Япония - страна восходящего Солнца
план-конспект урока географии (10 класс) по теме

Конспект урока "Япония - втрана восходящего Солнца"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_yaponiya_-_kopiya.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок "Япония — страна восходящего солнца"

Цель:

Сформировать целостное представление о Японии.

Задачи:

  1. Заполнить визитную карточку Японии

Исследовать:

 1.Особенности ГП и ЭГП

  1. Природные ресурсы Японии
  2. Население Японии
  3. Хозяйство (экономика) Японии
  4. Размещение хозяйства Японии
  5. Рассмотреть вопрос:

      Что представляет собой «японская модель» развития экономики?

  1. На образе жизни, традициях других народов воспитывать чувство интернационализма.

Оборудование: Символика (колокольчики, палочки, и т.д.);  карты атласов 7,10 классов, экономическая карта Японии, политическая карта мира, статистические справочники, учебник. Презентация. Вывод. Таблицы. Календарики. На доске АКИХИТО.

Тип урока: изучение нового материала.

План:

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Домашнее задание

 Подведение итога.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Звучит японская народная музыка.

 КОННИЧЧИВА . (кланяясь)

 - Какую страну мы будем исследовать?

 Меня зовут Беляева С.Г., я учитель географии и биологии в Открытой (сменной) школе. На этом уроке мы проведем географическое исследование Японии – Страны восходящего солнца.

Цель исследования: 

Выяснить:  

      1.  Особенности ГП, ЭГП Японии

2. Природные ресурсы Японии

  1. Население Японии
  2. Хозяйство (экономика) Японии
  3. Территориальную структуру хозяйства Японии

 И ответить на вопрос: Что представляет собой «японская модель» развития экономики?

- Почему Японию называют страной восходящего солнца? (Найдем на политической карте мира)

- А что вы знаете о Японии?

Япония древнее государство. Длительный период была изолирована от внешнего мира. Япония – страна давних культурных, художественных, бытовых традиций, входящих составной частью в понятие японского образа жизни.

 

 (икебана, бонсай, каллиграфия, музыка, живопись на бумаге и шелке, садово-парковая архитектура, театр теней, чайная церемония, кимоно, сумо, дзюдо, карате, палочки для еды, блюда,  обряды, медитации, разного рода фестивали и т.д.)

Молодцы! Все в Японии прекрасно, все для души! Особенно японские стихи .

 Например хокку (3 –стишие) знаменитого Басё (802-852 гг)

1. Туман и осенний дождь.

Но пусть невидима Фудзи.

Как радует сердце она.

II. Изучение нового материала

Перед вами листы с заданиями, который вы будете заполнять

- Рассмотрим ВИЗИТНУЮ карточку Японии.

Сравним площадь (Японии, России, РК) и численность населениия (Японии, России, РК)

После Второй Мировой войны экономика Японии была полностью разрушена, как и экономика России (СССР). За короткое время  она выбилась в лидеры, появилась  «Японская модель» развития экономики. Давайте исследуем Японию и найдем причины высокого темпа развития экономики по сравнению с Российскими, а заодно и другие ее особенности.

- Вспомните, план Общей ЭГХ? Что в нее входит? 

Вы исследование будете проводить парами, результаты исследования будете заносить в таблицу (я ее вам раздам), заполнять пропущенную информацию во 2 столбце (Описание), в 3 столбце в указанных местах (…) оцениваете  характеристику Японии на ваш взгляд. + благоприятная ситуация,                         -  неблагоприятная ситуация.  Каждая группа будет выполнять только свое исследование. Пользоваться надо атласами, учебником, дополнительной литературой и вашим кругозором. Работа выполняется в течении 10 минут, затем мы обсудим результаты ваших исследований. Посмотрим план   Какая пара возьмет по желанию:

  1. Особенности ГП и ЭГП
  2. Природные условия и ресурсы
  3. население Японии
  4. Хозяйство Японии
  5. Территориальная структура хозяйства

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНИИ.

План

исследования

Описание

Ваша оценка

(+,-)

1. Визитная карточка

1. Флаг

2.Герб

3.Столица –  Токио (с 1869 г.) «восточная столица»

4. Площадь – 372 тыс. км

5. Население – 127 тыс. чел. (9 место в мире)

6. Язык - японский

7. Форма правления – конституционная монархия (империя)

8. Форма территориального устройства – унитарное государство

9. Входит в «большую 7»

2. Особенности ГП (географическое положение)

1. Япония – страна – архипелаг, состоящая из 4 крупных островов (Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю,) и 4 тыс. мелких островов.

2. Береговая линия составляет 30 тыс. км!

3. Омывается Тихим океаном с востока, с запада – Японским морем

,,,

3. Особенности ЭГП (Экономико-географическое положение)

1. Размещение на островах – возможность морского сообщения с другими регионами и развитием морского хозяйства

2. Нахождением Японских островов в Центре Азиатско- тихоокеанского региона, открывающим возможности для участия в международном разделении труда (МГРТ)

4. Природные условия и ресурсы

1. Рельеф:  Япония — это страна гор. Много действующих и потухших вулканов. Самая известная гора – Фудзияма (3776 м). Часты землетрясения.

2. Агроклиматические ресурсы: на севере — умеренный, на юге — субтропический, муссонный,. Средние температуры января от - 10 С, июля 24 С. Осадков на севере 1700-2000, на юге до 4000 мм в год, осенью — тайфуны. Достаточно тепла и влаги.

3. Лесные ресурсы: свыше 2/3 территории занято лесами (хвойные, субтропические вечнозеленые леса) и кустарники. Наибольшее значение имеют леса на о. Хоккайдо

4. Полезные ископаемые: дефицит ресурсов, небольшие запасы каменного угля, несколько месторождений медной, полиметаллических, марганцевых руд и серы.

5. Гидроэнергетические ресурсы. Ими обладают небольшие стекающие с гор реки Японии.

6. Ресурсы геотермальной энергии стали использоваться шире.

7. Богата ресурсами моря.

5. Население Японии

1. Численность населения – 127 млн. чел. (9 место)

2. Воспроизводство – 1 тип, средняя продолжительность жизни  – 80 лет!  «Старение нации»

3. Этнический состав однородный. 99% - японцы.

4. Религии – буддизм, синтоизм.

5. Япония – густонаселенная страна. Размещено население  неравномерно. Основная часть населения сосредоточенна на приморских низменностях и в долинах рек.  Средняя плотность населения составляет 340 чел. на 1 км2, но фактическая - значительно выше.

6. Япония – страна с высоким уровнем урбанизации. Доля городского населения составляет 77%. Насчитывается 200 больших городов, из них 12 городов – миллионеров. Формируются агломерации вокруг Токио, Осаки и Нагои.  Агломерации образуют мегалополис Токайдо (70 млн. чел.).

7. Особенности ментолитета: высокая культура, сплошная грамотность, обучению и воспитанию уделяется большое внимание, давние традиции (например, бережное отношение к природе).

6. Хозяйство Японии.

Высокий темп роста экономики, главный мировой кредитор. Структура экономики – постиндустриальная. Практически все сырье и топливо импортируется. Экспортируются готовые изделия. Ориентируется на новейшие наукоемкие отрасли.  

1. Непроизводственная сфера  - наука (по доле расходов на науку 1 место в мире), развиты международные экономические связи, кредитно-финансовая деятельность.

2.Электроэнергетика: ТЭС (Касима), АЭС (Кашивазаки, Такахама) , ГЭС, нетрадиционные источники энергии. По производству электороэнергии – 3 место в мире (1025 млрд кВтч), производство на душу населения от 5000 – до 10 000 кВтч

3. Черная металлургия (центры: Токио, Нагоя, Осака) – отрасль международной специализации. Япония  по выплавке стали занимает 2 место в мире.

4. Машиностроение (центры: Токио, Нагоя, Осака) – ведущая отрасль промышленности Японии! По доле продукции машиностроения в экспорте Япония занимает 1 место в мире. Среди отраслей специализации – автомобилестроение, судостроение, робототехника (1 место в мире);  электроника.

5. Сельское хозяйство высокоинтенсивное.  Рис – повсеместно на заподном побережье, вдоль русел рек. Развито садоводство, огородничество, зерновые (ячмень, пшеница) в зап. части о. Хоккайдо, повсеместно в восточной части (на юге – чай, табак, цитрусовые). Технические и кормовые культуры (сахарная свекла) в сев. части о. Хоккайдо. Разводят крупнорогатый скот, развито свиноводство и птицеводство.

6. Рыболовство – важная отрасль. По улову рыбы Япония на 1 месте. Развитие марикультуры. Жемчужный промысел.

7. Транспортная система развита. Широкое применение  монорельсовых скоростных железных дорог. По густоте пассажирских железнодорожных перевозок – 1 место в мире. Крупный морской торговый флот, использует «дешевые флаги».    Высокий уровень технической оснащенности, автоматизированность.

 

7. Территориальная структура хозяйства.

1. «Лицевая часть». Главные промышленные районы расположены в Тихоокеанском поясе (Токио, Осаки, Нагои), являющимся ядром страны.

2. «Тыльная часть». Периферийная зона: горно - лесные районы о. Хонсю, где преобладает заготовка древесины, животноводство, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика, туризм.

Перед обсуждением под японскую музыку выполним  разминку Сакура. (минутка)

Вопросы: 

                  1. Что представляет собой «японская модель» развития экономики?

                 

ОТВЕТЫ:

1. «Японская модель развития»

1. Выработка разумной стратегии развития с учетом местных условий и национальных традиций (трудолюбие, самодисциплина, стремление к постоянному техническому совершенствованию);

2. Сочетанием крупного производства и мелких предприятий;

3. Заимствование и быстрое внедрение научных изобретений;

4. Большими капиталовложениями в науку в настоящее время; (1 место по доле расходов на науку и по числу ученых и инженеров)

5. Высоко развитой системой образования; сочетанием образования, науки и производства.

III. Итог:

Мы рассмотрели интересующие и запланированные нами вопросы. Надеюсь, что полученная вами информация заинтересовала вас.

Что нового вы узнали?

Что вам понравилось?

IV. Домашнее задание

  1. Закончить таблицу
  2. Ответить на вопрос: почему японцы долго живут?
  3. На контурной карте нанести:

- Мегаполис Японии

- технополисы страны

- основные центры обрабатывающей промышленности

- крупные портовые центры

       4. Найти интересную информацию в интернете, сделать презентацию.

       5. Сочинить хокку о своей родине

АРИГАТО! (Спасибо) САЕЕНАРА! (до свидания) (кланяясь)

ЯПОНИЯ – СТРАНА ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА.

Столица –

Площадь –

Численность населения –

Форма правления –

Форма территориального устройства -

Входит в

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНИИ.

План

исследования

Описание

Ваша оценка

(+,-)

1. Особенности ГП (географическое положение)

1. Япония – страна архипелаг, состоящая из 4 крупных островов (…          

            , …                 ,  …                 , …                         ) и 4 000 мелких  

2. Береговая линия составляет            …          км.  

3. Омывается с  востока - …                            , с запада -     …    

Особенности ЭГП (Экономико-географическое положение)

1. Размещение на островах способствует развитию -             …

2. Нахождением Японских островов в Центре Азиатско-Тихоокеанского региона, открывающим возможности для    …

2. Природные ресурсы

1. Рельеф:

 Часты землетрясения.

2. Климатические ресурсы: ср. температуры января и июля, количество осадков

3. Полезные ископаемые:

5.Ресурсы геотермальной энергии

6.Ресурсы моря

3. Население Японии

1. Численность населения –

2. Воспроизводство –

3. Этнический состав -

4. Религии –

5. Размещение, плотность населения

6. Уровень урбанизации высокий 77% (доля городских жителей)

- пример агломераций (крупные города)

 - пример мегалополиса

7.Особенности населения

4. Хозяйство Японии.

 …                                     темпы роста экономики

 …                                     мировой кредитор

 Структура экономики – …                              

Практически все сырье и топливо …

Экспортируются готовые  …

 Ориентируется на  …

1.Электроэнергетика:  виды электростанций

                                По производству электроэнергии   …   место в мире.

2. Черная металлургия  (центры:

                                                          По выплавке стали …   место в мире.

3. Машиностроение (центры:

Ведущая отрасль промышленности Японии. В экспорте – 1 место в мире. Специализация: автомобилестроение, судостроение, робототехника, бытовая электроника.

4.Непроизводственная сфера (наука, кредитно-финансовая деятельн-ть

По доле расходов на науку …     место в мире.

5. Сельское хозяйство высокоинтенсивное.

Растениеводство

 Животноводство

6. Рыболовство – по улову рыбы ….  место в мире.

7.Транспортная система развита. По густоте пассажирских ж/д перевозок  …     место в мире. Используют «дешевые флаги».   …

уровень оснащенности и автоматизированости.

 

5. Территориальная структура хозяйства.

1.

2.

Ответьте на вопрос: Назовите причины высокого темпа развития экономики Японии

                                    (Что составляет «Японскую модель» развития экономики)?

                         

         

«Японская модель» развития экономики

1. Выработка разумной стратегии развития с учетом местных условий и национальных традиций (трудолюбие, самодисциплина, стремление к постоянному техническому совершенствованию);

2. Сочетанием крупного производства и мелких предприятий;

3. Заимствование и быстрое внедрение научных изобретений;

4. Большими капиталовложениями в науку в настоящее время; (1 место по доле расходов на науку и по числу ученых и инженеров)

5. Высоко развитой системой образования; сочетанием образования, науки и производства.

«Японская модель» развития экономики

1. Выработка разумной стратегии развития с учетом местных условий и национальных традиций (трудолюбие, самодисциплина, стремление к постоянному техническому совершенствованию);

2. Сочетанием крупного производства и мелких предприятий;

3. Заимствование и быстрое внедрение научных изобретений;

4. Большими капиталовложениями в науку в настоящее время; (1 место по доле расходов на науку и по числу ученых и инженеров)

5. Высоко развитой системой образования; сочетанием образования, науки и производства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме " Япония-страна восходящего солнца"

Общая характеристика государства, причины экономического лидерства и самобытность страны. Дополнительный материал по японской культуре (сообщения)...

Япония - страна восходящего Солнца

Урок географии  "Япония - страна восходящего Солнца" проводится в 10 классе. На уроке используется деятельностный подход....

Япония - страна восходящего солнца

Данный урок в 11  классе по теме "Региональная география" с использованием ИКТ в виде урока-путешествия....

Презентация к уроку географии в 10 классе "Япония - страна восходящего Солнца"

Презентация к уроку "Япония - страна восходящего Солнца"...