Элективный курс "Картография"
элективный курс по географии (9 класс) на тему

Нахрачёва Оксана Ивановна

В процессе обучения географии формирование практических умений и навыков учащихся проходит в основном при выполнении различных практических и самостоятельных работ. Учащиеся, рассматривающие карту, за ее условными обозначениями должны видеть не схему, а живое географическое пространство. Восприятие его образа – важнейшая форма картографической грамотности, чему на уроках уделяется  мало времени.

Элективный курс - практикум «Картографический метод познания» рассчитан

на 17-18 часов для учащихся 9-11 классов. Он расширяет не только знания школьного курса региональной географии  Ямало-Ненецкого автономного округа, но и расширяет понятия законов построения карты, какими свойствами они обладают, о знаках и знаковых системах, применяемых при чтении карты, что приводит к овладению правилами картографической генерализации, т. е. к отбору и обобщению содержания. В итоге у учащихся формируются навыки использования карт в повседневной практической деятельности, научных исследованиях, при сдаче ЕГЭ и профессиональной подготовки по картографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_kartografiya.doc212.44 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс –

практикум

по географии ЯНАО

«Картографический метод познания»

для учащихся 9 -11 классов

Учитель географии средней школы №1 п. Пурпе ЯНАО Коновалова Людмила Ильинична

2008 год.

                                          Пояснительная записка

Тысячелетия развития картографии принципиально изменили облик карты: наскальные рисунки сменились рукописными бумажными картами, затем – печатными гравюрами, многокрасочными полиграфическими оттисками, а теперь – электронными видеоизображениями и их цветными копиями. Но суть картографии осталась прежней – она остается средством познания и объяснения мира. Опираясь на информационные технологии, картография теперь обладает и распоряжается громадными объемами информации, относящимися к природе и экономике, политике и экологии, науке и национальной безопасности.

Привычные карты и атласы представляют собой не просто яркие иллюстрации, но свод точной информации, накопленной человечеством, окно в окружающий мир. Стоит распахнуть его – и картография предстанет как увлекательная наука, интересы которой простираются от глубинных недр Земли до верхних слоев атмосферы, от размещения сельскохозяйственных посевов до закономерностей распределения голосов избирателей на выборах. И тогда человек не станет «скользить по картам скучным взглядом», а сумеет разглядеть в них живой и постоянно меняющийся мир нашей планеты.

В наши дни умение воспринимать и понимать карты требуется каждому человеку, а картографическая грамотность так же насущно необходима, как и грамотность компьютерная.

В процессе обучения географии формирование практических умений и навыков учащихся проходит в основном при выполнении различных практических и самостоятельных работ. Учащиеся, рассматривающие карту, за ее условными обозначениями должны видеть не схему, а живое географическое пространство. Восприятие его образа – важнейшая форма картографической грамотности, чему на уроках уделяется  мало времени.

Элективный курс - практикум «Картографический метод познания» рассчитан

на 17-18 часов для учащихся 9-11 классов. Он расширяет не только знания школьного курса региональной географии  Ямало-Ненецкого автономного округа, но и расширяет понятия законов построения карты, какими свойствами они обладают, о знаках и знаковых системах, применяемых при чтении карты, что приводит к овладению правилами картографической генерализации, т. е. к отбору и обобщению содержания. В итоге у учащихся формируются навыки использования карт в повседневной практической деятельности, научных исследованиях, при сдаче ЕГЭ и профессиональной подготовки по картографии.

Цель курса:

 Овладение умениями картографического метода познания в повышении базового уровня географических  знаний учащихся.

Задачи курса:

  1. Научить  школьников применять картографические произведения и другие

гео - изображения в практических целях;

  1. Сформировать у учащихся определенный уровень картографической грамотности,

позволяющий стать активными пользователями пространственно – координированной информации.

  1. Обеспечить развитие пространственного мышления путем изучения картографического

материала. вооружить их деятельностным методом научного познания;

  1.  Содействовать формированию практических умений использования картографического

 материала для расширения познания закономерностей  развития природы ЯНАО.

  1. Создать  содержательные и организационные  условия для раскрытия индивидуальных

способностей учащихся к изучению географии как  науки, которая является ориентиром для многих профессий.

2. Учебно-тематическое планирование. (18 часов).

п.п.

Название

темы

Всего часов

(17)

Теория

Практика

Форма проведения

Образовательный продукт

1.

Введение. Картографический метод познания.

 

1

1

Лекция, с элементами

беседы.

Творческая работа

Оформленная контурная карта

ЯНАО

2,3,4

План и работа

по его составлению.

3

1

2

Повторение понятий. Практическая работа

План местности

5

 Понимание  карты. Градусная сетка.

.

1

1

1

Беседа. Демонстрация

приборов. Практическая работа

Алгоритм определения географических координат

6,7

  Работа с тектонической и физической картами Тюменской области. Составление тектонической карты ЯНАО

2

1

1

Лекция.

Практическая работа

Таблица определения форм рельефа

8,9

Использование тематических карт для составления комплексной характеристики природы ЯНАО

2

-

2

Практические работы

с атласами.

Алгоритм написания характеристики природы ЯНАО

10.

Использование карты часовых поясов для определения местного и поясного времени.

1

-

1

Практическая работа

Алгоритм пользования часовыми поясами.

11.

 Работа с климатическими и синоптическими картами  ЯНАО.  Составление  характеристики климата Пуровского района.

1

-

1

Практическая работа.

Алгоритм определения типа климата.

12.

Неблагоприятные  природные явления и стихийные бедствия на территории ЯНАО, география их распространения.

1

-

1

Практическая работа

Заполненная контурная карта.

13,14.

Обзор экономических карт как способ познания картографических и социально-экономических объектов.

2

-

1

Практическая работа

Картосхема территориальной структуры.

15,16.

 Геофизическая характеристика

Северо-Губкинского нефтяного месторождения.

2

-

2

Научно-практическая работа

Алгоритм написания геофизической характеристики. Картосхема.

17,18.

Распространение ягодных кустарниковых сообществ на территории ЯНАО.

2

-

1

 Картографическое исследование

Алгоритм оценки   распространения. Картосхема.

Освоение курса «Картографический метод познания» предполагает широкое использование школьных, школьно-краеведческих, справочных и научно-справочных карт и атласов, крупномасштабных картографических произведений.

3. Содержание образования.

Тема практикума:  Введение. Картографический метод познания

Цель: Организовать деятельность  учащихся  по изучению:          

           -   основных образовательных задач элективного курса,

           -    места картографии в системе научных знаний, картография как наука о создании

           и использовании карт,

           -    географического положения Тюменской области  и ЯНАО на карте России.

           

Содержание:

УРОК №1 Теоретическая часть. Введение. Значение приобретения навыков работы с контурными картами и атласами в курсах школьной географии. Картография как часть географической науки и значение углубленного изучения её на примере нашего края, 

Практическая работа: Тюменская область на карте России.

Задания: 1. Используя карты атласа, найти и закрепить знания политико-административного устройства Тюменской области в пределах Уральского федерального округа.

2. Определить географическое положение, границы ЯНАО, муниципальные образования, выделить «Пуровский район»,  нанести  на контурную карту, подписать административные центры районов ЯНАО, пограничные территории..

Тема практикума:  План и работа по его составлению. (3 час).

Цель:    Помочь учащимся овладеть  умениями ориентирования на местности с помощью компаса и местных признаков.

              Организовать практическую деятельность учащихся по составлению простейшего плана местности.

Содержание:

УРОК №2 – Повторение понятий:  ориентирование, масштаб, его виды, условные знаки, работа с компасом, движение по азимуту, осуществление его привязки к местным предметам. Определение направлений сторон горизонта, абсолютной и относительной, высоты, измерение расстояний по плану, изображение рельефа горизонталями, чтение топографического плана. Подготовка к практической работе. Использование планов в практической деятельности.

 Топографический диктант.

УРОК №3,4 

Практическая работа на местности.

Глазомерная  съемка. Создание картографического произведения в результате плановой съемки местности.

 Составление плана местности окрестностей п.Пурпе. Обработка материалов, описание маршрута.  

.

Тема практикума:  Понимание  карты.  Градусная сетка.

Цель:   Организовать  деятельность учащихся:

          -   определение понятия картографической проекции;

          - по закреплению знаний об  основных элементах карты, чтении карты и ориентировании по карте;

          -   по определению географических координат объектов на глобусе и карте, нанесении их на контурную карту.

Содержание:

УРОК №5.  Географическая карта – особый источник  информации. Картографические проекции. Понятие об эллипсоиде. Искажения, возникающие при переходе от сферической поверхности Земли к плоскости карты. Проекции, применяемые для карт мира, полушарий, материков и океанов, регионов и стран. Проекции топографических карт. Картографическая генерализация как отбор и обобщение объектов, изображаемых на картах, назначение, тематика карт. Карты ЯНАО.

 Легенда карты. Градусная сетка. Параллели и меридианы. Долготы и широты. Географические координаты. Определение расстояний и направлений по карте.  Чтение карты, ориентирование по карте.

.

Практические задания:

Задание 1.  Найти на контурной карте полушарий и подписать:

  1.  меридианы: 0*;180*;90*;  
  1. параллели: 0*; 10*; 60*;90*.
  2. направления на С; Ю; З; В.
  1.  подписать: С. часть В. полушария

                     Ю. часть В. полушария

                     С. часть З. полушария

                     Ю. часть З. полушария

5.    меридиан смены дат.

Задание 2. Определить по карте ЯНАО расстояние  Ноябрьск – Салехард, Новый Уренгой, Пурпе и т.д.  Определить направления сторон горизонта линиями на карте.

Задание 3. Определить географические координаты объектов и отметить на контурной карте Западной Сибири:

1.Географический

объект

Географическая широта

Географическая

долгота

2.Географическая широта

Географическая

долгота

Географический

объект

 Салехард

73*30 с.ш.

71* в.д.

о. Белый

Пурпе

68*с.ш.

75* в.д.

Ямбург

Тарко-Сале

63*с.ш.

75*30 в.д.

Ноябрьск

Тюмень

64*с.ш.    

82*в.д.

Толька

Тобольск

64* с.ш.

65* в.д.

Берёзово

(Учитель может менять задания в зависимости от подготовленности детей)

Тема практикума:   Работа с тектонической и физической картами Тюменской области. Составление тектонической карты ЯНАО.

Цель: -  обеспечить закрепление понятия  «тектоника плит»;          

           - выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми Западно-Сибирской равнины.

           -  создать условия для закрепления  навыков работы по составлению карт.

Содержание

УРОК №6,7.        Литосфера. Литосферные плиты. Платформы. Строение, движение. Влияние внешних, внутренних процессов  на формирование рельефа.

 Западно – Сибирская плита. Особенности формирования Урало-Монгольского складчатого пояса,  в пределах которого располагается ЯНАО.

Практическая работа.

1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми Западно-Сибирской равнины.

 Заполнить таблицу: (самостоятельно)

Строение земной коры (тектоническое)

Формы рельефа

Названия географические объектов

Полезные ископаемые

1.- древние платформы:

Восточно-Европейская.

Равнина.

Восточно-Европейская равнина

1.- древние платформы Сибирская.

.

Плоскогорье.

Средне-Сибирское плоскоорье..

2. –молодая платформа

Западно-Сибирская плита

(самостоятельно)

Низменность,

увалы, моренный  рельеф, гряды.

Сибирские увалы,

Западно-Сибирская низменность.

2.  Найти на тектонической карте ЯНАО:

           1. Связи между тектоническим строением и формами современного рельефа.

           2. Особенности строения северной части Западно-Сибирской равнины в пределах  

               ЯНАО. Возраст. Мощность платформенного чехла. Современный рельеф.

           3. Сравнение колебаний высот над уровнем моря на территории ЯНАО.

           4. Новые понятия:

геоморфология – наука, изучающая строение поверхности земли и процессы сопровождающие её изменения;  

трансгрессия - процесс наступления моря на сушу;

денудация – совокупность процессов сноса и переноса (водой, ветром, льдами) продуктов разрушения горных пород в пониженные участки земной поверхности.

3.   Работа со специальными картами атласов Тюменской области и ЯНАО.

Используя способ цветового фона составить тектоническую карту Ямало-Ненецкого автономного округа.  Нанести отметки  высот над уровнем моря  территории ЯНАО

Тема практикума:   Использование тематических карт для составления комплексной характеристики природы ЯНАО.

Цель: - Организовать  деятельность учащихся:

По формированию умений составлять комплексную характеристику природы любой части Тюменской области, используя различные картографические  источники информации.

           - установить взаимосвязи, существующие между природными компонентами  в пределах ЯНАО.  

Содержание:

УРОК № 8, 9    Составление  комплексной  характеристики  природы  Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области.

План:

1. Географическое положение. Крайние точки территории округа. История открытия.

2. Рельеф. Тектоническое строение. Полезные ископаемые.

3. Климат (температуры, осадки, погода по сезонам года, типы климата).

4. Внутренние воды (реки, озера, ледники, мерзлота и т.д.).

5. Почвы. Природные зоны.

6. Растительный и животный мир.

7. Деятельность человека. Заповедники, заказники, туристические маршруты.

8. Вывод: какие существуют взаимосвязи между природными компонентами  в пределах ЯНАО.

 

Тема практикума: Использование карты часовых поясов для определения местного и поясного времени.

Цель:    Обеспечить закрепление  умений использования карты часовых поясов, определять поясное и местное время на территории нашей страны и нашей местности.

Содержание:

УРОК №10 – Практическая работа. Использование карты часовых поясов для определения местного и поясного времени

 Задания для повторения:

  1. Что такое местное и поясное время?
  2. Определить, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 час.
  3. Определить, на сколько часовых поясов разделена поверхность Земли?
  4. Чему равен один часовой пояс?
  5. Определить, сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны.
  6. Определить, в каком часовом поясе находится ЯНАО, наш населенный пункт.
  7. Алгоритм определения времени:   - /+

Тренировочные задания:

Вариант I.

Вариант II.

1. Определить поясное время в г. Якутске при условии, что в Салехарде поясное время равно 10 ч.

2. На п/о.Ямал 13 ч. Определить поясное время на о. Врангеля,  в Санкт - Петербурге.

 

3. Составьте задачи на определение поясного времени какой-либо территории, отдельного города по отношению к поясному времени в Пурпе.

1. Определить часовые пояса, в которые входят территории, выбранные для определения поясного времени. ( Тюменская область, Республика Саха).

2. Определить разницу во времени между некоторыми городами, обозначенными на карте часовых поясов (например, между городами Салехардом и Верхоянском, Салехардом и Курском).

3. Составьте задачи на определение декретного времени какой-либо территории, отдельного города по отношению к декретному времени в Пурпе.

Тема практикума:   Работа с  климатическими и синоптическими картам.  Составление  характеристики климата   территории ЯНАО.

Цель:    Организовать  деятельность учащихся:

 -  по выявлению  факторов  влияющих на формирование климата ЯНАО;

-  по овладению  умениями читать синоптическую и климатическую карты;

- по написанию  характеристики климата отдельных территорий, определению типа климата.

 

Содержание:

УРОК №11.Чтение климатической карты.

 Факторы формирующие климат: географическое положение, удаленность от Атлантического океана, циркуляция атмосферы, значение количества солнечной радиации, западные циклоны, азиатские антициклоны,  распределение средних температур и осадков по территории ЯНАО, погода по временам года.

Чтение синоптической карты.

Практическая работа. Используя климатические и синоптические карты сравнить климаты  отдельных территорий ЯНАО.

  1.  Северо-запад  ЯНАО.

  2.  Полуостров Гыданский.

  3.  Пуровская низина

Выявить отличительные черты и  тип климата.  

Тема практикума:  Неблагоприятные  природные явления и стихийные бедствия на территории ЯНАО, география их распространения.

Цель:   Организовать  деятельность учащихся:

-  по выявлению природных факторов, влияющих на образование неблагоприятных природных  явлений;

 -   по   описанию  неблагоприятных природных явлений и стихийных бедствий в ЯНАО и составлению предупредительной памятки для людей.

 

Содержание:

УРОК №12. Рассмотреть неблагоприятные природные явления и стихийные бедствия на Ямале. Указать районы распространения, причины возникновения, меры по уменьшению ущерба, правила поведения людей.

 Практическая работа. «География стихийных природных явлений нашей местности».

Задание 1. На контурной карте ЯНАО отметить:

-  области прохождения циклонов, вероятность возникновения ураганных ветров.

-  области, подвергающиеся сильным морозам;

-  области с высокой вероятностью возникновения наводнений;

-  области высокой пожарной опасности.

Задание 2.   Оценка природно-климатических условий для жизни и деятельности человека в  условиях Ямальского Севера.

На контурную карту нанести:

-  территории неблагоприятные для проживания человека (заболоченные);

-  зоны вечной мерзлоты;

- оползни;

- выделить благоприятные (Б), средне-благоприятные(сБ), неблагоприятные (нБ) территории.

            Групповая работа

Каждая группа получает конверт с заданием охарактеризовать одно из стихийных природных явлений (наводнения, оползни, сильные морозы, лесные пожары, ураганные ветры...) по плану:

1. На карте показать районы распространения явления (значки заранее подготовлены, прикрепляются на настенную карту).

2. Причины возникновения явления,

3. Возможный ущерб.

4.Правила поведения людей, меры по предупреждению и снижению разрушительных последствий явления.

5. Составить памятку туристам, отправляющимся на Приполярный Урал, в которой указать краткую характеристику рельефа, характеристику сезонов года, возможные опасности, обязательное снаряжение, природные достопримечательности, рекомендуемые для посещения.

Тема практикума:  Обзор экономических карт как способ познания картографических и социально-экономических объектов.

Цель:  Организовать  деятельность учащихся по формированию умений составлять социально-экономическую характеристику данной территории, при этом использовать комплексные, тематические  и специальные  карты атласа ЯНАО.

Содержание:

УРОК №13,14. 

 

1. Социально-экономическая характеристика  ЯНАО.

Выделить общие черты и особенности  субъекта. Показать уникальность и индивидуальность региона,   его роль во  внутригосударственном разделении труда.

План характеристики:

  1. Особенности экономико-географического положения.
  1. Численность населения, его динамика и структура занятости.
  1. Отрасли специализации промышленности, крупные промышленные центры и предприятия, вывозимая продукция.
  1. Специализация сельского хозяйства, с/х продукция.
  2. Социально-экономические объекты (коммунальное хозяйство, жилой фонд и др.)
  1. Перспективы социально-экономического развития Ямала (строительство экономических  и социальных объектов, новых дорог),  роль округа во  внутригосударственном разделении труда.

2. Практическая работа  (приложение к характеристике).

 Составление картосхемы  территориальной структуры  хозяйства  ЯНАО.

  1. Выделить отрасли специализации ЯНАО.
  1.              Условными знаками нанести  на карте основные месторождения нефти и газа,  
  2.              наиболее крупные промышленные  центры с  обозначением отраслей специализации.
  1. Обозначить производственные связи, сформировавшиеся между ними.
  1. Показать,  что вывозится и ввозится в ЯНАО.
  2. Выделить условными обозначениями перспективное строительство  экономических  

      и социальных объектов, новых дорог.

Тема практикума:      Геофизическая  характеристика

Северо – Губкинского  нефтяного месторождения.

                                 Научно-практическая работа.

Цель:  Организовать  деятельность учащихся по сбору и изучению материалов о  Северо – Губкинском нефтяном месторождении.

Формы и методы используемые в ходе выполнения научно-практической работы.

Экскурсия на месторождение. Наблюдение за процессом добычи нефти. Встреча со специалистами. Изучение предоставленной документации. Работа с  географической литературой по экономике Ямала.  Работа с картографическим материалом.

 УРОК №15, 16.  

  План характеристики Северо-Губкинского месторождения:

1. История образования Северо-Губкинского месторождения. Географическое положение на  

    карте Пуровского района. Работа с контурной картой.

2. Геофизическая характеристика нефти Северо-Губкинского месторождения.

3. Состав и геофизические свойства нефти.

4. Способы добычи нефти.

5. Наличие специализированных кадров, условия жизни и работы  вахтовиков – нефтяников.

6. Безопасность и экологичность проекта разработки:

        1. Основные вредные и опасные факторы в процессе производства.

        2. Состояние охраны труда на предприятии.

        3. Охрана окружающей среды.

7. Значение Северо-Губкинского месторождения для экономики района, его доля в экономике ЯНАО. Проблемы и перспективы.

8. Список используемой литературы.

Тема практикума:     Распространения  ягодных  кустарниковых

сообществ  на территории  ЯНАО  и  Пуровского района.

Итоговая работа.

Картографическое исследование.

Цель:  - Организовать работу по проведению картографического исследования распространения ягодных кустарников на территории ЯНАО и Пуровского района;

            -  по  выявлению лекарственных свойств некоторых видов ягодных растений

            и возникникших экологических проблем произрастания ягодных кустарников.

Элементы картографического метода исследований: описание, графические приемы, графоаналитические приемы, картографическое моделирование.

Содержание:

УРОК №17, 18.  

  1.  Практическая работа. Картографические  исследования размещения ягодных кустарников на территории ЯНАО и Пуровского района.

-  на контурную карту нанести ареалы размещения лекарственных ягодных кустарников (территории выделить условными знаками, можно своими).

  1. Изучение литературных источников.

Задание 1. Общая характеристика кустарниковых сообществ. Ягодные кустарниковые сообщества на территории ЯНАО. Оценка ресурсов.

Задание 2.Лекарственные свойства ягодных кустарников, использование различных видов в медицинских целях.

          - Характеристика некоторых видов лекарственных ягодников (черники, голубики, морошки, брусники, клюквы, толокнянки, смородины)

          - Изучение воздействия черники на лечение глазных заболеваний (работа с врачом окулистом)

          - Рецепты лечения ягодниками простудных заболеваний. Профилактика лечения других болезней.

Задание 3.  Проблемы произрастания ягодных кустарников в условиях промышленного освоения территории ЯНАО. Прогноз на будущее.

- экологические проблемы (нефтяные пятна, выгорание в результате пожаров, засорённость территории, скопление свалок и др.)

- промышленное воздействие (строительство зданий, сооружений, нефтяных и бурильных установок, прокладка дорог и т.д.)

- человеческий фактор, исчезновение ягодных кустарников, уменьшение ареала распространения на Ямале.

  Литература.

  1. Географический Атлас Мира.  Просвещение. Москва, 2002г.
  2. Школьные географические атласы и контурные карты

     для учащихся  6-10 классов.

  1. Энциклопедия по географии.
  2. БариноваИ.И.  Природа России.  8 класс.  2007г.
  3. Сборник. Земля Пуровская. 2001г.
  4. География ЯНАО 8-9 класс под редакцией С.И.Ларина. Тюмень. 2001г.
  5. Географический атлас ЯНАО и Тюменской области.
  6. Журавель Н.М. Краеведение ЯНАО. 2003г.
  7. Викулова Н.П. Совершенствование методики формирования картографо – топографических знаний и умений учащихся (6 класс).

Свердловск. СГПИ, 1999.

  1. Буланов С.В. Проблема формирования картографической грамотности в школе. Тезисы региональной научно – практической конференции. Владимир ВГПУ, 1999.
  2. Комиссарова Т.С. Географическая картография. Журнал «География в школе» 1995,  № 6.

 

 

 Возможные темы для исследовательской работы.

Тема практикума:   Рекреационные ресурсы Тюменской области.

Цель:  - изучить географию маршрутов  туризма по Тюменской области.

            - оформить контурную карту «Рекреационные ресурсы Тюменской области».

Содержание:

Задание 1.

       Оформить контурную карту «География  туризма Тюменской области». На ней указать:

       1 – популярность туристического отдыха населения Тюменской области (количество туристов отобразить столбиковой диаграммой, масштаб выбрать самостоятельно).

       2 – основные районы  туризма  Тюменской области.

3 – районы   туризма ЯНАО

 (районы  речного, морского круизного туризма, самые посещаемые туристами города региона, исторические места).

 

Задание 2.

Построить сравнительную диаграмму отдыха и туризма  населения Тюменской области по годам. Сделать выводы.

Тема практикума:    Влияние неблагоприятных природных явлений на состояние здоровья  и деятельность человека.

Исследовательская работа.

1. Выявить, какие неблагоприятных природных явлений на состояние здоровья  и деятельность человека и как:

-  в результате резкой смены температуры воздуха,

- длительности воздействия низких температур,

- вечной мерзлоты,

- смены атмосферного давления,

- силы ветра,

- влияние  полярной ночи. холодного периода года

- изменения состояния погоды,

- экологической ситуации  и т.д.

 2. Выявить: социально-экономические проблемы связанные с проживанием людей в суровых условиях  Крайнего Севера.

 3.  Какие виды заболеваний обостряются в эти периоды,  количество заболеваний,  куда едут северяне отдыхать, лечиться.(66-67)  

 3.  Составить экологическую карту округа.

 4. Сделать выводы о состоянии природных элементов окружающей среды, выявить экстремальные, опасные и безопасные зоны жизни для человека

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы православной культуры"

Элективный курс "Основы православной культуры". Программа курса предлагается учащимся 9 – 10 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связан...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...