Формирование ключевых компетенций учащихся во взаимодействии урочной и внеурочной деятельности
статья по географии (9 класс) по теме

Горбунова Елена Юрьевна

Статья была опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции  "Отражение основных идей ФГОС основного общего образования в программе и учебниках по географии Издательского центра "ВЕНТАНА_ГРАФ" (Оренбург, 22-23 марта 2012 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentsii_statya_mart_2012_g.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Горбунова Елена Юрьевна

учитель географии и экономики высшей квалификационной категории

 E-mail: lissa9@yandex.ru

Формирование ключевых компетенций учащихся во взаимодействии урочной и внеурочной деятельности

В национальной инициативе «Наша новая школа» одной из главных задач современной школы является раскрытие способностей каждого ученика. При этом задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Формирование личности требует создания такой творческой среды, которая раскрывает способности ученика, а также мотивирует его самостоятельно искать, обрабатывать информацию и применять полученную информацию. Все это может быть успешно реализовано при грамотном сочетании урочной и внеурочной деятельности: при дополнении обучения элективными курсами, подготавливающими учащихся к географическим олимпиадам, индивидуальной работой с учениками по написанию учебно-исследовательских работ (проектов).

В настоящее время велико значение таких качеств личности, как способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые области знаний, умение находить общий язык с разными людьми. Эти качества получили название «ключевые компетенции» и были предложены для оценки качества содержания образования.

Термин «компетенции» не имеет строгого определения, чаще всего под ними понимают комплекс обобщенных способов действий, обеспечивающий продуктивное выполнение деятельности, способность человека на практике реализовать свою компетентность. Универсальные же компетенции широкого спектра действия называются ключевыми.

Хуторской А.В. 4 выделяет следующие ключевые образовательные компетенции:

- ценностно-смысловая;

- общекультурная;

- учебно-познавательная;

- информационная;

- коммуникативная;

- социально-трудовая;

- личностного самосовершенствования.

Рассмотрим реализацию компетенций на предметном уровне при сочетании урочной и внеурочной деятельности.

Ценностно-смысловые компетенции

Ученик должен уметь формировать ценностные ориентиры по отношению к географии, уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

На мой взгляд, лучше всего для реализации этой компетенции подходит работа по подготовке учащихся к олимпиадам, ведущаяся как на уроках, так и вне их – на занятиях кружка.

Работа в кружке направлена на подготовку к олимпиадам и конкурсам различного уровня через реализацию идей личностно-ориентированного обучения (целенаправленное развитие личности, индивидуализацию через средства обучения, самообучение, самореализацию). В ходе его работы используются задания олимпиад различного уровня (от городских до всемирных), задания конкурсов «Познание и творчество» и газеты «География», задачи, составленные мною, а также самими учащимися лицея. Еще Ушинский К.Д. говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности. Если ученик не работает в процессе усвоения учебного материала, то он приобретает формальные знания, которые не сможет использовать в своей дальнейшей практической деятельности.

Занятия проходят в форме соревнования, с подведением итогом в конце каждого. Принята так называемая «накопительная» система оценки знаний. По ней учащиеся на каждом занятии зарабатывают баллы в зависимости от количества и уровня сложности решенных задач. В конце учебного года полученные на каждом уроке баллы суммируются и наиболее отличившиеся учащиеся награждаются ценными призами и грамотами.

Ученик с помощью учителя определяет для себя образовательную траекторию, ставит перед собой цель. Опыт кружковой работы показывает, что первый год обучения в кружке для многих является стартовым в становлении познавательного интереса, в формировании самостоятельной работы и выработке навыков решения олимпиадных задач. Но на следующий год, они не только успешно проходят районный этап олимпиады, но и становятся призерами на региональном этапе.

Общекультурные компетенции

География имеет прекрасные перспективы развития в любой профилированной школе: она ценна и для математических классов, и для гуманитарных, и классов с естественнонаучной направленностью. Все благодаря тому, что география относится к структурно-ориентированным предметам, изучающим устройство мира через жесткие, наперед заданные алгоритмы, без субъективизма по отношению к содержанию.

Этот предмет обладает огромным набором приемов и форм работы, которые могут помочь любому ученику достичь успеха в учебной деятельности. Формирование общекультурных компетенций происходит с применением таких приемов, как цифровой и буквенный диктанты, тексты с пропущенными словами и т.п. Необходимо чаще предоставлять учащимся возможность составлять самим всевозможные тексты (например, географические детективы), использовать  обучающие задачи (как готовые, так и составленные детьми).

Учебно-познавательные компетенции

Под этим видом компетенции понимается способность ученика:

- отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание проблемы;

- выдвигать гипотезы, использовать элементы статистических методов познания, формулировать выводы.

Особенно эффективно данный вид компетенции развивается при решении нестандартных, занимательных задач, а также при проблемном изложении новой темы. Мышление является ведущим звеном  в развивающем обучении. В учебной практике любой новый факт может подвергаться шести мыслительным операциям: абстракции, обобщению, сравнению, аналогии, классификации и систематизации.

Для того чтобы развивать логическое мышление школьников, необходимо давать им возможность самостоятельно анализировать и обобщать, делать сравнения, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения, выводы по аналогам. Рассмотрим отдельные приемы, помогающие ученику работать с новой информацией.

Задания, требующие анализа и обобщения фактов 2].                

Пример № 1 2]

Изучите таблицу 23 в учебнике 1 - «Страны с максимальной долей производства электроэнергии на отдельных источниках». Выявите причины подобной специализации.

В таблице 1 приведены данные о структуре производства электроэнергии (в %) в Бразилии, Индии, Исландии, Катаре, Китае, России, США и Франции. Определите, какой из этих стран соответствует каждая из обозначенных буквами строк. Объясните свой выбор.

Таблица 1

Производство электроэнергии на электрических станциях разного типа (2006 г.)


Страна

Производство электроэнергии, млрд. кВт·ч

Доля в производстве электроэнергии, %

ТЭС

ГЭС

АЭС

Другие источники

А

4254,0

71,4

5,6

20,7

2,3

Б

2834,4

80,2

18,5

1,2

0,1

В

992,5

64,3

20,5

14,8

0,4

Г

726,7

81,7

14,6

3,4

0,3

Д

571,1

8,0

13,4

78,5

0,1

Е

419,1

8,3

82,7

4,4

4,6

Ж

13,5

100

0

0

0

З

8,5

0,1

75

0

24,9

Пример № 2

Изучите таблицу 28 в учебнике 1] – «Производство легковых автомобилей в отдельных странах мира». Проанализируйте ее, ответив на следующие вопросы:

- Почему сокращается производство в США?

- Какие факторы, способствовали превращению Японии в лидера автомобилестроения в 70-80-е годы?

- Какие факторы способствовали успешному развитию отрасли в Китае? Приведите не менее пяти причин. Свяжите рост производства в металлургии с ростом в машиностроении.

Пример № 3 2]

Изучите статистические данные, отражающие географию добычи угля за период  1950-2005 гг. Определите названия зашифрованных стран. Объясните смену лидеров.

Таблица 2

Страны-лидеры по добыче каменного угля (1950-2005 гг.), млн. т.

1950 г.

1990 г.

2005 г.

Страна

Добыча

Страна

Добыча

Страна

Добыча

1

США

505,3

Страна В

1080,0

Страна В

1956,1

2

Страна А

219,8

США

863,6

США

933,1

3

СССР

185,2

СССР

473,9

Страна Г

362,9

4

Страна Б

126,2

Страна Г

201,8

Австралия

264,1

5

Польша

78,0

Страна Д

174,8

Страна Д

243,3

6

Франция

50,8

Австралия

158,8

Россия

209,2

7

Страна В

42,9

Польша

147,7

Индонезия

135,2

8

Япония

38,5

Страна А

94,4

Польша

99,8

9

Страна Г

32,8

Страна Б

76,6

Украина

90,6

10

Бельгия

27,3

КНДР

68,0

Казахстан

86,1

МИР, ВСЕГО

1430

3520

4600

Доля 10 ведущих стран в мировой добыче, %

91

94

95

Рассмотрим решение задания, приведенного в третьем примере.

Угольная промышленность всегда была одной из капиталоемких и трудоемких в топливной промышленности. Эти факторы и обусловили изменения в географии добычи угля. В большинстве развитых стран произошла переориентация на дешевую импортную нефть. Во многих странах доля угля в структуре потребления первичных энергоресурсов стала быстро сокращаться. На примере данных таблицы это видно по Японии, сдают свои позиции и европейские страны: Бельгия, Франция, а также два лидера – Великобритания и ФРГ (страны А и Б). Среди стран-лидеров за 1990 г. появляются Австралия и некая страна Д, теперь уже обеспечивающие бывших лидеров углем. Австралийский уголь продается в Японию, а вот Великобритания и ФРГ частично покрывают свои потребности углем из ЮАР (страна Д). В то же время в последние десятилетия ХХ века наблюдается быстрая индустриализация отдельных стран (развивается металлургический, машиностроительный и другие отраслевые комплексы), что влечет за собой рост потребности в каменном угле. Прежде всего – это две ведущие экономики в развивающемся мире – Китай (страна В) и Индия (страна Г), обладающие значительными собственными запасами угля и развивающими на их основе свою индустрию.

Нетрудно заметить, что, не обладая знаниями о современных тенденциях развития угольной промышленности, эту задачу решить невозможно.

Более сложными, а, следовательно, и более действенными для развития компетенций, являются задания, требующие доказательства гипотезы.  

Для их решения необходимо выдвинуть гипотезу, собрать и проанализировать материалы, обобщить и сделать вывод о правильности выдвинутой гипотезы. Работа может проводиться как в мини-группах, так и индивидуально.

Пример № 4

Объединенная компания «Российский алюминий» (РФ) производит 12,5% мирового рынка алюминия и 16% глинозема. Что в абсолютных показателях составляет 3,9 млн. тонн алюминия и 10,6 млн. тонн глинозема в год. Объясните, как данной компании удалось установить такие рекордные показатели, ведь запасы алюминиевых руд в России относительно невелики.

Рассмотрим решение данного задания.

Действительно, более 90% мировых общих запасов бокситов сосредоточено в 18 странах с тропическим и субтропическим климатом. Самыми большими подтвержденными запасами обладают Гвинея, Бразилия, Австралия, Ямайка, Камерун, Мали, в недрах которых сосредоточено 65 % мировых запасов бокситов. Доля России в мировых запасах не достигает и 1 %.

Ситуация, описанная в задании, объясняется  процессами транснационализации, заключающимися в приобретении российскими компаниями зарубежных производительных активов. В стремлении укрепить свою сырьевую базу и как можно полнее обеспечить себя на перспективу имеющимися в очень ограниченном количестве на территории России бокситовыми месторождениями, российская компания «Русал» последовательно осуществляла покупку активов в добывающих отраслях промышленности ряда стран. В числе таких приобретений, в частности, покупка в 2006 году гвинейской компании Alumina Company of Guinea и в 2005 году 20% доли в австралийской компании Queensland Alumina.

Пример № 5

На рисунке 196 учебника 3] представлена товарная структура экспорта и импорта Российской Федерации в 2007 году. Обратите внимание на доминирующие позиции группы «Минеральные продукты» в экспорте и «Продовольственные товары» в импорте. Какие опасности подстерегают экономику России при данной структуре внешней торговли? Дайте определение понятиям «Голландская болезнь» и «Продовольственная безопасность». На конкретных примерах подтвердите проявление голландской болезни в российской экономике.

При решении данной задачи учащимся невозможно обойтись без использования материала из разных источников, включая Internet, что приближает его к следующей компетенции – информационной.

Информационные компетенции

Учащийся должен владеть навыками работы с различными источниками информации: печатными и электронными. Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, преобразовывать и передавать ее.

Пример № 6

На рисунке 139 учебника 3] представлена схема старого уральского города. Просмотрев видеоролики «Прогулки по Златоусту» и «Плотинка Екатеринбурга», ответьте на вопрос:

Почему два города, выросшие из, основанных в 18 в., железоделательных заводов в настоящее время так сильно отличаются друг от друга?

Для решения этого задания потребуется использование дополнительных источников информации, в частности карт атласа и ресурсов Internet.

Документальные фильмы можно широко использовать на уроках географии. Например, после просмотра фильма «Углеводородный человек»  учащимся необходимо написать эссе, характеризующее роль нефти в жизни человеческого общества.

Если задания выполняются в мини-группах, с последующей устной защитой полученной гипотезы, то налицо формирование коммуникативных компетенций.

Коммуникативные компетенции

Данные компетенции подразумевают развитие у учащихся умения сочетать свои интересы с интересами товарищей, умения сотрудничать и работать в коллективе, умения договариваться. Владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, коллективная дискуссия, чтение, письмо).

На уроках географии достаточно часто можно использовать кейс-технологии, работу в группах. Я подобные приемы использую при изучении тем «Состав населения» и «География промышленности» в десятом классе. При этом виде работы учащиеся учатся распределять ответственность внутри группы, коллективно обсуждать полученные результаты и публично их защищать.

Компетенции личностного самосовершенствования

Учащихся важно научить определять цели и ставить адекватные задачи по своему дальнейшему развитию. В этом помогает составление портфолио.

Портфолио – это собрание личных достижений ученика, которое формируется учеником и реально показывает его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за ее пределами.  Акцент перемещается с оценки на самооценку: развиваются такие ключевые умения, как самостоятельное целеполагание, самоанализ, самоконтроль. Развитие этих умений происходит в процессе сбора информации о себе, в процессе осмысления своих достижений и в процессе формирования личного отношения к полученным результатам. Портфолио повышает социальную активность учащихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей.

Список использованной литературы

  1. Бахчиева О.А. Экономическая и социальная география мира: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / О.А. Бахчиева; под ред. В.П. Дронова. – 2-е изд.- М.: Вентана-Граф, 2010. – 384 с.
  2. Горбунова Е.Ю. Дидактические приемы формирования познавательной активности учащихся в процессе обучения географии. – Оренбург, 2011. – 48 с.
  3. Таможняя Е.А. География России: хозяйство, регионы: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Таможня, С.Г. Толкунова; под общ. Ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 368 с.
  4. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Наше время принесло новое противоречие в образовательный процесс - противоречие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения обучаемым, будь то ребёнок или взрослый. Именно...

Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальн...

Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Статья

Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности...

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИХ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

 В настоящее время возросла  роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, о...

«Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

Обобщение опыта работы «Использование интерактивных методов обучения для формирования  ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы  и во внеурочной д...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре

Формирование ключевых компетенций  обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является в...