Апробация учебника ГЕОГРАФИЯ, ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК. 6 класс под редакцией Н.Н. Петровой, Н.А. Максимовой издательства МНЕМОЗИНА.
статья по географии (6 класс) по теме

Бережницкая Ольга Николаевна

Современное образовательное пространство России предоставляет огромные возможности для творческого педагогического поиска. Это реализуется благодаря тому, что выбор линии учебника делает сам учитель. В территориях РФ накоплен большой уникальный опыт работы по УМК самых разных авторов и авторских коллективов. Для каждого педагога опыт его коллег - это ценная информация, которая поможет сориентироваться и в выборе учебника, и в его применении. Сегодня можно как обменяться имеющимся опытом, так и приобрести массу значимых рекомендаций педагогов. Это очень полезно всем категориям педагогов: опытным и начинающим, городским и сельским.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berezhnickaya-_aprobaciya_uchebnika.rar30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Апробация  учебника «География. Природа Земли и человек. 6 класс» под редакцией Н. Н. Петровой, Н. А. Максимовой издательства «Мнемозина»

Бережницкая О.Н.

учитель географии высшей категории МОБУ СОШ №10 г. Таганрога,

 кандидат педагогических наук

Современное образовательное пространство России предоставляет огромные возможности для творческого педагогического поиска. Это реализуется благодаря тому, что выбор линии учебника делает сам учитель. В территориях РФ накоплен большой уникальный опыт работы по УМК самых разных авторов и авторских коллективов. Для каждого педагога опыт его коллег - это ценная информация, которая поможет сориентироваться и в выборе учебника, и в его применении. Сегодня можно как обменяться имеющимся опытом, так и приобрести массу значимых рекомендаций педагогов. Это очень полезно всем категориям педагогов: опытным и начинающим, городским и сельским.  

Подводя итоги первого года обучения по новому учебнику «География. Природа Земли и человек. 6 класс» под редакцией Н. Н. Петровой, Н. А. Максимовой  издательства «Мнемозина», мы хотели бы отметить следующее.

Отличительной особенностью учебника является:   

 учебник реализуют идею системно-деятельностного подхода – методологической основы ФГОС второго поколения;

отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли;

формируются начальные географические представления о нашей планете,  явлениях и процессах в геосферах и их взаимосвязях;

сделан акцент на интеграции природно-общественной составляющей предмета географии.  Особое внимание уделяется геоэкологическим аспектам сохранения окружающей природной среды; 

 язык изложения материала – дружеская беседа, обращение к личности ученика;

доступный аппарат ориентировки в учебнике (наиболее трудные вопросы и задания к каждому параграфу отмечены звездочкой.*; задания на применение географических понятий выделены двумя звездочками.**; задания, проверяющие практические умения и навыки, необходимые в жизни выделены тремя звездочками.*** ; задания, для выполнения которых необходимо обратиться к электронным образовательным ресурсам, маркированы значком @);

 прекрасным дополнением к основному тексту учебника служат отдельные блоки «Для любознательных», в которых описываются интересные и познавательные факты из истории становления географической науки, уникальные особенности природы;

  вопросы по разделам даются разной степени сложности, что позволяет дифференцированно подходить к проверке заданий;

 практические задания направлены на формирование универсальных учебных действий – главных результатов обучения географии;

 учебный материал рассматривается через призму гуманизации и воспитания любви к своей местности, своему региону, своей стране, а также взаимопонимания с другими народами и культурами;

 тема «Человечество на Земле» является сквозной темой содержания всех учебников географии. В ней рассматривается разнообразный этнический состав населения нашей планеты, особенности его материальной и духовной культуры;

учебник хорошо иллюстрирован: карты, схемы, многочисленные фотографии являются прекрасным дополнением к основному содержанию учебников.   Интересен макет страниц. Иллюстрации располагаются вокруг основного текста, что благоприятно сказывается на восприятии материала, текстовые описания подкрепляются зрительными образами.  Учебник содержит более 400 фотографий (при обычном макете - около 100).

Чем особенно привлекает этот учебник в работе?

Прежде всего, тем, что материал излагается грамотно, научно, текст легко читается. Главные понятия выделены.

Учебник построен с учётом современных требований в обучении, новых стандартов. Имеются круговые и линейчатые диаграммы, гистограммы, графики, адреса сайтов в Интернете. Работа с представленным статическим материалом позволяет учащимся сравнивать, сопоставлять, анализировать и делать выводы.

Материал компактно заключён в таблицы, что облегчает работу ученика в поиске информации и даёт возможность сравнивать.

Большим достоинством учебника является «Страничка для любознательных». Не 1-2 странички, а достаточный для работы объём текста. Ученики используют дополнительный материал не только для расширения кругозора, но и для составления кроссвордов и других познавательных заданий. Сейчас учащиеся очень мало читают книг, познавательной литературы и хорошо, что они имеют возможность изучать исторический, географический, интересный фактический материал по учебнику (на уроке, под руководством учителя, либо дома, при подготовке к занятию).

Вопросы для закрепления даны по параграфу и по разделам. Наличие практикума позволяет сэкономить время на объяснение по выполнению работы. Ученики имеют возможность получать оценки и по новой теме, и за пройденный материал. Вопросы  и задания направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Вопросы и задания к учебному тексту рассчитаны на разные уровни усвоения учебного материала.

1.Репродуктивные вопросы. При каких условиях возникают ледники? На какие группы они делятся?(6 класс. Ледники и их значение)

2.Задания проблемного характера. Подберите географический материал об одном из густонаселенных районов мира. Какими природными причинами можно объяснить высокую плотность населения в таких районах, как дельта Нила, Западная Европа, Центральная Россия, Южная Азия. (6 класс. Размещение населения. Экологические проблемы больших городов).

3.Задания поискового характера. Какой пролив соединяет два моря, два океана и разъединяет два материка и два государства? (6 класс. Мировой океан. Изучение океанов и морей)

4.Задания творческого характера. Подготовьте репортаж из Сингапура. Почему Сингапур называют «чудом» XX века .(6 класс. Языки народов мира. Мировые религии)

Учебник отличается красочностью. Много фотоснимков, схем, обилие космических фотографий. Изображения на них чёткие, хорошо читаемы (при небольшом размере снимка!). Они помогают представить картину изучаемого объекта, дают представление о природе Земли, процессах и явлениях, происходящих на Земле. Некоторые серии фотографий удачно вписываются в текст, например на странице 102-103 фотографии реки Волги от истока до устья, в разных её частях (что позволяет видеть развитие долины реки в целом). Фотографии вполне качественно передают цвет и очертание объекта.

Но при всех положительных моментах, на наш взгляд, есть пожелания и замечания к авторам учебника.

При всех красочности, обилии фотографий, временами возникает чувство перегруженности наглядной информацией, что ведёт к отвлечению от основного материала. Некоторые фотографии вообще не несут важной информации, например рисунок 3 стр. 75 (капли дождя на стекле), рисунок 4 стр. 133 (измерение артериального давления). Не совсем удачны снимки цунами на стр. 58, рисунок 4 стр. 79 (батискаф). Некоторые снимки из космоса не воспринимаются из-за своей однотипности (стр. 92 № 1, 2). Наложение схем на фотографии (стр. 93) вызывает заблуждение в восприятии детей. На рисунке строение атмосферы (стр. 121) уместно было бы, на наш взгляд, более четко показать ее слои, в том числе и озоновый.

Встречаются недочёты и в изложении материала. Например, на стр. 78 есть заголовок «Моря, заливы, проливы», но в тексте нет ни слова о проливах, хотя в заданиях есть вопрос на размышление о них (№ 4 стр. 80).

Некоторые сложности возникают при поиске географических объектов, о которых говорится в тексте параграфа, т.к. они отсутствуют в картах учебника и атласа 6 класса, например Мраморное море (стр.119), морские порты Роттердам, Шанхай (стр.94) и др.

Хотелось бы, что бы в этом учебнике был указатель географических терминов, а в практикумах планы описания географических объектов (рек, морей, форм рельефа, природных зон, стран, населения материков и т. п.).

Несмотря на отмеченные недостатки, учебник представляет интерес, удобен в применении. Благодарим авторов за новизну подхода к изучению предмета.

Приложение

Урок в 6 классе по теме «Население Земли: расы и народы»

Цели урока:

Сформировать   представление   об   основных   расах.   Провести   ознакомление   с крупнейшими народами Земного шара.

Развивать  познавательный   интерес,   географическое  мышление  учащихся   и   их коммуникативные навыки при работе в парах.

Воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов.

Оборудование урока: политическая карта народов и религий мира, раздаточные материалы, атласы, мультимедиа учебник «География. Начальный курс» для учащихся 6 класса, автор Петрова Н.Н.

Ход урока

I. Организационный момент. Подготовка к основному этапу урока. Рассказ учителя:

Сегодня на уроке мы с вами, ребята, поговорим о населении нашей планеты. Вы найдете ответы на вопросы, которые, наверно, волнуют вас. И, прежде всего, какова численность населения Земли, как она изменяется, и от чего она зависит? В мире проживает более 7 млрд. людей. Если бы все мы выстроились друг за другом от Земли до Луны, получилась бы космическая очередь в семь рядов! Послушаем сообщение вашего товарища об изменении численности населения на Земле.

II.   Основная часть. Изучение нового материала.

1.   Численность населения Земли.

Сообщение учащегося «Изменение численности населения на Земле»

«В течение многих тысячелетий население Земли было небольшим и росло медленно. По расчетам ученых, 2000 лет назад на Земле обитало около 230 млн. человек. В течение следующей тысячи лет численность населения увеличилась всего на 75 млн. Рост населения тормозился тем, что много людей умирало от голода, эпидемий и войн. Резкое ускорение темпов роста населения началось с середины XVIII века, а с середины XX века население росло очень быстро. Только с 1950 по 2000 годы оно увеличилось на 4 млрд. человек. Согласно прогнозу ученых население Земли прекратит расти к XXII веку и составит примерно 10-12 млрд. человек. Это видно на графике роста численности населения Земли в учебнике».

2.Причины, оказывающие влияние на рост населения.
Слово учителя:

Люди рождаются и умирают. От этих двух величии зависит, увеличится или уменьшится население. Если рождаемость (Р) - число родившихся на каждую 1000 населения, будет выше смертности (С) - число умерших на каждую 1000 населения, то происходит естественный прирост населения (П). П = Р-С.

Если смертность окажется выше рождаемости, то население будет уменьшаться. Увеличение численности на Земле происходит из-за успехов в медицине и повышения уровня жизни людей.

  1. Человеческие расы.

Слово учителя:

Вы никогда не задумывались, почему люди на Земле отличаются друг от друга цветом кожи, волос, глаз? Давайте сначала послушаем древнюю легенду.

Сообщение учащегося.

«Североамериканские индейцы, впервые увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок - это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вытащить фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы»

Слово учителя:

Так, согласно легенде, возникли расы. Расы - это исторически сложившиеся группы людей, выделяемые на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем сходстве. Но не все телесные особенности людей могут считаться расовыми признаками. Например, различия в телосложении, осанке, развитии мускулатуры не считаются расовыми - они зависят от внешних условий среды (питания, занятия спортом и трудом). Давайте ознакомимся с главными расами, используя электронный учебник (§ 54, мультимедиа). По ходу рассказа диктора вам предстоит заполнить следующую таблицу (таблица заранее нарисована на доске). Выделяют от 3 до 4 тыс. народностей. Что же это за группы, по каким признакам они выделяются и какие крупные народы живут на нашей планете? Вы, конечно, уже знаете, что самый многочисленный на Земле народ - это китайцы. Прочтите описание этого народа в учебнике на стр.180 и попробуйте найти черты, по которым отличаются народы (дать определение народности).

Народ - это группа людей, принадлежащих к одной и той же расе, имеющих многовековую историю, культуру, религию, традиции и говорящих на одном и том же языке.

Самостоятельная работа учащихся в парах (изучение отдельных народов по плану с последующим сообщением перед учащимися класса).

План описания народа:

Название народа.

Его численность (на столах имеются таблицы).

Раса.

Характерные черты быта: пища, одежда, жилище.

Традиционные ремесла.

Особенности культуры (что дали миру).

IV. Закрепление изученного на уроке материала. Работа с разделом «Практика» мультимедиа учебника

V. Домашнее задание: § 35, заполнить таблицу для одного народа (народ выбирают учащиеся сами, кроме того, который изучали самостоятельно на уроке):

«Характеристика одного из крупнейших народов Земли»

Название народа

Населенные им территории и их природные особенности

Предметы национальной одежды

Предметы национального быта

Культурные особенности

Примеры хозяйственной деятельности

Литература

1. Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия: науч.-популярное издание для детей/ -М.:000 «Издательство «Росмэн-Пресс», 2002.

2. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразват. учреждений. - М.: Дрофа, 2002.

3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. - М.: ВАКО, 2007.

4. Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: метод. пособие. - 2-е изд. - М: Дрофа, 1998.

5. Петрова Н.Н. Мультимедиа учебник «География. Начальный курс» для учащихся 6 классов общеобразовательных учебных заведений. - Республиканский мультимедиа центр, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 -9 класс. Минченков (издательство "Мнемозина" 2012г)

Примерное тематическое планирование материала по химии  для общеобразовательных учреждений 8 - 9 класса по программе Минченкова...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ за курс средней школы по географии. Раздел: «Природа Земли и человек. Оболочки Земли. Атмосфера»

Единый государственный экзамен имеет целью - определение качества подготовки школьников и отбор наиболее подготовленных учеников для поступления дальше в вузы.Введение ЕГЭ показало необходимость измен...

Итоговая работа по разделу "Природа Земли" для 7 класса

Тесты для проверки знаний и умений по темам "Природа Земли", 4 вариана работы с указанием критериев оценки....

Тест по географии "Природа Земли" для 7 класса

Тест по географии "Природа Земли"  к учебнику  "География материков и океанов" В.А.Коринская, И.В. Душин. Предназначен для организации итогового контроля знаний уча...

Проект рабочей программы по истории для 6 класса ФГОС к УМК «История России. 6 кл.под редакцией Ю.А.Петрова» и УМК «Всеобщая История. История Средних Веков. 6 кл. под редакцией С.П.Карпова».

Данная рабочая программа по истории для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК &l...