Проект рабочей программы по истории для 6 класса ФГОС к УМК «История России. 6 кл.под редакцией Ю.А.Петрова» и УМК «Всеобщая История. История Средних Веков. 6 кл. под редакцией С.П.Карпова».
рабочая программа по истории (6 класс)

Белова Наталья Геннадьевна

 Данная рабочая программа по истории для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК «История России. 6 кл.под редакцией Ю.А.Петрова» и УМК «Всеобщая История. История Средних Веков. 6 кл. под редакцией С.П.Карпова».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_istoriya.docx84.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мухановская средняя общеобразовательная школа»

                                                                                  Утверждаю:

                                                                                  Директор школы

                                                                                  _____________/О.В.Тетерина/

                                                                                  «____»___________2019 г.

Рабочая программа по истории

(базовый уровень)

6 класс

Составитель:Белова Наталья Геннадьевна,

учитель истории  и обществознания 1 категории

2019 г.

        Данная рабочая программа по истории для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Мухановская СОШ»

  • Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом.
  • Учебного плана на 2019-2020 учебный год МБОУ Мухановская СОШ, на основании которого выделено 2 часа в неделю;

  • Авторской рабочей программы   к учебнику  М.А. Бойцова, Р.М. Шукурова   под редакцией С.П. Карпова «Всеобщая история. История средних веков»  для 6 класса общеобразовательных учреждений автора-составителя Т.Д. Стецюра, «Русское слово — учебник», 2018.

  • Авторской рабочей  программы к учебникам Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова,К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва «История России» для 6–9 классов общеобразовательных организаций / автора-составителя Л.А. Пашкиной. «Русское слово — учебник», 2016.

  • УМК «История России. 6 кл.под редакцией Ю.А.Петрова».

  • УМК «Всеобщая История. История Средних Веков. 6 кл. под редакцией С.П.Карпова».

Планируемые предметные результаты

Предметные результаты изучения истории включают: • определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век); • установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии; • составление и анализ генеалогических схем и таблиц; • определение и использование исторических понятий и терминов; • овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию; • использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период; • использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних на- родов и государств, местах важнейших событий; • изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий; • описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории; • понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека; • высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей; • описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей; • поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого; • анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. 15 и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси; • использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.); • понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества; • оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок; • умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя); • сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры; • определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого; • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.); • поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России; • приобретение опыта историко-культурного, историко- антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений; • личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси; • уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

Обучающийся научится:

        локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

•        использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

•        проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

•        составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

•        объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

•        сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

•        давать оценку событиям  и  личностям  отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
  • сравнивать  данные  разных  источников,  выявлять  их  сходство и различия.
  • сравнивать  исторические  события  и  явления,  определять  в них общее и различия
  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
  • определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и приводить их оценку.
  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов  в  общении  с  людьми  в  школе  и  внешкольной  жизни как основу диалога в поликультурной среде;
  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, в учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры

Содержание учебного предмета

«Всеобщая история. История средних веков» (всего 28 часов):

Вводный урок. Что такое Средние века (1 ч.)

Раздел I. Раннее Средневековье (9 ч)

Раздел II. Европа на подъеме (11 ч)

Раздел III. Дальние страны (5 ч)

Раздел IV. На пороге Нового времени (1 ч)

Обобщение по курсу «История средних веков» (1 ч.)

«История России» (всего 40 часов):

Вводный урок (1 ч.)

Раздел I. Древнейшие жители нашей Родины(5 ч.)

Раздел II. Русь в IX — XII вв. (13 ч.)

Раздел III. Русские земли в середине XII — начале XIII в.(6 ч.)

Раздел IV. Русь между Востоком и Западом (6 ч.)

Раздел V. Русские земли в середине XIII — XV в. (9 ч.)

Рождение средневекового мира  

Образование германских королевств. Христианская церковь в раннее Средневековье. Византийское тысячелетие. Культура Византии. Иран в 5-7 веках. Возникновение новой религии. Мир ислама. Империя Карла Великого. Западная Европа в 9-11 веках

Возникновение славянских государств. Итоговое повторение  темы «Рождение средневекового мира»

Подъем средневековой Европы  

Сеньоры и вассалы. Рыцарство. Средневековая деревня. Средневековый город Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы. Франция и Англия:пути объединения. Священная Римская империя  в 12-15 веках. 14 век в истории Европы

Столетняя война. Торжество королевской власти. Гибель Византии и возникновение Османской империи. Знания и образование в зените Средневековья. Время соборов

Культура Западной Европы в 14-15 веках .Итоговое повторение по теме «Подъем средневековой Европы»

                Многоликое Средневековье

Средневековая Индия. Поднебесная империя. Культура Китая. Страна восходящего солнца. Тюрки на просторах Европы и Азии. Монгольские завоевания. Африка:пути развития. Страны и народы Америки Итоговое повторение темы «Многоликое Средневековье». Итоговое повторение курса «История Средних веков»

Введение

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.

Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. 28 Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.

Образование государства Русь

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государства- ми: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения.

Русь в конце X — начале XII в.

Место и роль Руси в Европе.Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие.  Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Русь в середине ХII — начале XIII в.

Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Русские земли в середине XIII — XIV в.

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. 30 Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Формирование единого Русского государства

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков 31 в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского государства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.

Календарно-тематическое планирование

Название изучаемой темы

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы

1.

Вводный

урок. Что такое Средние

века

Определять хронологические  рамок Средневековья  и выделять периоды внутри данной эпохи. Объяснять понятия «исторический источник», обсуждать виды исторических источников, которые могут быть полезными для истории изучаемого периода, выполнять задания по работе с датами

Раздел I. Раннее Средневековье (9 ч)

2.

Новый Рим

Актуализировать знания о разделе Римской империи на Западную и Восточную,

об основании Константинополя. Анализировать информацию, сообщаемую учителем, и текст учебника. Определять функции и роль императора в Византии, характеризовать церковное устройство.

Анализировать фрагменты исторические источники по предложенным вопросам. Работать с картой

3.

Расцвет Византии

        

Выполнять задания, направленные на диагностику и контроль знаний, полученных на  предыдущем уроке. Составлять

характеристики личности, Юстиниана и его политики на основании текста учебника и исторической карты. Анализировать текст исторического источника по поставленным вопросам.

Высказывать оценочные суждения об историческом значении деятельности Юстиниана, о культурном наследии Византии

4.

Варвары-завоеватели

Актуализировать знания о событиях, предшествовавших гибели Римской империи.

Самостоятельно работать с текстом учебника, картой и фрагментами исторических

источников. Описывать процесс формирования варварских королевств. Объяснять значение основных понятий темы урока

5.

Возникновение и распространение

ислама. Мир

ислама

Актуализировать знания о возникновении крупнейших мировых религий.

Анализировать информацию

o личности пророка Мухаммада, основных положениях его учения. Высказывать оценочные суждения о роли ислама

в создании Арабского халифата, об особенностях культуры исламского мира. Анализировать, сопоставлять и обобщать исторические факты. Работать с картой.

Объяснять значение основных понятий темы урока

6.

Рождение королевства франков

Воспринимать и анализировать информацию, сообщаемую учителем, и текст учебника. Высказывать оценочные суждения о значении деятельности Хлодвига (христианизация, составление сборника законов) для дальнейшего укрепления и развития Франкского королевства

7.

Император

Карл

Выполнять задания, направленные на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Воспринимать и анализировать информацию, сообщаемую учителем, и текст учебника. Анализировать текст исторического источника по поставленным вопросам. Высказывать оценочные суждения o личности, внутренней и внешней политике Карла Великого на основании текста учебника и исторической карты

8.

«Люди Севера» — норманны

Выполнять задания, направленные на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определять хронологические рамки норманнских завоевательных походов, выявлять причины их

прекращения. Работать с исторической картой. Анализировать текст исторического источника по поставленным вопросам. Составлять рассказ о походах викингов. Формулировать общие выводы о роли норманнских походов в истории

9.

Сколько раз

завоевывали

Англию?

Самостоятельно работать с учебником, работать с фрагментами исторических источников и картой

10.

Восточная

Европа в раннее Средневековье

Самостоятельно работать с учебником, работать с фрагментами исторических источников и картой

Раздел II. Европа на подъеме (11 ч)

11.

Земля и

власть

Воспринимать и анализировать информацию, сообщаемую учителем, и текст учебника. Описывать процесс формирования вассально-

сеньориальных отношений в средневековой Европе. Объяснять значение основных понятий темы урока

12.

Вечные труженики

Определять функции и роли различных сословий средневекового общества. Описывать процесс формирования зависимого крестьянства в Средние века. Составлять рассказ о повинностях крестьян, об их жизни и быте. Объяснять значение основных понятий темы урока

13.

За стенами замков

Выполнять задания, направленные на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Анализировать информацию, сообщаемую учителем, и текст учебника. Описывать процесс формирования рыцарского сословия. Составлять рассказ об образе жизни рыцарей, кодексе рыцарской чести. Объяснять значение основных понятий темы урока

14.

Империя

и Церковь

Актуализировать знания об истории Франкского королевства, о роли христианской Церкви в раннем Средневековье. Анализировать информацию, сообщаемую учителем, и текст учебника. Анализировать текст исторического источника по поставленным вопросам. Определять функции и роль  папства в Средние века. Формулировать общие выводы о взаимоотношениях Католической церкви и светской власти в XI—XII вв.

15.

Крестовые

походы

Анализировать информацию, сообщаемую

учителем. Работать с картой. Составлять характеристику Крестовых походов на основании текста учебника и исторической карты. Оценивать значение Крестовых походов во всемирной истории.

16.

«Возвращение» городов

Воспринимать и анализировать информацию, полученную в процессе изучения учебника. Высказывать оценочные суждения о роли городов в средневековой Европе. Анализировать текст исторического источника по поставленным вопросам. Работать с картой. Объяснять значение основных понятий темы урока

17.

В сердце

средневекового города

Анализировать информацию, сообщаемую учителем, и текст учебника. Высказывать оценочные суждения об облике средневекового города, особенностях романского и готического стилей в искусстве. Выступать с сообщения-

ми на выбранные темы

18.

В поисках

знаний

Излагать суждения о причинах востребованности научных знаний и потребности  в   образованных  людях в период расцвета Средневековья. Описывать систему преподавания и устройство средневековых университетов, определять их место в европейском обществе. Составлять план текста «Университеты». Раскрывать смысл, значение понятия схоластики, основных черт средневековой философии. Характеризовать деятельность Фомы Аквинского и Роджера Бэкона, выявлять различие их методов познания. Описывать наиболее известные романские и готические художественные памятники. Сопоставлять особенности романской и готической архитектуры. Излагать суждения в процессе коммуникации с одноклассниками об эмоциональном впечатлении, производимом готическим искусством, анализировать художественные приёмы и средства создания такого воздействия на зрителей. Рассказывать о мастерах

19.

Во главе

христианского мира

Анализировать информацию, сообщаемую учителем, и текст учебника. Характеризовать

взаимоотношения светской и духовной властей в средневековой Европе. Объяснять сущность средневековых ересей и причин борьбы с ними официальной Церкви. Оценивать значение Католической церкви в период развитого Средневековья

20.

Папы, императоры и короли в Европе XII—ХV вв.

Анализировать информацию, сообщаемую учителем, и текст учебника. Определять хронологические рамки периода возникновения в Европе сословно-представительных учреждений. Анализировать текст исторического источника по поставленным вопросам. Высказывать оценочные суждения о развитии крупнейших европейских государств в период зрелого Средневековья

21.

Этот трудный XIV в.

Анализировать текст учебника. Определять причины и последствия «Чёрной смерти», Столетней войны, Жакерии, восстания Уота Тайлера. Составлять характеристики исторических процессов и событий XIV в. Оценивать значение деятельности Ж. д’Арк для победы в Столетней войне. Формулировать общие выводы o значении событий XIV в. в истории Западной Европы

Раздел III. Дальние страны (5 ч)

22.

Во владениях великого

хана

Составлять рассказ об образе жизни, занятиях

монголов в Средние века; определять причины и последствия завоевательных походов монголов. Работать с картой. Формулировать общие выводы о месте державы монголов в средневековом мире

23.

Индия: раджи и султаны

Характеризовать  варновое  и  кастовое  деление  индийского  общества, его влияние на жизнь общества. Указывать   хронологические   рамки и периоды существования раджпутских государств и Делийского султаната. Высказывать суждения об особенности  религиозного  многообразия в средневековой Индии, его влиянии на культуру. Анализировать и синтезировать текст о кастовом строе, самостоятельно достраивая недостающие компоненты

24.

Поднебесная империя и

страна Сипанго

Указывать     хронологические     рамки и основные периоды китайской истории V–XV вв. Характеризовать особенности китайского государственного управления, особую роль императора, положение чиновничества.  Проводить  поиск  информации об уровне развития Китая в источнике. Группировать (классифицировать) факты об истории Китая по различным признакам, составлять сравнительную таблицу. Формулировать и обосновывать выводы о влиянии «закрытости» Китая на его развитие, излагать суждения в процессе коммуникации  с  одноклассниками

25.

Очень разная Африка

Характеризовать положение Африки в  Средние  века  как  особого  мира  и как места контактов с европейской цивилизацией. Выделять факторы, приведшие к неравномерности развития отдельных регионов африканского континента. Высказывать суждения о воздействии религиозного разнообразия в Африке в Средневековье на развитие отдельных государств. Анализировать историческую карту Африки с опорой на легенду. Проводить поиск информации о культуре Эфиопии   в изобразительном источнике.

26.

Мир совсем неизвестный

Характеризовать общие черты цивилизаций Мезоамерики. Высказывать суждения об историческом своеобразии доколумбовых цивилизаций Америки и факторах, способствовавших появлению этого своеобразия. Описывать наиболее яркие примеры изобретений, открытий и достижений жителей доколумбовой Америки в науке и культуре. Группировать (классифицировать) факты о майя, инках, ацтеках по различным признакам, составлять сравнительную таблицу. Анализировать историческую карту Америки с опорой на легенду

Раздел IV. На пороге Нового времени (1 ч)

27.

И снова Европа

Презентовать тексты докладов, самостоятельно

подготовленными учащимися, с опорой на поставленные учителем вопросы

28.

Повторительно-обобщающий урок по курсу

Выполнять разноуровневые итоговые задания по курсу. Формулировать общие выводы.

29.

Вводный

урок в курс «История России»

Воспринимать  и анализировать информацию,

сообщаемую учителем, и текст учебника. Формулировать и объяснять

факторы самобытности истории

России. Оценивать роль России в мировой истории. Характеризовать источники по отечественной истории

Раздел I. Древнейшие жители нашей Родины (5 ч.)

30.

Первобытная эпоха

Актуализировать знания о первобытной

эпохе. Выявлять общее и особенное в жизни людей первобытной эпохи на территории России и в регионах, изученных в курсе «История

Древнего мира». Работать с исторической картой. Описывать образ жизни скотоводческих и земледельческих племён, проживавших на территории России. Систематизировать информацию об языковых семьях в форме

таблицы

31.

Народы и

государства на территории нашей

страны в

древности

Выполнять задания, направленные на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Объяснять значение основных понятий темы урока. Актуализировать

знания о греческой колонизации.

Работать с исторической картой. Составлять схемы торгового оборота между метрополией и колониями.

Характеризовать образ жизни культуры народов Северного Причерноморья и Северного Кавказа.

Анализировать текст исторического источника по поставленным вопросам

32.

Восточная

Европа в середине

I тысячелетия

Воспроизводить информацию, полученную на предыдущем уроке, по памяти. Систематизировать информацию о кочевых племенах, участвовавших в Великом переселении народов на территории Восточной Европы, в форме таблицы. Описывать образ

жизни кочевых народов. Составлять  историческую справку о Волжской Булгарии и Хазарском каганате по предложенному плану. Анализировать текст исторического источника по поставленным вопросам

33.

Восточные

славяне в

древности

Объяснять смысл понятий темы урока. Характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природных условий, в которых они жили. Составлять рассказ о хозяйственной деятельности восточных славян. Характеризовать  верования восточных славян. Анализировать текст исторического источника по поставленным вопросам

34.

Обобщение

по теме

«Древнейшие жители

нашей Родины»

Систематизировать и обобщать исторический материал. Воспроизводить информацию, полученную ранее, по памяти. Объяснять значение основных понятий темы. Работать с

исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выполнять контрольные работы, разноуровневые тестовые задания. Выступать с докладами, презентациями по тематике

раздела, защищать проекты.

Раздел II. Русь в IX — XII вв. (13 ч.)

35.

Образование государства Русь

Объяснять значение основных

понятий темы. Воспринимать и анализировать

информацию, данную учителем, и

текст учебника. Выявлять причины

и особенности складывания государства Русь. Определять с помощью исторической карты природных и исторических условий возникновения русских городов — центров княжеств, а также торгового пути «из варяг в греки». Оценивать значение торговых путей для развития государства. Составлять рассказ об основных исторических событиях начального

этапа складывания русской государственности. Высказывать суждения о теориях образования государства Русь. Анализировать текст исторического источника по поставленным вопросам

36.

Образование государства Русь

Объяснять значение основных понятий темы. Воспринимать и анализировать информацию, данную учителем, и текст учебника. Выявлять причины и особенности складывания государства Русь. Определять с помощью исторической карты природных и исторических условий возникновения русских городов — центров княжеств, а также торгового пути «из варяг в греки». Оценивать значение торговых путей для развития государства. Составлять рассказ об основных исторических событиях начального этапа складывания русской государственности. Высказывать суждения о теориях образования государства Русь. Анализировать текст исторического источника по поставленным вопросам

37.

Первые русские князья

Выполнять задания, направленные на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Ставить цели и задачи урока с помощью учителя. Распределять

функции между членами групп. Составлять развёрнутую характеристику внутренней и внешней политики первых русских князей на основе текста учебника, исторической карты, исторических источников и дополнительных материалов

38.

Князь Владимир и

Крещение

Руси

Выполнять задания, направленные на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Актуализировать знания из курса «Всеобщая история» о возникновении христианства и основных его постулатах. Объяснять причины выбора русским князем восточной ветви христианства. Составлять и

презентовать рассказ о Крещении Руси. Оценивать значение принятия христианства на Руси. Характеризовать деятельность князя Владимира Святославича

39.

Русь при

Ярославе

Мудром

Определять мотивы и поступки людей, давать им оценку с гуманистических позиций. Различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию. Использовать приёмы характеристики исторических явлений. Составлять схемы. Объяснять смысл используемых в документе терминов и понятий. Применять ранее полученные знания. С помощью учителя сравнивать явления и процессы, излагать выводы и аргументировать их в соответствии с возрастными возможностями. Участвовать в обсуждении вопроса о предпосылках объединения государства

40.

Преемники

Ярослава

Мудрого и

борьба за

киевский

престол

Составлять схему. Объяснять смысл используемых в тексте терминов. Давать характеристику отдельным направлениям деятельности правителя, оценивать итоги. Раскрывать историческое значение документа

41.

Древняя

Русь: общество и

государство

Раскрывать роль церкви в средневековых государствах. Выделять главное из текста учебника. Объяснять и применять новые термины и понятия. Описывать с опорой на схему социальную структуру русского общества. Определять характерные признаки категорий населения. Раскрывать роль православной церкви в укреплении Древнерусского государства. Организовывать сотрудничество в малой группе

42.

Развитие

городов и

быт жителей

Руси

Выполнять задания, направленные на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определять цели и задачи урока.

Анализировать текст учебника. Составлять тезисный план для развёрнутой характеристики древнерусских городов, развития ремёсел и торговли на Руси. Творческая работа: составлять рассказ о жизни в древнерусском городе на основе текста учебника, иллюстраций, дополнительной литературы

43

Православная церковь

в Древней

Руси

Воспринимать и анализировать информацию, данную учителем, и текст учебника. Объяснять значение основных понятий темы. Составлять

схему «Организация Православной церкви на Руси». Оценивать значение Церкви в жизни древнерусских людей и истории нашего государства. Анализировать текст исторического источника по поставленным вопросам

44.

Литература

Древней

Руси

Воспринимать и анализировать информацию,

сообщаемую учителем, и текст учебника. Объяснять значение основных понятий темы. Составлять таблицу «Древнерусская литература» на основе текста учебника. Анализировать текст исторического источника по поставленным вопросам. Подбирать источники для сообщений и презентаций о развитии письменности, литературы Руси в X — начале XII в.; составлять плана выступления

45.

Искусство

Древней

Руси.Архитектура.

1. Воспринимать и анализировать информацию,

сообщаемую учителем, и текст учебника.

Определять цели, задачи, алгоритм дальнейшей деятельности. Распределять функции и роли

между членами группы. Составлять план деятельности. Определять структуру презентации / проекта.

Подбирать критерии и источники для характеристики памятников древнерусского искусства.

2. Представлять результаты работы: выступать перед классом с подготовленной презентацией.

46.

Искусство

Древней

Руси. Живопись и декоративно-прикладное искусство.

1. Воспринимать и анализировать информацию,

сообщаемую учителем, и текст учебника.

Определять цели, задачи, алгоритм дальнейшей деятельности. Распределять функции и роли

между членами группы. Составлять план деятельности. Определять структуру презентации / проекта.

Подбирать критерии и источники для характеристики памятников древнерусского искусства.

2. Представлять результаты работы: выступать перед классом с подготовленной презентацией.

47.

Обобщение

по теме

«Русь в IX —

XII вв.»

Систематизировать и обобщать исторический материал. Воспроизводить информацию, полученную ранее, по памяти. Объяснять значение основных понятий темы. Работать с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выполнять контрольные работы, разноуровневые тестовые задания. Выступать с докладами, презентациями по тематике

Раздел III. Русские земли в середине XII — начале XIII в.(6 ч.)

48.

Образование самостоятельных

русских

земель

Выявлять и объяснять причины наступления нового этапа в развитии Руси, искать аналогии в истории Западной Европы. Характеризовать особенности удельной системы. Выявлять факторы единства русских земель. Объяснять значение основных понятий темы. Составлять схему/таблицу «Последствия раздробленности Руси». Работать с генеалогической таблицей. Анализировать текст исторического источника по поставленным вопросам

49.

Земли Южной Руси

Определять по карте местоположение исторических объектов. Объяснять термины, используемые в летописи. Давать оценку памятникам культуры. Составлять сложный план. Рассказывать о жизнедеятельности исторической личности. Приводить примеры из области культуры. Раскрывать историческое значение и культурную ценность памятников культуры

50.

Юго-Западная Русь

Выполнять задания, направленные на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определять цели и задачи учебной деятельности. Составлять характеристики географического положения, экономического и политического развития Юго-Западной Руси на основе текста учебника и исторической карты по примерному плану.

Объяснять причины политической нестабильности в данном регионе. Составлять рассказ о деятельности избранных князей Галицкой и Волынской земель. Характеризовать

культуру Юго-Западной Руси

51.

Новгородская земля

Описывать по карте геополитическое положение земель, называть народы и их занятия в соответствии с природно-климатическим фактором. Извлекать из источника дополнительную информацию и объяснять, оценивать действия людей

52.

Северо-Восточная Русь

Объяснять смысл фразы, мотивы деятельности людей. Представлять итоги познавательной деятельности в форме сообщения. Анализировать отрывки из исторического источника, сочинения историка. Устанавливать синхронистические связи. Оценивать памятники культурного наследия. Аргументировать примерами выводы и суждения. Составлять генеалогическую схему. Давать и аргументировать оценку деятельности, её результаты. Использовать памятку (алгоритм) при выполнении учебной задачи

53.

Обобщение

по теме

«Русские

земли в

середине

XII — начале XIII в.»

Систематизировать и обобщать исторический материал. Воспроизводить информацию, полученную ранее, по памяти. Объяснять значение основных понятий темы. Работать с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выполнять контрольные работы, разноуровневые тестовые задания. Выступать с докладами, презентациями по тематике

Раздел IV. Русь между Востоком и Западом (6 ч.)

54.

Монгольское нашествие на Русь

Составлять хронологическую таблицу. Определять причинно-следственные связи исторических событий. Обсуждать и оценивать результаты проектной деятельности и достижения — свои и одноклассников: личного вклада каждого участника, в том числе собственного вклада; работу группы. Самостоятельно планировать (с использованием различных источников информации), контролировать процесс подготовки и презентации проектов. Оказывать взаимопомощь в процессе подготовки и презентации проектов

55.

Натиск с Запада

Находить информацию в тексте. Устанавливать причины события, явления. Раскрывать историческое значение события. Давать характеристику деятельности полководца. Формулировать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой теме. Характеризовать историческую личность. Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания. Высказывать собственное отношение к результатам деятельности правителя.

56.

Золотая

Орда. Народы и государства

евразийской

степи и

Сибири в

XIII—XV вв.

Актуализировать знания из курсов истории. Раскрывать причинно-следственные связи исторических событий. Формулировать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой теме. Систематизировать информацию в форме рассказа, схемы. Анализировать исторические источники разного вида для получения дополнительной информации по теме

57.

Русские земли под властью Золотой

Орды

Презентовать сообщения о народах и государствах Крымского полуострова после монгольского нашествия. Определять цели, задачи, алгоритм дальнейшей деятельности. Составлять схему «Виды зависимости Руси

от Орды». Распределять функции и роли между членами группы. Составлять план защиты позиции сторонников сотрудничества (первая

группа) и борьбы (вторая группа) с Золотой Ордой. Подбирать аргументы, выступать перед классом с представлением своей точки зрения.

58.

Великое

княжество

Литовское и

русские земли

Определять по карте исторические объекты. Составлять рассказ с использованием различных источников (отрывки документов, иллюстрации, текст учебника и дополнительной литературы). Выражать и описывать свои чувства при обсуждении исторического явления, события. Определять по карте расширение территории княжества, соседние государства и народы. Показывать исторические процессы в развитии, выявлять причины изменений, в том числе с опорой на исторические документы (унию)

59.

Обобщение

по теме

«Русь между

Востоком и

Западом»

Систематизировать и обобщать исторический материал. Воспроизводить информацию, полученную ранее, по памяти. Объяснять значение основных понятий темы. Работать с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выполнять контрольные работы, разноуровневые тестовые задания. Выступать с докладами, презентациями по тематике

Раздел V. Русские земли в середине XIII — XV в. (9 ч.)

60.

Судьбы

Северо-Западной

и Северо-Восточной

земель после

монгольского нашествия

Воспринимать и анализировать информацию,

сообщаемую учителем, и текст учебника. Выявлять особенности и сравнивать политическое и социально-экономическое развитие северозападных и северо-восточных земель Руси после монгольского нашествия.

Объяснять значение основных понятий темы урока. Определять причины быстрого восстановления Северо-Восточной Руси после нашествия, предпосылок политического роста Московского и Тверского княжеств. Составлять развёрнутый план рассказа о борьбе московских

и тверских князей за великокняжеский ярлык. Характеризовать деятельность Ивана Калиты.

61.

Дмитрий

Донской и

борьба русских земель

с Ордой

Объяснять смысл высказывания в историческом контексте. Различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию. Формулировать познавательную проблему урока. Называть дату, соотносить её с историческим периодом. Сравнивать способы достижения политических целей. Устанавливать причинно-следственные связи событий. Показывать на примерах роль личностных качеств политика. Определять по карте местоположение исторического объекта

62.

Русские земли в конце XIV — первой половине XV в

Анализировать данные исторической карты и генеалогической таблицы. Выявлять причины и

последствия междоусобной войны второй четверти XV в. Объяснять причины и прогнозировать последствия распада Золотой Орды

63.

Конец эпохи раздробленности

Определять и оценивать методы присоединения к Москве независимых земель. Анализировать данные исторической карты. Определять изменения в политическом строе и системе управления Руси. Составлять схему

«Система управления в Московском государстве в XV — первой половине XVI в.». Объяснять значение основных понятий темы урока. Оценивать значение принятия Судебника 1497 г.

Высказывать суждения и формулировать общие выводы о значении освобождения Руси от ордынского ига, деятельности Ивана III

64.

Русская

православная церковь

во второй

половине

XIII — XV в

Актуализировать знания из курсов истории, ОРКСЭ. Определять значение слов с помощью словаря. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Определять значение слов, понятий. Систематизировать информацию в форме сравнительной таблицы, выделяя общее и различное. Определять причины исторического явления, события. Давать характеристику результатов, выявлять последствия исторического события. Планировать и осуществлять дополнительную познавательную деятельность по определённой теме

65.

Русская

литература

во второй

половине

XIII — XV в.

Воспринимать и анализировать информацию,

сообщаемую учителем, и текст учебника. Объяснять значение основных понятий темы. Характеризовать развитие письменности

и распространение грамотности в данный период. Составлять таблицу «Русская литература во второй половине XIII — XV в.» на основе

текста учебника. Анализировать текст литературных произведений данного периода по поставленным вопросам. Высказывать мнение о культурной и исторической ценности произведений русской литературы второй

половины XIII — XV в.

66.

Искусство

во второй

половине

XIII — XV в

Определять цели, задачи, алгоритм дальнейшей деятельности. Распределять функции и роли между членами группы. Составлять план

деятельности. Определять структуру презентации / сообщения. Подбирать критерии и источники для характеристики памятников русского искусства второй половины ХIII — начала XV в. Выступать перед классом с презентацией / сообщением.

67.

Обобщение по теме

«Русские

земли в середине XIII —

XV в.»

Систематизировать и обобщать исторический материал. Воспроизводить информацию, полученную ранее, по памяти. Объяснять значение основных понятий темы. Работать с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выполнять контрольные работы, разноуровневые тестовые задания. Выступать с докладами, презентациями по тематике

68.

Обобщающее повторение

по курсу

«История

России с

древнейших времён

до начала

XVI в.»

Выполнять итоговые контрольные

работы, разноуровневые тестовые задания. Защищать проекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование курса Всеобщей истории. «История Средних веков» (6 класс)

Рабочая учебная программа по Всеобщей истории. «История Средних веков»(6 класс). Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории (письмо Департамента государ...

Рабочая программа по истории 7 класс "История нового времени", "История России"

Рабочая программа по истории 7 класс "История нового времени", "История России" и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

УМК Агибалова. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Урок по теме "Возникновение и распад империи Карла Великого"

Урок открытия нового знания по истории Средних веков на тему "Возникновение и распад империи Карла Великого". Был разработан как открытый урок для участия в конкурсе "Педагогически...

УМК Агибалова. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Материал к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики".

Материал к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики", история Средних веков, 6 класс....

Тест по истории Раннего Средневековья (Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс).

Бойцов М. А.: Учебник по всеобщей истории. История Средних веков - 6 класс...