинами, включая русских. Значительная часть китайцев оставалась в России и принимала русское подданство.

Семейное положение приезжающих из Китая в Россию на современном этапе можно увидеть из схемы1 и схемы2.

Схема 1.

Семейное положение участников опроса (в %)

Схема 2.

Причина приезда жителей Китая в Россию

   За период с1998 г. по2010 г. в России официально было зарегистрировано 1720 русско-китайских браков.

   Русские женщины, которые выходят замуж за китайцев считают, что китайские мужчины добрее, они не пьют, очень много работают, приносят домой всю заработную плату, не только работают, но и дома помогают – готовят, стирают, убирают, и в целом с китайцами уверенней и спокойней.

Китайцы так же довольны смешанными браками, т.к.Дети, рожденные  в смешанных браках, походят на иностранцев, а не на китайцев. Дети красивы, как русские, и умны, как китайцы: «дети от смешанных браков наследуют русскую кровь и китайский характер…»

На митутку в будущее   Китай  2020 год:  число мужчин детородного возраста в стране на  24 млн человек превышает число женщин детородного возраста.

    А что происходит в России? В России   число женщин детородного возраста  на  14 млн человек превышает число мужчин детородного возраста.

При городе Шулань провинции Цзилинь  имеется знаменитое село русских невест – Сыхэцунь. Дело в том, что 90% сельских мужчин взяли в жены иностранных девушек, большинство из которых – россиянки. Прекрасные и счастливые браки между Китаем и Россией стали местной легендой.

Существует мнение о «Желтая угроза», которой уже лет 20 пугают россиян…  В нем отразились две самые популярные версии таких браков: китайцы женятся на русских, чтобы оттяпать потом богатую недрами часть России, и их родственникам за это даже приплачивают. А русские выходят замуж, потому что китайцы богатые, не пьют и не бьют.

   Понятие «Желтая угроза» появилось намного раньше.  Уполномоченный МИДа царского правительства В.В. Греве в своем отчете во время Русско-японской войны утверждал, что китайские переселенцы встанут на сторону Японии…

      Нам необходимо решить «Желтая угроза», - это миф или реальность???

Нужны смешанные браки, а может быть их не стоит допускать?  Как вы считаете? Этот вопрос актуален для вас, потому что вам решать его…Вы будущее России…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок по теме "География населения мира"

Цели и задачи урока:  - Обучающие: закрепить и обобщить теоретические знания по разделу “Население мира”, пользуясь интерактивными средствами обучения, схемами, таблицами, картами, дополнительно...

урок по теме: "Население России" (фрагмент обобщающего урока)

Вашему внимнию предоставлен фрагмент урока, показанном в незнакомом классе на конкурсе "Учитель года Дона". Данная разработка может быть использована на итоговом уроке по теме "Население России"....

Обобщающий урок по теме Население России

Обощающий урок по теме Население России рекомен6дуется для закрепления материала по данной теме. Цель урока: повторить, закрепить и проверить понимание ключевых положений темы, знаний основных термино...

Обобщающий урок по теме "Население России"

В данной презентации содержится материал для обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме "Население России"...

Обобщающее повторение по теме: "Населения России"

Человек  - высшая ценность на Земле. Благодаря человеку создаются материальные и духовные ценности.Познакомившись со многими процессами выявив и обсудив важные проблемы, мы можем более глубоко пр...

Обобщающий урок по теме "Население РФ" на примере своей семьи

Урок проходит в групповой форме в 9 классе. Урок проходит хорошо, учитывая, что в 9 классе учатся как правило не для знаний, а для оценок. а мне 5 жалко ставить просто так. Урок провожу, опираясь на д...

Обобщающее повторение по теме "Население России"

Тема "Население России" по географии в 9 классе очень интересна и актуальна. В теме много цифровой, схематической,а так же современной информации, даётся много определений, которые необходим...


 

Комментарии

Остапенко Вера Гавриловна

Очень интересно построен ход урока. Хотелось бы увидеть ролики из презентации, но они не работают, если презентация извлечена из папки с сопутствующим материалом. понимаю, что с ними презентация будет иметь большой вес. Может быть в инете есть ссылки на них?