Методическая разработка урока по географии 10 класс по теме " «Городское и сельское население мира. Урбанизация»
презентация к уроку по географии (10 класс)

Бараблина Нонна Аркадьевна

География . 10 класс.

Тема урока  «Городское и сельское население мира. Урбанизация»

Тип урока: освоение новых знаний - комбинированный

Цели:

  • изучить основные виды расселения;
  • сформировать представление об урбанизации как о мировом процессе;
  • определить черты урбанизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodskoe_i_selskoe_naselenie.pptx772.8 КБ
Файл geografiya.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Городское и сельское население. УРБАНИЗАЦИЯ


Предварительный просмотр:

География . 10 класс.

Тема урока  «Городское и сельское население мира. Урбанизация»

Тип урока: освоение новых знаний - комбинированный 

Цели:

  • изучить основные виды расселения;
  • сформировать представление об урбанизации как о мировом процессе;
  • определить черты урбанизации.

Формируемые УУД:

Предметные:

научиться давать определения понятий: урбанизация, агломерация, мегалополис, «ложная урбанизация» и субурбанизация; понимать причины урбанизации; определять и сравнивать темпы  и уровни урбанизации; объяснять причины их различия в разных странах.

Метапредметные:

работать с разными источниками информации; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; выполнять задания по предложенному плану; самостоятельно оценивать результаты своей деятельности; организовывать сотрудничество в процессе совместной деятельности; оценивать работу одноклассников.

Личностные:

формирование познавательного интереса к изучению географии; развитие потребности и готовности к самообразованию.

Средства обучения:  настенные карты, учебник, тетрадь, презентация, ноутбук, проектор.

Ход урока:

Структура  урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

момент

Приветствует класс, определяет готовность рабочего места

Приветствие учителя.

Подготовка к работе на основном этапе

Организавать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний:

- Сегодня мы продолжаем изучать тему «География населения мира», подумайте над  строками стихотворения Валерия Брюсова

Настолько в городе привык

И  к беспорядку, и к развалу,

Что, повстречав в лесу родник,

Предположил: «Трубу прорвало».

Стальной, кирпичный и стеклянный,

Сетями проволок обвит,

Ты чарователь неустанный,

Ты – неслабеющий магнит.

- Что по-вашему они отражают?

- О чем должна пойти речь на нашем уроке?

Предполагаемый ответ:

-городской образ жизни человека и разрастание городов.

- о городах, урбанизации

Целепологание и мотивация

- Исходя из вышесказанного, давайте сформуриуем тему нашего урока.

Слайд № 1

выводят цели урока;

запись темы урока в тетрадь

Изучение нового материала и первичное закрепление

   - Что такое расселение населения?

По характеру расселения население мира можно разделить на городское и сельское. Сельское расселение возникло с развитием земледелия. В настоящее время более половины населения мира живет в сельской местности. Сельских населенных пунктов насчитывается в мире 15–20 млн.

- Как они различаются?

- Какие современные формы сельского расселения?

Групповая (деревенская). Наиболее распространена в России, странах Центральной и Южной Европы, Японии во многих развивающихся странах.

Рассеянная (ферма). Наиболее распространена в США, Канаде, Австралии, странах Северной Европы. В странах кочевого скотоводства постоянные поселения отсутствуют.

Из курса истории вы знаете, что города возникали в глубокой древности в дельтах крупных рек.

- Назовите эти реки и покажите их на карте.

- Какие населенные центры называются городами и их основные функции?

Единого понятия «город» не существует

прочтайте текст на  стр. 89 (13) и сделайте вывод

   В настоящее время размещение населения все более определяется географией городов, они постепенно становятся основной формой расселения людей. Это подтверждается изменением соотношения численности городского и сельского населения.

Слайд № 2 – анализ диаграммы «Изменение динамики городского и сельского населения в странах мира»

Слайд № 3Формы городского расселения

-  Как делятся по функциям точечные города?

учебник стр.81

- Агломерация – это горол с прилегающими городами-спутниками и сельскими поселениями между которыми стераются границы и существует тесная взаимосвязь.

Работа с картой схемой  учебника стр. 82 рис.14 « Крупнейшие города мира» и таблицу 15 стр. 407-408 « Крупнейшие городские агломерации мира». Нанести на контурную карту 10  крупнейших агломераций.

- Мегалополис – это наиболее крупная форма городского расселения, образующаяся при слияние нескольких агломераций.

стр. 311 рис. 80 Мегалополисы в США анализ и показ на карте.

- Понятие урбанизация. Основные черты. стр. 81-82

Анализ с картой-схемой стр. 83 рис.15 «Уровень урбанизации по странам мира». Заполнить таблицу. ( 5 примеров стран.)

Страны с низким

уровнем урбанизации, (доля городского населения ниже 20 %)

Страны со средним уровнем урбанизации (доля городского населения от 20 до 50%)

Страны с высоким уровнем урбанизации (доля городского населени от 50 до 80%)

Страны с очень высоким уровнем урбанизации (доля городского населения свыше 80 %)

- Слайд №5 Официальный и реальный уровень урбанизации в странах мира

- Слайд № 6 Темпы урбанизации в разных странах.

Высокие темпы урбанизации приводят в развивающихся странах к появлению большого количества городов-миллионеров. Это явление получило название «городской взрыв». В развивающихся странах приток населения в города  превышает возможности реального развития город, особенно  в предоставлении жилья и работы. Приехавшее сельское  население поселилось в пригородах, на окраинах городов, образуются  пояса нищиты. Такое явление ученые называют «трущобной урбанизацией» или «ложной урбанизацией» Слайд № 7

Для развитых стран характерны низкие темпы урбанизации. В этих странах наблюдается выезд населения в пригороды и сельскую местность. Такое явление получило название «субурбранизация» Слайд № 8

- Причины этого явления?

Ученые назвали эту ситуацию «эффектом бублика», в центре города – офисы, магазины, кафе, рестораны, но отсутствует постоянное население.

Слайд № 9 Урбанизация и окружающая среда

Предполагаемй ответ:

Расселение населения – это распределение или перераспределение населения на определенной территории (запись в опорный конспект).

Предполагаемый ответ:

- по величине, по форме, по специализации хозяйства

- Групповая (деревенская).

- Рассеянная (ферма). (запись в оппорный конспект)

Предполагаемый ответ:

- Нил, Тигр, Евфрат – показывают на карте

- Город – это населенный пункт, выполняющий  функции административног, промышленного, культурного и образовательного центра, транспортного узла  с развитой  непроизводственной сферой.

- Уровень численности городского населения при определение понятия город в разных странах сильно варьирует (запись в опорный конспект)

Анализ диаграммы (увеличение городского население, уменьшение сельского населения)

Предполагаемый ответ:

выполняют одну или несколько функций (приводят примеры)

запись в опорный конспект

Наносят крупнейшие агломерации на контурную карту.

запись в опорный конспект

Анализиуют карту (Северо-восточный -Бос-Ваш; Калифорнийский – Сан-Сан; Приозерный- Чипинттс) запись в опорный конспект

Работа с учебником. Самопроверка или взаимопроверка (слайд №  4)

Обучающиеся заполняют таблицу.

Анализ диаграммы.

Вывод: темпы урбанизации зависят от уровня урбанизации. Чем выше уровень урбанизации, тем ниже темпы, и наоборот.

запись в опорный конспект определение «ложная урбанизация»

Запись в опорный конспект определение «субурбанизация»

предполагаемые ответы:

плохая эколлогия, стрый фонд жилья и высокие цены на жилье в центре города, транспортные проблемы, повышенный шумовой фон и др.

Опережающие задание – сообщение обучающегося по теме «Экологические проблемы урбанизации»

Закрепление полученных знаний

Подумайте,  какие  плюсы и минусы урбанизации?

Дискуссия: обучающиеся приводят примеры за и против урбанизации.

 

Дом. задание

Тема 3 параграф 4 стр. 93  задание 22 зад 1.работа в тетради.

обучающие записыывают д/з

Стадия рефлексии

«Подумай, что важного ты узнал на уроке…»

«Сегодня на уроке я повторил  и закрепил …»

«Какие новые понятие ты использовал на уроке …»

«Показался ли тебе  материал сложным…»

«Поставь себе оценку за урок…»

обучающие отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе по теме "Wir fahren in eine deutsche Stadt" с использованием ИКТ

Данная методическая разработка подготовлена к уроку в 5 классе по УМК "Шаги" И.Л. Бим.  Урок  ориентирован на систематизацию лексико-грамматических навыков; развитие навыков диалогической ре...

Методическая разработка урока в 9 классе по теме: «Национальный и религиозный состав населения России»

Цели и задачи:                         Познакомиться с разнообразием народов Ро...

Методическая разработка урока в 10 классе по теме: "Реактивное движение".

Урок построен на основе технологии проблемного обучения и деятельностного подхода при изучении физики (изготовление учащимися самодельного прибора для демонстрации реактивного движения, разработка пре...

Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Когда грохочут пушки...", тема полугодия "Музыкальный образ".

В основе урока метапредметные связи музыки с историей и литературой. Блокада Ленинграда, стихи об этом периоде В.Инбер, О.Бергольц , Э.Асадова. Музыка Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича явственно рисует...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....

Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)

Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....