Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках и во внеурочной деятельности
статья по информатике и икт на тему

Дружинин Алексей Евгеньевич

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 г. Павлово

Доклад по теме:

«Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках и во внеурочной деятельности»

Подготовил: учитель информатики

Дружинин А.Е.

г.Павлово, 2012г.


“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.

Роджер Левин

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным. Сегодня нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие компетенция.

Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Ключевые компетенции – это компетенции, которые используются в повседневной жизни.

Немаловажную роль в этом процессе занимает информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.  

Наиболее распространенной  является классификация Хуторского А.В. Он выделяет следующие типы компетенций:

  • ценностно-смысловые компетенции  (способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих поступков, уметь принимать решения);
  • общекультурные компетенции (быть осведомленным в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества);
  • учебно-познавательные компетенции (уметь планировать, анализировать, оценивать свою деятельность, уметь работать со справочной литературой, уметь добывать непосредственно из окружающей действительности, уметь отличать факты от домыслов и т.д);
  • информационные компетенции (иметь навыки деятельности по отношении к информации в учебных предметах, а также окружающем мире, владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, принтер, модем, компьютер, факс и т.д)  и информационными технологиями (аудио-видеозапись, электронная почта, Интернет);  
  • коммуникативные компетенции (владение устной речью (диалог, монолог, приводить доводы при защите проектов), владеть приемами оформления текста при электронной переписке, уметь работать в группе, искать и находить компромиссы);
  • социально-трудовые компетенции (владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений, видеть  достоинства и недостатки в своей работе, предъявлять требования к продукту своей деятельности);
  • компетенции личностного самосовершенствования (умение организовать свое рабочее время, создавать условия для самопознания и самореализации).

Когда говорят о роли того или иного урока в формировании определенных ключевых компетенций, урокам информатики в основном отводится роль для развития информационной компетенции.        

Итак рассмотрим, чем же урок информатики отличается от других учебных предметов?
          Во-первых, наличием специальных технических средств задействованных в учебном процессе.
           Во-вторых, компьютерный класс  организован особенным образом каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам. Ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках.
 
           В-третьих, именно на уроках информатики самостоятельная деятельность направлена на создание собственного, личностно-значимого продукта.      

      И в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Как правило, этих уроков ждут.

Ключевые компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто вид деятельности нельзя однозначно привязать к конкретной ключевой компетенции.

На примере урока информатики в 3 классе по теме  «Источники и приемники информации» хочу показать, как на разных этапах урока формируются, различные компетентности учащихся.

На первом этапе урока, при проверке домашнего задания, ставятся следующие цели:

-    активизировать умственную деятельность учащихся;                                                         -    развивать критическое мышление.

           На дом ребятам было задание прочитать сказки «Сказка о золотой рыбке» и «Сказка о золотом петушке»

На основе прочитанного, ребята выделяли источник, приемник, канал передачи информации. Учащиеся с большим интересом отвечают на вопросы и аргументируют свои ответы. В процессе реализации данных целей, формируются познавательные и коммуникативные компетенции.

На втором этапе урока, при объяснении нового материала, учащиеся работают в рабочей тетради.   Учащиеся составляют рассказы по картинкам, отвечали на вопросы: Чем отличается один источник информации от другого? Как можно их охарактеризовать?

Затем  вводятся понятия «Естественные» и «Искусственные» источники информации. Обсуждаются вопросы использования разных источников информации. Выполняют задание в рабочей тетради.

         

И перед переходом к практической части урока: учащиеся повторяют и  знакомятся с алгоритмами работы на компьютере. Выбирают из имеющихся способов самый простой и самый надежный. Выполнение такой работы помогает формированию алгоритмического мышления и развитию информационной и коммуникативной компетенции учащихся.                                                                                      Третий этап урока выполнение практической работы которая позволяет развивать познавательную активность учащихся, учит анализировать и систематизировать информацию. Формируется ИКТ-компетентность учащихся.

Учет особенностей структуры познавательной деятельности школьников по усвоению и применению содержания образования является исходным моментом в разработке и определении эффективных средств и способов организации, управления учебной деятельностью учащихся.

Полноценная познавательная деятельность выступает главным условием развития у школьников инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации из различных источников, включая Интернет. Эти качества личности есть ни что иное, как ключевые компетентности.

Подготовка доклада (растр. и вектор., графика, операц. сист., вирусы, антивирусные программы и др.)

В ходе своей работы учащиеся: 1. выполняют поиск информации в Интернет; 2. оформляют конспект в текстовом редакторе; 3. защита своих работ учащимися.

Учитель комментирует ошибки и недочеты учащихся, выделяет особенно удачные работы, оценивает работу как всего класса в целом, так  и работу отдельных учащихся.

Данная работа, с точки зрения ИКТ-компетентности, нацелено на выявление навыков по поиску и оценке информации.

Сравнение планшета с электронной книгой (7 кл), поиск и объяснение темы по переводу числа из 8,16-ой системы в 2-ую и наоборот (10 кл).

 Данная деятельность направлена на достижение следующих целей:  

 - формирование основ научного мировоззрения;  

 - формирование общекультурных и общеучебных навыков работы с информацией;                                                                                                                                    

 - овладение информационными технологиями.

Таким образом, занятия по информатике могут быть реализованы с применением компетентностного подхода. Скорректировать содержание учебников можно изменив в первую очередь цели занятий, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно учащегося. И конечно же средствами информатики можно развить все группы ключевых компетентностей.


Литература

  1. Босова Л.Л. «Цели и содержание пропедевтической подготовки школьников в области информатики и информационных технологий в аспекте компетентностного подхода» // Педагогическая информатика, 2005, №2
  2. Филюк Е.В. «Компетентностный подход к организации работы учащихся на уроках информатики и ИКТ»
  3. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» Народное образование – 2003.
  4. Горячев А.В. «Формирование информационной грамотности

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Наше время принесло новое противоречие в образовательный процесс - противоречие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения обучаемым, будь то ребёнок или взрослый. Именно...

Статья: "Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках географии на основе проектной деятельности."

“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынк...

Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках немецкого языка

Данная публикация содержит текстовой материал и мультимедийную презентацию  выступления на Международной научно-практической конференции по теме "Мозаика инновационных методик преподавания немецк...

Формирование ключевых компетенций учащихся во взаимодействии урочной и внеурочной деятельности

Статья была опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции  "Отражение основных идей ФГОС основного общего образования в программе и учебниках по географии Издат...

Статья.«Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС через проектно-исследовательскую деятельность.»

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...

Доклад "Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках физической культуры"

В своей работе я описал  лишь часть  педагогических технологий, которые я использую на уроках физической культуры и  во внеурочное время (спортивные праздники, секции). Проводимая работ...

Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Статья

Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности...