Открытый урок по географии "Мой край в судьбе России"
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Анасенко Татьяна Семеновна

Вводная речь о проблемах развития земледелия в Республике Саха(Якутия),  лабораторная работа по исследованию состава почвы, выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_urok.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении – Томмотская

 санаторная школа-интернат

Открытый урок по географии (9 класс)

«МОЙ КРАЙ В СУДЬБЕ РОССИИ»

Учитель географии

Анасенко Татьяна Семеновна

Адрес: Респ. Саха (Якутия), Алданский район, г. Томмот, ул. Геологическая д.8, кв.1, тел +7(41145)41037

Томмот, 2012 г

Цель и задача урока: 

1. Обучающая. Закрепить и проверить знания и умения, полученные при изучении физической географии России, о природных зонах.

        2. Развивающая. Развитие познавательного интереса к географической науке, формирование товарищеской взаимопомощи, углубление и применение опорных знаний и умений, полученных на предыдущих уроках, развитие творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных способностей. Привитие учащимся заинтересованности в развитии и улучшении экономики республики, путем внедрения новейших достижений.

        3. Воспитательная. Воспитание у учащихся бережного отношения к родной природе, любви к малой Родине.

Тип урока: 

        комбинированный.

Метод обучения: 

        дифференцированный подход к изучению материала, самостоятельная работа, изыскательно-исследовательский подход.

Оборудование:

        монолит почвенного разреза, таблица «Условия образования, свойства и использование почвы Алданского района». Чертежи и рисунки внешнего вида домов, пристройки, усадьбы и др. строения. Реферативные работы учащихся по отраслям сельского хозяйства. Оборудование для анализа климатического состава почвы, образцы почвы с п. Кутана, после наводнения, видеосюжет «Наводнение 1998 г. п. Кутана. Образцы лекарственных трав Алданского района 30 наименований. Рисунки «Основные вредители сельского хозяйства», Климатическая карта, карты атласа 8 класс, ПК.

ХОД УРОКА

Вводная речь

        Учитель: наша Родина велика. Необозримы и прекрасны ее просторы. Но самое прекрасное-это наш народ. Тот, кто пашет землю, строит,  владеет техникой и наукой. География, как и другие науки, служит человеку. В связи с этим и наши знания нужны для того, чтобы ответить на вопрос, как их применить на благо человека, как хозяйствовать в природных зонах, чтобы наша деятельность была рациональной и эффективной.

Вы знаете, что перед нашей страной стоит задача- добиться коренного перелома в решении «Продовольственной программы». Вопросов здесь много. Продовольственная проблема в нашей стране решается через перестройку всего сельского хозяйства, за счет применения интенсивных технологий, возделывания различных культур, распространения новых форм организации труда, бригадного семейного подряда, фермерства, крестьянского хозяйства, личных подсобных хозяйств, общин и т. д..

         В целях поддержки фермерства, развития семейных хозяйств, изданы ряд Правительственных распоряжений и указов от 17.04. 1999 года «О мерах по развитию семейной экономики в республике Саха, от 20. 08. 1999 года» «Об утверждении плана мероприятий по поддержке развития семейной экономики в республике Саха от 01.10. 1999 года» «О проведении 1-го съезда сельских семейных хозяйств республики Саха».

        Мы собрались сегодня, чтобы обсудить пути решения продовольственных проблем нашего района. Сегодняшний наш урок-деловая игра «Мой край в судьбе России».

        На уроке присутствуют представители: крестьянское фермерское хозяйство «Быйан», личное подсобное хозяйство «Оленек», граждане, занятые надомным трудом «здоровье», в котором доход семьи составляет 50% от ведения личного хозяйства. Чтобы обсуждение получилось объективным, мы пригласили экспертную группу.

        Основными критериями хозяйств являются:

        1 Производство сельскохозяйственной продукции.

        2.Рациональное использование усадьбы

        Каждый участник имеет право задавать вопросы и вносить свои предложения.

Задание

        Используя климатическую карту атласа, построить график «годовое изменение температуры воздуха в  г. Томмот» и сделайте вывод (работа с программой  Microsoft Exel).

        Вывод: климатический пояс - резко континентальный. Средняя температура зимы -18 градусов Цельсия. Особенностью весны является высокая суточная амплитуда дневных и ночных температур. Характерно короткое лето со средней температурой июля +16 градусов.

         Итак, слово предоставляется представителям семейных хозяйств «Быйан» /выступление представителей «Быйан» -  учащиеся по реферативным работам кратко рассказывают методы ведения своего хозяйства/.

        Учитель: объясните условия образования, свойства и использование почвы Алданского района  /работа по таблице «Условия образования, свойства и использование почвы Алданского района» и по монолиту разреза почвы/.

        Ученик: типы почв - в основном подзолистые и дерново-подзолистые, природная зона-тайга. Основные условия образования почвы: средняя температура июля +16 градусов, средняя температура января  -18 градусов Цельсия. Коэффициент увлажнения больше 1. Местами заболоченность. Суммарная радиация 80-100 ккал/см. Много остатков древесной растительности. Количество гумуса 1-1,5 %. Почвы малоплодородные, высокая кислотность. Т.о., необходимо внесение удобрений, известкование почв.

        Ученик: в нашем хозяйстве мы выращиваем картофель. Закупили голландский семенной картофель четырех сортов, которые дали отменный урожай. Кроме того, капусту ранних и поздних сортов, огурцы, томаты, лук-батун, морковь, свекла, садовая черная смородина, малина садовая, кабачки, баклажаны, перец, горох, укроп. На защищенном грунте особо опасных вредителей не обнаружено / рассказ по рисункам « Болезни и вредители овощных культур.» Основные вредители: капустная совка, крестоцветная блошка, капустная моль/.

         Наша задача – получение высокоурожайности, экологически чистого продукта, поэтому проводим ряд мероприятий:

  1. Уничтожаем сорную растительность, удаляем погибшие растения, очищаем участки после уборки урожая от гнилых плодов, пораженные болезнями растительные остатки, сжигаем, почву глубоко перекапываем.
  2. Посевы, особенно в молодом возрасте укрываем пленкой, что сохраняет молодые всходы от вредителей, улучшает их рост.
  3. При выращивании растений в защищенном грунте, систематически проветриваем, не допускаем резких перепадов  температур днем и ночью. На растениях проводим обработку биологическим препаратом, так как резкие перепады температуры, провоцируют болезни корневых систем.
  4. Стеллажи теплиц, рамы, каркасы дезинфицируем осенью раствором  хлорной извести.
  5. Опрыскиваем растения настоем трав или чеснока, табака, хозяйственного мыла, руками собираем гусениц.
  6. Осенью подготавливаем посадочный материал и внимательно следим в период зимнего хранения. Что касается предпосадочной обработки клубней, обрабатываем минеральными удобрениями. В день посадки картофель в таре погружаем с растворм удобрений и выдерживаем в течение одного часа. Затем, слегка просушиваем, минеральные соли, проникая в клубни, выполняют двоякую роль-стимулируют ускорение химических процессов в самом клубне и служат дополнительным питанием

        Учитель: какой из путей повышения технической вооруженности вашего хозяйства вы выберете?

        Учащиеся: увеличение производства тракторов и комбайнов, где техника является собственностью работников. Возделывание земель на юге республики требует серьезных капиталовложений. / Ученик кратко рассказывает о значимости весенне-осенней вспашки. полей/.

        Учитель: Нам очень понравился вид ваших домов и рациональное использование усадьбы. Представьте, мы к вам пришли в гости. Расскажите, пожалуйста, какие виды строительных материалов использовали, отопление, водоснабжение теплиц, постройки. / Учащиеся рассказывают про свои чертежи «Дом моей мечты»/

        Учитель: Бассейн реки Алдан, где кормовые угодья испытывают в настоящее время серьёзный экологический ущерб от сильного наводнения 1998 года. Пострадали такие посёлки, как Кутана, Угоян, Хатыстыр. Многие хозяйства и общины понесли убытки. Вашему вниманию предложен видеосюжет. /Просмотр сюжета/.

        Учитель: Что происходит при наводнении?

        Ученик: Наводнение- это грозное явление природы при котором река выходит из берегов из-за резкого подъёма уровня воды, при этом затапливая прибрежные участки.

        Учитель: Вы посмотрели видеосюжет. Уровень воды поднялся выше критической  точки. Мощные потоки воды с крупными льдинами почти полностью разрушили дома и постройки, затоплены пастбища и луга. Возможны ли изменения в структуре почвы? Да. Предлагаю «экспертам» провести небольшие исследования почвы.

                               

                                       Лабораторная работа

        Образец  почвы взят на одном из участков п. Кутана, где природный комплекс, после наводнения, пострадал наиболее сильно.

        1.Заранее  берём 20 гр. почвы,  рассыпав её тонким слоем на листе  фанеры, оставляем на несколько часов.

        2. Когда хорошо подсохнет, надо ее снова взвесить. Так мы узнали сколько в почве было воды-7гр.

        3. Высыпать в пустую консервную банку, прокалить до тех пор, пока из нее не перестанет  выходить дым и снова взвесить. Мы узнали, сколько в ней было перегноя-3гр.

        4. Почву высыпать в стеклянную банку с водой и хорошо взболтать, песок осядет на дно. Оставшийся песок следует просушить и взвесить. Песка-5,2(мелкая галька, песок).

        Вывод: после проведенного анализа мы выяснили, сколько в данной почве содержалось воды, перегноя, песка и глины. Имея эти данные, мы можем судить о качестве исследуемой почвы.

        Ученик:  почвы очень слабо обеспечены питательными элементами, для улучшения почвы необходимо внести органические и минеральные удобрения. Содержание гумуса низкое, возможно, изменение химических и физических свойств почвы, в результате наводнения. Исходя из этого, необходимо провести исследование территорий, пострадавших от наводнения, в бассейне реки Алдан.

Физкультминутка 5-6 мин /упражнения для снятия зрительного утомления/.

        Учитель: оленеводство является одним из ведущих отраслей сельского хозяйства нашего района. Своим опытом поделятся предприниматели личного подсобного хозяйства «Оленек» / По реферативным работам  кратко рассказывают учащиеся/.

        Ученик: по характеру рельефа территория нашего хозяйства гористая. Верховья горных рек представлены лугами, являющимися прекрасными летними пастбищами для оленей. Нажировка оленей путем нагула и предзабойного откорма, повышения ее качества. В летние жаркие дни стада обычно выпасаются в горной тундре, на больших высотах или зарослях, где олени легко переносят жару и не страдают от нападения кровососущих. Для защиты от насекомых широко применяется обработка стад путём опрыскивания, а также передовые методы профилактики и лечения оленей. После специального нагула, забиваем только высоко упитанных оленей, остальных оставляем на дополнительный нагул с подкормкой. В хозяйстве было решено в качестве кормовых компонентов применять комбикорм, карбамид и соль. В результате были получены высокие результаты. Хорошо организованный нагул и интенсивный предзабойный откорм оленей не только резко увеличивают производство мяса, повышают его качество, но и коренным образом влияют на общее состояние оленеводства.

        Учитель: Кроме мяса, какие продукты оленеводства получают?

        Ученик: Население покупает дешевое экологически чистое мясо. Мы являемся поставщиком сырья, для изготовления кожевенно-лаковых изделий, сувениров и получения лекарственного вещества- пантокрина. Олени служат надежным транспортным средством, так как мы кочуем на большие расстояния.

        Учитель: Как вы думаете, от чего зависит уровень продуктивности оленеводства?

        Ученик: В основном от ведения хозяйства, от уровня организации. Содержания и разведения оленей, от погодных условий, от качества пастбищ, механизации, радиосвязи, кадровых проблем и т. д. И в то же время надо признать, что не везде состояние пастбищ удовлетворительное.

        Учитель: Как вам живется оленеводы?

/ « Дом моей мечты»- учащиеся с увеличением знакомят с базой оленеводов, где передвижной дом, радиосвязь, бураны.

        Учитель: Если наш Вася споет песню «Увезу тебя я в тундру», девочки соглашайтесь жить в нашей тундре, действительно дом моей мечты. Спасибо!

        Учитель: В истории нашего Отечества ни раз поднимался крестьянский вопрос. Назовите основные аграрные реформы.

        Ученик: 1837-й год реформа Киселева особое внимание уделяет подъему агротехнического уровня крестьянского земледелия.

1861-й год – реформа П. А. Столыпина в предреволюционные годы.

        Учитель: А теперь обратимся к учебнику /один из учащихся читает отрывок из «Указа к правительствующему сенату» от 9 ноября 1906 г касательно земельного вопроса [Учебник «История России», А.А. Данилов, М.-2002, 336 с.]/.

                П. А. Столыпин считал, что России необходима не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками,- … а «признание неприкосновенности частной собственности и как последствие отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности»

        Учитель к учащимся: Что вы можете рассказать о сути реформы?

        Ученица:  Столыпинская аграрная реформа состояла в том, чтобы передать землю в частную собственность с целью создания большого числа крепких фермеров. Петр Аркадиевич был резким противником национализации земли, считая что это было бы крушением всех правовых норм. Для выкупа земли у государства и обзаведения сельскохозяйственным инвентарем выдавали ссуды через крестьянский банк.

        Учитель: как мы видим, Столыпин одним из первых поднял вопрос о частной собственности и мелких хозяйствах, которые могли бы получить распространение в нашем районе. Южная Якутия по сравнению с Центральной гораздо богаче по видовому распространению растений, т.к. имеет более благоприятный климат и почвенный состав. В частности,  здесь выявлено 40 видов лекарственных растений. Научный руководитель Российской Академии наук Якутского научного центра отдела Охраны природы, Скрыбыкина Мария Ивановна и главный специалист по сельскому хозяйству Алданского улуса Константинова Лидия Акимовна, составили подробный отчет по лекарственным травам Алданского улуса. Сегодня у нас присутствуют граждане, занятые надомным трудом. Слово предоставляется представителям «Здоровья»  /учащиеся в белых халатах, показывают образцы лекарственных трав, рассказывают об их лечебных свойствах/.

           Перечень лекарственных растений

  1. Рододендрон золотистый
  2. Рябина сибирская
  3. Подорожник
  4. Радиола розовая
  5. Валериана лекарственная
  6. Полынь-чернобыльник
  7. Чабрец
  8.  Щитовник
  9.  Эфедра
  10.  Ятрышник
  11.  Спорыш, птичий горец
  12.  Тысячелистник обыкновенный
  13.  Шиповник
  14.  Хохлатка
  15.  Пижма обыкновенная
  16.  Одуванчик
  17.  Крапива
  18.  Вздутоплодник

         И т.д.   

Итоги урока

Учитель: мы сегодня убедились в том, что, внедряя новые виды организации труда, где человек находит стимул от труда своего и может повысить урожайность и продуктивность сельско-хозяйственных продуктов.

Назовите наиболее перспективные направления в решении продовольственной программы.

Учащиеся с помощью учителя:

- в нашей природной зоне необходимо выращивать те культуры, для которых в ней имеются наилучшие условия;

- прирост продукции может быть получен выведением более продуктивных пород скота;

- повышение плодородия подзолистой почвы требует мелиоративные работы. Например, известкование почвы, борьба с водной эрозией,  т. е. размыванием ее текучими водами;

- необходима государственная поддержка в виде кредитов на развитие, ссуд, стимулов и т.п.;

- наличие высококвалифицированных специалистов, в т.ч. имеющих широкий профиль: умеющие водить машины, ремонтировать, знать радиотехнику, бухгалтерский учет, оказать медицинскую помощь, умение работать на ПК.

- нужна высокотехнологичная  сельскохозяйственная техника, в том числе малогабаритная и мобильная, непременным требованием является способность выдерживать низкие температуры.

Учитель: может кто-то из вас в будущем станет фермером. Пусть наш урок станет истоком будущих дел. Я уверена, наш урок запомнится вам надолго. Помните, процветание нашей страны начинается с каждого из нас. Мы должны научиться действовать рационально, по – хозяйски и в то же время с любовью к земле и своей Родине.

                                                                                      Спасибо за урок        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" 10кл

Открытый урок по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" 10кл...

Открытый урок "Школьная форма в Великобритании и России"

Основной учебник "Happy English.ru", 7 класс. В урок включает в себя знакомство с историей создания школьной формы, расширение словарного запаса по теме "Одежда", творческую работу учащихся по создани...

Мой край в судьбе России

Литературно-музыкальная композиция...

МОЙ КРАЙ В СУДЬБЕ РОССИИ

Вводный урок после изучения курса «Россия: природа, население, хозяйство» для учащихся 9 класса....

Мой край в судьбе России

     Данный проект является серьезной работой учащихся школы. Тема проекта актуальна, потому что каждый народ на Земле, независимо от цвета кожи и расы, имеет свои обычаи и веров...

Исследовательско- краеведческая работа: «Мой край в судьбе России. Население Ленинской сельской администрации».

Презентация по теме: «Мой край в судьбе  России. Население Ленинской сельской администрации»....