урок на тему: Биологические ресурсы и человек
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Взаимотношение человека и ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologicheskie_resursy_cheloveka.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Биологические ресурсы и человек

Цели и задачи:- рассмотреть типы растительности, показать взаимосвязи

                            растительного мира с климатом, рельефом, почвами, водами;

                           - познакомить с ресурсами растительного мира России и их

                             использованием в хозяйстве и жизни человека, продукцией,

                             предоставляемой населению, охотничье-промысловым  

                              хозяйством;

                           - расширить знания учащихся о животном мире России, его

                               особенностях, степенью использования  в хозяйстве;

                           -познакомить с заповедниками и заказниками на территории

                            страны,    Московской области, Шатурского района;

                         -способствовать формированию активной жизненной позиции,  

                           патриотизма, любви к Родине, чувства ответственности за

                            сохранение биологических ресурсов станы;

                           - продолжать формирование умения  работать с

                             дополнительной литературой

                                                                                       

Тип урока: изучение нового материала, актуализация знаний,  ранее

                    полученных при изучении  предыдущего материала        

                   

Методы: рассказ, иллюстрирование, демонстрирование, самостоятельная

                 работа.

Оборудование: физическая карта России, картины видов природы, атласы,

                           электронное приложение к учебнику, материалы о

                            биологических ресурсах и их использовании

                                        Ход урока

I Организационный момент

Вступление, проверка готовности к уроку,  объявление темы урока, организация учащихся на проведение урока.

 Повторение.

Значение биологических ресурсов в жизни человека, его хозяйственной деятельности (актуализация знаний)

II Изучение нового материала.

  1. Биологические ресурсы относятся к исчерпаемым  возобновимым ресурсам.
  2. Ресурсы растительного мира, их богатство и разнообразие

           Работа с учебником: материал «Геофокус», статья со скрепкой.

3 Лесные ресурсы:

Россия занимает II место в мире по запасам древесины  на душу населения, леса занимают 45% площади страны (22% мировых запасов), на одного человека приходится 100 кубических метров древесины.

-типы лесов России. Хвойные леса – наиболее холодостойкие – составляют свыше 70% всех лесов

-  какие основные растительные  древесные породы произрастают на территории страны,

- отличие лесов Европейской части от лесов Азиатской части

- роль леса в природе, хозяйственной жизни человека, занятиях, творчестве

      (литературном, зодчестве, промыслах);

(Показ картин с видами природы, деревянными архитектурными памятниками)

- растения на гербах городов России, Московской области, района

(символ Киева – лист каштана)

(Показ гербов городов Московской области с растительной символикой)

4 Использование древесины: в промышленности, хозяйственной деятельности человека, в быту.

(Показ схемы использования древесины в промышленности)

Леса с преобладанием хвойных пород занимают ¾ покрытой лесом площади, каждый вид древесины используется по-разному: ель – для производства бумаги и картона,  сосна и лиственница используется в строительстве.

Группы лесов: (по данным Закона о лесах)

I группа – природоохранные леса ( рекреационное значение, водо-  и почвозащитное значение  - 22% от занятой лесом территории)

II группа – леса, выполняющие защитные функции, но которые эксплуатируются в ограниченном количестве  ( 8% территории)

III  группа – леса эксплуатационного значения (70% лесов)

Мещера – остаток лесного океана. Мещерские леса величественны, как кафедральные соборы…

Кроме сосновых лесов, мачтовых и корабельных, есть леса еловые, березовые с редкими пятнами широколиственных лип, вязов и дубов. В дубовых перелесках нет дорог, они непроезжие. Леса в Мещере глухие.

   Нельзя не сказать о лечебном и промысловом значении леса: лекарственные травы,  ягоды, грибы. Ягоды всегда использовались человеком (Рассказ о лесных ягодах Подмосковья)

Ягоды Подмосковья

Восточнее Москвы сосновые рощи чередуются с лиственными лесами и торфяными болотами. Клюквой, черникой, брусникой, земляникой, малиной и другими ягодами обильны леса Подмосковья. Торфяные и моховые болота, заболоченные сосновые леса – излюбленные места произрастания клюквы. Это поймы рек Дубны, Сулоти, Мещера в районе Шатуры.

С одного гектара клюквенного болота можно собрать в год до тонны ягод. Их широко используют в пищевой промышленности и медицине.

В хвойных, преимущественно еловых лесах распространена черника. Особенно много ее в Мещерской низменности (с центом в Шатурском районе), в районе Заболотья. Черника – хороший медонос.

Брусника предпочитает сухие сосновые леса, вырубки, гари, освещенные солнцем опушки. Много в Подмосковье малины, земляники, смородины.

5 Велика роль леса в литературных и художественных произведениях:

     - стихи о лесе                                                                                                             Лев Озеров 

Коненков объясняет дереву,

Что это значит – дерево,

Где оно терем, где оно дверь,

Где оно кольца времени.

Мастер вглядится в природу

И ничего не исправит в ней,

Немного добавит,

Как в молоко добавляют меду,

Прочтет смутный текст

И сделает его ясней.

Как все просто,

Как все складно!

Были сучки, а теперь пальцы руки.

Природа глядит: ей отрадно –

Были пеньки,

А теперь старички - лесовички.

Лес всегда был любим человеком. Много стихов посвящено ему.

 

Стихотворение Яшина: «С каждым часом ощутимей север

Остановки реже, гуще лес.

Пахнет смолкой вперемешку с сеном

И все больше узнается мест.

Торопясь схожу на полустанке,

Словно на приветный огонек,

Чтобы взять за рубль у северянки

Влажной клюквы маленький кулек.

Замелькали топкие болота

С голубыми окнами озер.

Наконец, подъем за поворотом,

И пошел густой сосновый бор,

Строевой, в косых лучах по пояс

Золотом пронизанный насквозь…».

Россия – страна лесов издавна в деревне рубили избы, богатые храмы, терема. Народные мастера – плотники при помощи одного топора ставили срубы изб.

Ученик читает стихотворение А.Маркова «Не будет сноса».

                                          «Под аромат щепы сосновой

Умелец сельский рубит дом.

- Бетон – то  - матерьял толковый.

Кирпич? Большая польза в нем!

Но здесь ведь дерево живое.

Оно, как легкие, само

Прохладу пьет во время зноя,

Тепло – разгневанной зимой!...»

Народные мастера стремились, чтобы построенные ими дома были не только прочны и удобны, но и красивы. Нарядно и приветливо выглядят окна в обрамлении резных наличников. Резные узоры украшают и верхнюю часть дома.

 (Показ презентации о наличниках)

Леса определяли устои быта человека нашей территории. Из дерева делалось все, необходимое для человека: жилище, посуда, предметы одежды.

Изделия из бересты.

(Показ изделий из бересты)

Береста – кожица белой березы. В избе русского человека изделия из бересты занимали самое почетное место после деревянных. Каких только полезных и красивых вещей не изготовляли из бересты!

Туеса, короба, лукошки, корзины, обувь, зыбки, солонки, игрушки – всего не перечислить. В них хранили молоко и квас, ягоды и муку, соль и крупу; солили грибы, квасили капусту; укладывали девичье приданое и укачивали маленьких детей.

Туесок мог быть маленьким, на полстакана, и большим – на четыре ведра воды. В туесах мука не плесневела, не слеживалась.  Молоко долго не прокисало и в жаркий день, было прохладным.

Промыслы, связанные с лесом.

 (Показ поделок из дерева).

Правила при добыче леса:

  1. Лес можно рубить не везде;
  2. Лес нужно восстанавливать;

Но не только биологические ресурсы  леса использует человек. Широко используется степная растительность. Это, прежде всего  луговое разнотравье – корм для крупного рогатого скота, сенокосы.

  1. Ресурсы животного мира России очень велики и разнообразны.

Роль животных в жизни человека всегда была очень большой. Охота - самое древнее занятие человека.  Сегодня по добыче шкурок пушных зверей (3млн в год) Россия уступает только Дании и Гренландии.

По некоторым видам меха Россия – единственный поставщик (бобр, соболь)

Из 250 видов промысловых животных в России добывают 100 видов зверей. Основное место промысла – лесная зона: Европейский Север, Урал, Сибирь, Дальний Восток.

Потребности в мехе велики, так как Россия – страна с холодным климатом.

Однако,  нужен не только промысел зверей, нужны зверосовхозы, предприятия с особыми условиями содержания пушных животных, искусственным климатом, а также селекцией зверей.

2/3 меха в Европейской части страны дают звероводческие хозяйства.

Кроме меха и шкурок на Дальнем Востоке и в Сибири добывают панты – рога оленей-маралов, которые дают ценное лекарственное сырье, широко используемое в медицине.

(Животные на гербах городов)

К ресурсам животного мира относится рыбное хозяйство.

90% рыбы дает морской промысел, в реках и озерах добывают 10 – 15% .

Главные рыбопромысловые районы: Северный, Западный, Дальневосточный, Каспийский. Северный район дает 20% улова рыбы, Тихоокеанский – 60%. Западный -8%, Каспийский – 7%.

Кроме этого созданы прудовые хозяйства для выращивания карпа, рыб осетровых пород.

7 Хозяйственная деятельность  человека наносит вред органическому миру. Для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений создаются заповедники.

Сегодня в России 99 заповедников и 35 национальных паков, все они по-своему уникальны.

Чтение стихотворения о заповеднике

Раим Фархади. «Заповедник»

                      Современник, ты – мой собеседник,

                      Чем встревожен, молчишь отчего?

                      Приглашаю тебя в Заповедник,

                     Ты входи без боязни в него!

Здесь ручей самый чистый струится,

 Здесь листва, как старинная медь,

Здесь поют полным голосом птицы,

Ест горстями малину медведь.

Все вокруг говорит о доверье –

Светлый лес с островками цветов,

Не боятся здесь птицы и звери

Человеческих громких шагов.

А отсюда ты выйдешь добрее,

Мир зеленый всем сердцем любя.

И до самой дороги деревья,

Как родного проводят тебя.

Идея сохранения природы высказывалась русскими учеными еще в XIX веке. Основатель научного почвоведения профессор В.В.Докучаев говорил, что российские степи могут выжить только в заповедниках.  Профессор Г.А.Кожевников еще в 1908году высказал главную мысль: в заповедниках «не надо ничего устранять, ничего добавлять, ничего улучшать». В 30-е годы страну захлестнула волна бурной деятельности по «улучшению» природы. По замыслу новоявленных устроителей природы, животные, исключительно из утилитарных соображений, были поделены не «вредных» и «полезных». «Вредными» были названы хищники – волк, рысь, а к «полезным» отнесены те, которых можно съесть, а также обладатели хороших шкур, пригодных для меховой промышленности.

Особенно много заповедников было ликвидировано в пятидесятые годы XX века. В 1951 году из 37 заповедников России были полностью  ликвидированы двадцать один, площадь остальных катастрофически сокращена: например, от Печоро-Илычского заповедника осталось семь процентов территории. Сейчас заповедники восстанавливаются, число их увеличивается.

8. (Просмотр материала о заповедниках)

Рассказ о дальневосточнике (Уссурийский тигр)

Тигр – одно из самых замечательных животных земного шара, вызывающее пристальное внимание и интерес. Это самый большой из наземных хищников нашей планеты: крупный самец весит до 300-350 килограммов при длине тела от носа до корня хвоста 2,5-3 метра. Он очень красив, строен и ловок, а вместе с тем могуч и вынослив. Даже лося и изюбра давит без труда, а тушу в центнер весом несет в зубах легко и свободно, может перепрыгнуть с ней препятствие в рост человека. При столь внушительных размерах движения тигра плавны, мягки, грациозны. По лесу он передвигается неслышно и незаметно, хорошо плавает.

Еще в начале XX века тигр был распространен по просторам Азии – от Каспийского моря до Японского и от Приамурья и Алтая  до Индонезии. Сейчас тигр сохранился только в Уссурийском крае.

Основная добыча амурского тигра – кабан и изюбр. Изредка давит лося, косулю, медведя. Задавив крупного зверя, тигр живет около него 5-7 дней, потом ищет новую добычу.

Ест тигр много, до 30-40 килограммов мяса за один прием. Среднесуточная же его потребность в пище 12-14 килограммов. Легко переносит голод, использует при этом жировые запасы, которых у него много.

Тигры  звери-одиночки. Самостоятельными становятся на четвертом году жизни. Врагов, кроме человека, у него практически нет.

Занесен в Красную книгу.

Состояние растительного и животного мира Московской  области

Когда-то территория Московской области была покрыта густыми лесами, которые чередовались с лугами, а на севере и востоке – с обширными болотами. К настоявшему времени все эти леса вырублены, преобладают леса вторичные, то есть выросшие на месте вырубок. Нетронутые леса сохранились лишь на востоке области – Черустинский лес, на юге в  районе Приокско – Террасного заповедника, на севере в верховьях реки Дубны.

Изменился и состав растительного и животного мира. Многие растения на территории Московской области стали редкими. Это Купальница европейская, Росянка круглолистная, Белая кувшинка, Ландыш майский, Венерин башмачок, Ятрышник шлемовидный, Ветреница дубравная, Можжевельник, Борец высокий и другие.

Вырубка лесов и хозяйственная деятельность человека не могли не отразиться и на составе животного мира. Сильно пострадали крупные лесные звери. Редкими в наших лесах стали рыси, бурые медведи, косули, благородный олень, бобры. Несколько раз на территории Московской области исчезали лоси.

Биологические ресурсы нашей страны велики и разнообразны, но их нужно расходовать рационально, относиться к ним бережно, чтобы хватило их на долгие годы.

Вот как говорит об этом поэт М.Дудин:

                      Берегите Землю!

                      Берегите

                     Жаворонка в голубом зените,

                     Бабочку на листьях повилики,

                     На тропинке солнечные блики,

                     На камнях играющего краба,

                     На могиле тень от баобаба,

                     Ястреба, парящего над полем,

                     Полумесяц над речным покоем,

                   Ласточку, мелькающую в жите.

                   Берегите Землю!

III  Обобщение и закрепление материала

Выполнение самостоятельной работы:

А) Используя текст учебника, заполните таблицу.

Промысловые звери

Промысловые птицы

Промысловые рыбы

Подчеркните названия тех животных, которые в нашей местности являются промысловыми

Б) Работаем с текстом.

-Какой тип растительности характерен для территории, на которой обитают перечисленные животные?

Лось, глухарь, барсук, рысь, косуля, лиса, соболь, бурундук, волк, кабан, бобр.

- Приведите примеры видов растений, характерных для данного  типа растительности

IV Задание на дом

Закончить самостоятельную работу, выполнить задания  стр. 66-67 в тетради-тренажере.

Темы сообщений учашихся:

Ягоды Подмосковья

Восточнее Москвы сосновые рощи чередуются с лиственными лесами и торфяными болотами. Клюквой, черникой, брусникой, земляникой, малиной и другими ягодами обильны леса Подмосковья. Торфяные и моховые болота, заболоченные сосновые леса – излюбленные места произрастания клюквы. Это поймы рек Дубны, Сулоти, Мещера в районе Шатуры.

С одного гектара клюквенного болота можно собрать в год до тонны ягод. Их широко используют в пищевой промышленности и медицине.

В хвойных, преимущественно еловых лесах распространена черника. Особенно много ее в Мещерской низменности (с центом в Шатурском районе), в районе Заболотья. Черника – хороший медонос.

Брусника предпочитает сухие сосновые леса, вырубки, гари, освещенные солнцем опушки. Много в Подмосковье малины, земляники, смородины

Состояние растительного и животного мира Московской  области

Когда-то территория Московской области была покрыта густыми лесами, которые чередовались с лугами, а на севере и востоке – с обширными болотами. К настоявшему времени все эти леса вырублены, преобладают леса вторичные, то есть выросшие на месте вырубок. Нетронутые леса сохранились лишь на востоке области – Черустинский лес, на юге в  районе Приокско – Террасного заповедника, на севере в верховьях реки Дубны.

Изменился и состав растительного и животного мира. Многие растения на территории Московской области стали редкими. Это Купальница европейская, Росянка круглолистная, Белая кувшинка, Ландыш майский, Венерин башмачок, Ятрышник шлемовидный, Ветреница дубравная, Можжевельник, Борец высокий и другие.

Вырубка лесов и хозяйственная деятельность человека не могли не отразиться и на составе животного мира. Сильно пострадали крупные лесные звери. Редкими в наших лесах стали рыси, бурые медведи, косули, благородный олень, бобры. Несколько раз на территории Московской области исчезали лоси

                                                    Проверочный тест

1  Найдите лишнее в цепочке:

А) лишайник ягель

Б) карликовая ива

Г) морошка

Д) черника

2.   Какое  растение не является типичным в тайге Русской равнины:

А) ель

Б) сосна европейская

В) лиственница

Г) пихта

3 В этой природной зоне нет деревьев, потому что не хватает влаги:

А) тайга

Б) тундра

В) степь

Г) пустыня

4. Самой холодостойкой хвойной породой является:

А) сосна

Б) пихта

В) ель

Г) лиственница

5  В какой части России растут светлохвойные леса:

А) на Русской равнине

Б) на Западно - Сибирской равнине

В) в Восточной Сибири

6 В тундре не обитают:

 А) лемминги

 Б)  песцы

 В) белые медведи.

 Г) северные олени

7 В каком природном сообществе животные распределены по ярусам:

А) в степи

Б) в тайге

Г) в тундре

8 Царством пресмыкающихся является :

А) тундра

Б) леса

В) степь

Г) пустыня

9 Территория, на которой охраняется весь природный комплекс, и исключается любой вид хозяйственной деятельности называется:

А) заповедником

Б) национальным парком

В) заказником

10 В какой природной зоне животные обитают стадами:

А) в тундре

Б) в тайге

В) в смешанном и широколиственном лесу

Г) в степи

                                                 Работаем с текстом

1 Какой тип растительности характерен для территории, на которой обитают перечисленные животные?

Лось, глухарь, барсук, рысь, косуля, лиса, соболь,  бурундук, волк, кабан, бобр.

2  Используя текст учебника, заполните таблицу.

Промысловые звери

Промысловые птицы

Промысловые рыбы

Подчеркните названия тех животных, которые в нашей местности являются промысловыми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект метапредметного урока по теме:"Биологическое действие радиоактивных излучений"

Урок оценивается как метапредметный, т. к. рассматривается вопрос о влиянии техногенных катастроф на здоровье человека....

Поурочная разработка урока по теме: Биологический прогресс и пути его достижения" 10 класс

Открытый урок по общей биологии в рамках компетентно- ориентированных технологий( кейс -метод) в 10 классепо теме " Биологический прогресс и пути его достижения" позволит педагогу найти индивидуальный...

Опорные конспекты к теме "Биологические ресурсы России"

Опорные конспекты предназначены для учителя (заполненный) и для учащихся (требующий заполнения). Для учащихся 8 классов по географии. Очень большой материал представлен на одном листе: компактно и нау...

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «Опорно-двигательная система человека» 11 класс (химико-биологический профиль)

РАЗРАБОТКА ДАННОГО УРОКА ПОМОЖЕТ УЧИТЕЛЮ ПРОВЕСТИ ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА ПО ТЕМЕ "ОДС" НЕ ТОЛЬКО В КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ БИОЛОГИИ , НО И В 8 КЛАССЕ....

Урок на тему "Биологические ресурсы России. Охрана биологических ресурсов"

При изучении нового материала (при помощи параграфа в учебнике) заполнить логически-опорный коспект....

Конспект модульного урока по теме "Биологически активные органические вещества Тема. Лекарства. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика".10 класс.

Тема " Биологически активные органические соединения".Данный урок разработан к программе О.С. Габриеляна .Химия 10, базовый уровень. 2010г. На уроке развиваются умения учащихся организовыват...

Конспект урока по теме: «Природные ресурсы и их виды. Минеральные природные ресурсы. Ресурсообеспеченность» - 10 класс

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.Технология: урок – практикум.Оборудование урока:карта «Полезные ископаемые мира»компьютер, проектор, экранУМК для учащихся:...