Статья: "Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках географии на основе проектной деятельности."
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Парамонова Наталья Николаевна

“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является компетентностно-ориентированное обучение, обозначенное в концепции модернизацииРоссийского образования.

Процесс формирования ключевых компетенций  для меня удобнее всего показать на примере проектной деятельности, которая формирует практически все ключевые компетенции.  Она  лучше всего помогает научить ребенка получать необходимую информацию из различных носителей, обрабатывать её, ориентироваться в ней, выбирать нужную, работать в коллективе. У учащихся формируются умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее и передавать при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.  Учитель в этом случае уже не является для учащихся единственным источником информации, а становится консультантом, помощником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_paramonova.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Доводы, до которых человек

додумывается сам, обычно

убеждают его больше, нежели

те, которые пришли в голову

другим».

(Б. Паскаль)

“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является компетентностно-ориентированное обучение, обозначенное в концепции модернизацииРоссийского образования.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современной России. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Цель образования формирование ключевых компетенций (компетентностей), что отмечено в текстах «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001 г.),  «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»: ( Зимняя И.А. 2001 г.) и в образовательных стандартах второго поколения. Что же в педагогике подразумевается под компетенцией?

Образовательные компетенции – это требования к образовательной подготовке, выраженные совокупностью  знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучающегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.  Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

Процесс формирования ключевых компетенций  для меня удобнее всего показать на примере проектной деятельности, которая формирует практически все ключевые компетенции.  Она  лучше всего помогает научить ребенка получать необходимую информацию из различных носителей, обрабатывать её, ориентироваться в ней, выбирать нужную, работать в коллективе. У учащихся формируются умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее и передавать при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.  Учитель в этом случае уже не является для учащихся единственным источником информации, а становится консультантом, помощником.

Под проектом понимается единство замысла и реализации. Работа над проектом позволяет создать в сознании учащихся противоречие между известным (что я знаю) и новым (что предстоит узнать). Осознание противоречия  является главным условием для того, чтобы сформулировать познавательную задачу, создать проблемную ситуацию. Вопросы исследований нацеливают учащихся на актуализацию знаний и умений, необходимых для усвоения нового содержания. Они требуют воспроизведения представлений из жизненного опыта, знаний по другим учебным предметам, привлечения краеведческих материалов.

 Например,  изучение темы «Народы и религии России» в 9 классе я провожу в виде семинара. Класс делиться на три группы: первая готовит православие традиции, культура, особенности быта русского народа, вторая ислам и культура народов Северного Кавказа, третья буддизм и культура народов юга Сибири. Проекты готовятся в форме мультимедийных презентаций и защищаются на уроке. Проведение такого урока позволяет показать детям, что они живут в многонациональной и многоконфессиональной стране, формировать чувство гордости за свою Родину. Изучение физической географии Росси 8 класс с использованием ресурсов Интернет, например показ фрагментов фильма «Россия от края и до края» позволяет показать красоту природы, ощутить мощь и размеры территории, почувствовать свою причастность к этой красоте. (Общекультурная компетенция).

Мини-проекты начинаются на уроках географии, дорабатываются дома, «доводятся до ума» на общих занятиях во внеурочное время и только потом выносятся на общий суд в виде «Уроков защиты проектов».

Вместе с детьми мы разработали Памятку «Как работать над проектом». Она выглядит так:

1. Как должен выглядеть конечный продукт моей деятельности.

2. Этапы проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных ресурсов деятельности, создание плана).

3. Поиск информации.

4. Оформление проекта.

5. Организация деятельности по созданию проекта.

6. Защита проекта.

Памятка берется за основу, но в неё можно  вносить коррективы. Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи.

Наши проекты создаются по материалам экскурсий, которые мы с 5-м классом совершали в   Детский экологический центр, в зоопарк города Пензы-это «География растений экологического центра»,  «Необычные и забавные животные зоопарка». По экскурсиям  в Казнь и Санкт-Петербург учащимися 8-хи 9-х классов были созданы и представлены проекты: «Петергоф – жемчужина России», «Санкт – Петербург промышленный и культурный центр России», «Уникальные уголки Санкт - Петербурга», «Толерантные отношения и соседство храмов и мечетей Казани», «История и достопримечательности Раифского монастыря».  В ходе защиты проектов голосованием выбирались  наиболее интересные, и в конце года  был выбран лучший проект и определен победитель.

В настоящий момент эта работа продолжается - разрабатываются проекты интегрированные – меж предметные, краеведческие, экологические. Сейчас мы работаем над экологическими проектами  - «Пластиковый пакет – за и против», «Здесь был я» (5класс). (Формирование общекультурных компетенции).

Итоговые и повторительно-обобщающие уроки  в старших  классах  проводится часто по принципу мини-проектов с просмотром и обсуждением, подготовленных презентаций. Например, в 9-х классах при изучении темы:«Волга – национальная река России».

Урок был построен как урок-презентация мини проектов с коллективным поиском и общением, позволяющим каждому ученику проявить инициативу и самостоятельность.

Основные образовательные задачи:

-Сформировать у девятиклассников представление о Волге как градообразующем и экономическом  стержне Европейской части России.

-Познакомить с отраслями специализации и народными промыслами Поволжья.

-Показать значение Волги для России и идентичность реки и страны.

На основе учебных задач продолжить формирование ключевых образовательных компетенций:

социальных, коммуникативных, информационных, культуроведческих и природоведческих.  Урок состоял из четырёх этапов:

1.Организационно-мотивационный  (актуализация опыта учащихся).

2.Изучение нового материала с поэтапной проверкой понимания изученного.

3.Закрепление знаний и применение изученного (в виде проектной групповой работы). Рефлексия. Коррекция.

4.Подведение итогов урока.

1.На организационно - мотивационном этапе тему урока дети сформулировали, опираясь на фрагмент песни  о Волге и высказывания А. Дюма о Волге как о национальной реке России. Работа на этом этапе проводилась в форме диалога. (Социальная и культуроведческая компетенции).

2.Этап изучения нового материала (с поэтапной проверкой понимания изученного) занял большую часть урока. Изучение нового материала я организовала в форме:

а) индивидуальной работы с картой (тест, с пропущенными географическими объектами);

б) фронтальной беседы с опорой на презентации: « Гебы волжских городов»,  «Волга – труженица», «Народные промыслы Поволжья»,  «Волжские пейзажи», «Религии народов Поволжья» и странички истории (Сталинградская битва, монумент Родина - мать, имя Россия). В ходе этого этапа дети отрабатывали умения обобщать и выделять главное, проводить предметно-наглядный анализ, активизировать знания по школьным предметам, развивать универсальные знания. (Социальная, коммуникативная, информационная компетенции).

Третий этап – этап закрепления и применения изученного, во время которого группы ребят  (5 групп) создали герб Волги и представили свой проект. Дети показали умение работать в группе, распределять роли. Представляя проект герба Волги, дети озвучивали реальный  результат своей деятельности на уроке (коммуникативная компетенция).

На этапе подведения итогов ребята подтвердили слова А. Дюма: «Волга – национальная река России». На заключительном этапе внимание школьников было направлено на экологические проблемы Волги и важности гражданской позиции. (Социальная компетенция).

Результаты  работы дают мне право заключить, что метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения, позволяющее   находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Проектная деятельность способствует  формированию  учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Это опыт деятельности, который учащиеся накапливают и демонстрируют как учебные достижения.Школьники должны научиться учиться. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться.

Литература:

1.Зимняя И.А. Педагогическая психология М. «Логос»-2001г.

2.Загуменных Н. А., Постоева Е С. «Словарь ключевых терминов образовательных стандартов второго поколения». КИНПО (ПК и ПП ) СОО, 2009 г.

Учитель географии  высшей квалификационной категории

МАУО «Гимназия №87» г. Саратова

Парамонова Наталья Николаевна

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках немецкого языка

Данная публикация содержит текстовой материал и мультимедийную презентацию  выступления на Международной научно-практической конференции по теме "Мозаика инновационных методик преподавания немецк...

Формирование образовательных компетенций на уроках географии

Выступление на методическом объединении учителей естественно-научного  цикла...

Урок по предмету основы проектной деятельности на тему "Основы самоопределения"

Данный предмет преподается в школе в 5 классе, Тема "Основы самоопределения" является основополагающей, так как она дает представление об основных терминах и понятиях, которые в будующем будут использ...

Доклад "Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках физической культуры"

В своей работе я описал  лишь часть  педагогических технологий, которые я использую на уроках физической культуры и  во внеурочное время (спортивные праздники, секции). Проводимая работ...

Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках немецкого языка

Данный материал представляет собой статью, в которой говорится о ключевых образовательных компетенциях. Это и речевая компетенция (развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деят...

Индивидуальная образовательная программа для ученика 8 класса "Основы проектной деятельности"

Программа успешно апробирована, получены достаточно неплохие результаты. Ученик, занимавшийся по данной программе, выступил с проектом на межрегиональном научно-образовательном форуме и был награждён ...

"Ситуация и проблема" презентация к уроку по курсу "Основы проектной деятельности"

Презентация к уроку по курсу "Основы проектной деятельности"...