"Строение и свойства географической оболочки" - урок в 7 классе
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

 

Урок проводится с применением групповых технологий, где за один урок можно обобщить и оценить знания учащихся по темам «Литосфера и рельеф Земли», «Атмосфера и климаты Земли», «Гидросфера. Мировой океан», дать понятие о биосфере, сформировать представление о главных свойствах и закономерностях географической оболочки, способствовать экологическому воспитанию.
В ходе урока учащиеся учатся общению, учатся четко выражать свои мысли и уважать мнение собеседника, развиваются речь, мышление, воображение, фантазия, творчество. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Альметьевск Республика Татарстан

«Строение и свойства географической оболочки»

Комбинированный урок – игра в 7А классе

Учитель высшей квалификационной категории:

Рафикова Екатерина Георгиевна

2012 год

Цели и задачи урока:

1.Обобщить и оценить знания учащихся по темам «Литосфера и рельеф Земли», «Атмосфера и климаты Земли», «Гидросфера. Мировой океан».

2.Дать понятие о биосфере

3.Сформировать представление о главных свойствах и закономерностях географической оболочки.

4.Учить учащихся общению, учить четко выражать свои мысли и уважать мнение

 собеседника, развивать коллективистские качества  личности. Способствовать    

 развитию речи, воображения, фантазии, творчества школьников.

5.Развивать мышление, познавательную активность на уроке.

6. Способствовать экологическому воспитанию на уроке.

Оборудование:

1.Физическая карта мира.

2.Климатические пояса и области мира.

3.Картины с изображением оболочек Земли.

4.Выставка книг «Земля – наш общий дом»

5.Плакаты

Тип урока: комбинированный урок – игра

Ход урока:

1.Организационный момент

2. Подготовка к проведению урока  /Сообщить тему, цель урока/

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение оболочек Земли. Вспомним, что такое географическая оболочка, какое она имеет строение, каковы ее свойства. Для того, чтобы понять причины необычайного разнообразия природы Земли, мы должны знать главные особенности устройства и взаимодействия ее основных оболочек.

Сегодня вы работаете в группах, каждая группа представляет одну из оболочек. Сегодня вы в ответе не только за себя, но за своих товарищей. От того как вы будете работать, зависит ваша оценка. За каждый правильный ответ вы будете получать – 1 балл (кружочек)

Я желаю вам успехов.

3.Этап проведения урока:

1) На нашем уроке присутствуют четыре оболочки Земли – литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. Слово предоставляется  «литосфере».                                                

  Ученик:

 «Наша Земля отличается от других планет Солнечной системы строением ее литосферы и рельефа. Нигде на других планетах нет таких мощных толщ осадочных и метаморфических пород, как на Земле, нет такого разнообразия больших, средних и малых форм рельефа. Рельеф оказывает большое влияние на климат, воды суши, растительность. Жизнь людей тоже связана с рельефом.

 Литосфера. Как удивительно сложно ее строение. Наша земная кора не является монолитным панцирем. А разбита сложной сетью глубоких трещин, которые уходят на большую глубину, достигая мантии. Эти гигантские трещины делят литосферу на гигантские блоки. Границы блоков проходят по срединно-океаническим хребтам или по глубоководным желобам. Есть такие трещины и на материках, например, Альпийско-Гималайский и Уральский пояса. Эти горные пояса похожи на «швы на месте залеченных старых ран на теле планеты». Есть и свежие раны – знаменитые Восточно – Афиканские разломы. Эти гигантские блоки (плиты) постоянно движутся, благодаря внутренней энергии Земли. Процессы, происходящие в литосфере, оказывают большое влияние не только на природу планеты, но и на жизнь человека. Одно из грозных явлений – землетрясения и извержения вулканов. На Земле ежегодно происходит где-то около 100 сильных землетрясений и более 100 000  небольших, более 800 действующих вулканов, которые  извергают на поверхность планеты много лавы, пепла, газов и водяного пара. Можно сказать, что наша Земля постоянно дрожит.

Знания о строении и истории развития литосферы имеют большое практическое значение для хозяйственной деятельности человека. Ученые на основе этих данных прогнозируют места поисков месторождений полезных ископаемых, составляют прогнозы стихийных бедствий, которые связаны с процессами, происходящими в литосфере»

Вопросы «литосферы» для других групп:

(Каждая группа отвечает на три вопроса по теме «Литосфера», за правильный ответ – один бал (кружочек)

1.Что такое литосфера?

(Литосфера - твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.

2.Чем отличаются материковая и океаническая земная кора? Выделите два признака.

( Они отличаются друг от друга по толщине и по строению. Континентальная кора более мощная – 35-40 км, под высокими горами – до 75 км. Она состоит из трех слоев. Нижний – базальтовый, средний – гранитный и верхний – осадочный. Океаническая кора намного тоньше – от 0,5 до 12 км., и состоит из двух слоев. Верхний – осадочный, нижний слой состоит из застывших базальтовых лав и называется базальтовым.)

3.Что такое литосферные плиты? Сколько существует крупных плит? Покажите их на карте.

(Литосфера не монолитна. Она разбита разломами на отдельные блоки – литосферные плиты толщиной от 60 до 100 км. Выделяют 7-9 громадных плит и десятки плит меньших размеров. Плиты лежат на сравнительно мягком, пластичном слое мантии, по которому и происходит их скольжение, они в одних местах раздвигаются, в других – сталкиваются друг с другом)

4.Какие геологические процессы происходят при столкновении материковой земной коры и океанической земной коры?

(Покрытая  морем более «легкая» плита изгибается, как бы «ныряет» под континент. При этом образуются желоба, островные дуги, горные хребты, например такие, как Курильский желоб, Японские острова, Анды.)

5.Что происходит, если сближаются две плиты с материковой корой?

(Края плит вместе со всеми накопленными на них осадочными породами сминаются в складки. Таким образом на границе двух плит Евразийской и Индо-Австралийской образовались  Гималаи.)

6. Что такое сейсмические пояса?

(Пограничные области между литосферными плитами называют сейсмическими поясами. Это самые беспокойные подвижные участки планеты. Здесь расположено большинство действующих вулканов, происходят 95% всех землетрясений.)

7.Что такое платформа?

8. Что такое рельеф? Какая существует зависимость между рельефом Земли и строением литосферы?

(Выступы материков соответствуют материковой земной коре, а в областях распространения океанической коры лежат впадины, заполненные водой океанов. Обширные равнины соответствуют древним участкам литосферных плит – платформам. Горные складчатые области, глубоководные желоба на дне океана расположены на границах плит литосферы.)

9.Почему рельеф Земли очень разнообразный?

(Взаимодействие внутренних и внешних сил – основная причина разнообразия рельефа.)

2) Слово предоставляется «Атмосфере»

Ученик:

«Голубое небо, пение птиц, разнообразие природы, а также быта населения, его деятельность – все это обусловлено главным образом атмосферой.

Атмосфера появилась на Земле очень давно – более 4 млрд лет назад. Она образовалась из вулканических газов. Современные живые организмы не могли бы дышать в древней атмосфере.

Для жизни на Земле наиболее важную роль играют кислород, углекислый газ, водяной пар и озон. Кроме газов в воздухе атмосферы имеются и твердые примеси, образующиеся в результате разрушения горных пород, извержения вулканов, пыльных бурь, сжигания топлива.

Атмосферу образно называют воздушным океаном, на дне которого мы живем. Роль ее в жизни Земли огромна.

- Атмосфера –это защита от солнечного и космического излучения.

- Атмосфера – это условие существования живых организмов.

- Атмосфера – это защита поверхности Земли от перегрева днем и переохлаждения ночью.

- Атмосфера – это условие образования звука, ветров, осадков.

- Атмосфера – это возможность выветривания горных пород.

- Атмосфера – это защита от метеоритов.

Атмосфера находится во взаимодействии со всеми сферами Земли»

Вопросы «Атмосферы» для других групп:    

1.Что такое атмосфера? Из каких слоев она состоит?

(Атмосфера – это воздушная оболочка Земли. Тропосфера – ее толщина над экватором – 18 км., в полярных широтах -8-10 км., в умеренных широтах – 10-12 км., стратосфера – до 50 км. и верхние слои  атмосферы - мезосфера, термосфера и экзосфера.)

2.Что такое озоновый слой? Какую роль в жизни Земли он выполняет?

(Озон – трехатомный кислород, находится в нижних слоях атмосферы (до 70 км), но основная масса озона концентрируется на высоте 20 – 25 км. Он задерживает большую часть коротковолнового космического излучения, губительного для всего живого, количество озона колеблется в зависимости от времени года: весной увеличивается, осенью уменьшается. Особенно большое влияние на сокращение озонового слоя оказывает выброс промышленностью вредных химических веществ. Образуются озоновые дыры. Сейчас такая дыра наметилась над Антарктидой.)

3.Что такое «Парниковый эффект»?

4.Почему тропосферу называют «фабрикой погоды»?

5.Что такое климат?

6.Какие климатообразующие факторы влияют на формирование климата любого участка Земли?

7.От чего зависит распределения температуры воздуха на земле?

(Распределение температуры воздуха на Земле зависит от географической широты – угла падения солнечных лучей.)

8.Почему атмосферные осадки на Земле распределены очень неравномерно?

(Главная причина – размещение поясов низкого и высокого атмосферного давления. Много осадков выпадает в поясах низкого атмосферного давления – на экваторе и в умеренных широтах, где преобладают восходящие токи воздуха; мало осадков –в поясах высокого давления, где преобладают нисходящие токи воздуха – над тропиками и у полюсов. Холодный воздух, опускаясь, содержит мало влаги. При опускании он нагревается и сжимается, становится суше.)

9.Что такое воздушная масса? Какие типы воздушных масс имеются на нашей планете?

(Воздушная масса – это большой объем воздуха тропосферы с однородными свойствами.

Экваториальные, тропические, умеренные, арктические и антарктические)

10.Назовите постоянные ветры.

(Пассаты у экватора, западные ветры в умеренных широтах, северо-восточные и юго – восточные ветры, муссоны на юге и востоке Евразии)

11.Дайте краткую характеристику основным климатическим поясам.

(Экваториальный – экваториальные воздушные массы, пониженное атмосферное давление, высокие температуры воздуха, большое количество осадков в течении всего года. Тропические пояса – тропические воздушные массы, нисходящее движение воздуха, дожди – редкое явление, высокие температуры. Умеренные пояса – умеренные воздушные массы, западные ветры, средние температуры, выражены времена года, годовое количество осадков значительное, но распределены они неравномерно. Арктический и антарктический пояса – арктические и антарктические воздушные массы, нисходящее движение воздуха, малое количество осадков, низкие температуры)

12.Чем постоянные климатические пояса отличаются от переходных?

(Постоянные климатические пояса – в них преобладает один тип воздушных масс, а переходные – те, в которых воздушные массы меняются по сезонам года.)

3) Слово предоставляется «Гидросфере»

Ученик: «Неповторимый облик нашей планеты создан процессами, которые происходят в ее оболочках. Масса воды, содержащаяся в земной коре, на ее поверхности и в атмосфере, образует сплошную оболочку – гидросферу.

Предполагают, что вода появилась на нашей планете одновременно с атмосферой, когда при вулканических извержениях из магмы выделялся водяной пар.

 Гидросфера – совокупность вод Земли в твердом, жидком и газообразном состоянии.

На нашей планете нет такого места, где совсем не было бы воды. Даже в самой сухой пустыне воздух всегда содержит некоторое количество водяного пара.

Воде принадлежит важная роль в истории развития Земли. Почти все процессы на нашей планете протекают при ее участии. Питает эти процессы энергия  Солнца. Огромная часть солнечной энергии поглощается, перерабатывается и передается другим оболочкам Мировым океаном – основной частью гидросферы.  Океан – это начальное звено Мирового круговорота воды, который объединяет не только разные части гидросферы. Он связывает между собой оболочки Земли: литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу.

Вода – самое необыкновенное вещество на нашей планете. Ничто не может сравниться с ней по влиянию на природные и антропогенные процессы»

Вопросы «Гидросферы» для других групп:

  1. Согласны ли вы с утверждением «Океан – источник жизни на Земле»?

(1-облака на небе, дождь и снег, реки, озера, родники-частицы океана, временно покинувшие его. 2-Океан-регулятор температуры, он накапливает тепло, отдает его атмосфере, питает его влагой, часть которой переносится на сушу. 3-Океан поддерживает постоянство газового состава атмосферы. 4-Океан растворяет избыток углекислого газа в атмосфере и отдает его своим обитателям для строительства скелетов, раковин, коралловых рифов. 5-Океан-колыбель всего живого. 6-Благодаря работе бактерий океан обладает способностью самоочищаться и поэтому отходы, образующиеся на Земле, уничтожаются в нем.)

2.Где в океане образуются льды? Какое влияние они оказывают на природу Земли?

(Льды образуются только в арктических  и субарктических широтах, где зима долгая и очень холодная. Замерзают также некоторые неглубокие моря, расположенные в умеренном поясе. Ледовый покров океана оказывает большое влияние на климат Земли, на жизнь в самом океане. Льды отражают солнечные лучи, охлаждают воздух, способствуют образованию туманов. Они затрудняют судоходство и морские промыслы.)

3.Каковы причины образования поверхностных течений?

(1.Движения воздушных масс атмосферы.  2.Постоянные ветры.  3.Отклоняющая сила вращения Земли вокруг своей оси. 4.Рельеф океанического дна и очертания материков.)

4.Известный ученый климатолог А.И.Воейков назвал течения Мирового океана «отопительной системой планеты». Объясните, как вы понимаете это высказывание.

(Течения оказывают огромное влияние на перераспределение тепла в океане, усиливают обмен теплом и влагой между океаном и сушей.

Теплые течения приносят тепло из тропических широт в умеренные и арктические. Холодные течения возвращают к экватору холодную воду. Одновременно течения сильно воздействуют на климат прибрежных территорий материков.

5.Какое влияние оказывают течения на количество осадков, выпадающих в прибрежных районах?

6.Почему Баренцево море не замерзает весь год?

7.Что влияет на распределение живых организмов в безбрежных водах океана?

(Соленость, глубина проникновения солнечных лучей /свет/, количество растворенного кислорода, температура воды, наличие питательных элементов.)

8.Назовите вещества – основные загрязнители гидросферы

(Нефть и продукты ее переработки, удобрения и ядохимикаты с полей, неочищенные стоки населенных пунктов, промышленных предприятий)

9.Какие биологические богатства таит в себе океан?

(Рыба-90%,морские звери /киты, моржи, тюлени/, ракообразные /креветки, крабы, омары/, моллюски /устрицы, мидии, кальмары/, водоросли)

10.Что такое гидросфера? Из каких частей она состоит?

(Водная оболочка Земли называется гидросферой. Гидросфера состоит из нескольких частей. Основную часть гидросферы составляет вода мирового океана-96,5%, меньшие части-воды суши-реки, озера, болота-0,01%, подземные воды-1,7%, ледники-1,8% и вода в атмосфере.

4) Слово предоставляется «Биосфере»

Ученик:

«Наша планета – единственная из всех космических тел Солнечной системы – заселена живыми организмами. Область их расселения образует биосферу.

Биосфера – внешняя оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими.

Сейчас живые организмы заселяют тропосферу, поверхность суши, верхнюю часть земной коры и гидросферу. Поэтому верхняя граница биосферы проводится на уровне озонового слоя, нижняя – в земной коре на глубине около 5 км. Однако границы биосферы не всегда были такими. Они менялись с течением времени. Жизнь на нашей планете зародилась в воде около 3,5 млрд лет назад. Примерно 500 млн лет назад она распространилась на сушу, а затем и в атмосферу. Важный этап в развитии биосферы связан с появлением и расселением по Земле человека.

В современной биосфере обитает около 2,5 млн видов растений и животных, а также грибы и бактерии.

Каждая группа организмов играет в биосфере определенную роль. Растения – посредники между Солнцем и Землей – это организмы – производители. С помощью фотосинтеза под действием солнечного света они создают первичные органические вещества. Животные питаются растениями или другими животными- это организмы-потребители. Грибы и бактерии разлагают остатки отмерших организмов. Они превращают органические вещества в неорганические, которые вновь потребляются растениями. Бактерии и грибы – это организмы-разрушители При разложении органических веществ выделяется тепло, т.е. энергия, которая была когда-то поглощена от Солнца растениями. Если бы исчезли организмы-разрушители, была бы отравлена биосфера.

Таким образом, живые организмы переносят вещество и энергию из одних частей биосферы в другие. Такой перенос веществ и энергии образует биологический круговорот. Как и круговорот воды, он связывает в единое целое все части природы. Нарушение биологического круговорота человеком грозит катастрофическими последствиями.

Русский ученый В.И. Вернадский считал живые организмы самой могущественной силой на земной поверхности, преобразующей природу»

1.До появления жизни внешнюю комплексную оболочку Земли составляли три оболочки: литосфера, атмосфера и гидросфера. Что произошло с появлением живых организмов?

Атмосфера?

(В атмосфере стало больше кислорода и уменьшилось содержание углекислого газа благодаря зеленым растениям)

Литосфера?

(В земной коре живые организмы создали огромные запасы горных пород – известняки, торф, каменный уголь, нефть, газ, а так же многие руды, под влиянием живых организмов на Земле появились почвы)

Гидросфера?

(Организмы непрерывно потребляют и выводят воду. Они определяют газовый состав вод океана, а сейчас, благодаря работе бактерий, океан обладает способностью самоочищаться, и поэтому отходы, образующиеся на Земле, уничтожаются в нем.)

Учитель: Вы познакомились с четырьмя оболочками Земли. Мы с вами выяснили, что оболочки существуют не обособленно, а взаимодействуют друг с другом. Между оболочками Земли существует множество разнообразных видимых и невидимых связей. Эти связи как прочные нити соединяют отдельные оболочки в единое целое – географическую оболочку.

Оболочка Земли, в пределах которой взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, верхние части литосферы, вся гидросфера и биосфера, называется географической оболочкой.

Географическая оболочка – это окружающая нас природа, природная среда, в которой мы живем, пользуемся всеми ее благами и в свою очередь оказываем на нее влияние, часто отрицательное. Географическая оболочка, по существу, наш дом. Поэтому нам важно знать, как он устроен, чтобы не разрушить его и сохранить таким же прекрасным для будущих поколений. На других планетах нет подобной оболочки. Взаимопроникновение и взаимодействие компонентов географической оболочки можно часто наблюдать в природе. Так, например, вода и воздух, проникая по трещинам и порам в глубь горных пород, участвуют в процессах выветривания. Реки и подземные воды, перемещая минеральные вещества, участвуют в изменении рельефа. Вода и минеральные вещества входят в состав всех живых организмов. Живые организмы, отмирая, образуют огромные толщи горных пород.

Верхнюю и нижнюю границы географической оболочки разные ученые проводят по разному. Резких границ она не имеет. Мощность ее составляет в среднем 55 км. По сравнению с размерами Земли это тонкая пленка.

И так, все компоненты географической оболочки связаны в единое целое посредством круговорота веществ и энергии, благодаря которому осуществляется обмен веществ между литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Существуют круговороты какие? (круговорот воздуха в тропосфере, круговороты воды, биологический круговорот)

Какому круговороту принадлежит ведущая роль? (круговороту воздуха в тропосфере)

Он обусловлен неравномерным поступлением солнечного тепла на поверхность Земли, вращением нашей планеты вокруг оси, а также наличием материков и океанов.

Основной поток воздуха образуется между жарким экваториальным и холодными полярными поясами. Круговорот воздуха включает всю систему ветров и вертикальное движение воздушных масс. Он создает условия для образования других круговоротов.

Объясните, как распределялось бы тепло на нашей планете, если бы не было движения воздуха?

Могли бы образовываться облака и атмосферные осадки; мировой круговорот воды?

Движение воздуха в тропосфере втягивает в глобальный круговорот и гидросферу, образуя мировой круговорот воды.

Огромная роль в жизни географической оболочки принадлежит биологическому круговороту, о котором ребята нам уже рассказали

Вы сказали, что в современной биосфере обитает около 2,5 млн видов растений и животных, а также грибы и бактерии, которые образуют живое вещество планеты.

А какое царство живых организмов должно иметь самую большую массу?

(По массе в нем преобладают микроскопические организмы, а среди крупных форм – растения.)

Почему необходимо сохранять зеленые растения?

(Поглощают углекислый газ и выделяют кислород; обеспечивают человека продуктами питания; придают разнообразие окружающей среде)

Круговороты обеспечивают многократность одних и тех же процессов (например, испарение, выпадение осадков, разложение органических  веществ) при ограниченном объеме исходного вещества. Так, атмосферная влага меняется каждые 9 суток и вновь участвует в круговороте. Все круговороты взаимосвязаны между собой. Они обеспечивают относительное равновесие, целостность и развитие географической оболочки.

4. Подведение итогов урока  /выставление оценок за урок/

(Дети подсчитывают количество набранных баллов (кружочков))

5. Домашнее задание: П. 10  стр.69-74



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Альметьевск Республика Татарстан

«Строение и свойства географической оболочки»

Комбинированный урок – игра в 7А классе

Учитель высшей квалификационной категории:

Рафикова Екатерина Георгиевна

2012 год

Цели и задачи урока:

1.Обобщить и оценить знания учащихся по темам «Литосфера и рельеф Земли», «Атмосфера и климаты Земли», «Гидросфера. Мировой океан».

2.Дать понятие о биосфере

3.Сформировать представление о главных свойствах и закономерностях географической оболочки.

4.Учить учащихся общению, учить четко выражать свои мысли и уважать мнение

 собеседника, развивать коллективистские качества  личности. Способствовать    

 развитию речи, воображения, фантазии, творчества школьников.

5.Развивать мышление, познавательную активность на уроке.

6. Способствовать экологическому воспитанию на уроке.

Оборудование:

1.Физическая карта мира.

2.Климатические пояса и области мира.

3.Картины с изображением оболочек Земли.

4.Выставка книг «Земля – наш общий дом»

5.Плакаты

Тип урока: комбинированный урок – игра

Ход урока:

1.Организационный момент

2. Подготовка к проведению урока  /Сообщить тему, цель урока/

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение оболочек Земли. Вспомним, что такое географическая оболочка, какое она имеет строение, каковы ее свойства. Для того, чтобы понять причины необычайного разнообразия природы Земли, мы должны знать главные особенности устройства и взаимодействия ее основных оболочек.

Сегодня вы работаете в группах, каждая группа представляет одну из оболочек. Сегодня вы в ответе не только за себя, но за своих товарищей. От того как вы будете работать, зависит ваша оценка. За каждый правильный ответ вы будете получать – 1 балл (кружочек)

Я желаю вам успехов.

3.Этап проведения урока:

1) На нашем уроке присутствуют четыре оболочки Земли – литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. Слово предоставляется  «литосфере».                                                

  Ученик:

 «Наша Земля отличается от других планет Солнечной системы строением ее литосферы и рельефа. Нигде на других планетах нет таких мощных толщ осадочных и метаморфических пород, как на Земле, нет такого разнообразия больших, средних и малых форм рельефа. Рельеф оказывает большое влияние на климат, воды суши, растительность. Жизнь людей тоже связана с рельефом.

 Литосфера. Как удивительно сложно ее строение. Наша земная кора не является монолитным панцирем. А разбита сложной сетью глубоких трещин, которые уходят на большую глубину, достигая мантии. Эти гигантские трещины делят литосферу на гигантские блоки. Границы блоков проходят по срединно-океаническим хребтам или по глубоководным желобам. Есть такие трещины и на материках, например, Альпийско-Гималайский и Уральский пояса. Эти горные пояса похожи на «швы на месте залеченных старых ран на теле планеты». Есть и свежие раны – знаменитые Восточно – Афиканские разломы. Эти гигантские блоки (плиты) постоянно движутся, благодаря внутренней энергии Земли. Процессы, происходящие в литосфере, оказывают большое влияние не только на природу планеты, но и на жизнь человека. Одно из грозных явлений – землетрясения и извержения вулканов. На Земле ежегодно происходит где-то около 100 сильных землетрясений и более 100 000  небольших, более 800 действующих вулканов, которые  извергают на поверхность планеты много лавы, пепла, газов и водяного пара. Можно сказать, что наша Земля постоянно дрожит.

Знания о строении и истории развития литосферы имеют большое практическое значение для хозяйственной деятельности человека. Ученые на основе этих данных прогнозируют места поисков месторождений полезных ископаемых, составляют прогнозы стихийных бедствий, которые связаны с процессами, происходящими в литосфере»

Вопросы «литосферы» для других групп:

(Каждая группа отвечает на три вопроса по теме «Литосфера», за правильный ответ – один бал (кружочек)

1.Что такое литосфера?

(Литосфера - твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.

2.Чем отличаются материковая и океаническая земная кора? Выделите два признака.

( Они отличаются друг от друга по толщине и по строению. Континентальная кора более мощная – 35-40 км, под высокими горами – до 75 км. Она состоит из трех слоев. Нижний – базальтовый, средний – гранитный и верхний – осадочный. Океаническая кора намного тоньше – от 0,5 до 12 км., и состоит из двух слоев. Верхний – осадочный, нижний слой состоит из застывших базальтовых лав и называется базальтовым.)

3.Что такое литосферные плиты? Сколько существует крупных плит? Покажите их на карте.

(Литосфера не монолитна. Она разбита разломами на отдельные блоки – литосферные плиты толщиной от 60 до 100 км. Выделяют 7-9 громадных плит и десятки плит меньших размеров. Плиты лежат на сравнительно мягком, пластичном слое мантии, по которому и происходит их скольжение, они в одних местах раздвигаются, в других – сталкиваются друг с другом)

4.Какие геологические процессы происходят при столкновении материковой земной коры и океанической земной коры?

(Покрытая  морем более «легкая» плита изгибается, как бы «ныряет» под континент. При этом образуются желоба, островные дуги, горные хребты, например такие, как Курильский желоб, Японские острова, Анды.)

5.Что происходит, если сближаются две плиты с материковой корой?

(Края плит вместе со всеми накопленными на них осадочными породами сминаются в складки. Таким образом на границе двух плит Евразийской и Индо-Австралийской образовались  Гималаи.)

6. Что такое сейсмические пояса?

(Пограничные области между литосферными плитами называют сейсмическими поясами. Это самые беспокойные подвижные участки планеты. Здесь расположено большинство действующих вулканов, происходят 95% всех землетрясений.)

7.Что такое платформа?

8. Что такое рельеф? Какая существует зависимость между рельефом Земли и строением литосферы?

(Выступы материков соответствуют материковой земной коре, а в областях распространения океанической коры лежат впадины, заполненные водой океанов. Обширные равнины соответствуют древним участкам литосферных плит – платформам. Горные складчатые области, глубоководные желоба на дне океана расположены на границах плит литосферы.)

9.Почему рельеф Земли очень разнообразный?

(Взаимодействие внутренних и внешних сил – основная причина разнообразия рельефа.)

2) Слово предоставляется «Атмосфере»

Ученик:

«Голубое небо, пение птиц, разнообразие природы, а также быта населения, его деятельность – все это обусловлено главным образом атмосферой.

Атмосфера появилась на Земле очень давно – более 4 млрд лет назад. Она образовалась из вулканических газов. Современные живые организмы не могли бы дышать в древней атмосфере.

Для жизни на Земле наиболее важную роль играют кислород, углекислый газ, водяной пар и озон. Кроме газов в воздухе атмосферы имеются и твердые примеси, образующиеся в результате разрушения горных пород, извержения вулканов, пыльных бурь, сжигания топлива.

Атмосферу образно называют воздушным океаном, на дне которого мы живем. Роль ее в жизни Земли огромна.

- Атмосфера –это защита от солнечного и космического излучения.

- Атмосфера – это условие существования живых организмов.

- Атмосфера – это защита поверхности Земли от перегрева днем и переохлаждения ночью.

- Атмосфера – это условие образования звука, ветров, осадков.

- Атмосфера – это возможность выветривания горных пород.

- Атмосфера – это защита от метеоритов.

Атмосфера находится во взаимодействии со всеми сферами Земли»

Вопросы «Атмосферы» для других групп:    

1.Что такое атмосфера? Из каких слоев она состоит?

(Атмосфера – это воздушная оболочка Земли. Тропосфера – ее толщина над экватором – 18 км., в полярных широтах -8-10 км., в умеренных широтах – 10-12 км., стратосфера – до 50 км. и верхние слои  атмосферы - мезосфера, термосфера и экзосфера.)

2.Что такое озоновый слой? Какую роль в жизни Земли он выполняет?

(Озон – трехатомный кислород, находится в нижних слоях атмосферы (до 70 км), но основная масса озона концентрируется на высоте 20 – 25 км. Он задерживает большую часть коротковолнового космического излучения, губительного для всего живого, количество озона колеблется в зависимости от времени года: весной увеличивается, осенью уменьшается. Особенно большое влияние на сокращение озонового слоя оказывает выброс промышленностью вредных химических веществ. Образуются озоновые дыры. Сейчас такая дыра наметилась над Антарктидой.)

3.Что такое «Парниковый эффект»?

4.Почему тропосферу называют «фабрикой погоды»?

5.Что такое климат?

6.Какие климатообразующие факторы влияют на формирование климата любого участка Земли?

7.От чего зависит распределения температуры воздуха на земле?

(Распределение температуры воздуха на Земле зависит от географической широты – угла падения солнечных лучей.)

8.Почему атмосферные осадки на Земле распределены очень неравномерно?

(Главная причина – размещение поясов низкого и высокого атмосферного давления. Много осадков выпадает в поясах низкого атмосферного давления – на экваторе и в умеренных широтах, где преобладают восходящие токи воздуха; мало осадков –в поясах высокого давления, где преобладают нисходящие токи воздуха – над тропиками и у полюсов. Холодный воздух, опускаясь, содержит мало влаги. При опускании он нагревается и сжимается, становится суше.)

9.Что такое воздушная масса? Какие типы воздушных масс имеются на нашей планете?

(Воздушная масса – это большой объем воздуха тропосферы с однородными свойствами.

Экваториальные, тропические, умеренные, арктические и антарктические)

10.Назовите постоянные ветры.

(Пассаты у экватора, западные ветры в умеренных широтах, северо-восточные и юго – восточные ветры, муссоны на юге и востоке Евразии)

11.Дайте краткую характеристику основным климатическим поясам.

(Экваториальный – экваториальные воздушные массы, пониженное атмосферное давление, высокие температуры воздуха, большое количество осадков в течении всего года. Тропические пояса – тропические воздушные массы, нисходящее движение воздуха, дожди – редкое явление, высокие температуры. Умеренные пояса – умеренные воздушные массы, западные ветры, средние температуры, выражены времена года, годовое количество осадков значительное, но распределены они неравномерно. Арктический и антарктический пояса – арктические и антарктические воздушные массы, нисходящее движение воздуха, малое количество осадков, низкие температуры)

12.Чем постоянные климатические пояса отличаются от переходных?

(Постоянные климатические пояса – в них преобладает один тип воздушных масс, а переходные – те, в которых воздушные массы меняются по сезонам года.)

3) Слово предоставляется «Гидросфере»

Ученик: «Неповторимый облик нашей планеты создан процессами, которые происходят в ее оболочках. Масса воды, содержащаяся в земной коре, на ее поверхности и в атмосфере, образует сплошную оболочку – гидросферу.

Предполагают, что вода появилась на нашей планете одновременно с атмосферой, когда при вулканических извержениях из магмы выделялся водяной пар.

 Гидросфера – совокупность вод Земли в твердом, жидком и газообразном состоянии.

На нашей планете нет такого места, где совсем не было бы воды. Даже в самой сухой пустыне воздух всегда содержит некоторое количество водяного пара.

Воде принадлежит важная роль в истории развития Земли. Почти все процессы на нашей планете протекают при ее участии. Питает эти процессы энергия  Солнца. Огромная часть солнечной энергии поглощается, перерабатывается и передается другим оболочкам Мировым океаном – основной частью гидросферы.  Океан – это начальное звено Мирового круговорота воды, который объединяет не только разные части гидросферы. Он связывает между собой оболочки Земли: литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу.

Вода – самое необыкновенное вещество на нашей планете. Ничто не может сравниться с ней по влиянию на природные и антропогенные процессы»

Вопросы «Гидросферы» для других групп:

  1. Согласны ли вы с утверждением «Океан – источник жизни на Земле»?

(1-облака на небе, дождь и снег, реки, озера, родники-частицы океана, временно покинувшие его. 2-Океан-регулятор температуры, он накапливает тепло, отдает его атмосфере, питает его влагой, часть которой переносится на сушу. 3-Океан поддерживает постоянство газового состава атмосферы. 4-Океан растворяет избыток углекислого газа в атмосфере и отдает его своим обитателям для строительства скелетов, раковин, коралловых рифов. 5-Океан-колыбель всего живого. 6-Благодаря работе бактерий океан обладает способностью самоочищаться и поэтому отходы, образующиеся на Земле, уничтожаются в нем.)

2.Где в океане образуются льды? Какое влияние они оказывают на природу Земли?

(Льды образуются только в арктических  и субарктических широтах, где зима долгая и очень холодная. Замерзают также некоторые неглубокие моря, расположенные в умеренном поясе. Ледовый покров океана оказывает большое влияние на климат Земли, на жизнь в самом океане. Льды отражают солнечные лучи, охлаждают воздух, способствуют образованию туманов. Они затрудняют судоходство и морские промыслы.)

3.Каковы причины образования поверхностных течений?

(1.Движения воздушных масс атмосферы.  2.Постоянные ветры.  3.Отклоняющая сила вращения Земли вокруг своей оси. 4.Рельеф океанического дна и очертания материков.)

4.Известный ученый климатолог А.И.Воейков назвал течения Мирового океана «отопительной системой планеты». Объясните, как вы понимаете это высказывание.

(Течения оказывают огромное влияние на перераспределение тепла в океане, усиливают обмен теплом и влагой между океаном и сушей.

Теплые течения приносят тепло из тропических широт в умеренные и арктические. Холодные течения возвращают к экватору холодную воду. Одновременно течения сильно воздействуют на климат прибрежных территорий материков.

5.Какое влияние оказывают течения на количество осадков, выпадающих в прибрежных районах?

6.Почему Баренцево море не замерзает весь год?

7.Что влияет на распределение живых организмов в безбрежных водах океана?

(Соленость, глубина проникновения солнечных лучей /свет/, количество растворенного кислорода, температура воды, наличие питательных элементов.)

8.Назовите вещества – основные загрязнители гидросферы

(Нефть и продукты ее переработки, удобрения и ядохимикаты с полей, неочищенные стоки населенных пунктов, промышленных предприятий)

9.Какие биологические богатства таит в себе океан?

(Рыба-90%,морские звери /киты, моржи, тюлени/, ракообразные /креветки, крабы, омары/, моллюски /устрицы, мидии, кальмары/, водоросли)

10.Что такое гидросфера? Из каких частей она состоит?

(Водная оболочка Земли называется гидросферой. Гидросфера состоит из нескольких частей. Основную часть гидросферы составляет вода мирового океана-96,5%, меньшие части-воды суши-реки, озера, болота-0,01%, подземные воды-1,7%, ледники-1,8% и вода в атмосфере.

4) Слово предоставляется «Биосфере»

Ученик:

«Наша планета – единственная из всех космических тел Солнечной системы – заселена живыми организмами. Область их расселения образует биосферу.

Биосфера – внешняя оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими.

Сейчас живые организмы заселяют тропосферу, поверхность суши, верхнюю часть земной коры и гидросферу. Поэтому верхняя граница биосферы проводится на уровне озонового слоя, нижняя – в земной коре на глубине около 5 км. Однако границы биосферы не всегда были такими. Они менялись с течением времени. Жизнь на нашей планете зародилась в воде около 3,5 млрд лет назад. Примерно 500 млн лет назад она распространилась на сушу, а затем и в атмосферу. Важный этап в развитии биосферы связан с появлением и расселением по Земле человека.

В современной биосфере обитает около 2,5 млн видов растений и животных, а также грибы и бактерии.

Каждая группа организмов играет в биосфере определенную роль. Растения – посредники между Солнцем и Землей – это организмы – производители. С помощью фотосинтеза под действием солнечного света они создают первичные органические вещества. Животные питаются растениями или другими животными- это организмы-потребители. Грибы и бактерии разлагают остатки отмерших организмов. Они превращают органические вещества в неорганические, которые вновь потребляются растениями. Бактерии и грибы – это организмы-разрушители При разложении органических веществ выделяется тепло, т.е. энергия, которая была когда-то поглощена от Солнца растениями. Если бы исчезли организмы-разрушители, была бы отравлена биосфера.

Таким образом, живые организмы переносят вещество и энергию из одних частей биосферы в другие. Такой перенос веществ и энергии образует биологический круговорот. Как и круговорот воды, он связывает в единое целое все части природы. Нарушение биологического круговорота человеком грозит катастрофическими последствиями.

Русский ученый В.И. Вернадский считал живые организмы самой могущественной силой на земной поверхности, преобразующей природу»

1.До появления жизни внешнюю комплексную оболочку Земли составляли три оболочки: литосфера, атмосфера и гидросфера. Что произошло с появлением живых организмов?

Атмосфера?

(В атмосфере стало больше кислорода и уменьшилось содержание углекислого газа благодаря зеленым растениям)

Литосфера?

(В земной коре живые организмы создали огромные запасы горных пород – известняки, торф, каменный уголь, нефть, газ, а так же многие руды, под влиянием живых организмов на Земле появились почвы)

Гидросфера?

(Организмы непрерывно потребляют и выводят воду. Они определяют газовый состав вод океана, а сейчас, благодаря работе бактерий, океан обладает способностью самоочищаться, и поэтому отходы, образующиеся на Земле, уничтожаются в нем.)

Учитель: Вы познакомились с четырьмя оболочками Земли. Мы с вами выяснили, что оболочки существуют не обособленно, а взаимодействуют друг с другом. Между оболочками Земли существует множество разнообразных видимых и невидимых связей. Эти связи как прочные нити соединяют отдельные оболочки в единое целое – географическую оболочку.

Оболочка Земли, в пределах которой взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, верхние части литосферы, вся гидросфера и биосфера, называется географической оболочкой.

Географическая оболочка – это окружающая нас природа, природная среда, в которой мы живем, пользуемся всеми ее благами и в свою очередь оказываем на нее влияние, часто отрицательное. Географическая оболочка, по существу, наш дом. Поэтому нам важно знать, как он устроен, чтобы не разрушить его и сохранить таким же прекрасным для будущих поколений. На других планетах нет подобной оболочки. Взаимопроникновение и взаимодействие компонентов географической оболочки можно часто наблюдать в природе. Так, например, вода и воздух, проникая по трещинам и порам в глубь горных пород, участвуют в процессах выветривания. Реки и подземные воды, перемещая минеральные вещества, участвуют в изменении рельефа. Вода и минеральные вещества входят в состав всех живых организмов. Живые организмы, отмирая, образуют огромные толщи горных пород.

Верхнюю и нижнюю границы географической оболочки разные ученые проводят по разному. Резких границ она не имеет. Мощность ее составляет в среднем 55 км. По сравнению с размерами Земли это тонкая пленка.

И так, все компоненты географической оболочки связаны в единое целое посредством круговорота веществ и энергии, благодаря которому осуществляется обмен веществ между литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Существуют круговороты какие? (круговорот воздуха в тропосфере, круговороты воды, биологический круговорот)

Какому круговороту принадлежит ведущая роль? (круговороту воздуха в тропосфере)

Он обусловлен неравномерным поступлением солнечного тепла на поверхность Земли, вращением нашей планеты вокруг оси, а также наличием материков и океанов.

Основной поток воздуха образуется между жарким экваториальным и холодными полярными поясами. Круговорот воздуха включает всю систему ветров и вертикальное движение воздушных масс. Он создает условия для образования других круговоротов.

Объясните, как распределялось бы тепло на нашей планете, если бы не было движения воздуха?

Могли бы образовываться облака и атмосферные осадки; мировой круговорот воды?

Движение воздуха в тропосфере втягивает в глобальный круговорот и гидросферу, образуя мировой круговорот воды.

Огромная роль в жизни географической оболочки принадлежит биологическому круговороту, о котором ребята нам уже рассказали

Вы сказали, что в современной биосфере обитает около 2,5 млн видов растений и животных, а также грибы и бактерии, которые образуют живое вещество планеты.

А какое царство живых организмов должно иметь самую большую массу?

(По массе в нем преобладают микроскопические организмы, а среди крупных форм – растения.)

Почему необходимо сохранять зеленые растения?

(Поглощают углекислый газ и выделяют кислород; обеспечивают человека продуктами питания; придают разнообразие окружающей среде)

Круговороты обеспечивают многократность одних и тех же процессов (например, испарение, выпадение осадков, разложение органических  веществ) при ограниченном объеме исходного вещества. Так, атмосферная влага меняется каждые 9 суток и вновь участвует в круговороте. Все круговороты взаимосвязаны между собой. Они обеспечивают относительное равновесие, целостность и развитие географической оболочки.

4. Подведение итогов урока  /выставление оценок за урок/

(Дети подсчитывают количество набранных баллов (кружочков))

5. Домашнее задание: П. 10  стр.69-74


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель Полякова Валентина Яковлевна (Серафимовская специальная общеобразовательная школа закрытого типа) Урок географии "Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки"

Урок географии по теме" Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки". При объяснении материала используются схемы круговоротов географической оболочки, рисунки учебника. Даетс...

Урок географии "Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки"

Урок географии по теме" Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки". При объяснении материала используются схемы круговоротов географической оболочки, рисунки учебника. Даетс...

Урок "Свойства географической оболочки"

Урок по географии для 7 класса....

Строение и свойства географической оболочки.

Урок изучения нового материала с помощью презентации. Презентация представленна текстом, рисунками, таблицами, схемами и мультимедием....

Строение и свойства географической оболочки. Презентация по географии 7 класс

Раздел по географии 7 класс ; Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс. Презентация  " Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии"...