Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного
статья по географии (7,8,9 класс) по теме

Тушина Алёна Алексеевна

 

Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного

Скачать:


Предварительный просмотр:

Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного

Учитель географии А.А.Тушина

      Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы учителя, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность. В настоящее время широко распространены уроки-беседы, уроки-исследования, уроки-конференции, уроки с ролевой и деловой игрой и т.д., благодаря которым каждый ученик может принять участие в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе урока в роли учителя.

     Для наиболее эффективной работы, возникновения у учащихся устойчивого интереса к предмету, улучшения качества уроков и знаний возможно использование различных форм и методов обучения:

  1. проблемные уроки (эффективный способ повышения интереса учащихся к урокам географии)
  2. технология листов опорных сигналов (схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельно работать, индивидуальные способности)
  3. технология проектной деятельности (организация исследовательской деятельности)
  4. коллективные способы обучения (дают возможность добиваться поставленной цели, создают творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся)
  5. урок-игра (как свободная творческая деятельность обладает воспитательным, коммуникативным и развивающим свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект)
  6. использование дополнительной литературы, поэзии (всякая работа с книгой, газетой, статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок)
  7. дидактические игры («Буквы заблудились», «Справочное бюро», «Кто или что лишнее», «Заочное путешествие», «Географические диктанты», «Угадай», «Заморочки из бочки»,  «Туристическое агентство «По странам и континентам»),  сбор карт-пазлов и т.д.)

Приведу некоторые виды работ, которые использую на своих уроках:

«Найди свою половинку»

Необходимо соединить половинки слов между собой.

БАО

ПИ

ГЕ

ЗОН

Баобаб, оазис, сейба, окапи, эпифит, пингвин, гевея, бизон, лиана, пихта, вади, финик

ОА

ФИТ

ЛИА

НИК

СЕЙ

ВИН

БИ

ДИ

ОКА

ЗИС

ПИХ

ВЕЯ

ПИНГ

БАБ

ВА

НА

ЭПИ

БА

ФИ

ТА

«Буквы заблудились»

      На доске пишу «зашифрованные слова» с перепутанными буквами, чтобы получилось слово, ребята должны расставить правильно буквы. Кроме, этого, после того, как они его составили, нужно объяснить значение данного слова. Задание можно усложнить: «Кто быстрее?».

ЛИМКАТ (климат)                                                    АКОАЛ (коала)

ТЕРЕВ (ветер)                                                            КЭСОПТР (экспорт)

НЕРЕВА (Венера)                                                      ЯРИВАЗЕ (Евразия)

«Справочное бюро»

      Очень удобно использовать данный вид работы, если по теме изучается много определений, а также при повторении темы. Вызывается один учащийся, он будет работать в «Справочном бюро», остальные же задают ему вопросы по определениям. Желающих поработать в «Справочном бюро» всегда очень много.

«Кто или что лишнее?»

     Необходимо определить, какое слово лишнее и объяснить почему (учащиеся должны сгруппировать слова по определенному признаку).

Гренландия, Сицилия, Финляндия, Корсика (Финляндия,  острова)

Гималаи, Пиренеи¸ Апеннины, Аппалачи, Анды, Гоби (Гоби, горы)

Рур, Донбасс, Кувейт, Кузбасс, Силезия (Кувейт, угольные бассейны)

Апатиты, бокситы, нефть, сталь, природный газ (сталь, полезные ископаемые)

«Географические диктанты»

     Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, в то же время дают возможность выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить эти пробелы. В небольшой рассказ о морском путешествии (Тема «Береговая линия Евразии») умышленно включаю в содержание ошибки по номенклатуре (по усмотрению учителя учащиеся могут использовать атласы):

     «Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Диксон и отправился в путь по водам Баренцева моря. В трюмах находится груз для рыбаков Сахалина. Обогнув с севера остров Таймыр, корабль вышел на просторы моря Лаптевых. Ледовая обстановка припятствовала движению. Вскоре на горизонте показались острова Северная Земля, миновав которые мы продолжили свой путь на восток по водам Карского моря. Через некоторое время прошли у берегов полуострова Врангеля и по водам Чукотского моря подошли к Татарскому проливу. Дальше наш путь шел на юго-восток по водам Берингова моря к берегам острова Камчатка. Попутное холодное течение Куросио помогало нашему кораблю. Обогнув Камчатку и пройдя по водам Японского моря, корабль подошел к полуострову Сахалин и бросил якорь на рейде Южно-Сахалинска».

«Составь слово»

      Использую в групповой работе (по 5-6 человек) для выполнения задания на составление слов. Учащимся раздаю кружки с разными буквами (60 шт. и более), даю задание – составить как можно больше слов по теме (например «Атмосфера») за определенное время. Сколько слов – столько баллов. Кто составит самое длинное слово, получает дополнительно еще один балл. Обязательно учитывается грамотность.

   (РОСА)

Р

О

Н

С

Е

Т

А

          ………..

                                              «Заморочки из бочки»

       Предлагаю учащимся примерно 10 бочонков из игры «Лото». С каким номером учащийся достанет бочонок, тот вопрос ему (или группе) достается.

     К примеру - №3 «Определите по описанию, о каком районе идет речь» (Тема «Экономические районы России», 9 класс):

     «Этот район имеет выход к трем морям. На юге граничит со странами ближнего зарубежья, является самым многонациональным районом России, главная специализация района – агропромышленное производство, рекреационные ресурсы способствуют развитию здесь курортного хозяйства». (Европейский Юг)

       Или - №8 « О каком материке идет речь?»

«Она располагается под нами.

Там, очевидно ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год,

                                    Там расцветают в октябре сады,

Там в октябре, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды.

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводненья». (Австралия)

«Угадай»

     Учащиеся по описанию определяют географический объект. Например:

а) «Эта планета получила свое название в честь римской богини любви и красоты. На небе она сияет ярче звезд и хорошо видна без телескопа. Планета имеет плотную атмосферу, состоящую из углекислого газа» (Венера, тема «Планеты Солнечной системы»)

б) «Регион расположен на Прикаспийской низменности. Областной центр – одновременно и морской и речной порт. В области находится крупное газоконденсатное месторождение, ведется добыча поваренной соли на озере Баскунчак. Регион славится своими арбузами. В дельте р. Волги расположен один из старейших заповедников России» (Астраханская область, тема «Поволжский экономический район»)

 

«Кто это, что это?»

     Данную работу хорошо использовать на уроках повторения. Каждому учащемуся называется слово, которое они должны пояснить. Например, по теме «Южная Америка»: Аконкагуа (гора), Ориноко (река), пиранья (рыба),

гевея (дерево), мате (чай), Игуасу (водопад), лама (животное), Котопахи (вулкан),  Веспуччи (путешественник), колибри (птица), метис (народ), Поопо (озеро), кебрачо (дерево) и т.д.

«Туристическое агентство «По странам и континентам»

      Каждая группа учащихся рекламирует одну из стран, стараясь дать наиболее полную информацию о ней. Предлагают описание, иллюстрации и другой дополнительный материал. Остальные должны определить страну.

«Подбери пару»

      Слова по какой-либо теме записываются в два столбика. Необходимо подобрать пару и определить лишнее слово:

               Вершина:                                                  Горные системы:

     г.Аконкагуа                                                    Кордильеры

    г. Эльбрус                                                        Анды

    г. Мак-Кинли                                                   Кавказ

    г. Народная                                                      Альпы

    г. Монблан                                                       Урал

                                                                               Гималаи

                                                                               

«Загадки»

                Данные загадки можно использовать при изучении темы «Полезные ископаемые».

Тот камень чудесный с Урала                      Если встретишь на дороге,

Нежным цветом зеленым манит.                 То увязнут сильно ноги.

Я только сегодня узнала,                              А сделать миску или вазу –

Что камень зовут ……(малахит)                  она понадобится сразу (глина)

В моей земле богатства скрыты,                  Покрывают им дороги,

Она и золото хранит,                                     улицы в селениях,

И рядом с медью – малахиты,                      а еще он есть в цементе.

Железо, мрамор и …….(гранит)                  Сам он – удобрение (известняк)

     Помимо занимательных моментов на уроках необходимо поддерживать интерес школьников и во внеурочное время. Они всегда очень охотно и с интересом участвуют в викторинах, конкурсах, «заочных путешествиях» и т.п. Проведенные во время Недели математики и естественнонаучных дисциплин конкурсы для параллелей 7-х и 8-х классов являются наглядным примером и доказательством этого.

     Очень важно, что при выполнении подобных заданий ученики превращаются в исследователей, что приводит к развитию воображения, стойкого интереса к географии, творческой активности, любознательности. А именно любознательный и интересующийся ребенок способен к саморазвитию. В детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией. Учителю необходимо подхватить детский порыв и пронести его через школьные годы.

     На стадии проверки знаний учащихся сразу выполняются три задачи:

 а) проверка выполнения домашнего задания,

б) учёт знаний учащихся  

в) повторение пройденного.

     Эта стадия урока начинается с объявления темы, по которой будет проводиться проверка выполнения домашнего задания. Для этого задается вопрос ученикам, что было задано на дом.

     Имеется много способов проверки выполнения домашнего задания по географии и учёта знаний учащихся:

1) устный опрос,

2) выполнение письменной работы,

3) работа на контурной карте,

4) показ на стенной карте, «путешествие» по карте,

5) рассказ по картине и т.п.

     Проверка выполнения домашнего задания сопровождается выставлением в классном журнале отметки, которой оцениваются знания учащихся. Такой учёт, осуществляемый на уроках, называется текущим учётом.

     Желательно чаще использовать письменные контрольные работы для проверки знаний учащихся. При такой проверке знаний весь класс работает. Письменные задания должны быть посильны для учеников. Правильно проведённая письменная работа по хорошо составленным вопросам и при устранении списывания обладает и многими другими достоинствами: она даёт более объективный материал для оценки, даёт возможность учащимся более спокойно обдумывать вопросы. Чаще всего на это отводится весь урок.

     Вопросы сообщаются ученикам посредством записи на доске, или продиктовываются, или предварительно отпечатываются на листках, которые раздаются ученикам.

     Чтобы предотвратить списывание, иногда заготовляют два и больше вариантов вопросов. Обыкновенно на каждой парте сидят два ученика. Одному из них даются вопросы первого варианта, другому — второго варианта.

     Для успеха контрольных письменных работ большое значение имеет правильная формулировка вопросов. Надо ставить такие вопросы, ответы на которые обнаруживали бы полноту и глубину знаний учащихся по данной теме, которые бы требовали элементарных размышлений, умозаключений.

     Весьма эффективным средством проверки знания являются задания по нанесению на контурную карту географических объектов. Выставлением отметок может заканчиваться даже экскурсия, на которой ученики испытывались в умении распознавать географические объекты и разбираться в реальных географических комплексах, географических наблюдениях и т. п.

     Реальные знания географии более ценны, чем умение передавать содержание учебника по географии. Ученик в классе может бойко перечислять элементы реки: русло, пойму, правый и левый берега и т. д. и в то же время быть не в состоянии указать их в натуре. Отчётное сочинение об экскурсии в природу, в музей следует тоже оценивать отметкой. С успехом может быть использована для проверки знаний по географии картина. Умение разбираться в том, что изображает картина, показывает знания по географии. Для этого же могут быть использованы даже диапозитивы и кинофильмы. Правильный разбор их содержания раскрывает, насколько ученики знают подлинную географию.

     Если ученики научились чертить, рисовать, то задание начертить и нарисовать географические объекты явится достоверным способом проверки географических знаний учеников.

     Таким образом, в распоряжении учителя очень много разно образных средств и возможностей проверки знаний учащихся. Нужно избегать шаблонов, однообразия, пассивности и смелее внедрять в школьную практику активные методы проверки знаний.

     В школах преобладает устный опрос для проверки выполнения домашнего задания и учёта знаний по географии. Устный опрос обладает многими удобствами. Он даёт возможность с помощью дополнительных вопросов полнее проверить знание учеников и осуществить индивидуальный подход к ним. При устном опросе у карты, у классной доски легче устранить подсказывание, потому что ученик находится ближе к учителю, чем к своим товарищам. Этот вид учёта проверки знаний вполне оправдывается. Следует возражать только против того, что его делают универсальным и единственным методом учёта.

     Опрос может производиться с вызовом ученика к карте, к доске и без вызова; в последнем случае ученик отвечает с места. В том и другом случае нужно в процессе опроса повторить материал, который был задан на дом.

     Вызванный к карте ученик может быть опрошен путём задавания вопросов (говорят «отвечать по вопросам») или ему может быть предложено рассказать всё, что он знает по теме, которая была задана на дом. Каждый из этих приёмов имеет свои достоинства и недостатки.

     Когда идёт опрос по вопросам, то учитель делает упор на карту, задаёт самые существенные вопросы, располагает их в последовательном порядке и с расчётом, чтобы вопросами исчерпать и таким образом повторить всё задание, а может быть, и некоторые темы давно пройденных разделов. Это положительная сторона такого приёма.

     Отрицательной стороной является то, что при ответах на вопросы ученик связан, у него нет возможности развернуть все свои умственные и речевые способности. Да и самый-то учебный материал разбивается на кусочки, и не получается общей картины; её надо создавать каждому слушающему ученику путём особой умственной операции по увязыванию всех этих кусочков в единое целое.

     Положительной стороной свободного рассказа ученика является именно целостное изложение материала и большая возможность ученику показать и поупражнять свои умственные и словесные способности, выявить своё понимание специфических особенностей географического учебного материала.

     К отрицательным моментам этого приёма надо отнести то, что иногда ученик пропускает существенное и много говорит о маловажном, недостаточно использует карту; при плохом рассказе остальные учащиеся скучают, не заинтересовываются. Тогда как при вопросном способе они держатся более настороженно, знают, что каждую минуту учитель может направить вопрос к любому из них.

     Лучше всего соединить эти два приёма. Но не надо беспрерывно дёргать и сбивать рассказывающего ученика. Нужно дать ему закончить отдельную мысль и в момент перехода его к другой мысли задать ему дополняющий или направляющий вопрос. Во время рассказа нужно требовать, чтобы ученик показывал на карте то, о чём говорит, использовал другие наглядные пособия: коллекции, картины, и чтобы он соблюдал правила показа объектов на карте, не заслонял бы собою карты и т. п.

     Что касается фронтального и индивидуального опроса, то лучше всего их соединять. На уроке надо вносить разнообразие во всё. Можно одного или двух учеников спросить с вызовом к карте, а затем одному или двум ученикам предложить отвечать с места.

     Вопросы должны быть существенны по содержанию и правильны по форме.

     В учебных целях нужно задавать преимущественно такие вопросы, ответы на которые требуют обдумывания, сравнения, обобщения, умозаключения и характеристики географического объекта. Ввиду этого учителю необходимо заранее составлять вопросы и записывать их в плане.

     Опрос может происходить как по материалу предыдущего урока, так и в целях повторения по разделам ранее пройденного курса.

     Отметки ставятся за обстоятельные ответы, показывающие степень познания ученика. Отметкой могут быть оценены не только ответ у карты, но и некоторые ответы с места. Например, ученик с места правильно перечислил все части света или все тепловые пояса, за что также может быть выставлена отметка. Но нельзя ставить отметку ученику за то, что он назвал «Белое море», дополняя ответ другого ученика на вопрос о морях, омывающих Россию.

     Учитель всегда стоит лицом к классу и не выпускает из своего поля зрения, по возможности, ни одного ученика. Как только какой-нибудь ученик на парте отвлёкся чем-нибудь, немедленно ему задаётся вопрос, и он включается снова в общую умственную работу.

     В этих же целях надо всегда сначала задаваемый вопрос направить ко всему классу. После этого сделать небольшую паузу, чтобы все успели подумать и приготовиться отвечать, и только тогда вызвать ученика для ответа. При этом нужно не допускать хоровых ответов и всячески искоренять эту дурную привычку, если она появится. Хотя вопрос направляется ко всему классу, но класс не отвечает, а ждёт, пока кого-нибудь учитель вызовет. Знающие, как ответить на этот вопрос, поднимают руки.

     Если ученик на заданный вопрос не отвечает или даёт неправильный ответ, то учитель может попытаться наводящими вопросами добиться от него правильного ответа или этот же вопрос задать другому ученику. Нельзя оставлять вопрос без ответа или с неправильным ответом. И когда выяснится, что класс не знает этого, тогда сам учитель даёт объяснение.

     У некоторых учителей заведён такой порядок: в конце опроса всегда вызывается ещё один ученик, который обязан дополнительно рассказать то из заданного материала, что пропустили опрошенные до него ученики. Это побуждает учеников следить за ответами товарищей и вспоминать, что ещё не рассказано.

     Таким образом, опрос проходит при усиленной умственной работе всех учеников. Все готовятся отвечать или дополнять и следят за ответами опрашиваемых. Учебный материал в это время повторяется глубоко и основательно. Рабочее состояние влечёт за собой прекрасную дисциплину. Ведь если будешь шалить, то не уследишь, чего не досказали товарищи, и не сумеешь дополнить, за что получишь плохую отметку.

     Результаты проверки знаний показывают, как идёт усвоение программного материала. Опрос выявляет отстающих, сигнализирует о необходимости принятия тех или других мер, чтобы ликвидировать отставание. Получившим плохую отметку надо давать возможность скорее исправить её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные задания, в целях привития интереса к предмету

Индивидуальные задания, в целях привития интереса к предмету...

Статья: "Интегрированные уроки с использованием интерактивного оборудования как одно из средств привития интереса к предмету «Технология»."

Интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимо всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами баз...

« Формирование познавательного интереса к предмету « история » через изучение и развитие мотивации освоения знаний у учащихся 5-8-х классов»

Актуальность темы исследования обусловлена комплексом новых задач и проблем, возникших в процессе модернизации российского образования: повышение его доступности, качества и эффективности, значительно...

Привитие интереса к предмету через использование нестандартных приемов, методов, дидактических материалов

Новые государственные стандарты ориентируют современную школу на формирование у подрастающего поколения самостоятельности мышления, подготовку к творческой деятельности. Но как показала практика, на у...