Распределение температур и осадков.
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Разноуровневые модули для изучения материала. Входной и выходной контроль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raspredelenie_temperatur_i_osadkov._moduli..rar10.78 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Саха (Якутия)

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  ТЕМПЕРАТУР  И  ОСАДКОВ

НА  ТЕРРИТОРИИ  РОССИИ.

Автор:

Руденко Лилия Демидовна,

учитель географии.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5» п. Айхал

2007г.

Интегрирующая цель:

     По завершению работы над учебными элементами учащийся должен  з н а т ь :

факторы, влияющие на распределение температур и осадков, закономерности их распределения;

     у м е т ь :  использовать карты атласа, выделять из текста учебника главное; работать с контурными картами, осуществлять самоконтроль;

     ув и д е т ь :   многообразие факторов, влияющих на распределение температур и осадков,

Вводное слово учителя.

Входной контроль:

1. Основные показатели климата.

        а)  температура, осадки, атмосферное давление;

        б)   циклоны, антициклоны, атмосферные фронты;

        в)  рельеф, подстилающая поверхность.

2. Климатообразующие факторы,

        а)  солнечная радиация, подстилающая поверхность;

        б)  географическая широта, циркуляция атмосферы;

        в)   географическая широта, подстилающая поверхность.

3.  Линии, соединяющие точки с одинаковыми температурами, называются:

        а)  изолиниями;

        б)  изотермами;

        в)  изобарами.

4. Постоянные пояса давления оказывают влияние на:

        а)  количество осадков;

        б)  температуру.

Проверьте себя сами по контрольному листу и поставьте оценку в сводную ведомость.

     

МОДУЛЬ.  

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  ТЕМПЕРАТУР  И  ОСАДКОВ.  

УРОВЕНЬ  1.  (Знаю, понимаю)

№ УЭ

Учебный материал

Содержание занятия

Рекомендации

УЭО

Цели: сформировать знания о распределении зимних (летних) температур и осадков по территории России; продолжить формирование умения анализировать тематические карты.

УЭ  1

С учебника с.82  рис.48, атлас, с.20

с.83

рис.49, атлас, с.20

Цель:  Сформировать понятия о распределении температур.

Задания:

1. Знать факторы, влияющие на распределение температур летом. В каком направлении меняются летние температуры ? Подтвердите примерами.

Контроль:  проверьте себя по контрольному листу. Поставьте оценку себе сами. (5 баллов)

2. Знать факторы, влияющие на распределение зимних температур. В каком направлении меняются зимние температуры ? Подтвердите примерами.

Устно

Работа в тетради.

Работа в тетради.

УЭ  2

Цель:  формирование знаний о распределении осадков.

Задания:

1. Какие факторы оказывают влияние на распределение осадков ?  (5 баллов)

2. Назовите районы с наибольшим и наименьшим количеством осадков. (5 баллов)

3. Какое количество осадков выпадает в нашей местности ? (1 балл)

Контроль:  товарищ проверит и поставит оценку.

Устно.

Работа в тетради.

УЭ  3

Цель:  закрепление умения работать с картой.

Задания:

1. Нанести на к/к районы с самой высокой и низкой температурой зимой и летом.  (5 баллов)

2. Нанести на к/к районы с самым большим и малым среднегодовым количеством осадков.

 (5 баллов)

Контроль:  проверьте себя по контрольному листу.

Работа

в контурных картах.

УЭ  4

Самостоятельно сделать вывод, достигли ли вы учебной цели. Для этого вернитесь к УЭО и прочтите какие цели перед вами стояли. Каково было «самочувствие» ? В чем испытали затруднения.

УЭ  5

Занесите полученные баллы в сводную ведомость.  Суммируйте баллы. Если вы набрали:

 31 – 29 баллов – «5»;   4 – 28 баллов – «4».

Если не успели усвоить все учебные элементы, продолжите работу дома.

Примечание:  Сводная ведомость дана в приложении.

МОДУЛЬ.

 Распределение  температур  и  осадков.

Уровень  П (Знаю, понимаю, применяю в знакомой ситуации)

№ УЭ

Учебный материал

Содержание занятия

Рекомендации

УЭО

Цели:  сформировать знания о распределении зимних (летних) температур и осадков по территории России; продолжить формирование умений анализировать, сравнивать тематические карты, делать выводы.

УЭ  1

учебник, с.82-83

рис.48,49

атлас, с.20,21

Цели:  сформировать понятия о распределении температур.

Задания:

1. Знать факторы, влияющие на распределение летних температур и зимних. (1 балл)

2. Сравнить распределение летних и зимних температур. В чем сходство или отличия их распределения ? (5 баллов)

3. Сравнить и объяснить особенности распределения температур (на западе, востоке, юге)  (5 баллов)

Контроль:  проверьте себя сами по контрольному листу. Оцените себя сами.

Устно.

Работа в тетради.

УЭ  2

учебник

с.83-85

атлас

с.20,21

Цели:  формирование знаний о распределении осадков.

Задания:

  1. Знать основные закономерности в распределении осадков на территории России.
  2. (5 баллов)

2. Объяснить причины возникновения этих закономерностей. Подтвердить конкретными примерами. (5 баллов)

Контроль: посмотрите контрольную карту, оцените себя сами.

Устно.

Работа в тетради.

УЭ  3

Атлас

с.20,21

Цели:  продолжить формирование умений работы с картой, делать выводы.

Задание:  Составить таблицу, отражающую закономерности распределения температур и осадков. (5 баллов)

Мурманск

Сочи

Якутск

Влади-восток

Летняя t

Зимняя t

Среднегодовое количество осадков

Сделайте вывод о влиянии климатообразующих факторов на распределение температур и осадков.

Контроль: учитель.

Работа в тетради.

УЭ 4

Самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели. Для этого вернитесь к УЭО и прочтите какие цели перед вами стояли.

Каково было «самочувствие» на уроке ?  В чем испытывали затруднения ?  Что понравилось (не понравилось) на уроке ?

УЭ  5

Занесите полученные баллы в сводную ведомость. Суммируйте баллы. Если вы набрали:

29-31 баллов – «5»;   24–28 баллов – «4».

Если не успели усвоить все учебные элементы, продолжите работу дома.

Примечание:  Сводная ведомость дана в приложении.

МОДУЛЬ.

Распределение  температур  и  осадков.

Уровень  ПI (Знаю, понимаю, применяю в знакомой ситуации и в нестандартой).

№ УЭ

Учебный материал

Содержание занятия

Рекомендации

УЭО

Цели:  формирование знаний о закономерностях распределения температур и осадков на террито-рии России, умение анализировать результаты их влияния на жизнедеятельность человека.

УЭ 1

Учебник стр.82-85

рис.48,49;

атлас,

стр.20-21

Цель:   сформировать знания о закономерностях распределения сезонных температур.

Задания:

1. Знать закономерности распределения летних и зимних температур (5 балл.).

2. Сравнить сходство и отличие в распределении сезонных температур. Объяснить причины возникновения этих закономерностей (5 балл.).

3. Изменилось бы распределение температур, если бы Уральские  горы имели бы такую же высоту, как Памир ?

Контроль учителя (5 балл.)

Устно

УЭ 2

Учебник,

стр.82-83

рис.48,49;

Атлас,

стр.20-21

Цель:   сформировать знания о закономерностях распределения осадков.

Задания:

1. Знать основные закономерности распределения осадков на территории России.

Контроль: проверьте себя сами. (5 балл.)

2. Почему при меньшем количестве осадков в Западной Сибири высота снежного покрова больше, чем на Восточно-Европейской равнине ?

Контроль учителя. (5 балл.)

Устно

УЭ 3

Атлас,

стр.20-21

Цель:  выявить влияние климата на жизнедея-тельность человека.

Задание:

1. Выявить влияние климата нашей местности на жизнедеятельность человека.

Контроль учителя. (5 балл.)

В тетради

УЭ 4

Самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели. Для этого вернитесь к УЭО и прочтите какие цели перед вами стояли.

Каково было «самочувствие» на уроке ?  В чем испытывали затруднения ?  Что понравилось

(не понравилось) на уроке ?

УЭ  5

Занесите полученные баллы в сводную ведомость. Суммируйте баллы. Если вы набрали:

29-31 баллов – «5»;   24–28 баллов – «4».

Если не успели усвоить все учебные элементы, продолжите работу дома.

Выходной  контроль.

  1. Какие факторы оказывают влияние на распределение зимних температур:

а)  распределение солнечной радиации;

б) западный перенос воздушных масс.

        2. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на распределение летних температур:

                        а)  западный перенос;

                        б)  солнечная радиация.

        3.  Закономерности распределения осадков:

                        а)  уменьшение с запада на восток;

                        б)  увеличение с севера на юг.

        4. Увеличение континентальности климата – это:

                        а)  увеличение сухости климата;

                        б)  увеличение амплитуды колебания температуры;

                        в)  увеличение сухости климата, амплитуды колебания температуры.

Подведение итогов урока.

        

ПРИЛОЖЕНИЕ.

СВОДНАЯ  ВЕДОМОСТЬ.

Ф.И.

Входной контроль

УЭ  1

УЭ  2

УЭ  3

Выходящий контроль

Общее количество баллов

Итоговая оценка

Контрольный  лист. Уровень 1.

УЭ 1.   1. Летние температуры увеличиваются с севера на юг. Мурманск (+80С); Москва (+200С).

             2. Зимние температуры уменьшаются с запада на восток до Восточной Сибири, а далее – с севера на юг.   Москва  (-120С);  Иркутск  (-200С)

Контрольный лист.  Уровень 2.

УЭ 1.   2. Летние температуры изменяются по территории страны с севера на юг (в зависимости от распределения солнечной радиации). Зимние температуры изменяются с запада на восток (западный перенос), а на востоке страны – с севера на юг (влияние Азиатского антициклона).

             3. На востоке летние температуры формируются под воздействием Тихоокеанских воздушных масс, а также своеобразием рельефа (горы).

             На юге – рельеф (горы).

УЭ 2.     2. На западе выпадает больше осадков из-за влияния западного переноса воздушных масс; на востоке – влияние муссонов; остальные территории со значительным количеством осадков – подветренные склоны гор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Распределение температуры воздуха и осадков на территории России"

Данный материал  представляет  собой разработку  урока географии для 8 класса по теме "Распределение температуры воздуха и осадков на территории России"  с  использованием...

Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы. 7 класс

Презентация к уроку географии 7 класса по теме «Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы».  Целью презентации является формирование у обучающихся представлений о расп...

Презентация "Распределение температуры и осадков"

Презентация "Распределение температуры и осадков" 8 класс...

Проект урока. Тема: " Распределение температуры воздуха и осадков на территории России ". Класс: 8

Разработка проекта урока в 8 классе на тему "Распределение температуры воздуха и осадков на территории России". Предложены практические задания на определения температуры воздуха в разных ча...

Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы.

Презентация к уроку географии 7 класса по теме «Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы». Целью презентации является формирование у обучающихся представлений ...

Распределение температуры воздуха, осадков, давления. Воздушные массы. Постоянные ветры.

Заданияя для самостоятельной работы учащихся по теме "Распределение температуры воздуха, осадков, давления. Воздушные массы. Постоянные ветры"...

Технологическая карта урока " Распределение температур и осадков"

Технологическая карта урока географии  "Распределение осадков и температур" для 8 класса по УМК под редакцией О.А. Климановой и А.И.Алексеева...