Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС. Взаимодействие учителя и специалистов психолого-педаго¬гического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС.
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Кияткина Галина Александровна

Имеющийся на сегодняшний день прак­тический опыт обучения детей с РАС пока­зывает, что для преодоления трудностей в освоении АООП, социальной адапта­ции и социализации обучающихся с РАС, долж­ны быть разработаны и внедрены не только различные модели обучения, но и целостная система психолого-педаго­гического сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kiyatkina_g._a_ras.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС. Взаимодействие учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС».

 

         Школьное обучение – необходимый и важный этап жизни ребенка с расстройствами аутистического спектра. В школьном возрасте у ребенка, а затем и подростка происходит подготовка к дальнейшему профессиональному обучению и к собственной профессиональной деятельности. Но для того, чтобы эти возможности реализовались, прежде всего необходимо, чтобы организация обучения в школе соответствовала индивидуальным особенностям и способностям аутичного школьника. Это важно, как для достижения им предметных результатов, так для развития коммуникативного поведения.  

         Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для преодоления трудностей в освоении АООП, социальной адаптации и социализации обучающихся с РАС, должны быть разработаны и внедрены не только различные модели обучения, но и целостная система психолого-педагогического сопровождения.

         Психолого-педагогическое сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития ребенка. При этом речь идет не о суммирования действий всех специалистов образовательного учреждения, а об определенной схеме и последовательности работы, что позволяет эффективно реализовывать на практике принцип коррекционно-развивающей работы: «в нужное время и в нужном месте», а также согласовывать индивидуальные действия разных специалистов в отношении одного и того же ребенка. Эффективность проводимой в данном направлении работы во многом зависит от возможности создания таких условий, в которых можно было бы сочетать психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды помощи, когда имеется возможность прослеживать динамику развития каждого воспитанника с аутизмом.

         Основные направления психолого-педагогического сопровождения (поддержки) обучающихся с РАС:

  • Помощь в овладении содержанием АООП, включая создание специальных образовательных условий.
  • Коррекция специфических нарушений и формирование жизненных компетенций.

Психолого-педагогическое сопровождение (поддержка) обучающихся с РАС не изолированный блок работы, а составная часть всего образовательного процесса, регламентируется программой коррекционной работы образовательной организации. Коррекционная работа вплетается и пронизывает весь образовательный процесс и осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Она осуществляется в ходе реализации:

  • коррекционных курсов в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах (коррекционно-развивающая область);
  • программ дополнительного образования (студии, кружки, секции);
  • внеурочных внутришкольных мероприятий (праздники, концерты, творческие и спортивные акции);
  • внешкольных мероприятий (экскурсии, прогулки, походы).

В основу психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС заложен деятельностный подход, осуществление которого предполагает:

  • Вариативность и индивидуализацию содержания коррекционно-развивающей работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка с РАС, обеспечивающие развитие собственного потенциала, познавательных мотивов, расширение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми, усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в этих областях, успешную социализацию и адаптацию.
  • Признание того, что развитие личности обучающихся с РАС зависит от характера организации доступной им познавательной, речевой, предметно-практической и учебной деятельности.
  • Придание результатам образования социально и личностно значимого характера.
  • Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение академических результатов, но и, прежде всего, жизненных компетенций, составляющих основу социальной успешности.

В рамках нового стандарта впервые нормативно закрепляются требования к дифференцированным уровням образования внутри категории детей с РАС (варианты 8.1; 8.2; 8.3 и 8.4). Это позволяет образовательной организации осуществлять образовательный процесс и психолого-педагогическое сопровождение (поддержку) дифференцировано: с учетом общих и специфических особых образовательных потребностей для отдельных категорий, обучающихся с РАС.

Рассмотрим особенности организации психолого-педагогического сопровождения (поддержки) разных категорий детей с РАС в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения (поддержки) детей с РАС, обучающихся по варианту 8.1 АООП, являются следующие:

  1. оказание ребенку помощи в формировании жизненных компетенций, развитии адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями;
  2. работу по профилактике межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки;
  3. создание условий для успешного овладения учебной деятельностью.
  1.          Сопровождение детей с РАС, обучающихся по вариантам 8.2 и 8.3 АООП, в большей степени направлено на:
  1. развитие у обучающихся жизненных компетенций на основе планомерного введения в более сложную социальную среду;
  2. поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативного поведения;
  3. расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся с детьми и взрослыми в доступных для них пределах.

                Обучение по варианту 8.4 требует от организации разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР), учитывающей индивидуальные образовательные потребности обучающегося. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС в данном варианте направлено на:

  1. планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду;
  2. дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми;
  3. развитие жизненных компетенций в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).

                Несмотря на то, что основные условия обучения детей с РАС прописывает ПМПК, определение индивидуальных условий для конкретного ребенка, а также постановка конкретных целей - функция школьного консилиума. Все решения по обучению и сопровождению ребенка с РАС принимаются коллегиально на определенный срок (обычно до конца полугодия) с прописанной ответственностью каждого участника междисциплинарной команды.

        Педагоги, реализующие АООП для обучающихся с РАС, решают задачи психолого-педагогического сопровождения и поддержки обучающегося и членов его семьи. Задачами учителя – дефектолога, по мнению Е. А. Соломахиной,  являются: организация адекватно организованной среды (все пространство необходимо «зонировать» в соответствии с выполняемыми видами деятельности: зона обучения, игровая зона, зона отдыха); организация и визуализация времени (регулярность чередования событий дня, их предсказуемость и планирование предстоящего помогает лучше понимать начало и окончание какой-либо деятельности); структурирование всех видов деятельности; преодоление неравномерности в развитии; организация режима коммуникативного общения (расширение словарного запаса и развитие понятийной стороны речи); социально-бытовая адаптация.

Деятельность педагога-психолога, по мнению   О. Никольской и С. Ципотан,  «это помощь в организации обучения; психологическая поддержка учителя; индивидуальная работа с ребенком, направленная на его социальное, эмоциональное и личностное развитие; работа с семьей и координация ее взаимодействия со специалистами; работа с соучениками ребенка.

Учитель – логопед работает над просодической стороной речи, ее мелодическими и ритмическими компонентами, формированием коммуникативной стороны речи.

Социальный педагог – основной специалист, осуществляющий контроль за соблюдением прав любого ребенка, обучающегося в школе. Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с РАС в адаптации в школьном сообществе, в среде других родителей.

Учитель является основным участником междисциплинарной команды специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС, его семьи, других участников образовательного процесса. [2, с.35-39]

Таким образом, правильно организованная работа позволяет формировать у обучающихся с РАС здоровые стереотипы, облегчающие взаимодействие педагога с ребенком и способствующие оптимизации процесса достижения планируемых результатов АООП для обучающихся с РАС. Создание внешних и внутренних условий коррекционной работы (рационально подобранная мебель, оптимальное ее расположение, оптимальное расположение педагога и ребенка по отношению друг к другу, четко продуманная схема действий, соблюдение ритма занятия, чередование выполнения заданий с развлечениями, доступность заданий, вербальная составляющая занятия, использование наглядных средств обучения, доверительная атмосфера, эмоциональная поддержка ребенка, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода) обеспечивает успешность познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся.

Список информационных источников:

  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа  начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра  Протокол от 22 декабря  2015 г. № 4/15
  2. Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012. – 56.

Интернет-источники:

 https://aspergers.ru/node/230


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА

Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации детей с проблемами в развитии, рассматривают семью как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными  возможн...

Особенности психолого-педагогического сопровождения в условиях школы-интерната «Олимпийский резерв»

В данном материале представлена система построения и осуществления психолого-педагогического сопровождения в ГБОУ школе-интернате «Олимпийский резерв»....

« ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ТМНР особая роль принадлежит педагогу-психологу. Говоря о работе педагогу-психологу, мы имеем в виду не просто псих...

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха.

Психолого-педагогическое сопровождение-это целостная система в процессе деятельности, которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого реб...