Презентация + конспект+ технологическая карта урока по теме "Атмосферные осадки"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Горбунова Наталья Васильевна

Урок географии для 6 класса. Составлен с учетом требований ФГОС к учебнику Дронова Савельевой "География.Землеведение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atmosfernye_osadki.rar1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Атмосферные осадки

Цели: сформировать представление о видах атмосферных осадков и способах измерения их количества; научить читать диаграммы количества осадков.

Формируемые УУД

Личностные УУД: Ученик должен обладать ответственным отношением к учебе;

Регулятивные УУД: Сформированность умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Коммуникативные УУД: Сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.

Познавательные УУД: Сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации

Оборудование: осадкомер, физическая карта полушарий, атласы, проектор, ПК, презентация, атлас Воронежскойобласти.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение. Проверка домашнего задания

  1. Взаимоопрос

Учащиеся работают в группах по подготовленным дома вопросам (задание №23 в рабочей тетради)

  1. Географический диктант Слайд 1 или раздаточный материала (1 вариант – четные вопросы, 2 вариант – нечетные)
  1. Количество водяного пара, содержащееся в 1 куб. м воздуха. (Абсолютная влажность.)
  2. Отношение количества водяного пара, находящегося в воздухе, к возможному содержанию водяного пара при данной температуре. (Относительная влажность.)
  3. Если относительная влажность воздуха 100%, то такой воздух называют... (насыщенным).
  4. Самые высокие облака. (Перистые.)
  5. Если абсолютная влажность воздуха при температуре +20 °С равна 17 г, сможет ли такой воздух вместить еще какое-то количество водяного пара? (Нет.)
  6. Различают несколько видов облаков: кучевые, перистые и (слоистые).
  7. Главная причина образования облаков. (Охлаждение воздуха.)        
  1.  Прибор для измерения влажности воздуха. (Гигрометр.)
  2. Степень покрытия неба облаками называется (Облачность)
  3. При соприкосновении насыщенного водяным паром воздуха с холодной земной поверхностью образуется... (туман).
  4. Определите относительную влажность воздуха, если при температуре +100 С в воздухе содержалось 1г воды.

Решение:

9г-100%                      х = 1г. × 100%  =11%

                                             9г.

1г-х%

Ответ: относительная влажность 11%

  1. Относительная влажность воздуха 75% при температуре +300С. Определить сколько граммов воды не хватает до насыщения?

30г-100%

                                    Х=  30г.×75%   = 22,5 г

х г-75%                     100%

30 -22,5=7,5

Ответ: до насыщения воздуха не хватает 7,5г воды.

Слайд 2 (Самопроверка по образцу)

  1. Целеполагание

- Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки  и подумать,   каким словом можно объединить отгадки.

Он пришел, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

На крыльце потанцевал,

Побродил по крыше вволю

И ушел по лужам в поле. (Дождь)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.  (Снег)

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У нее теперь ангина  (Град)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдем.   (Роса)

В белом бархате деревни-

И заборы, и деревья.

И как ветер нападет,

Этот бархат пропадет

(Иней)

- Каким словом или словосочетанием можно объединить  отгадки? (Осадки или атмосферные осадки). 

- Какие виды осадков вы еще знаете? (гололед, морось, изморось, крупа)

- Что вы  знаете об осадках? Что хотели бы узнать?

-  Сформулируйте тему и  цели нашего урока.

Слайд 3 «Атмосферные осадки»

  1. Изучение нового материала

- Вся вода, которая выпадает из облаков или выделяется из приземного слоя воздуха, называется атмосферными осадками. Слайд 4

Все осадки можно разделить на две группы по способу их образования:

  1. осадки, выпадающие из облаков, - снег, град, дождь морось;
  2. осадки, выпадающие из насыщенного водяным паром приземного слоя воздуха при соприкосновении его с охлажденными поверхностями - иней, изморозь, роса гололед.

Виды осадков

        снег                                  дождь                       дождь                                 роса

        град                     морось          иней

        крупа              снег          туман

                         крупа          гололед

                 град         изморозь

  • Также осадки можно разделить на  твердые и жидкие.
  • При каком условии образуются твердые осадки? (Если температура воздуха ниже 0°С.)

- Давайте рассмотрим причины образования разных видов осадков.

Слайд 5- Почему не из каждого облака выпадают осадки? Капля воды, имеющая диаметр 0,01 мм, находится в облаке и не падает на землю, т. к. очень легкая. Но капли находятся в движении. Они сталкиваются друг с другом, сливаются и становятся большими и тяжелыми. Когда диаметр капель достигает 0,5-5 мм, они падают на землю. Знаете ли вы, что самая большая капля, упавшая на Землю, была размером 9,4.мм. Различают ливневые и обложные дожди. Ливневые дожди проходят быстро и выпадают из кучево-дождевых облаков. Обложные дожди идут обычно долго и выпадают из слоистых облаков. Самый продолжительный дождь шел в Индии.  Он продолжался 12 месяцев, т. е. ровно год.

- Морось - атмосферные осадки, выпадающие из слоистых облаков или тумана в виде мельчайших капелек дождя (диаметр менее 0,5 мм). Скорость их падения настолько мала, что они кажутся взвешенными в воздухе.

  • Снег – если температура в облаке ниже 0 град , то возникают не капельки воды, а сразу ледяные кристаллики, они медленно опускаются, слипаясь в снежные хлопья ( шестигранники). Нет ни одной одинаковой снежинки.
  • Крупа – это твёрдые осадки неправильной формы обычно в переходные сезоны - весна, осень, бывает зимой.

Слайд 6- Град образуется в кучево-дождевом облаке. Когда воздух поднимается от земли очень быстро, капельки то поднимаются потоками воздуха, то опускаются вниз. Капли попадают на высоту с температурой ниже 0 °С и там превращаются в льдинки. Льдинки опускаются вниз и обволакиваются водой, сталкиваясь с каплями, которые поднимаются навстречу. При неоднократном подъеме и спуске льдинка увеличивается, иногда достигая размеров куриного яйца и даже яблока. Град приносит огромный вред: пробивает крыши домов, побивает посевы на полях, ранит домашний скот и птицу.

Слайд 7- - Изморозь - рыхлые снегообразные мелкие кристаллы льда, нарастающие на ветвях деревьев, проводах и других предметах при замерзании капель переохлажденного тумана. Образуется зимой, чаще в тихую морозную погоду.

- Гололёд – отложение плотного льда на ветках, проводах, столбах при намерзании переохлаждённых капель дождя или тумана. Образуется при температуре воздуха от 0 до -3 град. Не следует путать с гололедицей – гололедица обычно бывает при замерзании снега, подтаявшего во время оттепели.

- Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, осаждающийся из водяного пара атмосферы на охлаждённой поверхности почвы, травы, предметов. Обычно образуется в ясные тихие ночи осенью или весной.

Слайд 8-  Количество выпавших осадков определяют с помощью осадкомера. Он похож на ведро, зашишенное лепестками. Осадкомер устанавливают на столб высотой около 2 м. Для определения количества осадков воду из осадкомера выливают в измерительный стакан и определяют толщину слоя в миллиметрах. Если осадки выпали в твердом виде (снег, град), то ведро из осадкомера заносят в теплое помещение, там снег тает, и воду также выливают в мерный стакан. Измеряют количество осадков два раза в сутки: в 7 ч утра и в 19 ч вечера. Количество осадков, выпавших за месяц, равно сумме осадков, выпавших за все дни месяца. Сумма осадков, выпавших за все месяцы года, - годовое количество осадков. Подсчитывается также среднее многолетнее количество осадков)

- В разных районах Земли выпадает разное годовое количество осадков. Чтобы определить ГКО, нам необходимо использовать карты атласа, где цветом показано распределение осадков в разных уголках планеты. Откройте атласы на стр.29. Проанализируйте данную карту.

- В пустынях выпадает менее 100 мм осадков в течение года. Иногда за год не бывает ни одного дождя. В пустыне наблюдается странное явление - сухие дожди.

Однажды в пустыне Сахаре группа геологов попала в странную ситуацию. Стояла жара. Группа прошла большое расстояние. Воздух был очень пыльный. Язык, казалось, был похож на наждачную бумагу. Пот просолил одежду геологов. Все были измучены жарой, дорогой, пылью. На небе показалось облако. Оно быстро приближалось и темнело. Кто-то сказал: «Вот бы сейчас дождь пошел» Проводник покачал головой. Раздались раскаты грома. Был слышен шум дождя. Дождь шел, но люди стояли абсолютно сухие. Капли дождя не долетали до земли, они испарялись в воздухе. «Это сухой дождь», - сказал проводник.

На экваторе дождь идет почти каждый день. Это настоящие ливни. Дождь льет как из ведра, стеной. Из-за шума дождя невозможно услышать речь человека, находящегося рядом.

В нашей местности выпадает умеренное количество осадков – 500-600 мм.

  • Как вам кажется, в какое время года выпадает большее количество осадков? (Как правило, ученики самым мокрым временем года называют осень, потому что осенью сыро, лужи долго не высыхают, часто идут дожди.)
  • Многолетние наблюдения за количеством осадков показали, что осадков больше выпадает летом. Но кажется, что наиболее мокрое время года - осень. Почему? (Летом Солнце нагревает земную поверхность, воздух теплый, вода быстро испаряется.)

Слайд 9 А сейчас мы научимся читать диаграммы количества осадков. Посмотрим на рис. 119, с. 149. На диаграммах две оси: вертикальная и горизонтальная. На вертикальной оси показано количество осадков в миллиметрах, на горизонтальной начальные буквы месяцев. 12 столбиков разной высоты показывают количество осадков, выпадающих в каждом месяце года. Сумма осадков - годовое количество - показана цифрой над диаграммой, но ее можно подсчитать самим. Для этого нужно определить по столбикам количество осадков в каждом месяце и найти их сумму.

Выполните задание к рис. 119 на с. 149. Найдите на карте город Владивосток. На берегу какого океана он находится?

  • Какое количество осадков выпадает во Владивостоке за год9 (685мм.)
  • Когда выпадает наибольшее количество осадков? (Летом, в августе.)
  • В каком месяце выпадает меньше всего осадков? (В январе.)

Во Владивостоке лето влажное, а зима — малоснежная, сухая. Такой климат называется муссонным.

  • Слайд 10 Какие причины влияют на количество осадков? (1. Близость океана, потому что основной поставщик влаги — вода, испаряющаяся с поверхности океана. 2. Ветры, если ветры дуют с океана, они приносят осадки.)

- Высоту снежного покрова измеряют с помощью снегомерной рейки. Это планка, разделенная на сантиметры. Рейку вертикально втыкают в снег так, чтобы она достала до земли.

  1. Практическая работа
  • Постройте диаграмму среднегодового количества осадков, выполнив задание №29 в рабочей тетради стр.16.

  1. Изучение нового материала
  • Скажите, пожалуйста, осадки – это благо или беда? Слайд 11

Благо

Беда

  1. 1. Весной, при таянии снега, влага в

впитывается в почву,

и растения будут хорошо

 развиваться даже в том случае,

 если лето засушливое

 (при таянии слоя снега в 1 см

на один гектар образуется до 35 000 литров воды). Поэтому зимой на полях проводят снегозадержание.

  1. 2. Снег сохраняет озимые посевы от вымерзания.
  2. 3. Дождь питает растения влагой.
  1. Град уничтожает посевы, может привести к гибели животных, разрушает постройки.
  2. Изморось нередко приводит к обрыву проводов.
  3. Иней отрицательно влияет на растения.
  4. Сильные снегопады парализуют транспорт крупных городов, ломает ветки деревьев, иногда приводят к гибели людей.
  5. Избыточное выпадение осадков в виде дождя вызывает наводнения.

  1. Рефлексия «Свободный микрофон» Слайд 12
  2.  Домашнее задание    §36 Слайд 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока "Построение чертежа основы фартука" с презентацией и технологической картой урока

Тема изучается на третьем занятии раздела «Конструирование и моделирование». Урок имеет важней шее значение в дальнейшем обучении учащихся, т. к. изучаются основы черчения и конструировани...

презентация «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»

Презентация содержит подробное описание составления технологической карты урока в соответствии требованиями ФГОС второго поколения...

Презентация к технологической карте урока на тему "Безличные глаголы" в 5 классе

Презентация составлена по материалам урока, оформленного в виде технологической карты....

Конспект (технологическая карта) урока - практикума "Юные поэты". (Речевая практика, 4 класс (для обучающихся с умственной отсталостью (лёгкими интеллектуальными нарушениями)).

Тема:  Урок – практикум «Юные поэты»Цель: Учить детей подбирать окончания слов, слова «в рифму», основываясь на ритмическом рисунке и содержании текста.Задачи:...