Открытый урок по географии по теме "Климат России"
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Краснова Татьяна Николаевна

Урок - обобщение с применением таких технологий как: технология критического мышления, технология сотрудничества, смысловое чтение. Урок учитывает разную степень подготовки учащихся и дает возможность каждому проявить себя

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Обобщающий урок в 8 классе по теме :

«Климат России»

Цель: актуализация знаний по теме «Климат».

Технологии: технологии критического мышления и сотрудничества, смысловое чтение

 

План урока:

1.Оргмомент

2.повторение и обобщение изученного материала по вопросам:

  • Климатообразующие факторы
  • Актуализация знаний по теме «Климат»
  • Составление литературно-математического портрета различных типов климата

3.Заключение урока «Образное представление климата России»

      Предварительно класс делится на 5 групп. Причем, одна из групп – это слабоуспевающие учащиеся (она формируется с целью активизации слабоуспевающих  детей в активную работу по теме. Эти ребята составляют «климатическую справочную помощь». Их основная задача, по ходу работы всех групп предоставлять краткую необходимую информацию ( в т.ч. терминологического характера). Эта группа, в отличии от других, готовится к уроку предварительно. Каждая команда имеет своего капитана.

Ход урока

1.Организационный момент. Ознакомление учащихся с целью и задачами урока, а также с правилами его проведения.

2.Интеллектуальная разминка. Климатообразующие факторы.

     От чего зависит климат? Разминка с таким названием строится в виде эвристической беседы (проблемного изложения), поскольку ребята уже изучили климаты материков и климат России. Знают климатообразующие факторы, достаточно шорошо подготовлены к пониманию процессов и явлений, формирующих климат нашей страны.

    По ходу изложения знаний учащимися по этому вопросу, группы вычерчивают свою схему или рисунок «Климатообразующие факторы России», объясняющий особенности формирования климата России.

    Далее каждая команда получает задание с проблемным вопросом. на работу группам предоставляется – 5 мин. Затем капитаны или участники, выбранные капитаном от каждой группы дают свой ответ. Группа №5 работает по мере выступления других групп.

ГРУППА № 1

 Как вы знаете, количество солнечного тепла уменьшается от экватора к полюсам. Можно предположить, что изотермы среднегодовых температур должны располагаться широтно. А они в России идут примерно с с-з на ю-в.

Почему? Какой  климатообразующий фактор в данном случаи определяет картину изотерм?

 Правильный ответ. При анализе карт средних температур января и июля было выявлено следующее. Если июльские температуры подтверждают широтное распределение тепла, то январские эту закономерность явно нарушают. В этом случаи не один фактор вносит поправки в климатическую картину России.

   Фактор № 1 – Г.Ш-- угол падения солнечных лучей—кол-во солнечной радиации. ( что подтверждает ход июльских изотерм) – Гр.№ 5 дает определение терминам «изотерма, солнечная радиация, угол падения солнечных лучей)

    Фактор № 2 Влияние Атлантического океана. – Поскольку зимой тепло на территорию России поступает с Атлантики и на этот процесс оказывают влияние несколько факторов: циркуляция атмосферы, близость/удаленность от океана, подстилающая поверхность.

Таким образом, зимой сильное влияние на погоду оказывает Атлантический океан и его Северо-Атлантическое течение. (фрагмент карты). Однако роль Атлантики особенно велика в теплый период года, когда над большей частью страны преобладают западные и с-з ветра. Зимой же погоду создает Сибирский антициклон, или Азиатский максимум. (клим. карта)

_________________________________________________

ГРУППА № 2.

 Чем можно объяснить, что Тихий океан не влияет на ход январских изотерм, хотя: а) он более теплый по сравнению с Атлантическим, б) теплое тихоокеанское течение Куросио подходит значительно ближе к берегам России, чем Северо-Атлантическое течение?

Правильный ответ. схема на доске распределения поясов АД и возникновения постоянных ВМ: пассатов и западного переноса ВМ (рисуют уч-ся). ВМ в умеренных широтах перемещаются с запада на восток, поэтому на территорию нашей страны приходят ВМ  с Атлантики, а не с Тихого океана. Гр.№5 определения: воздушные массы и типы ВМ, действующие над территорией России.

слайд « так должно быть. на самом деле по-другому.»; карта циркуляц

ГРУППА № 3

  Если на климат России из океанов основное влияние оказывает Атлантика и западный перенос ВМ, почему же тогда на Дальнем Востоке ветры дуют с океана на сушу, т.е. с востока на запад, как бы игнорируя правило циркуляции атмосферы в умеренных широтах?

Правильный ответ. схема на доске – Циркуляция ВМ в Тихоокеанском регионе. Гр.№ 5 термины «муссоны». с помощью схемы уч-ся объясняют местную циркуляцию ВМ на Д. Востоке.

слайд « так должно быть. на самом деле по-другому.»; карта циркуляция атмосферы

ГРУППА № 4

.Влияние Атлантики простирается на тысячи км вплоть до Енисея, почему же действие дальневосточного муссона ограничено? и  почему на побережье Северного Ледовитого океана нет муссонной циркуляции?

Правильный ответ. Уч-ся указывают и показывают по карте горные преграды, не дающие ветрам с Тихого океана проникнуть вглубь материка. понижение территории Евразии к северу, преобладающий плоский рельеф северной России, низкие температуры над акваторией С. Л. океана и омывающей его части России (т.е. географическая широта и характер подстилающей поверхности как климатообразующие факторы). огромная территория России повлияла на возникновение над большей территорией России в холодный период времени области повышенного АД – Азиатского максимума.

Подведение итогов работы: за полное изложение ответа группа получает – 5 баллов

2.Актуализация знаний по теме «Климат» - 5 мин.

    Беседа с группой учащихся №5 о погоде, климате, климатических поясах и воздушных массах. Установление связей между этими понятиями. Слабоуспевающим ребятам бывает порой трудно объединить эти понятия системой связей, тогда на помощь им приходят остальные группы. Все ребята наносят на контурную карту границы климатических поясов и областей России. Первыми выделяются субарктический и арктический климатические пояса, затем – субтропический пояс. Далее проводятся границы климатических областей умеренного пояса.

3.Составление литературно-математического портрета различных типов климата –5 мин на размышление и 1 мин для ответа (10 мин). Каждая группа получает свой литературный отрывок.

Задание:

Определите по описанию погоды, данному в отрывке из литературного произведения тип климата и территорию

 ( природный комплекс России) Дополните свой ответ «математическим» портретом данного климата

Группа №1

     Вечером, когда стемнело, с сильным шумом хлыстнул страшный ливень. Стало жутко…Дерсу вскочил со своего места и быстро выбежал из фанзы. Через минуту он вернулся и сообщил, что надо скорее будить людей, так как река вышла из берегов, и вода кругом обходит фанзу. Пока мы обувались, вода успела просочиться сквозь стену и залила очаг. Угли в нем зашипели и погасли…

     Ливень листал по лицу и не позволял открыть глаз. Не было видно ни зги. В абсолютной тьме казалось, будто вместе с ветром неслись в бездну деревья, сопки и вода в реке, и все это вместе с дождем образовало одну сплошную, с чудовищной быстротой движущуюся массу.

                                                                                                В. Арсеньев

средняя

температура

июля (в градусах

по С)

средняя

температура

января (в градусах

по С)

годовое

количество

осадков

коэффициент

увлажнения

+16,+20

-24,-30

600-800 мм в год

больше 1

+2,+5

-15,-30

500-800 мм в год

больше-равно 1

+10,+20

-15,-25

200-600 мм в год

меньше 1

+12,+24

-4,-20

200-300 мм в год

меньше-равно 1

+15,+26

-10,+6

500 мм в год

равно 1

+20 и выше

-25,-45

250-520 мм в год

Правильный ответ. Дальний Восток. Муссонный тип климата. «Математическая» картина: ср.температура июля+10,+20 ; ср. температура января –15,-30. Годовое количество осадков 600-800 мм в год. К увл избыточное (т.е. больше 1)

Группа № 2

     Уж небо осенью дышало,

     Уж реже солнышко блистало,

     Короче становился день,

     Лесов таинственная сень

     С печальным шумом обнажалась,

     Ложился на поля туман,

     Гусей крикливых караван

     Тянулся к югу: приближалась

     Довольно скучная пора;

     Стоял ноябрь уж у двора.                          

                                                                                                               А. Пушкин

средняя

температура

июля (в градусах

по С)

средняя

температура

января (в градусах

по С)

годовое

количество

осадков

коэффициент

увлажнения

+16,+20

-24,-30

600-800 мм в год

больше 1

+2,+5

-15,-30

500-800 мм в год

больше-равно 1

+10,+20

-15,-25

200-600 мм в год

меньше 1

+12,+24

-4,-20

200-300 мм в год

меньше-равно 1

+15,+26

-10,+6

500 мм в год

равно 1

+20 и выше

-25,-45

250-520 мм в год

Правильный ответ. Средняя полоса европейской части. Умеренно-континентальный тип климата. «Математическая» картина: ср.температура июля+12,+24 ; ср. температура января –4,-20. Годовое количество осадков 600-800 мм в год. К увл от избыточного ( на с) до недостаточного ( на ю-в)

Группа № 3

     Птицы замедляли полет, судорожно взмахивали крыльями и падали на землю, медведи зябли в берлогах и выходили тощие, испуганные, злые…Мы тоже начали зябнуть. Вы ведь знаете, что это такое: дыхания не хватает, моргнешь глазами – между ресницами протягиваются тонкие льдинки, холод забирается под одежду, потом в мускулы, в кости, до мозга костей, как говорится, - говорится недаром.

                                                                                                             В. Короленко

средняя

температура

июля (в градусах

по С)

средняя

температура

января (в градусах

по С)

годовое

количество

осадков

коэффициент

увлажнения

+16,+20

-24,-30

600-800 мм в год

больше 1

+2,+5

-15,-30

500-800 мм в год

больше-равно 1

+10,+20

-15,-25

200-600 мм в год

меньше 1

+12,+24

-4,-20

200-300 мм в год

меньше-равно 1

+15,+26

-10,+6

500 мм в год

равно 1

+20 и выше

-25,-45

250-520 мм в год

Правильный ответ. Восточная Сибирь. Резко-континентальный тип климата. «Математическая» картина: ср.температура июля+16,+20 ; ср. температура января –25,-45. Годовое количество осадков менее 500 мм в год. К увл меньше-равно 1

Группа № 4

     Полный месяц светил на камышовую крышу…Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным рокотом плескались темно-синие воды. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию…

    Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу – никого уже нет. Становилось жарко; белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу; голова Машка дымилась; кругом его вились и ползали, как змеи, серые клочки облаков, задержанные в своем стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. Воздух был напоен электричеством. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно.

 М. Лермонтов

средняя

температура

июля (в градусах

по С)

средняя

температура

января (в градусах

по С)

годовое

количество

осадков

коэффициент

увлажнения

+16,+20

-24,-30

600-800 мм в год

больше 1

+2,+5

-15,-30

500-800 мм в год

больше-равно 1

+10,+20

-15,-25

200-600 мм в год

меньше 1

+12,+24

-4,-20

200-300 мм в год

меньше-равно 1

+15,+26

-10,+6

500 мм в год

равно 1

+20 и выше

-25,-45

250-520 мм в год

Правильный ответ. Северный Кавказ. Переходный от умеренного к субтропическому типу климата. «Математическая» картина: ср.температура июля+20 и выше, ; ср. температура января –10,+6. Годовое количество осадков менее 250-520 мм в год. К увл меньше-равно 1

Группа № 5

     Побелело море, зашумело непогодой. Тяжко встают свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль. Ветер злобно роется по их косматой поверхности, далеко разносятся соленые брызги. А вдоль излучистого берега колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагроможденного на отмелях льду. Точно титаны в тяжелой схватке накидали эти гигантские обломки…

     На сотни верст ни дымка, ни юрты, ни человеческого следа.

     Только ветер крутит столбом порошу, да мертвая мгла низко-низко ползет над снеговой пустыней.

А. Серафимович

средняя

температура

июля (в градусах

по С)

средняя

температура

января (в градусах

по С)

годовое

количество

осадков

коэффициент

увлажнения

+16,+20

-24,-30

600-800 мм в год

больше 1

+2,+5

-15,-30

500-800 мм в год

больше-равно 1

+10,+20

-15,-25

200-600 мм в год

меньше 1

+12,+24

-4,-20

200-300 мм в год

меньше-равно 1

+15,+26

-10,+6

500 мм в год

равно 1

+20 и выше

-25,-45

250-520 мм в год

Правильный ответ. Острова и сибирское побережье Северного Ледовитого океана. Арктический  тип климата. «Математическая» картина: ср.температура июля+2,+5 ; ср. температура января –24,-30. Годовое количество осадков 200-300 мм в год. К увл меньше 1.

4.Заключительная часть урока

. Сегодня мы говорили о климате России. Наша огромная страна отличается удивительно разнообразными климатическими условиями и суровая красота арктических островов, многолетняя мерзлота и мягкий климат субтропиков. Западные ветра, муссоны, бризы, фены, бора. На формирование такого разнообразия природы, в т.ч. климата оказали свое влияние многие факторы. Это и ГП, Г.Ш, размеры и протяженность страны, океаны и течения, высокие и низкие равнины и молодые и старые горы, нагорья, хребты.

   И если попытаться создать образ климата, то он, скорее, будет похож на дом, у которого северная стена отсутствует, и холодные ветры с Северного Ледовитого океана зимой и летом беспрепятственно проникают внутрь. Высокая южная стена преграждает путь теплым тропическим массам. Морской тихоокеанский воздух упирается в восточную горную стену. Западный фасад представляет собой открытое настежь пространство, через которое проникает тепло с Атлантики. Над большей частью этого дома нет крыши , и лишь над  европейской частью циклоны, приносящие облачную погоду, препятствуют выхолаживанию воздуха.

выставление оценок за урок ( оценивается каждая команда)

Д/З: Составить «Литературно-математический» портрет Самарской области с указанием климатообразующих факторов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по географии "Мой край в судьбе России"

Вводная речь о проблемах развития земледелия в Республике Саха(Якутия),  лабораторная работа по исследованию состава почвы, выводы....

Разработка открытого урока по географии на тему «Внутренние воды России. Реки»

Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах России...

Разработка открытого урока по географии для 8 класса.тема: "Закономерности распределения элементов климата на территории России. Климат Бурятии".

Разработка открытого урока в 8 классе по географии России.  Оснащение: карты, атласы, учебник,  дополнительные источники информации, энциклопедии, мультимедиа.Форма проведения: заседание инт...

План – конспект открытого урока по географии в 8 класс Тема : «Климат России»

Тип урока: урок-игра, урок обобщения и систематизации знаний...

Открытый урок по географии (8 класс) по теме: "Природные зоны России"

Урок обобщеня и повторения знаний по теме "Природные зоны России", выстроен по структуре ФГОС, в рамках конкурса "Учитель года 2017"...

Разработка открытого урока по географии на тему: "Население и народные промыслы Центральной России"-8 класс

Урок направлен на формирование у учащихся представления о населении Центральной России, его обычаях и традициях, а также ознакомление с историей возникновения и развития народных промыслов России, их ...