Повышение эффективности уроков географии через использование развивающих методических приемов
методическая разработка по географии на тему

Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести. И спасательным кругом в решении этой задачи могут стать универсальные, расчитанные не на один урок развивающие методические приемы. Каждый из представленных методических приемов позволяет лучше усваивать учебный материал, положительно влияет на развитие поисковой активности учащихся, развивает творческие способности учащихся, повышает ученическую инициативность и аткивность, учит радоваться за успех другого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение эффективности уроков географии через использование развивающих методических приемов

Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о  том, как интереснее их провести. И спасательным кругом в решении этой задачи могут стать универсальные, рассчитанные не на один урок развивающие методические приемы. Большинство из них могут применяться в широком возрастном диапазоне.

Методические приёмы

«Мостик»

Методический приём может быть использован на любом этапе урока. Учитель раскрывает вопрос, обозначающий тему, связанные понятия, термины, с таким расчетом, что остается сказать только ключевое слово. Например, для того чтобы дать определение сложного экономического понятия «торговля», необходимо вначале объяснить, кто такой производитель и кто такой потребитель. После чего важно правильно сформулировать для учеников определяющий вопрос. Например: «Какой процесс возникает между потребителем и производителем?» После вопроса ученикам дается время для размышления. Для активизации мышления основные понятия записываются на доске, а между ними оставляется место для ключевого слова («потребитель»…»производитель»). Когда ключевое слово определено учащимися, оно вписывается на пустое место. Его можно выделить геометрически (овалом, прямоугольником, облаком и т.д.) для более успешного запоминания.

 Приём развивает умение учащихся определять причинно-следственные связи между географическими объектами (понятиями), позволяет перспективно раскрыть аналитические и синтетические способности, дает возможность ученику совершить «маленькое географическое открытие». Также методический приём «мостик» помогает учителю усовершенствовать форму изложения учебного материала, сделать его более доступным для понимания учащихся. Но если составные понятия не раскрыты учителем, то ключевое слово не будете найдено.

«Репортаж»

Учащимся подробно объясняется, что такое репортаж, чем он отличается от сообщения, положительные и интересные стороны репортажной работы, его цель вообще на уроках географии в частности.

 Определяется тема репортажа и предлагается для выполнения всему классу (или конкретным ученикам) за определенный временной отрезок. Репортаж учащиеся могут делать индивидуально, по парам или в группе. В основу деятельности над репортажем закладывается работа с дополнительными источниками информации, которые или конспектируются, или переписываются, или ксерокопируются, или записываются на диктофон. После работы над информационными источниками весь материал оформляется в репортаж. Исходя из темы репортажа выстраивается четкая последовательность (логически обоснованная) материала, где обязательным компонентом являются ученические комментарии. Форма репортажа может быть различной: альбомы, информационные листы, газеты, путевые заметки, аудиорепортаж, статьи и др. Информационный объем репортажа не ограничивается, чтобы не стеснять творческую активность учеников. Каждый репортаж оценивается, рецензируется и представляется на обсуждение в ученические коллективы. Репортаж маленького объема и не представляющий особой информационной ценности не оценивается конкретной «оценкой в журнал», а засчитывается в счет будущей работы на уроке. Остальные работы оцениваются только на «хорошо» и «отлично», создавая тем самым ситуацию успеха и желание дальнейшего совершенствования репортажной деятельности.

Оценивая репортажную работу, необходимо учитывать реализацию следующих показателей: полноту раскрытия темы, количество проработанных источников, их разнообразие, оригинальность оформления материала, количество учащихся, задействованных при подготовке репортажа.

Данный методический прием положительно влияет на развитие поисковой активности учащихся, развивает умение работать с дополнительными источниками информации -умение классифицировать и ранжировать материал, а также повышает общую эрудицию учеников.

«Я учитель»

Методический прием не требует специальной предварительной подготовки учащихся к уроку и рассчитан на удовлетворение естественных природных лидерских потребностей учащихся, на повышение эмоциональной значимости восприятия материала. При помощи приема учитель может выявить будущие профессиональные качества ученика и помочь ему в профессиональном самоопределении, а также оценить сложность материала и уровень его усвоения учениками.

         В зависимости от сложности темы методический прием может использоваться как для объяснения нового материала, так и для закрепления пройденного (на усмотрение учителя). Сущность его заключается в том. Что учитель на уроке предлагает ученикам перевоплотиться в учителя и объяснить (или повторить) тот или иной раздел темы, или всю тему, или определенный вопрос, или проблему. Важно, чтобы ученики объяснили материал на таком уровне, насколько сами его усвоили. Желательно, чтобы учащиеся отвечали своими словами, а не «книжными формулировками». На вхождение в роль и обдумывание учащимся дается не более 5 минут. Примечателен тот факт, что обдумывают задание и перевоплощаются в учителя все ученики класса, а вот отвечать пойдет только один (при выборе отвечающего можно использовать жребий, чтобы не подумали о предвзятости учителя к какому – либо ученику). На первых порах внедрения методического приема целесообразно опираться на сильных и артистичных учеников. При работе ученика в роли учителя педагог должен всегда прийти на помощь.

         Оценивание может сделать учитель, также возможен вариант коллективной оценки (путем опроса учащихся или свободных высказываний)

«Ступеньки интеллекта»

         После прохождения определенного этапа учебного материала или этапа урока учитель предлагает ученикам составить вопросы по определенной теме. Их количество должно быть не менее 5. предварительно нужно объяснить учащимся значимость умения составлять и задавать вопросы. Необходимо привести психологическую истину: «Умение правильно формулировать глубокие вопросы есть показатель развитости интеллекта человека». Желательно  провести совместные вводные упражнения по формулированию вопросов. Как правило, в классе объявляется конкурс на лучший вопрос по теме. Количество времени на составление вопросов регламентируется учителем.

         Оценка результативности работы над вопросами осуществляется по следующим критериям:

  1. Вопросы, отражающие причинно-следственные связи, оцениваются «отлично». Пример «отличного» вопроса: верно ли выражение «чем выше доля занятых в инфраструктурном комплексе, тем выше уровень социально- экономического развития страны?»
  2. Вопросы аналитического и сравнительного характера оцениваются «хорошо». Примеры таких вопросов: «Как растения и животные влияют на процесс формирования почвенного покрова?», «Каковы социальные предпосылки проблем человечества?», «Какие преимущества городского образа жизни перед сельским?».
  3. Вопросы констатирующего характера оцениваются «удовлетворительно» или совсем не оцениваются. Пример констатирующего вопроса: «Что такое ветер?»

«Золотое слово»

Предварительно учитель объясняет учащимся, что такое ключевое слово (словосочетание) в географическом определении, предложении, тексте. Приводит примеры ключевых слов (словосочетаний) и совместно с учениками учитель проделывает несколько пробных нахождений ключевых слов. После чего учащимся предлагается самостоятельно выполнить задание. Найденное ключевое слово (словосочетание) обосновывается учеником перед всем классом. Пример: «Западный перенос – ветер, который появляется в связи с вращением планеты Земля». Ключевое словосочетание в  вышеуказанном утверждении – «вращение планеты». Даже если ученик неправильно выделил ключевое слово (словосочетание), он тоже заслуживает поощрения (за умение нетривиально мыслить).

 Методический прием может быть использован как дополнительный инструмент при объяснении и закреплении материала в течение любого этапа урока. Более того. Технология может быть использована в другом ракусе. Все зависит от задания. Например, учитель предлагает ученикам специальные географические тексты, статьи, газеты, журналы, книги (или учащиеся сами находят информационные источники), где нужно подчеркнуть ключевые слова. Задания по нахождению ключевых слов могут даваться на дом.

 Положительно в этом пример то, что школьники учатся продуктивно анализировать специальную информацию, выявлять причинность явлений, развивать звуковую память.

«Творческая работа»

Методический прием используется как одна из форм домашнего задания. Говоря другими словами, творческая работа это есть не что иное, как сочинение на заданную географическую тему, где главную роль играет поиск решения проблемы и раскрытие проблемного вопроса.

         Учителю важно правильно сформулировать проблему, от этого прямо пропорционально зависит творческая активность учащихся. Например, такое проблемный вопрос, как «Увеличивается или уменьшается в условиях научно-технического прогресса влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?», не вызывает особого интереса у школьников. А вот проблема «Важна ли для человека национальность?» - вызывает огромный интерес.

Объем творческой работы не ограничивается. При написании работы ученик может пользоваться всевозможными источниками информации, анализируя их и отбирая доказательства в пользу того или иного суждения. В конечном итоге, ученик, сравнивая доказательства в пользу противоположных суждений, должен прийти к какому-то своему мнению.

 Творческую работу может оценить учитель, а также возможно коллективное оценивание. За хорошо написанные работы ставиться только положительные оценки. Неудачные работы не оцениваются вообще, но непременно заслуживают устного поощрения (за попытку решить проблему).

         Творческая работа может быть обязательной для выполнения учащимися всего класса и может быть носить характер добровольности, т.е по желанию ученика.

         Оценивание творческих работ целесообразно проводить по следующим критериям: полнота раскрытия проблемы, доказательность своего мнения, использование дополнительных источников информации, присутствие конкретных решений проблемы.

         Методический прием положительно влияет на развитие общих мыслительных способностей учащихся и позволяет усовершенствовать навык письменного изложения суждений по определенной теме.

«Аналогии»

Многие трудные географические закономерности можно легко объяснить с помощь. Метода аналогии. Еще Геродот говорил: «Ищите сходства, и они образуются» Психологами доказано, что информация, поступающая через ассоциативный мостик , гораздо прочнее удерживается в памяти, нежели информация, поступающая прямым способом.

         Источником информации в этом методическом приеме может быть абсолютно все: фильмы, бытовые предметы, одежда, поведение людей, продукты питания, семья, книжные и газетные примеры, мультфильмы, отношения учеников в классе, явления природы и многое другое. Прием прост в применении и является очень доступным для понимания учеников.

         Прием определения аналогий помогает учащимся понять сложные взаимосвязи между природными объектами, которые учащиеся не могут наблюдать, овладеть индуктивными и дедуктивными приемами мышления, развить предметную (дисциплинарную) наблюдательность.

Например: Тема «Природный комплекс». Дети всегда с трудом понимают, в чем заключаются взаимосвязи между компонентами природного комплекса. Аналогом природных компонентов могут выступать «семь волшебных джинов» (так как природных компонентов тоже семь), которые постоянно соперничают между собой. Каждый джин определенного цвета: джин «растении» - зеленый, джин «Вода» - голубой, джин «Почва» - коричневый и т.д. Для наиболее наглядного показа взаимодействия всех природных компонентов необходимо прибегнуть к помощи акварельных красок соответствующего цвета (цвета соответствуют цветам джинов). А теперь растворяйте поочередно каждого джина (соответствующую краску) в большом демонстрационном стакане с прозрачной (чистой) водой. И вы с восхищением будете наблюдать, как красиво меняются цвета в стакане, показывая действие компонентов друг на друга, так как каждый цвет в сочетании с другим цветом дает совеем иной оттенок (каждая краска обязательно повлияет на общий цвет воды в стакане). И не забудьте джина под названием»человек» сделать черным цветом и растворить его в стакане (природной среде) последним, тем самым продемонстрировать, как экологически «плодотворно» человек повлиял на всю природу.

Тема «Постоянные ветры». Трудность у школьников вызывает момент возникновения ветра. Аналогом постоянного ветра «Западный Перенос» выступает ветер, который несется быстро движущийся автомобилем. «Автомобильный Западный Перенос» помнят все ученики без исключения, а вместе с ним вспомнят и крутящуюся Землю, и несущийся за ней настоящий «Западный Перенос».

«Мне это пригодиться»

На любом этапе урока, в зависимости от изучаемого материала (желательно после предварительного знакомства с материалом), ученикам предлагается кое-что доказать. Для этого необходимо всему классу задать сложный и в то же время интересный вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?». После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом доказывают, что изучаемый материал имеет конкретную прикладную или теоретическую ценность. Если учащиеся затрудняются ответить, то педагог сам объясняет необходимость изучения той или иной темы.

Ценность данного методического приема в том, что ученики действительно начинают осознавать значимость изучаемого материала.

«Кепка лидера»

Методический прием представляет собой развивающую игру. Для игры необходим какой-либо головной убор (кепка или шляпа) и большое количество жетонов. Смысл игры в том, что каждый ученик, который отвечает, пытается отвечать или имеющий просто идею, будет отмечен и оценен. За каждый ответ или попытку ответа ученик получает жетон или два жетона (в зависимости от сложности задания). Жетоны выдаются в течение всего урока, а в конце ученики подсчитывают количество набранных ими жетонов. У кого больше всех жетонов, тот получает две пятерки, кто занял второе место и третье, получают по пятерке, кто занял четвертое место и третье, получают по пятерке. Причем победитель получает дополнительный приз – кепку лидера (на голову надевается головной убор или кладется на парту лидера). Кепка лидера будет принадлежать победителю весь следующий урок, и все будут видеть, что на прошлом уроке он был лучшим. Кепка после очередного урока передается другому ученику, который выиграл лидерскую кепку. Примечательно то, что в начале учебной четверти всем учащимся класса говориться, что если кто-то в течение четверти будет обладать кепкой лидера 3 или 4 раза, то он получит специальный приз, а если 7 или 8 раз, то ученик получает пятерку за четверть. И пусть вас не смущает факт «слишком быстрой оценки за четверть», поверьте, что получить кепку лидера 7 раз очень сложно.

Важно заметить, что жетоны можно выдавать (в небольших количествах) не только за ответы и вопросы, касающиеся учебного материала, но и за хорошее поведение, за добрые товарищеские отношения, за интеллигентность, воспитанность и прочее. Эти «воспитательные жетоны» не учитываются в общем итоговом количестве (об этом лучше сразу сказать детям), а являются своеобразной формой поощрения.

Игра воспитывает в учениках положительные лидерские качества, повышает ученическую инициативность и активность, учит радоваться за успех другого, развивает дух здорового соперничества.

 «Рекламное бюро»

 Класс по желанию учеников делится на «всемирно известные» рекламные компании, названия им придумывают сами учащиеся. Предварительно, за несколько уроков всем компаниям дается одинаковое задание: создать рекламный проспект для какого-либо географического объекта (материка, природного явления, государств, закономерности и др.) и представить его на суд «мировой общественности» (класса).

Каждая компания обязана при рекламировании использовать наглядный материал по географическому объекту (рисунки, схемы, фотографии, высказывания, газеты, журналы и т.п.) При рекламировании желательно использовать ТСО, в дополнение к ним можно привлечь варианты художественного исполнения (пение, танцы, стихи, сценические миниатюры и многое другое). Использование художественных и технических средств будет положительно оцениваться рекламной комиссией. Оценочная рекламная комиссия создается из числа учащихся класса и не носит постоянный характер (в комиссии могут быть представлены учащиеся других классов). Комиссия в своей оценочной деятельности руководствуется следующими критериями, которые предварительно сообщаются всему классу: соответствие рекламного проспекта предложенной теме, оригинальность представления, разнообразие представленного материала, логичность построения проспекта, содержательное раскрытие рекламируемого объекта, временной параметр (максимально представление длится 10 минут).

         Рекламные компании могут работать по одной теме, но по разным направлениям. Например, компаниям предлагается создать рекламный проспект Японии. Первой группе рекомендуется подготовить экономический проспект Японии, второй группе – создать культурологический проспект Японии и т.д.

         Этот методический прием развивает умение самостоятельно работать, компоновать материал, анализировать его, придавать ему форму и защищать его, а главное – видеть его практическую реализацию. Также условия игры положительно влияют и на развитие артистических способностей учеников и повышают уровень сплоченности классного коллектива.

«Геолото»

Методический прием представляет собой игру. Для организации игры необходим крутящийся барабан. В барабане должны находиться открывающиеся бочонки, в которых вложены тематические вопросы. Кроме вопросов в бочонках находится жетон «Приз» и жетон «Зеро».

Вопросы для геолото, которые помещаются в бочонках, могут подготавливаться (придумываться) учителем, учениками данного класса и других классов. Вопросы могут быть по конкретным темам, учебным блокам, разделам или носить общеразвивающий характер.

 Потом начинается сама игра. Ученики по просьбе учителя начинают вынимать бочонки с вопросами из барабана. Потом бочонки открываются, из них извлекаются вопросы, на которые через небольшой промежуток времени (максимально через 20 секунд) ученики должны дать ответы.

         В чем преимущества игры лото перед известным фронтальным опросом? В том, что ученик знает, что ему самому придется решить свою «участь», т.е. вытянуть сложный или простой вопрос. И ребенку уже никогда не покажется, что учитель специально пытается его уличить в незнании предмета, поставить ему отрицательную отметку. Примечателен тот факт, что отвечающего оценивают одноклассники путем высказывания своих оценочных мнений. Желательно при оценивании ориентироваться на сильных учеников, которые действительно знают материал. Если вдруг оценка поставлена учащимися необъективно (или дети не знают правильного ответа), учитель разъясняет сущность вопроса, проговаривает правильный ответ и сам выставляет оценку. Если ученику выпадает бочонок «Приз», то он вообще освобождается от ответа на вопрос и ему вручается символический сладкий приз. Если ученику выпадает бочонок «Зеро», то, значит, учитель получил право задать ученику любой вопрос на свое усмотрение.

         При этой игре в классе всегда царит атмосфера коллегиальности между учеником и учителем, игра сопровождается высоким положительным эмоциональным фоном. Она хорошо влияет на развитие мотивационных аспектов изучения предмета, а также позволяет учащимся  усовершенствовать эмоционально-волевую сферу и увеличить скорость мыслительных операций.

«Похлопаем, помашем»

Данный методический прием используется как экспресс-диагностика знаний учащихся, выполняет контролирующую функцию.

По выбору учителя (или жребию) поднимается ученик, который должен будет ответит на поставленный тематический вопрос. После чего всему классу дается установка: «Как только Василий (которого подняли) ответит на вопрос, вы должны по моему сигналу одновременно отреагировать на его ответ. Отреагировать вы должны следующим образом: при правильном ответе нужно очень громко захлопать в ладоши, а при неправильном – помахать Василию высоко поднятой правой рукой». Вначале целесообразно поднять несколько учеников и проделать пробные упражнения.

 После проведения вышеуказанной схемы учителю сразу становится понятным общий уровень подготовки класса по определенной теме. В силу психологических и физиологических особенностей механизма детского возбуждения и торможения дети не могут после конкретного сигнала (сигнала учителя) быстро (незаметно для глаз учителя) подстроиться под изменяющую систему (правильный или неправильный ответ ученика). И поэтому всегда, как на лакмусовой полоске, видны истинные «цвета», т.е. кто хлопает или машет правильно. Если дети начинают подстраиваться под сильных учеников, то этого не возможно не увидеть: уж слишком разные действия (хлопки или махи). Главное, четко зафиксировать момент условного знака, т.е. когда начинать механические действия (махи и хлопки) после ответа ученика.

Прием позволяет за малый промежуток времени выяснить уровень подготовки учеников к уроку.

«Мечты о дальних странах»

Этот методический прием направлен на развитие творческих способностей учащихся. Его я использую на уроках при изучении географии материков и океанов. Например, после того как изучен какой-либо материк, учащимся дается задание, представить себя жителями этого материка (или отдельной страны) и написать учителю письмо. В письмах ребята описывают то место, где они «проживают», знакомят с культурой, кулинарией, животным и растительным миром и др. Учащиеся подходят к этому процессу творчески - в письмах присылают рисунки, картинки, фотографии, сочиняют стихотворения и т.д. На конвертах рисуют оригинальные марки, а некоторые даже приклеивают редкие марки. Конверты дети изготавливают либо сами, либо используют уже готовые (почтовые). Затем учащиеся приносят запечатанные письма учителю. Самые оригинальные и интересные зачитываются на уроке. Всем выставляются оценки.

 Методические приемы, о которых шла речь, были многократно апробированы на уроках географии. Можно смело утверждать, что все они имели положительный результат в повышении продуктивности урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Повышение эффективности уроков биологии через использование развивающих методических приемов"

В презентации "Повышение эффективности уроков биологии через использование развивающих методических приемов" дана краткая характеристика приемов и методов, направленных на повышение эффективности урок...

Повышение эффективности урока биологии через использование ИКТ.

Применение цифрового USB микроскопа БИОР-2 совместно с компьютером, мультимедийного курс «Репетитор по биологии», «Биологические исследования»,  «Большой энциклопедия Кирилла и Мефодия», сп...

Повышение эффективности уроков биологии через использование развивающих методических приемов

На уроках биологии важно показать красоту и гармонию природы и дать прочные знания. Но не менее важно создать условия для общения, творчества, развития познавательной активнос...

Повышение эффективности уроков географии и биологии через использование развивающих приемов

Повышение эффективности и качества обучения и воспитания школьников – главная задача учителей. Необходимо стремиться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся. Ход ур...

«Повышение эффективности уроков географии через использование развивающих методических приемов»

laquo;Повышение эффективности уроков географии через использование развивающих методических приемов»...

Повышение эффективности урока географии через применение современных образовательных технологий

ull;Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем мирового сообщества.•Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов ...