Технологическая карта урока " Распределение температур и осадков"
методическая разработка по географии (8 класс)

Киреева Лилия Хуснулловна

Технологическая карта урока географии  "Распределение осадков и температур" для 8 класса по УМК под редакцией О.А. Климановой и А.И.Алексеева 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ №2» г. Покачи

Учитель географии Киреева Л. Х.

Технологическая карта урока

Учебный предмет «География»

Класс 8

Тема «Распределение температур и осадков»

Тип урока:

Урок применения знаний и видов учебных действий

Авторы УМК:

 УМК под ред. ОА. Климановой и А.И.Алексеева

Цели урока:

Определить закономерности распределения основных элементов климата.

Задачи урока:

  1. Формирование навыков анализа климатических карт и выявление закономерностей распределения тепла и влаги по территории России
  2. Использование приобретенных знаний в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации о климатических условиях России 
  3. Формировать исследовательские навыки.
  4. Развивать мышление, коммуникативные компетенции.

Ведущие понятия урока:

континентальность климата.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

 определять по картам температуры воздуха и количество осадков;

-показывать по картам районы с наиболее низкими и высокими температурами, сухие и влажные районы;

-объяснять закономерности изменения температур и количества осадков в разных регионах России 

Метапредметные – формирование навыков работы с дополнительными источниками информации - картами, выявление причинно- следственных связей.

Личностные эмоционально- ценностное отношение к окружающей природе

Методы

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Оборудование:

 Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, экран.

Этапы урока

Познавательные задачи для организации учебной деятельности

1. Мотивация, подведение к теме урока, целеполагание деятельности

1.Просмотр прогноза погоды (видео по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=yXNX3z8QCeE )

2.Актуализация учебной деятельности

Ответьте на  вопросы:

-Какие элементы и явления характеризуют погоду и климат ? (температура, осадки, ветер, облачность)

- От чего зависит распределение  температуры воздуха на земном шаре? (Распределение температуры воздуха зависит от географической широты.  Географическая широта определяет угол падения солнечных лучей)

-Что такое солнечная радиация? (Солнечная радиация – солнечное тепло и свет.)

-Каковы основные закономерности  распределения суммарная солнечная радиация по территории России?   (количество суммарной радиации уменьшается с юга на север)

-Что такое изотермы? (Изотермы – линии, соединяющие точки с одинаковой температурой )

3.Формирование вариативных алгоритмов применения знаний и учебных действий при решении практических задач

Работа с картой «Средние температуры июля»

температуры июля.jpg

1.Сравните карту с картой  «Суммарная солнечная радиация». Как проходят изотермы июля ?

2. Какой из климатообразующих факторов является определяющим в распределение  июльских температур?

3. Определите самые высокие и низкие температуры июля (Прикаспийская низменность, острова Северного Ледовитого океана)

4. Выполнение учебных действий

1. Работа с текстом «Как влияют на распределение температур и осадков океаны и течения?»

Океаны

летом

зимой

Атлантический океан

Не нарушает естественного распределения температур

Смягчающее влияние на распределение температур столь велико, что отрицательные температуры нарастают с запада на восток

Тихий океан

Охлаждающее влияние океана

Влияние океана ограничено узкой прибрежной полосой

2.Работа с картой «Средние температуры января»

температуры января.jpg

1.Как проходят изотермы января?

2.Какой из климатообразующих факторов является определяющим в распределение  январских температур?

3. Определите самые высокие и низкие температуры января (Сочи, Северо-восток Сибири)

3. Работа с картой  «Среднегодовое количество осадков»распределение осадков.jpg

1.Сопоставьте карту с физической картой России.

2. Где выпадает больше осадков (на равнинах или в горах)?

3. Влияет ли на распределение осадков близость океана? Какой океан имеет большее влияние на распределение осадков и почему?   (Атлантический океан, западный перенос воздушных масс)

4.Работа с климатическими картами

1.Что называется годовой амплитудой температур?

2.По картам определите годовую амплитуду температур в городах: Москве, Омске,Якутске.

Пункт (город)

Ср. t0С июля

Ср. t0С января

Амплитуда t0С

Москва

Омск

Якутск

3.Расположите все эти пункты в порядке увеличения континентальности климата.

5.Взаимопроверка применения знаний и(или) видов учебных действий при решении практических задач

Вариант 1

1. Расположите города России в порядке увеличения средних температур воздуха в июле. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

 

1) Санкт-Петербург

2) Мурманск

3) Воронеж

2.Расположите города России в порядке увеличения средних температур воздуха в январе. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

 

1) Красноярск

2) Екатеринбург

3) Тула

3.Расположите города России в порядке уменьшения среднегодового количества осадков. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

 

1) Москва

2) Якутск

3) Владивосток

 Вариант 2.

1. Расположите города России в порядке уменьшения средних температур воздуха в июле. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

 

1) Саратов

2) Великий Новгород

3) Архангельск

2.Расположите города России в порядке повышения средних температур воздуха в январе. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

 

1) Пермь

2) Якутск

3) Курск

3.Расположите города России в порядке увеличения среднегодового количества осадков. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

 

1) Сочи

2) Тула

3) Астрахань

6.Выявление места и причин затруднений в практической учебной деятельности и выработка алгоритмов коррекции этих затруднений, коррекция результатов деятельности

 Ошибки:

Задание 1 . Распределение температур июля

Задание 2 . Распределение температур января

Задание 1 . Распределение осадков

Составление схемы

температур июля

температур января

осадки

С

уменьшаются

Ю

З                         В

уменьшаются

1.Больше в горах

2.Чем ближе к океану , тем больше

7.Рефлексия учебной деятельности

-Сделайте вывод по уроку. Соотнесите его с целью урока. Насколько цель достигнута?

-С какими новыми климатическими показателями познакомились

-Какие новые источники географической информации мы применяли?

 -Что оказалось наиболее сложным?

- Продолжите фразы. Я понял, что…

-Я научился ….

- Было трудно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распределение температур и осадков.

Разноуровневые модули для изучения материала. Входной и выходной контроль....

Технологическая карта урока географии 6 класс по теме "Атмосферные осадки"

Данный урок разработан в соответсствии с требованиями ФГОС, материал изучается с использованием технологии критического мышления....

Урок Распределение температуры воздуха по территории России 8 класс

Урок географии  в 8 классе по ФГОС на тему "Распределение температуры воздуха по территории России"...

Технологическая карта урока географии "Температура и солёность вод Мирового океана. Движение вод в океане."

Технологическая карта урока помогает конструированию современного  урока по ФГОС ООО....

Презентация "Распределение температуры и осадков"

Презентация "Распределение температуры и осадков" 8 класс...

Презентация + конспект+ технологическая карта урока по теме "Атмосферные осадки"

Урок географии для 6 класса. Составлен с учетом требований ФГОС к учебнику Дронова Савельевой "География.Землеведение"....

Распределение температуры воздуха, осадков, давления. Воздушные массы. Постоянные ветры.

Заданияя для самостоятельной работы учащихся по теме "Распределение температуры воздуха, осадков, давления. Воздушные массы. Постоянные ветры"...