Повышение эффективности уроков географии и биологии через использование развивающих приемов
опыты и эксперименты на тему

Повышение эффективности и качества обучения и воспитания школьников – главная задача учителей. Необходимо стремиться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся. Ход урока необходимо продумывать так, чтобы он был подчинен принципу экономии учебного времени, чтобы ни одна минута не пропала даром. Как правило, при опросе слабых учеников, более сильные остаются без внимания и теряют интерес к уроку. Поэтому  необходимо создавать такую обстановку во время  урока, чтобы все ученики, используя домашнее задание, работали с интересом на уроке (хотя такой интерес у наших ребят не всегда удаётся вызвать).

         На своих уроках (географии и биологии) я стараюсь подбирать и использовать такие формы и методы, которые позволяют привлечь учащихся к активной мыслительной деятельности и создать необходимые условия для восприятия и усвоения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon effektivnost_uroka.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение эффективности уроков географии и биологии через использование развивающих приемов.

        Повышение эффективности и качества обучения и воспитания школьников – главная задача учителей. Необходимо стремиться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся. Ход урока необходимо продумывать так, чтобы он был подчинен принципу экономии учебного времени, чтобы ни одна минута не пропала даром. Как правило, при опросе слабых учеников, более сильные остаются без внимания и теряют интерес к уроку. Поэтому  необходимо создавать такую обстановку во время  урока, чтобы все ученики, используя домашнее задание, работали с интересом на уроке (хотя такой интерес у наших ребят не всегда удаётся вызвать).

        На своих уроках (географии и биологии) я стараюсь подбирать и использовать такие формы и методы, которые позволяют привлечь учащихся к активной мыслительной деятельности и создать необходимые условия для восприятия и усвоения нового материала.

        В своей практике применяю различные методы устного контроля: беседа, рассказ, чтение таблиц, схемы, специально подготовленное сообщение ученика, выделение в материале параграфа новых терминов и их объяснение, уроки – состязания, уроки - зачеты. Особое место отвожу обобщающим урокам, использую различные виды самостоятельной работы, практические работы.

        Остановлюсь на некоторых моментах из своей практики. Систематизации и обобщению знаний учащихся, формированию умений применять на практике эти знания способствуют обобщающие уроки, проводимые в конце изучения отдельной темы или разделы. Варианты самые различные: урок – игра, урок – состязание, в виде соревнований «Географический чемпионат» или «Биологический чемпионат».

        Для чемпионатов подбираю максимальное количество вопросов и заданий по теме, чтобы полностью охватить весь изученный материал. На доске помещаю список учеников, где напротив фамилии каждого заносятся очки, баллы отвечающих. Перед обобщающим уроком предупреждаю повторить весь материал по теме. Затем мною предлагаются вопросы, а весь класс включается в эту игру.

Такие чемпионаты проведены по биологии, географии (8 класс), после изучения отдельного материка. Например, по теме: Австралия.

  1. В каком полушарии от экватора расположена Австралия?
  2. Показать на карте континент Австралия со всеми островами и назвать их
  3. Какие океаны омывают материк. Назвать и показать.
  4. Сравнить по площади Австралию с Африкой.
  5. Объяснить что это за удивительный природный объект – Большой Барьерный риф.
  6. Показать залив Карпектария
  7. Рельеф Австралии.
  8. Почему в Австралии на севере жарко, а юге прохладно
  9. Почему в Австралии времена года обратны нашим?
  10.  На каком острове живут папуасы?
  11.  Почему Австралия – самый засушливый материк на Земном шаре?
  12.  Как называется пустыня в Австралии?
  13.  Самая полноводная река в Австралии
  14.  Как узнать по карте, какие реки пересыхают?
  15.  В каком лесу всегда светло? Почему?
  16.  Какое дерево называют деревом – насосом?
  17.  Из мякоти плодов какого дерева пекут лепешки?
  18. Назовите представителей сумчатых животных
  19.  Какой медвежонок является пушистым символом Австралии?
  20.  Кто такие «аборигены»?
  21.  Сколько государств на материке Австралия?
  22.  Как называется единственное государство в Австралии?
  23.  Входит ли в Австралийский союз остров Новая Гвинея?
  24.  Назовите первого русского путешественника посетившего остров Новая Гвинея
  25.  Что из сельхозпродукции экспортирует Австралия?
  26.  Столица Австралии
  27.  Крупные города Австралии

Подводим итог финишной прямой.

Наглядно видно, кто лидирует по баллам, но я еще предлагаю ученикам самим критически оценить ответы товарищей, чьи ответы были правильны, четкие, не однословные и соответственно оцениваем их вместе.

        Часто мной на уроках используется еще один прием «Задание по кругу». Внутри круга находится задание: объясни, а вокруг расположены термины, которые ребята должны охарактеризовать.

        Такие задания способствуют активизации учеников на уроках, выявлению пробелов в знаниях, повторению и закреплению материала.

Частью обобщающих уроков бывают небольшие конкурсы. Например, в 7 классе по биологии. «Знаете ли вы отличительные признаки растений  класса однодольных и двудольных».

На доске выписываю признаки растений и

названия семейств в определенном порядке.

  1. Сетчатое
  2. Мочковатая
  3. Крестоцветные, розоцветные, пасленовые
  4. Одна семядоля
  5. Злаковые, лилейные
  6. Две семядоли
  7. Параллельные и дуговые
  8. Стержневая

Ученики имеют набор цифр от одного до восьми. Я зачитываю текст, в котором пропущены слова, выписанные на доске. По ходу чтения ребята находят ответ и показывают цифру, которой он обозначен.

        Текст: «У растений класса однодольных корневая система – 2 (мочковатая), у двудольных – 8 (стержневая). У двудольных зародыш семени имеет 6 (две семядоли), а у однодольных  - 4 (одна). У растений класса однодольных жилковатые листья – 7 (параллельные или дуговые), а у класса двудольных – 1 (сетчатые). Из изученных семейств к классу двудольных относятся -3 (крестоцветные, розоцветные), к классу однодольных 5 (злаковые).

        Подобные задания требуют хорошего знания материала, развивают внимание, повышают познавательную активность учеников. Время от времени на уроках в игровой форме предлагаю ребятам узнать по описанию «Где это находится?»

        Зачитываю небольшой фрагмент и предлагаю ответить. Например:

  1. Времена года противоположные нашим. Большую часть материка занимает пустыня, материк засушливый, реки постепенно мелеют и пересыхают. Растительный мир:  древовидные папоротники, бутылочное дерево, эвкалипты, бук. Большинство животных сумчатые.

(Австралия)

  1. Толщина ледяного покрова достигает 4 тыс. м. Зимой морозы доходят до - 800 С. Растительный и животный мир самый бедный. Здесь можно увидеть лишайники, мхи, на скалах, свободных от льда. Постоянного населения нет, из животных обитателями являются в основном пингвины.

(Антарктида)

Вот ещё одно интересное задание: «Помогите вернуться животным на свой материк». Учащиеся читают список животных и называют места их обитания. Предлагаю животных характерных для конкретного материка.

         Практические задания также способствуют организации активной деятельности учащихся.  В 6 классе на уроках географии, изучая такие темы, как «ориентирование на местности», ребята очень живо и увлеченно определяли стороны горизонта по компасу, а затем предметы в классе: в каком направлении находятся. Или такая тема «Условные цвета и знаки географической карты». При объяснении материала работали с картой, находили по цвету моря, горы, возвышенности, равнины. В тетрадях зарисовывали условные знаки географической карты. На следующем уроке ребята применяли теоретические знания на практике. Они работали парами, находили и выписывали названия рек, городов, гор. Значительно повысилась активность таких учеников: Пасечникова, Страхова, Супруна Игоря. Юля Щеткина  старательно отыскивала города на карте. Такая работа всегда носит практическую направленность. Немаловажную значимость в повышении эффективности урока играет тестирование. Тесты у меня отпечатаны по многим темам географии и биологии.

        

          Завершая учебную тему, провожу тематический учет знаний учащихся в форме зачетов, контрольных работ.

Учащихся заранее предупреждаю, когда будет зачет. Подбираю вопросы и даю их ребятам. Успешно выдержал зачет по биологии 9 б  по теме «Кровь». Во время ответов ученики пользуются таблицами, схемами.

        На таких уроках создается  атмосфера соперничества, ребята стараются набрать как можно больше баллов и готовятся к уроку со всей серьезностью и заинтересованностью.

        Глубокому осмысленному усвоению школьниками учебного материала, развитию логического мышления является применение схем и заполнение учащимися  таблиц на доске и в тетрадях, отгадывания кроссвордов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютеризация, как ресурс повышения эффективности урока географии в современной школе

Одной из актуальнейших проблем школьного образования является его компьютеризация. Происходит изменение требований к работе учителя: от умения словесно транслировать программный обем знаний в ходе уче...

Повышение эффективности уроков географии через использование развивающих методических приемов

Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести. И спасательным кругом в решении этой задачи могут стать универсальные, расчитанные не на один урок разв...

Презентация "Повышение эффективности уроков биологии через использование развивающих методических приемов"

В презентации "Повышение эффективности уроков биологии через использование развивающих методических приемов" дана краткая характеристика приемов и методов, направленных на повышение эффективности урок...

Повышение эффективности уроков биологии через использование развивающих методических приемов

На уроках биологии важно показать красоту и гармонию природы и дать прочные знания. Но не менее важно создать условия для общения, творчества, развития познавательной активнос...

Презентация к выступлению на педагогическом совете "Пути повышения эффективности уроков географии"

В презентации рассказывается о путях  повышения зффективности уроков географии в коррекционной школе. Особое внимание уделяется игровым технологиям....

«Повышение эффективности уроков географии через использование развивающих методических приемов»

laquo;Повышение эффективности уроков географии через использование развивающих методических приемов»...

Повышение эффективности урока географии через применение современных образовательных технологий

ull;Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем мирового сообщества.•Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов ...