Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках немецкого языка
методическая разработка по немецкому языку (10 класс) по теме

Лебедева Галина Николаевна

Данная публикация содержит текстовой материал и мультимедийную презентацию  выступления на Международной научно-практической конференции по теме "Мозаика инновационных методик преподавания немецкого языка", которую провели Немецкий центр  и Немецкий читальный зал г. Саратова, Ассоциация учителей и преподавателей немецкого языка г. Саратова и Саратовской области 15.06. 2012 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1. Формирование ключевых образовательных компетенций на примере урока немецкого языка в 10 классе по теме «Родители и дети. Вечный конфликт поколений или?» (УМК «Контакты» авт. Г.И. Ворониной и  И.В. Карелиной)

На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем является необходимость качественного улучшения знания иностранного языка при малом количестве часов учебной нагрузки, отведенном на изучение данного предмета школьной программой. Никто уже не спорит сегодня о том, что знание иностранного языка необходимо для специалистов в любой сфере деятельности. С начала 1990-х годов тенденция вымывания немецкого языка из российского образования становится, к сожалению, очень отчетливой. Она проявляется и в сокращении школ с углубленным изучением немецкого языка, и перепрофилировании в английские спецшколы, и в переводе немецкого языка в ранг второго иностранного. Но мы не можем уничтожить чрезвычайно богатую традицию его преподавания и научного исследования в нашей стране. В России действуют многочисленные научные и культурные фонды и организации (например, Гёте – институт, ДААД, Немецкие центры и т.д.), которые оказывают поддержку изучающим немецкий язык и культуру. Родители выбирают для своих детей в качестве первого иностранного языка английский и часто просто не  задумываются над тем, что английский это, прежде всего, язык математиков и программистов, а филологические, психологические, исторические и даже экономические научные школы несравненно лучше представлены именно в немецкой научной литературе.

Слайд 2. Современные УМК по немецкому языку за последние годы претерпели существенные изменения. Они, особенно на старшем этапе, содержат много аутентичных текстов из немецких изданий, в том числе из журналов „Juma“, „Vitamin De“, в которых присутствует интеркультурный компонент. На протяжении ряда лет я работаю с данными изданиями на уроках, на индивидуальных занятиях, использую их во внеклассной работе по предмету.  

Вернуть немецкому языку былые передовые позиции можно путем повышения мотивации к изучению этого языка,  через совершенствование методов и форм работы с учащимися, используя современные технологии обучения, формируя ключевые компетенции в обучении и воспитании учащихся.

Это является важным звеном модернизации образования и направлено на изменение результата: выпускник должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим».

Слайд 3.  Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: на развитие ключевых компетенций на уроках иностранного языка. Это и речевая компетенция (развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо), языковая компетенция (овладение фонетическими, орфографическими, лексическими и грамматическими языковыми средствами), и социокультурая компетенция (приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, а также умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения, компенсаторная компетенция (развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации) и учебно – познавательная компетенция (дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений и ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур с использованием новых информационных технологий.

Слайд 4.  Цель обучения немецкому языку – сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию, необходимую приемлемого общения на немецком языке и для работы над немецкоязычными текстами, развитие у школьников способностей использовать немецкий язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира, то есть  направленность на развитие межкультурной компетенции.

Слайд 5.  Коммуникативные умения — это  основа коммуникативной компетенции. Её развитие носит интегративный характер, то есть формирование и развитие коммуникативных умений тесно связано с развитием социальной и познавательной активности учащихся, их ценностной ориентацией и формированием  отношения к процессу овладения немецким языком. И эта деятельность должна быть творческой.

На примере урока немецкого языка в 10 классе по теме «Родители и дети. Вечный конфликт поколений или?» я попытаюсь показать, как можно осуществить их формирование. Поскольку в структуру компетенций помимо процедурных знаний, умений и навыков включаются мотивационная и эмоционально – волевая сферы, то учитель должен создать условия для творческой самореализации учащихся через развитие их способностей и готовности вступить в диалог культур, в коммуникацию на межкультурном уровне.  

Слайд 6.  Одним из таких условий может стать постановка проблемного вопроса, ответ на который учащиеся и будут искать на уроке. Целью данного урока было формирование целостного представления  о проблемах взаимоотношениях подростков и взрослых, отсюда вытекали и задачи урока:

Учебные:

  1. расширение, углубление и контроль умений и навыков учащихся по теме «Взаимоотношения родителей и детей»;
  2. совершенствование навыков устной речи на  основе прочитанного, услышанного и увиденного в соответствии с заданной ситуацией общения;
  3. формирование умения взаимодействия в разных режимах деятельности;
  4. совершенствование грамматических навыков по темам «Модальные глаголы», «Инфинитивные группы» и «Повелительное наклонение»;
  5. развитие способностей к контекстуальной догадке при понимании незнакомых слов.

Развивающие: формирование

учебно-познавательных и информационных компетенций (развитие творческих способностей учащихся, навыков исследовательской деятельности; способности систематизировать полученные знания о взаимоотношениях в  своей семье, семьях сверстников, в семьях немецких подростков;

  1. коммуникативной компетенции (умения представлять готовый продукт проектной деятельности и вести дискуссию по теме).

Воспитательные: формирование культуры межличностного общения.

Социокультурная задача: обогащение культурно-страноведческих знаний по теме «Жизнь молодежи в стране изучаемого языка»

Слайд 7.  Свой урок я начала с цитаты древнегреческого философа Сократа о взаимоотношениях взрослых и детей: “Unsere Jugend liebt den Luxus, hat schlechte Manieren, macht sich über die Autorität lustig, hat überhaupt keinen Respekt vor dem Alter. Unsere Kinder sind Tyrannen. Sie erheben sich nicht vor den Erwachsenen, sie sind unmöglich“. Таким образом, был поставлен проблемный вопрос: Всегда ли отношения взрослых и детей приводят к конфликту? Возможно ли «мирное сосуществование» этих двух лагерей? Тема взаимоотношений взрослых и детей очень актуальна для подростков. Мне хотелось бы, чтобы мои ученики не только констатировали факт наличия этой вечной проблемы, но и научились самостоятельно искать пути её решения и средствами  немецкого языка.

Слайд 8.  На этапе речевой зарядки в начале урока я предложила учащимся сформулировать с помощью ключевых слов и выражений наиболее часто встречающиеся у каждой из сторон взаимные упреки. Кстати, эту информацию представила группа учащихся, которая обратилась за помощью к школьному психологу и сама провела анкетирование среди учащихся 10-х классов.

Elternvorwürfe

zu spät nach Hause kommen

deine Freunde / unhöflich

Make-up / bunt

am Telefon hängen

das Zimmer nicht aufräumen

laute Musik hören

den ganzen Tag am Computer sitzen

das Geschirr nicht spülen

Hausaufgaben machen viel Taschengeld brauchen

Слайд 9. Kindervorwürfe

kein Verständnis für Probleme haben

wie ein Kleinkind behandeln

viel verbieten

zu streng sein

keine Zeit und keine gute Laune haben

zu nervös sein

bis 11 Uhr wegbleiben

keine normale Reaktion auf j-n zeigen

Умение вести диалог, руководствуясь своими общественными ролями, очень важное умение, которое формируется на протяжении всего процесса обучения иностранному языку.

Слайд 10. Абсолютно-логичным в данной речевой ситуации был этап развития навыков диалогической речи в виде ролевой игры: Stellt euch vor, ihr kommt nach Hause und deine Eltern sind nicht zufrieden mit euch. Macht kleine Szenen. Der eine spielt die Rolle der Mutter oder des Vaters, der zweite — der Tochter oder des Sohnes. Hört dem Vorwurf der Eltern zu, entschuldigt euch und versucht, alles zu erklären und macht einen Gegenvorschlag. Die Eltern müssen auch auf eure Vorschläge reagieren. Nehmt diese Redewendungen zu Hilfe.

Vorwurf

Entschuldigung

Gegenvorschlag

- schlechte Noten bekom-men

- zu spät nach Hause kommen

- zu viel Make –up haben

- die Jeans tragen

- laute Musik hören

- das Zimmer nicht aufräumen

- für Fußball bequem

- das Handy zu Hause liegen lassen

- in der Disko sein

- viel Spaß machen

- mit den Hausaufgaben viel zu tun haben

- einige Stunden versäumen

- die Jeans selbst waschen

- einen Rat über Kosmetik geben

- das Zimmer in Ordnung bringen

- jedes Mal telefonieren

- bei den Hausaufgaben helfen

 Учащиеся, которые играли роль родителей, должны были сами спрогнозировать реакцию родителей, и здесь они использовали свой личный опыт. Далее, я предложила учащимся задать вопросы взрослым, учителям немецкого языка, которые присутствовали на уроке в качестве гостей, о том, как они разрешают подобные ситуации со своими детьми.   На данном этапе шло не только развитие чисто языковых умений и навыков, но и формирование коммуникативной и социально – трудовой компетенций в сфере семейных отношений и обязанностей, которые и предполагают умение владеть различными социальными ролями, вести диалог и разрешать возможные конфликты.

Слайд 11. На следующих этапах урока — чтения с полным пониманием прочитанного содержания и  высказывания своего мнения в связи с прочитанным — учащиеся размещали в логически правильном порядке реплики из интервью Линды (упр. 8 стр. 30) и высказывали своё отношение к обоим молодым людям. Приведу 2 примера из высказываний учащихся: 

1) Es ist toll, dass Linda Zeit für alles findet. Sie arbeitet und macht alles zu Hause selbst. Es ist nicht schlimm, dass sie eine Wohnung hat. So hat sie keine Wohnprobleme. Es ist nicht richtig, dass sie den Haushalt Haushaltpflichten mit ihrem Freund nicht teilt. Ich glaube sie ist mit ihrem Freund nicht zufrieden. Er hilft ihr nicht.

2) Ich glaube, Lindas Freund ist egoistisch. Das Mädchen arbeitet und hat nicht viel Freizeit. Er könnte ihr zu Hause helfen. Zum Beispiel, einkaufen oder das Geschirr spülen oder die Wohnung in Ordnung bringen. Er ist faul. Ich bin sicher, das ist eine große Belastung für das Mädchen. Es ist schlimm, dass er Faulpelz ist. Ich mag solche Jungen nicht.

Эти виды речевой деятельности учащихся способствовали не только развитию учебно-познавательных компетенций, но и формировали компетенцию личностного самосовершенствования и ценностно-смысловые компетенции: элементы логической, методологической, общеучебной деятельности — добывание знаний, их анализа — были тесно связаны с рефлексией, с формированием ценностных ориентиров ученика, умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

Коммуникативная компетенция состоит из целого ряда компонентов: фонетического, морфологического, синтаксического; межкультурного.  

Слайд 12. На этапе совершенствования навыков аудирования учащиеся смотрели фрагмент фильма „Wohnen bei den Eltern oder in eigener Wohnung” (Turbo 33: Bonn : Inter Nationes, 2002) из фонда Немецкого читального зала г. Саратова.

Слайд 13. Во время его  просмотра  они должны были заполнить рабочие листы. В них содержалась основная информация о главных героях ролика Себастьяне и Ире,  а затем с их помощью рассказать о них.  1 учащийся заполнял анкету на интерактивной доске, остальные — на своих рабочих местах; причем контроль за правильностью заполнения листов был взаимным,  и учащиеся могли дополнять рассказы друг друга.

Слайды 14-18. Этот урок не мог быть эффективным без демонстрации результатов проектной деятельности учащихся: ученица 10 класса с помощью мультимедийной презентации рассказала о своих взаимоотношениях с родителями: о традициях семьи, совместном проведении досуга и семейных хобби. Свой рассказ она назвала „Generationskonflikt? Nein!“.  И этот проект был одним из ответов на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. И на этом этапе урока формирование ключевых компетенций снова было комплексным: развитие информационных компетенций было тесно связано с  развитием общекультурных, коммуникативных, общеучебных, социально-трудовых  компетенций.

В качестве домашнего задания я предложила учащимся написать  письмо родителем и рассказать им о любви к ним,  о толерантности и готовности решать проблемы позитивно.

Слайд 19. Поддержанию интереса к изучению немецкого языка, повышению эффективности урока и активизации учащихся помогает развитие у обучающихся навыка рефлексии по поводу проделанной работы. Поэтому,  завершая урок, мы вместе с учащимися обсудили его итоги,  ученики рассказали о том,  чему они научились на уроке,  оценили свою работу и отметили наиболее понравившиеся этапы урока.

Обучение и воспитание — это живые, творческие, изменяющиеся субстанции; здесь нет предела совершенствованию. Многое уже сделано в формировании у обучающихся ключевых компетенций, а именно в формировании общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности; готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Но  это – лишь начало долгого и трудного пути.                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций на уроках немецкого языка

В докладе сообщается о главной цели изучения немецкого языка - о коммуникативной компетенции....

Статья: "Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках географии на основе проектной деятельности."

“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынк...

Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальн...

Формирование ключевых компетенций на уроках немецкого языка

Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни. Выделены следующие группы ключевых компетенций: ...

Статья.«Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС через проектно-исследовательскую деятельность.»

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...

Доклад "Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках физической культуры"

В своей работе я описал  лишь часть  педагогических технологий, которые я использую на уроках физической культуры и  во внеурочное время (спортивные праздники, секции). Проводимая работ...

Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках немецкого языка

Данный материал представляет собой статью, в которой говорится о ключевых образовательных компетенциях. Это и речевая компетенция (развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деят...