РАССЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. УРБАНИЗАЦИЯ
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

·        Расширить и углубить знания учащихся о формах расселения населения; сформировать представление об урбанизации как всемирном процессе; выявить наиболее значимые проблемы, присущие основным формам расселения,  в первую очередь городам, и возможные пут решения этих проблем;

·        Развивать  учащихся умения:

- интеллектуальные (анализ, синтез, классификация) с помощью различных источников информации;

- оценочные (рефлексия);

- практические (создание схем);

- общеучебные (написание сообщения, оформление рабочей тетради);

- коммуникативные (вхождение в диалог, отстаивание своих взглядов, принятие позиции других);

·        Формировать нравственные отношения к своему «я» (самому себе), классному коллективу; основные ценностные ориентиры (среди них значение экологических ценностей для сохранения цивилизации, понимание того, что главное действующее лицо цивилизации- человек и от ценностной направленности его деятельности зависит будущее планеты).

·        Средства обучение: политическая карта мира, атласы, учебник (Максаковский В.П. Экономическая и социалная география мира: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. Мю: Просвещение, 2009- 398 с.), мультимедийный проектор с экраном, медиапрезентация «Расселение населения. Урбанизация», медиапрезентация «Небоскребы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dlya_10_klassa_1.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: РАССЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. УРБАНИЗАЦИЯ

(10 класс)

Цели:

  1. Расширить и углубить знания учащихся о формах расселения населения; сформировать представление об урбанизации как всемирном процессе; выявить наиболее значимые проблемы, присущие основным формам расселения,  в первую очередь городам, и возможные пут решения этих проблем;
  2. Развивать  учащихся умения:

- интеллектуальные (анализ, синтез, классификация) с помощью различных источников информации;

- оценочные (рефлексия);

- практические (создание схем);

- общеучебные (написание сообщения, оформление рабочей тетради);

- коммуникативные (вхождение в диалог, отстаивание своих взглядов, принятие позиции других);

  1. Формировать нравственные отношения к своему «я» (самому себе), классному коллективу; основные ценностные ориентиры (среди них значение экологических ценностей для сохранения цивилизации, понимание того, что главное действующее лицо цивилизации- человек и от ценностной направленности его деятельности зависит будущее планеты).
  2. Средства обучение: политическая карта мира, атласы, учебник (Максаковский В.П. Экономическая и социалная география мира: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. Мю: Просвещение, 2009- 398 с.), мультимедийный проектор с экраном, медиапрезентация «Расселение населения. Урбанизация», медиапрезентация «Небоскребы».
  3. Тип урока (по дидактической цели): урок усвоения новых знаний.

Продолжительность урока- 40 минут.

В основе построения урока - технология личностно-коммуникативного обучения.

Структура урока

Этапы урока, приемы и методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

Организационный этап (1 мин.)

Приветствие.

Проверка отсутствующих учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Организация внимания.

Учащиеся приветствуют учителя.

I. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (3 мин.).

-Сегодня мы продолжаем изучать тему «География населения мира». Проанализируйте план-схему темы 3 на с. 56 учебника, определите, какие вопросы остались нами не рассмотренными.

- На основе анализа сформулируйте тему урока.

Рефлексивно-оценочные действия. Формулирование темы урока «Расселение населения. Урбанизация».

Целепологание

-Тема урока «Расселение населения. Урбанизация». Запишите в рабочих тетрадях дату и тему урока.

- Поставьте перед собой задачи.

-Тот, кто затрудняется, может вновь обратиться к плану-схеме темы3.

-Какие задачи вы определили для себя?

-Обобщаются ответы учащихся, корректируются задачи, обращая внимание на слайд 1

Учащиеся анализируют план-схему, выполняют задание, озвучивают его выполнение.

Записывают в тетрадях тему урока.

Формулируют задачи.

Высказывают их вслух.

Этап усвоения новых знаний (20 мин.).

 Рефлексия.

IV. Этап  закрепление новых знаний.(14 мин.)

Рефлексия.

V. Подведение итогов урока (3 мин.). Рефлексия

  1. Основные формы расселения населения.

Цель: формирование понятия «расселение населения».

Расселение-это распределение и перераспределение населения на определенной территории. С помощью слайда 2 демонстрируется схема-модель «Формы расселения населения», комментируется.

  1. Сельские поселения.

С помощью слайда 3 демонстрируется схема- модель Сельские поселения», сопровождается комментариями.

  1. Городские поселения.

Стальной, кирпичный и стеклянный,

Сетями проволок обвит,

Ты чарователь неустанный,

Ты - неслабеющий магнит.

Таким было восприятие города у поэта Валерия Брюсова.

-А ваше восприятие города? Каким вы его видите?

Совершим экскурс в историю. Прочитайте информацию о первых городах мира. Обменяйтесь своими впечатлениями о прочитанном.

  1. Уровень городской численности.

Анализ таблицы. Слайд «Уровень численности городского населения». (Приложение 5)

Уровень численности городского населения сильно варьируется в разных странах.

5. Отличие гор. поселений от сельских.

Слайд «Отличие городских поселений от сельских» (Приложение 6).

-На основе заданий, полученных при изучении географии в 9 кл., назовите отличия городов от сел.

Обобщаются результаты полилога с помощью слайда.

Остановимся подробнее на одном из отличий города и села – «этажность застройки.» Заслушаем сообщение «Небоскребы».

Демонстрация фотографий всемирного торгового центра в Нью-Йорке (до терракта  и после терракта.)

-Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии?

Цель: сформировать понятие урбанизация и ее основные черты.

С городским поселением связано  понятие (урбанизация).

-Что такое урбанизация?

Это: рост городского населения; усиление роста городов; распространение городского образа жизни.

Задание: 1.Пользуясь текстом учебника, выделите основные черты урбанизации. 2.Рассмотрите влияние каждой черты урбанизации на демографические показатели населения, образ жизни, географическое распространение населения, экологию и т. д. 3.Ответ оформите в виде схемы.

Проверка выполненного задания.

7.Крупнейшие города мира.

Задание: Используя рис. 17 и таблицу 16 (приложение), изучите размещение крупнейших городов мира; распределите их по крупным городам и странам; охарактеризуйте общую тенденцию изменений.

-Какой вывод можно сделать?

8. Уровни урбанизации. По уровню  урбанизацию можно разделить на три группы: с высоким; средним; низким.

Задание: Проанализируйте карту в учебнике (рис.18); заполните таблицу; объясните распространение высоко, средне и  слабоурбанизированных стран.

Полилог по результатам выполненного задания.

9. Темпы урбанизации. Во многом зависят от ее уровня. Обращается внимание на то, что страны с высокими темпами прироста населения являются развивающимися. В настоящее время в развив. странах и большинство гор. миллионеров.  Особенно в Азии. (Понятие трущобной урбанизации.)

-Сегодня на уроке мы рассмотрели тему: Расселение населения. Урбанизация.

В качестве закрепления проведем дискуссию: Урбанизация – зло или благо для планеты?

По окончанию дискуссии предлагаются вопросы для самооценки.

Вопросы:

  1. Что дала мне дискуссия?
  2. Умею ли я общаться с другими, высказывать и отстаивать свою точку зрения?
  3. Понимаю ли я суть обсуждаемой проблемы?
  4. Принимаю ли я позицию других?

  1. Запишите домашнее задание:

Всем подготовится

  1. К зачёту по  теме 3

«География населения мира» (вопросы для самоконтроля и взаимного контроля, с. 87 – 89);

  1. К дискуссии «Будущее человечества: город или деревня?».

По желанию составить кроссворд на тему «Города – миллионеры»

- Сделайте вывод: все ли задачи, поставленные в начале урока, мы с вами реализовали. (Обратиться к слайду 2.)

- Как вы оцениваете полученные сегодня знания (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанны)?

- Какие вопросы на сегодняшнем уроке остались нераскрытыми? Почему?

- Дайте оценку работы класса на уроке.

- Кого хотели бы вы поблагодарить за работу на уроке?

Записывается определение в тетрадь.

Слушают, принимают участие в решение учебной задачи (вступают в диалог) и переносят результат в виде опорной схемы в свои тетради. Слушают, принимают участие в решении учебной задачи (вступают в диалог и переносят результат в виде опорной схемы в свои тетради.

Слушают.

Экскурс в историю. Чтение отрывка из научно-популярной литературы (Приложение 4)

Работа в парах.

Высказываются, говорят о своем образе города. Читают.

Обмениваются впечатлениями друг с другом.

Воспринимают информацию.

Заслушивание сообщение ученицы «Небоскребы. Прил.7

Заслушивают сообщение.

Высказываются,  говорят вслух о своих чувствах.

Выполняют самостоятельную работу в тетради. Формулируют вывод.

Выполняют работу.

Обмениваются мнениями.

Оценивают себя с помощью оценочных листов

Записывают домашнее задание

Отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....

Расселение и урбанизация

Какие бывают типы поселений?Чем отличается городской и сельский образ жизни? И  познакомимся с новыми терминами...

Формы расселения населения России. Урбанизация.

На данном уроке обучающиеся познакомятся с 6 формами расселения населения России. Наглядно попробуют определить те или иные формы по яркому материалу презентации....