Конспект - урок "РАССЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. ГОРОДСКОЕ И СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ. УРБАНИЗАЦИЯ", 10 кл.
план-конспект урока по географии (10 класс)

Дроздова Зинаида Владимировна

Конспект урока по географии в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya._urok.docx38.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

РАССЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. ГОРОДСКОЕ И СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ. УРБАНИЗАЦИЯ

Цели урока:

Образовательные:

  • способствовать формированию у школьников целостного представления об урбанизации как всемирном процессе;
  • организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий «урбанизация», «субурбанизация», «городская агломерация», «городской взрыв», «мегаполис»; системы фактов, отображающих специфику городских и сельских населенных пунктов, городов различных типов, масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Развивающие:

  • содействовать формированию общеучебных умений и навыков;
  • учить применять источники географической информации;
  • обеспечить развитие коммуникативной и информационной культуры учащихся.

Воспитывающая:

  • содействовать воспитанию чувства ответственности за происходящее в нашем городе;
  • прививать чувство любви к родному городу, родной стране, уважение к ее жителям.

Оборудование: политическая карта мира, компьютер, мультимедийный проектор, карточки-задания, атласы, учебники, Программа улучшения качества жизни населения области, вы выставка «Города мира», транспаранты с основными понятиями урока: «урбанизация», «субурбанизация», «городская агломерация», «городской взрыв», «мегаполис».

Ход урока

I. Организационный момент. Создание позитивной мотивации.

Учащиеся распределены в три группы. Каждая группа занимает место за своим столом. На столах лежат комплекты статистических данных по изучаемой теме.

Учитель. Здравствуйте, я рад вас видеть на уроке!

Сегодня мы поработаем в группах с использованием метода «Мозговой штурм».

Лидерами групп назначаю                                 .       

Работаем под девизом:

«Кто, если не я, когда, если не сейчас!»

II. Актуализация полученных ранее знаний и умений.

  • На предыдущих уроках мы изучали население Земли. Какие вопросы нами уже рассмотрены? Что, на ваш взгляд, нам осталось рассмотреть?

Итак, тема урока «Расселение людей. Городское и сельское население. Урбанизация».

Цель урока - выяснить особенности расселения людей, познакомиться с всемирным процессом урбанизации.

Задачи каждой группы: используя материалы лекции, статистические материалы, собрать необходимую информацию, обсудить и представить ответ (отчет) в виде презентации группы (защитить перед классом), заполнить таблицу «Урбанизация».

Ш. Работа по теме урока. Изучение нового материала.

На доске записан план лекции.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1. Расселение населения.

2. Город:

а) границы;

б) размеры;

в) пределы роста.

3. Гипотезы возникновения городов:

а) первые крупные города Древнего мира;

б) города Средневековья;

в) современные города.

4. География мирового процесса урбанизации:

а) методы анализа;

б) региональные отличия;

в) особенности урбанизации в развивающихся странах.

5. Город и окружающая среда.

6. Типы городов.

Лекция.

Эпиграф лекции:

Поля кончают жизнь

под страшной колесницей,

Которую на них дух века ополчил,

И тянут щупальца столица за столицей,

Чтоб высосать из них остатки прежних сил.

Э. Верхарн

1. Расселение населения - процесс распределения и перераспределения населения на определенной территории.

Кочевая форма расселения - это отголосок далекого прошлого. Кочевой образ жизни ведут несколько миллионов человек, занимающихся в основном скотоводством в горных, степных и пустынных районах.

Первые сельские поселения появились в связи с развитием оседлых поселений. Сельских поселений в мире насчитывается около 20 миллионов, в России - 150 тысяч.

Существуют две формы сельского расселения: групповое и рассеянное.

Примером группового расселения является деревня, а рассеянного - фермы, хутора.

2. Город.

Главным, что позволяет отличать городские населенные пункты от сельских, является численность населения, причем занятого вне сельского хозяйства. В мире не существует единых критериев выделения городов. Так, в Исландии к городам относят поселения, достигшие 200 человек, в Дании - 250 жителей, в Нидерландах - 20 тысяч, в Японии - 30 тысяч, в Республике Корее - 40 тысяч жителей. В некоторых странах кроме показателя людности учитываются плотность населения, наличие городских удобств, структура занятости.

В России городом считается населенный пункт, имеющий не менее 12 тысяч жителей, причем 75 % горожан должны заниматься не в сельском хозяйстве.

В России городские поселения подразделяются на города и поселки городского типа (ПГТ) - не менее трех тысяч жителей. Однако эти критерии зачастую не выполняются.

На 01.01.1998 г. в России насчитывалось 1095 городов с общим населением 95 млн 129,2 тыс. человек, из них 13 городов с населением более 1 млн человек.

Границы города.

Каждый город имеет юридическую границу, или городскую черту, в пределах которой и проживает собственно городское население. Фактическая граница города выходит далеко за пределы административной границы.

Несоответствие между этими границами осложняет управление городским хозяйством.

Администрация городов должна обеспечивать продовольствием, транспортными услугами не только горожан (реальных налогоплательщиков), но и так называемых маятниковых мигрантов - людей, проживающих в пригородах, но ежедневно приезжающих на работу в город.

Решение этой проблемы может быть найдено двумя способами: совместными усилиями городской и пригородной администраций либо расширением административной границы до фактической.

Растущий город начинает поглощать окрестные села, сливаться с пригородами и городами-спутниками. Так образуется городская агломерация (от лат agglomero - присоединять, сосредоточивать) — скопление близкорасположенных населенных пунктов, имеющих сплошную городскую застройку. Общие системы водоснабжения, канализации, транспорта, тесные производственные связи. При этом юридические границы каждого из поселений существуют только на бумаге, а за границы агломераций принимают 1,5-2-часовые изохроны трудовых передвижений от города-центра.

В конце XX века агломерации-миллионеры были расположены более чем в 100 странах мира: Китае - 50, США - 35, Индии — 30, Бразилии - 14, ФРГ и России -13. В силу этих причин данные о численности населения крупных городов и агломераций зачастую различаются.

Пределы роста городов.

Рост и развитие современных городов связаны, прежде всего, с экономическими выгодами - так называемой агломерационной экономией: концентрация производителей и потребителей на ограниченной территории сама по себе становится источником дополнительных доходов из-за снижения издержек производства (создание производств оптимальных размеров, сокращения транспортных расходов - общая инфраструктура).

Концентрация в одном месте большого количества людей создает громадный экономический, научный и интеллектуальный потенциал, который сам по себе является фактором экономического роста.

Кооперирование промышленности, науки, образования, административных функций создает людям высокий уровень культурной жизни и условия для выбора.

Однако экономический выигрыш от роста увеличивается лишь до определенных пределов. С ростом численности населения города непропорционально быстро растут расходы на сооружение водопроводных и канализационных систем, резко осложняется экологическая обстановка. Большие города «отвлекают» производительные силы из сельских районов, малых и средних городов, что тормозит их развитие.

Обострение экологических проблем, развитие личного транспорта и современных средств связи привело к субурбанизации - оттоку населения в пригородные зоны (1960-1970 гг.).

В 70-90-х гг. XX века началась пространственная экспансия урбанизации на сельские территории.

При срастании агломераций образуются мегаполисы - огромные по площади и экономическому потенциалу зоны сплошной городской застройки.

К концу XX века крупнейшими были Токайдо, Босваш, Чипитс, Сан-Сан, Английский, Рейнский. Формируются Сан-Рио, Джабан, Пеки-Тяньцзинь, Шанхай-Нанкин-Чанчжоу и др.

3. Гипотезы возникновения городов.

Корни городов уходят в глубокую древность. Города возникли в эпоху, когда от сельского хозяйства отделились ремесло и торговля в древнейших районах орошаемого земледелия: в Междуречье, долинах Нила, Инда, Хуанхэ, Урук, Ур, Нинпур, Лагаш, знакомых лишь специалистам.

Города возникали как резиденции правителей, как крепости, как центры торговли.

Крупнейшие города Средневековья

В мире

Нанкин

Азия

470 тыс. человек

Каир

Африка

450 тыс. человек

Виджаванагар

Азия

350 тыс. человек

Пекин

Азия

320 тыс. человек

В Европе

275 тыс. человек

Париж

Милан

Более 110 тыс. человек

Венеция

Более 100 тыс. человек

Лондон

Теночтитлан

Америка (столица ацтеков)

Развитие крупных городов современности связано с возникновением мануфактурного и фабричного производства. Важнейшими функциями городов со времени начала промышленного переворота стали производство товаров и услуг, управление и межрайонный обмен.

Лишь в XX веке урбанизация стала главным фактором экономического развития и изменения территориальной организации общества большинства стран мира. В течение XX века резко возросла численность горожан, увеличилось количество городов, особенно крупных.

Доля горожан в численности населения мира и число крупнейших городских агломераций в 1700-2015 гг.

Год

Доля городского населения, %

Число городских агломераций с населением более 1 млн человек

1700

10

-

1800

12

1

1900

14

16

1950

29

83

1970

37

165

1990

43

282

2000

45

340

2025 (прогноз)

61

543

        

4. География урбанизации.

Урбанизацией называется рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие все более сложных сетей и систем городов, преобладание городского образа жизни.

Урбанизация - одна из самых важных составных частей социально-экономического развития.

1) Методы анализа.

К важнейшим показателям, позволяющим количественно оценить уровень урбанизации, относятся: доля городского населения в численности населения страны и доля городского населения, проживающего в крупнейших городах.

Важнейшим показателем, характеризующим пространственную составляющую урбанизации, является сформированность систем городского расселения как взаимно упорядоченного размещения крупных городов (как главных экономических центров), средних и малых городов, находящихся в зоне их влияния и связанных с крупными производственными, социальными связями и единой транспортной сетью.

2) Региональные различия.

Максимальная в мире доля горожан (более 70 %) отмечается в экономически развитых регионах - Европе, Северной Америке и Австралии. Наибольшие темпы прироста здесь были в начале XX века. В Латинской Америке 73 % населения проживает в городах. Здесь крупнейшими являются Мехико, Сан- Паулу. Доля городского населения Азии - 35 %. Наименьший показатель в Африке.

5. Город и окружающая среда.

Города мира, концентрирующие на своей очень небольшой площади (по сравнению со всем земельным фондом планеты) более 80 % всего национального дохода, оказывают решающее воздействие на экологическую обстановку. Изменения в городской среде, видоизменяющие ее микроклимат, в наибольшей степени сказываются на здоровье человека. Жилая застройка снижает скорость ветра, а застой воздуха способствует концентрации высокотоксичных промышленных загрязнителей.

Смоги — смесь дыма, пыли и тумана - сокращают количество солнечного света, вызывают серьезные заболевания людей. Городские жители значительно чаще, чем сельские, страдают сердечно-сосудистыми, легочными, онкологическими, аллергическими, респираторными и многими другими заболеваниями.

В последнее время все чаще пишут о влиянии городской среды на нравственное здоровье человека. По словам академика

Н.        Б. Моисеева: «Жизнь в мегаполисах связана не только с экологическим, но и психологическим неблагополучием. Она необратимо изменяет людей, их восприятие Природы, изменяет психическую конституцию Человека, весь его духовный мир, разрушает прежнюю систему его духовных ценностей». (Моисеев Н. Б. Быть или не быть ... человечеству // Независимая газета [Электронный ресурс] www.mnepu.ru).

IV.        Организация осмысления учащимися нового материала.

1.        Самостоятельная работа в группах с использованием интерактивного метода.

2.        Работа в малых группах по анализу статистических материалов и других источников географической информации.

3.        Выполнение заданий:

1) Проанализировать рис. 18 и таблицу 3 в учебнике (блок 5, с. 76), данные таблиц: «Динамика урбанизированности в мире», «Динамика мирового процесса урбанизации в XIX и XX веках».

2)        В чем заключаются различия между развитыми и развивающимися странами?

3)        XX век называют веком урбанизации. А XXI век - это век урбанизации? На каких научных данных вы строите этот прогноз?

V. Выступления учащихся с опережающим заданием по типам городов в сопровождении презентаций.

1. Сообщение-презентация «Европейский город».

2. Сообщение-презентация «Американский город».

VI. Первичная проверка понимания темы.

-Определите, каким из перечисленных городов соответствуют планы на рисунке в учебнике: Алма-Ата, Амстердам, Гавана, Прага, Тбилиси, Чикаго. Что помогло определить город?

Учащиеся, используя метод «мозгового штурма», выполняют задание, а затем выступают с презентацией.

VII. Организация деятельности по первичному закреплению изученного.

1.        Работа с текстом учебника.

2.        Составление обобщающей таблицы «Урбанизация».

3.        Работа с региональной (городской) программой улучшения качества жизни населения.

Пример. «Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области» затрагивает аспекты городской жизни - строительство жилья, защита человеческой жизни от насилия, а раздел 2.2 так и называется: «Среда обитания и безопасность».

- Предложите свои пожелания по улучшению нашего города, то есть «Если бы я был мэр, то...».

Учащиеся вносят свои предложения по улучшению городской среды.

VIII. Итог урока.

Учитель подводит итоги изученного материала, обобщая ответы учащихся.

IX. Рефлексия.

Использование техники «Телеграмма».

-        О каких проблемах, связанных с темой нашего урока, вы считаете нужным телеграфировать немедленно?

-        Кому вы адресуете свои телеграммы?

-        Будьте кратки, помня, что это не письмо, а телеграмма. Изложите свои предложения, идеи, вызовы лаконично, но емко и содержательно. Не забывайте о сдержанности и тактичности своего послания.

-        Кто хотел бы зачитать свои телеграммы? Пожалуйста.

Остальные учащиеся сдают выполненные работы на проверку, лучшие телеграммы школьников учитель зачитает на следующем уроке.

Домашнее задание: подготовиться к уроку-зачету по теме «Население».