Привитие интереса к предмету через использование нестандартных приемов, методов, дидактических материалов
статья

Новые государственные стандарты ориентируют современную школу на формирование у подрастающего поколения самостоятельности мышления, подготовку к творческой деятельности. Но как показала практика, на уроке мы имеем дело с детьми разного уровня подготовленности, разного вида уровня сформированности интереса к изучаемому предмету, разной мотивации. И поэтому на сегодняшний день проблема формирования интереса к истории и обществознания у подростков очень значима и актуальна. От интереса зависит всё - начиная от эффективности заканчивая качеством обучения. Основным путем осуществления решения данной проблемы является использование различных методов и приемов активизации учащихся на уроке, оно в свою очередь ведет к укреплению познавательного интереса у учащихся. А это и есть наша цель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaremba_e.v._doklad_na_mmo.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

ММО учителей истории и обществознания

Методический доклад

Заремба Е.В., учитель истории и обществознания

МКОУ «СОШ № 1 г. Нижнеудинск»

Привитие интереса к предмету через использование нестандартных приемов, методов, дидактических материалов

«Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения... убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт»

К.Д. Ушинский

«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

Новые государственные стандарты ориентируют современную школу на формирование у подрастающего поколения самостоятельности мышления, подготовку к творческой деятельности. Но как показала практика, на уроке мы имеем дело с детьми разного уровня подготовленности, разного вида уровня сформированности интереса к изучаемому предмету, разной мотивации. И поэтому на сегодняшний день проблема формирования интереса к истории и обществознания у подростков очень значима и актуальна. От интереса зависит всё - начиная от эффективности заканчивая качеством обучения. Основным путем осуществления решения данной проблемы является использование различных методов и приемов активизации учащихся на уроке, оно в свою очередь ведет к укреплению познавательного интереса у учащихся. А это и есть наша цель.

Проблема познавательного интереса – важнейшая при обучении любого предмета в школе, в том числе истории и обществознания.

Интерес, как сложное и значимое для личности образование, имеет много различных трактовок:

  • интерес выступает как избирательная направленность человека его мыслей, помыслов;
  • интерес – это активное познавательное, эмоционально-познавательное отношение человека к миру.

Ценность познавательного интереса для развития личности школьника заключается в том, что познавательная деятельность в той или иной предметной области активизирует все психические процессы личности, приносит ей интеллектуальное удовлетворение, а также содействует возникновению положительных эмоций. Именно этого хотят сегодня учителя – вызвать у школьника интерес к учению, к познанию нового, воспитать у него стремление к преодолению трудностей, обретению в учении личностного смысла.

Каким образом возникает интерес? Ответ на этот вопрос мы можем найти в трудах Г.И. Щукиной (Галина Ивановна Щукина — советский и российский учёный в области педагогики, организатор образования), которая выделила четыре последовательные стадии развития познавательного интереса:

  1. любопытство;
  2. любознательность;
  3. познавательный интерес;
  4. теоретический интерес.

В качестве показателей сформированности познавательного интереса к истории, обществознанию можно использовать внешние его проявления на уроке, например, сосредоточенность внимания, вопросы учащихся, добровольное участие в беседе или дискуссии, готовность к выполнению различных заданий, выражение чувств, соответствие реакции эмоциональному материалу. В связи с этим даже неопытный учитель легко увидит изменение интереса обучаемых.

К сожалению, в последнее время можно наблюдать падение интереса учащихся к изучению данных предметов. Основными факторами падения интереса являются:

  • в учебниках мало яркой биографической информации (например, о А.М. Горчакове, П.А. Столыпине, Е.Р. Дашковой и др.);
  • мало внимания уделяется повседневности, материальной и духовной культуре,  политическая и социальная история преобладает;
  • однообразные методы и приемы, монотонность преподавания;
  • слабая интенсивность урока;
  • не сложившиеся отношения «учитель-ученик»;
  • отсутствие интереса у самого учителя.

От чего же зависит возникновение интереса на уроке, как его пробудить у учащихся?

Назовем основные слагаемые интереса для мотивации школьников к изучению истории и обществознания.

а) Яркое содержание материала. Учителю важно отобрать фактический и теоретический материал, биографии и документы. Яркий афоризм, использование прямой речи, элементы психоанализа являются условием запоминания трудного материала. В качестве примеров прямой речи можно привести фразы русских царей. Так, Николай I говорил: «Мне нужны не умники, а верноподданные». Александр III: «Европа подождет, пока русский царь рыбачит».

б) Разнообразные методы организации познавательной деятельности учащихся. Интерес у школьников вызывает дискуссия, диалог, решение проблемных задач, дидактические игры и т.п.

Уроки закрепления знаний и повторения лучше всего проводить в форме КВН, путешествия, ролевой игры или аукциона. Уроки с использованием ролевых ситуаций пробуждают познавательный интерес школьников, делают учебный процесс наиболее увлекательным. На таких уроках складывается особая атмосфера, в которой присутствуют элементы творчества и свободного выбора, развивается умение работать в группе. Нередко это требует от ученика преодоления собственной застенчивости, нерешительности, неверия в свои силы. Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы, становлении волевых качеств личности и формирования адекватной самооценки.

в) Важным источником стимуляции познавательного интереса являются отношения между самими участниками учебного процесса. Здесь крайне важны:

  • высокая требовательность к учащимся в сочетании с искренней доброжелательностью; уважительное отношение к ученику; целенаправленное воспитание чувства собственного достоинства, основанного на осознании своего интеллектуального и духовного роста;
  • систематическое поощрение творческой активности;
  • создание атмосферы нетерпимости к лени и недобросовестности;
  • учёт индивидуальных интересов и способностей каждого школьника;
  • создание атмосферы взаимопомощи и моральной ответственности каждого перед коллективом;
  • объективность учителя в выставлении оценок.

Немаловажную роль в русле нашей проблемы играет личность преподавателя, его обаяние, способность заинтересовать, вызвать проявление познавательной активности учащихся.

Развить интерес к истории и обществознанию как наукам, научить ребенка пользоваться понятийным аппаратом данных наук, ориентироваться в мире минувшего, анализировать ситуации сегодняшнего и т.п. – задача учителя истории и обществознания.

Традиционные формы урока у большей половины обучающихся вызывают скуку, и они резко теряют интерес к теме уже в начале занятия.

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

"Великая цель образования - это не знания, а действия" – писал Герберт Спенсер.

 Процитируем применительно данной теме древнюю мудрость «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно конечно усадить за парту учеников, добиться идеальной дисциплины, но это совсем не означает, что вы пробудите в детях интерес. Это все зависит от внутренней мотивации, без нее освоение знаний не будет полноценным.

Желание самому ученику «напиться из источника знаний» - вот важная ступень в формировании интереса к изучаемому предмету, а оно в свою очередь ведет к успешной учебной деятельности. Интерес должен вызывать не только само содержание материала, но и сам процесс приобретения знаний: изучать и делать выводы, анализировать, обобщать, преодолевать трудности в учебной работе.

Нестандартные формы работы, позволяют сделать урок более содержательным, интересным, вызвать у школьников интерес к исторической, обществоведческой наукам в целом это – уроки - семинары, работа в группах, уроки решения проблемных задач, уроки презентации. Использование компьютерных технологий более активно формирует познавательный интерес и творческую активность.

Конечно, нестандартные уроки необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям.

Решающее значение при формировании интереса к истории и обществознания играет содержание учебного материала.

  • занимательность, новизна, яркость, парадоксальность. Как правило, непроизвольное внимание учащихся вызывает: сюжетный рассказ, построенный по законам детективно-приключенческого жанра, побочный исторический сюжет или характеристика деятеля с использованием всего арсенала устных и наглядных методов, исторический анекдот, использование в речи учителя поэтических цитат, шуток, афоризмов, опора на наглядные образы, особенные на произведения искусства
  • Нравственная значимость информации, порождающая эмоциональное сопереживание, чувство моральной солидарности или, резкое неприятие. Это качество обычно придается рассуждениям, активизирующим нравственные чувства и размышления, патриотизм.
  • Научность, доказывающая ученику достоверность информации, открывающая ее мировоззренческое значение или практическую значимость, способы ее анализа и оценки. Научность изучаемому материалу придают историографические справки по важнейшим дискуссионным вопросам, объяснение происхождения терминов, устойчивых словосочетаний и крылатых выражений.

Рассмотренные аспекты содержания вызывают ситуативный интерес учащихся.

Важным источником стимуляции познавательного интереса являются отношения между участниками учебного процесса. Здесь крайне важны:

- высокая требовательность к учащимся в сочетании с искренней доброжелательностью, уважительное отношение к ученику, целенаправленное воспитание чувства собственного достоинства, основанного на осознании своего интеллектуального и духовного роста;

- учет индивидуальных интересов и склонностей каждого ученика, зон его ближайшего и актуального развития;

- создание атмосферы коллективизма как духовного братства, взаимопомощи и моральной ответственности каждого перед коллективом.

В следующей части работы приведу примеры некоторых заданий, способствующих развитию мотивации освоения знаний, что способствует формированию   интереса к истории и обществознания.

На своих уроках я веду работу по формированию интереса к истории и обществознания, используя различные структурные элементы нетрадиционного урока. Приведу в пример лишь некоторые:

История

1.Исторические задачи (здесь показаны для 10-11 классов)

1. Год окончания холодной войны – Карибский кризис – Маастрихское соглашение = ______ ? (Событие в СССР)

2. (Введение евро + Визит Никсона в Москву + Провозглашение ГДР – Падение Берлинской стены) : 2 = _______ ? (Событие на Востоке)

3. (Создание государства Израиль + Убийство Индиры Ганди – Год Африки + Провозглашение Греции республикой) : 5 + Смерть Сталина + Первое испытание водородной бомбы в СССР – Создание компьютерной сети Интернет – 771 = ____? (Событие в Европе)

4. Ввод советских войск в Афганистан – Год начала американо-вьетнамской войны * количество лет Столетней войны + 325 = ______ ? (Событие в США)

5. Начало правления Ангелы Меркель + «Бархатная революция» в Чехословакии – Год образования Африканского союза = _______ ? (Событие в Европе)

2.Рабочие листы

3.Исторические карточки-задания (для индивидуальной работы с учащимися, с детьми ОВЗ) – наборы карточек

4.Групповая работа

ВИКТОРИНА

Россия в XIX - ХХ веках

Группа 1

1.   «История в лицах»

По портрету политического деятеля назвать его и рассказать какую роль сыграл в истории России.

2. Назовите политического деятеля по его прозвищу: «Кровавый»

3. Назовите дату исторических событий: Манифест о незыблемости самодержавия, Начало строительства Транссибирской магистрали, Денежная реформа Витте С.Ю.

4. Расшифровать аббревиатуру: РСДРП

5. Определить итог события            Русско-японская война

6. Блиц – опрос

  1. Кто правил Россией в начале ХХ века?
  2. В какие годы была русско-японская война?
  3. Кто такой Столыпин?
  4. Кто стоял во главе партии большевиков?  
  5. Как звали человека, который организовал мирное шествие рабочих к царю?
  6. Дополнительное задание. Дайте определение термину: Большевики Индустриализация Консерватизм

Обществознание

1. Экономическая лингвистика

           Путем перегруппировки и объединения букв, составляемых слова, составьте экономические категории.

  1. КАБАН + ТОН = разновидность бумажных денег
  2. МАРКА + ЯР = организованный, периодически функционируемый рынок товаров
  3. ИОН + ЦАРЕК = владелец акции
  4. ТОК + ГРАФИН = вид финансово – коммерческих услуг – приобретение банками и другими финансовыми организациями долгов предприятий и организаций
  5. ТОН + КРАБ = несостоятельный должник

2.Юридическая загадка (нахождение правонарушений по картинке)

3.Решение ситуационных задач по праву

4.Ролевая игра «Демократические выборы», «Права граждан РФ»

5.Мозговой штурм по теме «Семейное право», где учащиеся, опираясь на свой собственный опыт, кругозор, знания пытаются ответить на вопросы по семейному законодательству с направляющей ролью учителя.

Кроме вышеперечисленных методов  и форм на своих уроках я использую:

•        мультимедийные средства: анимированные карты сражений, благодаря им дети не только понимают данное сражение, но и лучшего его запоминают;

•        презентации - для удобства демонстрирования детям изображений, которых нет в учебнике; демонстрации карты; визуализирование заданий перед выполнением работы

•        обязательное использование работы с текстом учебника (т.е. дети самостоятельно читают тот или иной пункт) для того что бы они усвоили основной ход истории; работа с документом плюс проблемное задание (самостоятельное чтение документа детьми либо мое комментирование или его объяснение).

•        различные виды бесед (заключительное, повторительно-обобщающая, эвристическая, беседы по картине вызывают у учащихся особый интерес) во время беседы проверяются не только ранее усвоенные знания или полученные во время урока. Но они также стимулирует мыслительную деятельность учеников, развивают их речь.

•        отбор самого материала: детям не интересен сухой фактологический учебный материал книг, недоступный для их понимания, слово учителя, а еще и создание им картины при помощи слова способствует формированию интереса у детей. При отборе учебного материала учитывались возрастные особенности учащихся. Использовались интересные факты из истории.

•        разного рода проблемные задания и вопросы все это заставляет детей думать, размышлять, активизироваться, искать и отбирать материал.

•        разного вида наглядность: работа с картами и картинами, так как именно наглядность ученики лучшего всего воспринимают. Это прямое столкновение с историей, которую дети могут увидеть в движении.

•        устные приемы обучения, такие как повествование, описание, объяснение, картинное описание, характеристики которые делали урок наиболее красочным. Все это делает урок не только насыщенным, разнообразным и интересным, но и еще и урок быстро и мгновенно пролетает, что так любят дети, все это также нацеливает детей на работу, стимулирует их активную интеллектуальную деятельность.

В заключении позволю себе выделить несколько критериев сформированности познавательного интереса учащихся к истории и обществознанию:

  1. решение заданий поискового, исследовательского, творческого характера;
  2. стремление выйти за пределы школьной программы;
  3. склонность учащегося заниматься историей и обществознанием в свободное время;
  4. эмоциональное отношение к деятельности.

Таким образом, интерес выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинного творческого отношения к работе. В структуре личности интерес составляет основу любого таланта или гениальности.

Интересные мелочи:

- при изучении Финикии – приношу ребятам финики,

- при изучении Индии приношу в класс контейнеры, в которых находятся рис, чай, сахар, перец. Ученик должен с закрытыми глазами отгадать на ощупь, по вкусу, по запаху, что ему предлагается,

- на уроке обществознания по теме «Собственность» покупаю и дарю ручку или другую вещь и реализую право распоряжения как пример,

- при изучении темы в 10 классе по истории «Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.» идем в городской парк к памятнику и читаем стихи В. Высоцкого,

- просмотр внеурочно кинофильмов,

-

   и др.

Список литературы:

  1. Актуальные вопросы формирования познавательного интереса в обучении. Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., Воронеж, 2001. - 349 с.
  3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. - Воронеж: МОДЭК, 2000. - 448 с.
  4. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Просвещение, 1997. - 382 с.
  5. Островский О.Б. О формировании интереса учащихся к истории. // Преподавание истории, обществознания в школе. 2001. - №10. - с.17-27.
  6. Рибутовская Е. Возрастная динамика познавательного интереса. // Школа. 1998. № 4. - с. 14-15.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 679 с.
  8. Соколова Н.Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся. // Педагогика. 2001. №7. - с. 33-36.
  9. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М., 1988. - 208 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные задания, в целях привития интереса к предмету

Индивидуальные задания, в целях привития интереса к предмету...

Статья: "Интегрированные уроки с использованием интерактивного оборудования как одно из средств привития интереса к предмету «Технология»."

Интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимо всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами баз...

Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного

Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного...

Исследовательский методический проект "Повышение интереса учащихся к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе"

Исследовательский методический проект Повышение интереса учащихся  к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе....

«Привитие познавательного интереса к предмету через использование современных информационно-коммуникационных технологий».

Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле - это желание ребенка освоить новые ...

Воспитание интереса к изучению русского языка и литературы через использование нестандартных форм проведения уроков

Методика обучения русскому языку - методические условия реализации дидактических принципов, методические закономерности обучения родному языку и сформулированные на их основе научно-теоретические...