Разработка стратегии поддержки обучающихся
статья по географии на тему


Страте́гия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — общий, недетализированный план какой-либо деятельности,

охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.

Под стратегией понимается набор методов и средств решения перспективных долгосрочных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strategiya_podderzhki_obuchayushchihsya.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

29.03.2012. Круглый стол.

Тема выступления: Разработка стратегии поддержки обучающихся

Страте́гия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.

  Под стратегией понимается набор методов и средств решения перспективных долгосрочных задач.

   Прежде чем разрабатывать стратегию поддержки обучающихся, необходимо выделить следующие критерии для классификации  самих обучающихся. В качестве критериев можно выделить следующие:

   1. Виды деятельности (практическая, теоретическая, художественно-эстетическая, коммуникативная, духовно-ценностная) и обеспечивающие ее сферы психики (интеллектуальная, пространственно-визуальный и понятийно-логический уровни; эмоциональная – уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания; мотивационно-волевая – уровни побуждения, постановки целей и смыслопорождения);
  2.Степень сформированности ЗУН;
  3. Форма проявления ЗУН;
  4. Широта проявления в различных видах деятельности (общая или индивидуальная);
  5. Особенности возрастного развития.

   6.Возможности интеллекта.

   Эта работа должна проводиться как учителем, воспитателем, так и психологом. Психолог выявляет особенности интеллекта, т.е  какой интеллект у наших обучающихся и к какой группе они относятся: вербально-лингвистический; логико-математический; визуально-пространственный; моторно-двигательный; музыкально-ритмический; внутриличностный; межличностно-коммуникативный.

   Вербально-лингвистический интеллект включает в себя способности к грамматике, чтению, рассказу, письму, поэзии, сочинительству и т.д. Этот тип интеллекта присущ писателям, поэтам, рассказчикам и т. п.

   Логико-математический интеллект связывают со способностью к индуктивным и дедуктивным умозаключениям, сильно развитым логическим мышлением, умением оперировать абстракциями, символами и числами, способностью устанавливать причинно-следственные связи, раскрывать закономерности, умением соотносить частное и целое и т.д. Данный тип интеллекта ярко проявляется у научных работников, программистов, математиков, бухгалтеров, юристов, банкиров и т.п.
 
Визуально-пространственный интеллект имеет отношение к таким областям человеческих способностей, как рисование, скульптура, дизайн, навигация, архитектура и т.д. Этот тип интеллекта присущ представителям художественно-архитектурных профессий, специалистам в картографии, конструировании, рекламе и т.п.
 
Моторно-двигательный интеллект отражает способности человека к творческому выражению эмоций, силы и красоты с использованием пластики движений отдельных групп мышц и тела в целом и ярко выражен у танцоров, спортсменов, представителей циркового искусства. Данный тип интеллекта применительно к процессу обучения означает использование материализованных действий как основного этапа развития умственных способностей обучаемых.
 
Музыкально-ритмический интеллект включает в себя способности к распознаванию и использованию голоса и ритма, чувствительность к звукам и тональности, высокоразвитый музыкальный слух, умение играть на музыкальных инструментах. Данный тип интеллекта ярко проявляется у композиторов, певцов, исполнителей и учителей музыки и.т.п.
 
Внутриличностный интеллект включает в себя прежде всего знание внутренних механизмов психической деятельности человека, на уровне чувств, эмоций, переживаний, самоанализа, интуиции и т.п. Он также предполагает достаточно развитые способности к методологическому мышлению, к глубокому анализу действительности, рефлексии, к системному восприятию объектов и явлений. Данный тип интеллекта можно обнаружить у мыслителей, философов, духовных учителей и т.д.
 
Межличностный интеллект предполагает высокоразвитые коммуникативные способности, умение работать в команде, способности к тесному контакту и общению с аудиторией, психологические способности чувствовать и понимать другого человека. Такой тип интеллекта присущ политикам, менеджерам, психотерапевтам и т.п.

С учетом специфики  наших детей можно предложить следующий план :

1. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2. Длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в различных ситуациях);
3. Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
4. Экспертная оценка продуктов деятельности детей с привлечением специалистов в соответствующей области деятельности;
5. Многократность и многоэтапность обследования (мониторинг);
6. Использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
7. Анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах и т.п.;
8. Преимущественная опора на  методы психодиагностики, оценивающие реальное поведение реб

    Стратегия обогащения. Традиционный для отечественной педагогической практики вариант реализации данной стратегии – это включение в учебный план (в рамках компонента образовательного учреждения) специальных занятий, направленных на формирование разнообразных приемов умственной работы, а также таких качеств личности как инициативность, критичность, самоконтроль, ответственность, целеустремленность, позитивная самооценка и другие.
  Реализация данной стратегии возможна с помощью комплекса учебных программ и программ психолого-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся. В качестве примера можно назвать программы:

- «социальная компетентность» (диагностика уровня сформированности личностных качеств, относящихся к сфере аффективного развития; развитие эмоциональной сферы; коррекция межличностных отношений в коллективе; самоактуализация и т.д.);

- «обучение мышлению» (развитию критического мышления, формирование креативности, интеллектуальных функций, обучению детей технике и технологии мыслительных действий, процессам эффективного познавательного поиска и т.д.);

- «здоровье» (рациональная организация двигательной активности, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, организация рационального питания и т.д.);

- «гражданская позиция»;енка в реальной ситуации, – анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.

Ресурсы:

http://www.mouknosch3.narod.ru/Gifted/Theory_gifted.htm

http://ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактической работы в рамках системы ППМС-поддержки обучающихся с ОВЗ.

    Содержание образовательного процесса в нашей школе — это сложная система деятельности (общая, творческая, гражданская) учителей, воспитателей и воспитанников, направляемых педагог...

ЕГЭ: трудности и стратегии поддержки старшеклассников

Единый государственный экзамен — это новая реальность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ЕГЭ — это поле деятельности не только педагогов, но и психологов. С какими трудностя...

ЕГЭ:трудности и стратегии поддержки старшеклассников

Единый государственный экзамен — это новая реальность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ЕГЭ — это поле деятельности не только педагогов, но и психологов. С какими трудностя...

Комплексно-целевая программа психологической помощи и поддержки обучающихся при подготовке к ОГЭ/ЕГЭ

Целью программы является психологическая поддержка  и подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ/ЕГЭ, а также подготовительная работа с педагогами и родителями....

Презентация Power Point "Подготовка к ЕГЭ. Стратегии поддержки детей группы риска"

Презентация предназначена в помощь педагогам для дифференцированного подхода при подготовке учащихся к ЕГЭ...

Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС. Взаимодействие учителя и специалистов психолого-педаго¬гического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС.

Имеющийся на сегодняшний день прак­тический опыт обучения детей с РАС пока­зывает, что для преодоления трудностей в освоении АООП, социальной адапта­ции и социализации обучающихся с РАС, д...