Урок по географии на тему "Транспортный комплекс России"
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Макашова Инна Михайловна

 

Хотелось бы разобраться, что собой представляет транспортная система России, каковы ее потенциальные возможности.

Понимая актуальность данного вопроса, мне хотелось чтобы учащиеся  могли изучить все виды транспортной системы, влияние которых в разные периоды истории России было определяющим, причем как при грузоперевозках, так и при пассажирском сообщении, - а именно: водный (речной и морской), железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт.

Задачи, определенные данным уроком, связаны в основном, с осмыслением того, что уже сделано в плане освоения географического пространства России, и того, что еще предстоит сделать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рецензия на урок   географии  в 9 классе на

тему:  «Транспортный комплекс России. Виды транспорта»

         Урок был проведён в 9 классе  учителем географии Макашовой И.М. Цель урока – сформировать у учащихся представление о транспортной системе, её главных задачах, познакомить с видами транспорта, их особенностями и недостатками. Обратить внимание на вопросы влияния разных видов транспорта на здоровье человека  и экологические последствия влияния их работы на географические оболочки.

Из конспекта урока и презентации к уроку видно, что урок продуман и хорошо спланирован. Урок был хорошо подготовлен для решения задач личностного развития учащихся, обеспечил продвижение учащихся в развитии и усвоении новых знаний. Уроки Макашовой И.М. всегда отличаются высоким содержанием и разнообразием форм и методов обучения. Большое внимание на уроках уделяется развитию функций мышления, памяти, внимания, а также отработке географических умений и навыков работы с картами атласа, контурными картами, справочными материалами.  Учитель удачно использовал сочетание наглядных, словесных и практических методов работы. На первом этапе урока учителю удалось заинтересовать учеников, поставив перед ними интересную учебную задачу, обозначив её в виде проблемы. Решение проблемы имеет практическую направленность, поэтому актуально для учеников. Основной задачей учителя на уроке является создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь ученикам при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера стимулирует учебно-познавательную деятельность, что является высоким показателем урока. Урок сопровождался компьютерной презентацией, на которой приводилось множество схем, рисунков, диаграмм, учащимся предлагалось по ходу урока  составить таблицу по видам транспорта, в конце -  перед учащимися ставятся проблемные вопросы, с которыми ребята успешно справляются и даже предлагают новые пути решения.

Заместитель директора  по научно-методической работе:______ Андропова Л.А.



Предварительный просмотр:

Виды транспорта

Приложение 2.Макашова Инна Михайловна,

МОУ «Гимназия №73»

сухопутный

воздушный

водный

железно-дорожный

трубопроводный

автомобильный

речной

морской

связь

космический

авиационный

электрическая

почтовая

 



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку географии по теме:

« Транспортный комплекс России. Виды транспорта».

Россия - это, прежде всего, огромное пространство, крупнейшее по территории государство мира, требующее постоянного развития. Чтобы связывать это пространство, необходимо наличие достаточного количества транспортных коммуникаций. Благодаря транспортной системе Россия может поддерживать связь с другими районами, областями, странами и государствами. Экономика страны сможет развиваться только за счёт этого направления. Транспортный комплекс обеспечивает получение около 8% ВВП, и в этой отрасли занято 4% работающего населения.

Хотелось бы разобраться, что собой представляет транспортная система России, каковы ее потенциальные возможности.

Понимая актуальность данного вопроса, мне хотелось чтобы учащиеся  могли изучить все виды транспортной системы, влияние которых в разные периоды истории России было определяющим, причем как при грузоперевозках, так и при пассажирском сообщении, - а именно: водный (речной и морской), железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт.

Задачи, определенные данным уроком, связаны в основном, с осмыслением того, что уже сделано в плане освоения географического пространства России, и того, что еще предстоит сделать.

На данном уроке внимание будет уделено каждому виду транспорта. Здесь будут описаны общие черты транспортной системы, её развитие и усовершенствование с течением времени, формирование составных частей.

Последние годы в рамках современной школы требуются новые подходы к обучению. На своём уроке главными задачами я ставлю создание проблемной ситуации, активизацию познавательной деятельности через демонстрацию презентации,  работу с картами атласами и анализом диаграмм.  Для решения задач урока я применяю современные ИКтехнологии.  На таком уроке учащиеся готовы к самостоятельному решению задач, предлагают пути решения, поставленной перед ними проблемы, руководствуясь собственным жизненным опытом, так как транспортный комплекс имеет огромное значение,  как в повседневной жизни каждого человека так и в жизни всей страны  в целом. Урок проводится с целью развития компетентности учащихся по данной теме.

 В процессе работы на уроке учащиеся оформляют в тетрадях схему «Виды транспорта» и наносят на контурную карту крупнейшие морские порты  и транспортные магистрали России.  В ходе урока учащиеся продолжают формирование самостоятельной работы с картами атласа и контурными картами, умение обоснованно, качественно, самостоятельно, оценить факторы, оказывающие влияние на  развитие транспортной системы,  указав её  достоинства и недостатки.

Урок способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности, учащиеся свободно высказывают свою точку зрения по данной теме, выявляют особенности развития транспортной системы, выявляют проблемы и перспективы развития отрасли. Заключением  урока является рефлексия работы на уроке, подведение результатов урока, оценка деятельности на уроке.

 Использование информационных технологий на уроке географии позволили улучшить обработку изучаемого материала, сократить объем домашнего задания, уменьшив при этом учебную нагрузку на учащихся, способствуют  развитию наглядно – образного  мышления – все эти перечисленные факторы ведут к эффективности обучения.



Предварительный просмотр:

Организационная структура урока

Название этапа

 

Задачи

Длительность

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и  виды

деятельности учащихся

Промежуточный контроль

Примечание

Организационный

Подготовить учащихся к работе на занятии

 2 мин.

Фронтальная беседа по обсуждению темы, целей и плана урока

3. Изучение нового материала

 

 

Ввести понятия

транспортная система,  грузооборот и пассажирооборот. Беседа  о транспортном комплексе, его значении и роли в экономике России.

Решение проблемного вопроса  урока

Учебная презентация, использование программ Microsoft Word 2003 , Power Point.

Учебная презентация.

Просмотр, осмысление и обсуждение в процессе просмотра учебной презентации. Опережающие сообщения учащихся.

Заполнение схемы «Виды транспорта»

 Опережающие сообщения учащихся.

Контроль за заполнением схемы.

 Необходимо помочь учащимся выделить и сформулиро-вать главную цель урока

4. Самостоятельная работа

 

 

Продолжить формирование умений и навыков работы с картами атласа и контурными картами

По ходу урока

6. Домашнее задание

3 минуты



Предварительный просмотр:

Макашова Инна Михайловна, учитель географии МОУ «Гимназия №73»

Аннотация урока

Тема:  «Транспортный комплекс России. Виды транспорта»

Урок является первым в разделе «Инфраструктурный комплекс»  курса  географии России 9 класс «Население и хозяйство». Урок тесно связан с предыдущими, так как продолжает формирование у учащихся  понятий  о межотраслевых комплексах России,  их составе, географии, проблемах.

Замысел: сформировать у учащихся представление о транспортной системе, её главных задачах, познакомить с видами транспорта, их особенностями и недостатками. Обратить внимание на вопросы влияния разных видов транспорта на здоровье человека  и экологические последствия влияния их работы на географические оболочки. Урок сопровождается презентацией, в конце -  перед учащимися ставятся проблемные вопросы.

Цели и задачи урока:

  1. определить значение транспорта для работы хозяйства  и жизни населения;

2. изучить состав транспортного комплекса;

3. познакомить учащихся с понятиями «грузооборот» и «пассажирооборот»;

  1. познакомить учащихся с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем развития;
  2. проанализировать географию ведущих видов транспорта России;
  3. рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом, - экономические, социальные, экологические;
  4. продолжить формирование у ребят умения работать с различными источниками географической информации.

Тип  урока: урок изучение нового материала.

Методы:

  1. Словесные: объяснения-иллюстрации, сообщения учащихся; рассказ с элементами беседы.
  2. Наглядные: демонстрация карт, таблиц, картин, компьютерной презентации.
  3. Практические: выполнение практической работы, заполнение контурной карты.

I этап.  Организационный момент (1 мин).

II этап. Урок построен в форме изучения нового материала    и  решения  проблемных вопросов, поставленных перед учащимися.  

Особенностью данного урока является  сочетание на уроке современных педагогических технологий на примере ИКТ с использованием компьютерной презентации (выполненной в программе  PowerPoint),  так и традиционных методов ведения урока: отработка практических умений и навыков работы с картами атласа,  текстом учебника  и нанесение на контурную карту важнейших железнодорожных  магистралей страны, крупнейших портов России.  Дифференцированный подход к учащимся планировался заранее. Учитель предложил учащимся подготовить сообщения об истории возникновения и развития железнодорожного транспорта и сети  железных дорог в России, об истории развития автомобильного транспорта и речном транспорте России, предполагающие самостоятельную подготовку дома и выступление на уроке.  

По ходу урока учитель демонстрирует слайды презентации, на которых представлена необходимая информация: состав  и задачи транспортного комплекса, виды транспорта, даётся определение понятий «грузооборот» и «пассажирооборот»,  для обсуждения предлагается диаграмма «Состав морского транспорта России»и др .  

Обратная связь на уроке выражена активной работой учащихся, выполнением действий, способствующих развитию памяти, мышления, сенсорных сфер в области глазомерного  ориентирования.

III этап.  Закрепление. Коррекция.

Заключительным этапом урока  является постановка проблем, с которыми сталкивается транспортная система России. Учащимся предлагается найти пути решения данных проблем. В случае нехватки времени на уроке данную работу ребята могут выполнить дома и на следующем уроке высказать свои мнения по предложенным проблемам. Коррекция знаний осуществляется  по ходу изложения материала.

Учитель  делает вывод урока.

IY этап.  Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

Y этап. Подводится итог урока, выставляются оценки, учитель благодарит класс за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

география 9 класс Тема « Транспортный комплекс России. Виды транспорта »

Слайд 2

Цели и задачи: Познакомиться с составом транспортного комплекса, ведущими отраслями транспорта. Рассмотреть принципы оценки работы различных видов транспорта. Познакомиться с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем развития;. Проанализировать географию ведущих видов транспорта России. Познакомиться особенностями размещения на территории страны крупнейших транспортных центров и узлов и современным состоянием транспорта комплекса и его отраслей; уровнем и перспективами их развития, возможными путями преодоления существующих проблем. Рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом, - экономические, социальные, экологические. продолжить формирование умений работать с различными источниками географической информации.

Слайд 3

Транспортная система – совокупность всех видов транспорта, объединённых между собой транспортными узлами, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними Крупнейшие транспортные пункты (узлы): Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Волгоград, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Владивосток

Слайд 4

Виды транспорта Универсальные перевозят различные грузы и пассажиров (ж/д, автомобильный, речной, морской, воздушный) Специализированные перевозят определённые грузы (трубопроводный, ЛЭП)

Слайд 5

Главная продукция транспорта – это перевозки грузов и пассажиров Основные задачи транспорта: Обеспечение связей между отдельными отраслями и районами страны Своевременное обеспечение потребностей хозяйства и населения в перевозках Повышение экономической активности работы транспорта . Показатели работы транспорта Количество перевезённых грузов (млн.т) и пассажиров (млн. чел.) Грузооборот (т •км) – произведение количества перевезённого груза (т) на дальность его перевозки (км) Пассажирооборот (чел •км) - произведение количества перевезённых пассажиров (чел) на дальность их перевозки (км)

Слайд 6

Виды транспорта Железнодорожный Автомобильный сухопутный Трубопроводный Газопровод Нефтепровод Связь почтовая электрическая

Слайд 7

Первая железная дорога России Санкт-Петербург – Москва - 1851 год Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе страны . Главная задача – обеспечить надёжную транспортную связь европейской части страны с её восточными районами Протяжённость железных дорог России - 86 тыс. км из них – 42 тыс. км - электрифицированные Крупнейшие магистрали Транссибирская Москва-Челябинск-Новосибирск- Иркутск- Владивосток Среднесибирская и Южносибирская российский участок - Екатеринбург – Тюмень – Омск Байкало-Амурская практически не используется Амуро-Якутская - строящаяся

Слайд 8

Автомобильный транспорт – один из самых дорогих. Основной загрязнитель воздуха в крупных городах – один бензиновый двигатель на 1000 л сожжённого топлива выбрасывает: 200 кг окиси углерода 20 кг окислов азота 25 кг углеводородов 1 кг сажи 1 кг сернистых соединений

Слайд 9

водный Морской История начинается с Петра I 39 портов Крупнейший в мире атомный флот Самый дешёвый Зависит от природных условий Речной Связь с районами Севера Возможность работы судов «река-море» Перевозка грузов, не требующей быстрой доставки - лес, нефть, зерно, стройматери алы)

Слайд 10

Всего судов - 5645 Состав морского транспорта России

Слайд 11

воздушный Авиационный 800 аэропортов в России 50 из них – международные Самый дорогой Экологически грязный: за 1 час - сгорает 15 т топлива, потребляя 625 т воздуха и выбрасывая 66 т продуктов горения, которые сохраняются в атмосфере - 2 года! Космический Космический корабль « Шатлл » Космический аппарат « Синком IV-3»

Слайд 12

Газопровод Нефтепровод Трубопроводный транспорт Специальные грузы Быстрое и дешёвое строительство Первый по объёму перевозок Большая изношенность сети Экологически опасный

Слайд 13

Проблемы: 1. Зачем нужны железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке? 2. Где, что и как нужно строить? 3. Смогут ли платные автодороги решить проблему с качеством автомагистралей? 4. Почему в России в последние годы увеличилось число иностранных автомобилей? 5. Почему основную массу российских грузов перевозят иностранные морские суда? 6. Подумайте, какое сырьё кроме газа и нефти, можно транспортировать трубопроводным транспортом? 7. Каким образом развитие транспортного комплекса влияет на развитие курортно-туристических зон в России?

Слайд 14

Домашнее задание Параграф 35, 36 (по уч. В.П. Дронов, В.Я Ром). Контурная карта «Транспорт России» Изучить карту в атласе «Транспорт России» Найти пути решения поставленных на уроке проблем Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Урок  географии  в 9 классе

Тема:  «Транспортный комплекс России. Виды транспорта»

Цели и задачи урока:

  1. определить значение транспорта для работы хозяйства  и жизни населения;

2. изучить состав транспортного комплекса;

3. познакомить учащихся с понятиями «грузооборот» и «пассажирооборот»;

  1. познакомить учащихся с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем развития;
  2. проанализировать географию ведущих видов транспорта России;
  3. рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом, - экономические, социальные, экологические;
  4. продолжить формирование у ребят умения работать с различными источниками географической информации.

 Учебно-наглядный комплекс и оборудование:

  1. карты России - физическая, экономическая, политико-административная, настенная контурная; картины, таблицы, схемы, хрестоматии, справочники:
  2. мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбук).

Тип  урока: урок изучение нового материала.

Методы:

  1. Словесные: объяснения-иллюстрации, сообщения учащихся; рассказ с элементами беседы.
  2. Наглядные: демонстрация карт, таблиц, картин, компьютерной презентации.
  3. Практические: выполнение практической работы, заполнение контурной карты.

Ход   урока:

I .Организационный момент

II. Изучение нового материала

Презентация

 (слайд 1). Транспортный комплекс является необходимым условием функционирования хозяйства, жизни населения и вообще существование любого государства, особенно столь протяжённого как Россия. Проблема: почему роль транспортного комплекса велика в хозяйстве России?

(слайд 2). Цели и задачи урока.

(слайд 3). Главная продукция транспорта – это перевозки грузов и пассажиров.  

Основные задачи транспортной системы:

  1. Обеспечение связей между отдельными отраслями и районами страны;
  2. Своевременное обеспечение потребностей хозяйства и населения в перевозках;
  3. Повышение экономической активности работы транспорта.

Знакомство с понятиями: транспортная система, грузооборот и пассажирооборот. Беседа  о транспортном комплексе, его значении и роли в экономике России.

(слайд 4). Далее учитель приводит схему, которую учащиеся записывают  в свои тетради, и которая в дальнейшем на уроке будет являться опорой для изучения нового материала (Приложение 2).

 (слайд 5). А) Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе России. Этот вид транспорта начал развиваться в России фактически с постройки железной дороги Санкт-Петербург – Москва в 1851 году (сообщения учащихся об истории возникновения и развития железнодорожного транспорта и сети  железных дорог в России).

Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе страны. Главная задача – обеспечить надёжную  транспортную связь Европейской части страны с её восточными районами. Рассказ  учителя о большом значении для России ж/д транспорта и об особенностях географии современной сети железных дорог страны; самостоятельная работа с атласами, текстом учебника, справочниками и обозначение на к/к важнейших ж/д магистралей страны; беседа о проблемах, возникающих при строительстве железных дорог.    

  (слайд 6).   Б) Автомобильный транспорт – один из самых дорогих по себестоимости перевозок.

 Беседа об автомобильном транспорте России, его особенностях, достоинствах и недостатках, существующей схеме автомобильных дорог; сообщения учащихся об истории развития автомобильного транспорта и экологических проблемах, связанных с ним, а также о путях решения этих проблем.

(слайд 7).   В) Трубопроводный  транспорт

Рассказ  учителя о преимуществах  и недостатках данного вида транспорта, особенностях его строительства. Понятие «специальные грузы». География и особенности размещения российских нефте- и газопроводов. Обсуждение последствий загрязнения природы  вследствие утечки  газа или нефти.

(слайд 8).  Г) Воздушный  транспорт – один из самых дорогих видов транспорта.

Рассказ учителя об авиационном транспорте, его значении, особенностях, уровне развития. Состав: авиационный и космический. Особенности авиационного транспорта: перевозка скоропортящихся грузов и доставка пассажиров на большие расстояния и в труднодоступные районы. Главная проблема – большой возраст эксплуатации самолётов, необходимость обновления парка самолётов, сильный загрязнитель атмосферы.

Космический  транспорт: значение  и проблемы.

(слайд 9).   Д) Водный  транспорт (морской и речной)

 Рассказ учителя о морском транспорте России, его специализации, особенностях, значении и уровне развития.  Самостоятельная работа с атласом, текстом учебника, справочными материалами.  Обозначение на к/к крупнейших морских портов Северного бассейна  (Мурманск, Нарьян-Мар, Тикси, Диксон);  Тихоокеанского бассейна  (Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка); Балтийского бассейна (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград);  Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа).  Сообщения учащихся о речном транспорте России.

(слайд 10). Знакомство учащихся со схемой «Состав морского транспорта», анализ схемы, выводы.

(слайд 11). Проблемы транспортной системы России.

Заключительным этапом урока  является постановка проблем, с которыми сталкивается транспортная система России. Учащимся предлагается найти пути решения данных проблем, в случае нехватки времени на уроке данную работу ребята могут выполнить дома и на следующем уроке высказать свои мнения по данным проблемам.

Предлагаемые вопросы для обсуждения:

 1. Зачем нужны железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке?

2. Где, что и как нужно строить?

3. Смогут ли платные автодороги решить проблему с качеством автомагистралей?

4. Почему в России в последние годы увеличилось число иностранных автомобилей?

5. Почему  основную массу российских грузов перевозят иностранные морские суда?

6. Подумайте, какое сырьё кроме газа и нефти,  можно транспортировать  трубопроводным транспортом?

7. Каким образом развитие транспортного комплекса влияет на  развитие курортно-туристических зон в России?

(слайд 12). III. Домашнее задание

Параграф  35,  36 (по уч. В.П. Дронов, В.Я Ром).

  1. Изучить карту в атласе «Транспорт России»
  2. Выполнить задания на контурной карте «Транспорт России»
  3. Найти пути решения поставленных на уроке проблем

IV. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление отметок

Приложение 1 (презентация составлена в PowerPoint)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по географии 9 класс "Мерзлотная Россия - Восточная и Северо-Восточная Сибирь"

Урок по географии в 9 классе. Раздел: Регионы Росии. Тема "Мерзлотная Россия_ Восточная и Северо-Восточная Сибирь"....

Разработка обобщающего урока по географии 8 класс «Рекорды России».

Мы изучаем новый курс «Физическая география России». Давайте вспомним, что же такое уникальное находится у нас, в нашей стране&helli...

Конспект урока по географии "Экономико-географическое положение России

Сформировать знания о физико-географическом положении (ФГП) страны, о его влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность населения....

Открытый урок по географии по теме "Климат России"

Урок - обобщение с применением таких технологий как: технология критического мышления, технология сотрудничества, смысловое чтение. Урок учитывает разную степень подготовки учащихся и дает возможность...

Урок в 9 классе Агропромышленный комплекс России

Блочно-модульный урок (1-2 урок) с использованием других новых технологий....

Разработка к уроку по географии "Особенности рельефа территории России" 8 класс.

Презентационная работа к уроку по географии в 8 классе "Особенности рельефа территории России"Тип урока: изучение нового материала с элементами практикума.Цель урока: выявить основные особен...


 

Комментарии

Суслова Ольга Алексеевна

На мой взгляд отличня разработка урока. Прекрасная презентация.