Экологические проблемы Балтийского моря
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Матросова Юлия Владимировна

Сегодня у нас будет уникальная возможность познакомиться с деятельностью Хельсинской комиссией, которая направлена на защиту морской среды Балтийского моря от различных источников загрязнений, а также принять участие в уроке - Мастерской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya.docx287.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя школа № 351

Московского района

Г. Санкт-Петербурга

Учитель биологии и географии:

Матросова Юлия Владимировна

Список литературы:

http://www.inmoment.ru/holidays/baltic-sea-day.html

http://eco.ria.ru/ecoinfogr/20100210/208433020.html

http://xreferat.ru/112/1620-1-problemy-baltiiyskogo-morya.html

http://works.tarefer.ru/98/100152/index.html

http://www.bestreferat.ru/referat-24422.html

http://geo.1september.ru/2003/32/3.htm

http://www.helcom.ru/baltic_sea_day

http://www.ecotax.ru/news/strany_khelkom_soobshhajut_o_znachitelnom_progresse_v_sokrashhenii_zagrjaznenija_baltijskogo_morja/2011-03-11-284

Мастерская

«Экологические проблемы Балтийского моря»

Цель: Рассмотреть основные экологические проблемы Балтийского моря и разработать

           пути решения данных проблем и программу действий на ближайшие несколько лет.

Задачи:

Образовательные:

  1. формирование аналитических навыков при работе с текстом;
  2. развитие навыков целевого отбора материала и создания монологического высказывания;
  3. формирование коммуникативной компетенции у учащихся.

Развивающие:

 развитие

  1. критического и образного мышления;
  2. читательского интереса обучающихся;
  3. творческих способностей и воображения;
  4. личностной рефлексии 

Воспитывающие:

  1. формирование духовно-нравственных и коммуникативных качеств личности, самостоятельности, толерантности и креативности.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, листы бумаги, задания.

Форма работы: групповая.

Тип урока: мастерская.

Ход мастерской:

Подготовка кабинета:

  1. Расставить столы для работы в группе;
  2. Разложить на столах листы бумаги, карандаши и ручки;
  3. Настроить проектор для показа презентации.

Проведение урока:

  1. Ученики делятся на 6 групп и рассаживаются на подготовленные места;
  2. Вступительное слово учителя.

  1. «Индуктор» - («наведение» - проблемная ситуация, вопрос) создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. включение в работу.

На экране выведены названия Балтийского моря на разных языках. О каком море идет речь?

 В Повести временных лет названо Варяжским морем.

  1. английскоеBaltic Sea 
  2. ЛатинскийOceanus Sarmaticus (Сарматский океан) - по данным Географии Птолемея (кн.3, гл.5, 1): греч. Σαρματικων.
  3. датскоеØstersøen (Восточное море)
  4. немецкоеOstsee (Восточное море)
  5. латышскоеBaltijas jūra 
  6. литовскоеBaltijos jūra
  7. польскоеMorze Bałtyckie 
  8. финскоеItämeri (Восточное море) — исключение; название является калькой со шведского названия (на самом деле море находится к западу и югу от Финляндии)
  9. шведскоеÖstersjön (Восточное море)
  10. эстонскоеLäänemeri (Западное море)
  11. Древнескандинавское: Eystrasalt или austan haf (Восточное море)

  1. Самоконструкция.

- Какие ассоциации вызывает у вас название « Балтийское море»? Какие картины рисует воображение?

Ребята называют любые характеристики, связанные с этим понятием, а учитель записывает их на листе ватмана или на доске. А теперь, используя презентацию, подведем итог нашим представлениям, и, возможно, добавим новые характеристики.

- Что бы вы хотели добавить к вашим ассоциациям?

  1. Социоконструкция – работа в группе.

Сегодня мы  примем участие в заседании Хельсинской комиссии (ХЕЛКОМ), деятельность которой направлена на защиту морской среды Балтийского моря от всех источников загрязнений и поразмышляем об экологических проблемах Балтийского моря. При выполнении заданий вам дается полная свобода выбора пути, поступайте так, как вы чувствуете.

«Ваша группа – члены ХЕЛКОМ. Какая из проблем экологии Балтики является наиболее важной и требует решения в первую очередь (научного, материального, социального, политического и т.д.)? Аргументируйте свой ответ и предложите пути решения данной проблемы, т.е. выработайте программу действия на несколько ближайших лет. Умейте обосновать каждое свое утверждение, иначе приоритет отдастся проблеме, которую представляют другие представители ХЕЛКОМ (другие группы)».

Каждая группа получает пакет документов: краткая справка о работе ХЕЛКОМ, характеристика одной из экологических проблем Балтийского моря (см. приложение), чистые листы бумаги для создания  кластера (графический способ организации материала в виде блоков идей) своей программы действий

  1. Социализация – предъявление созданного интеллектуального продукта участниками занятия, выступление группы перед аудиторией. Создание общего кластера «Экологические проблемы Балтийского моря и пути их решения».

  1. Рефлексия – этап мастерской, в котором происходит отражение чувств, ощущений, анализ собственного состояния и интеллектуального уровня развития. Ребятам предлагается написать свои ощущения, а желающим озвучить их всему классу.

Заключительное слово учителя:

Сегодня у нас была уникальная возможность познакомиться с деятельностью Хельсинской комиссией, которая направлена на защиту морской среды Балтийского моря от различных источников загрязнений. Попробовали кратко рассмотреть экологические проблемы Балтики, а, главное, смогли разработать свои программы действия по решению этих проблем. Спасибо за качественную, продуктивную работу! Желаю вам успехов и удачи во всех ваших начинаниях! Благодарю за урок.  

ПАМЯТКА:

  1. Внимательно прочитайте текст «О ХЕЛКОМ» и развернутую информацию по предложенной вам экологической проблеме Балтийского моря;

  1. Обсудите в группе суть проблемы: выясните её причины и последствия;

  1. Каковы возможные пути решения экологической ситуации? P.S. Не забудьте, что вы представители «ХЕЛКОМ».

  1. Изобразите на карте Балтийского моря символами или опишите словами  причины, последствия и пути решения данной экологической проблемы;

  1. Обоснуйте свои выводы и решения.

  1. Придумайте плакат: «Мы выступаем против…»

                                    или «Мы выступаем за…»

О ХЕЛКОМ

Деятельность Хельсинской комиссии или ХЕЛКОМ направлена на защиту морской среды Балтийского моря от всех источников загрязнений и реализуется в рамках межправительственного сотрудничества Германии, Дании, Европейского сообщества, Латвии, Литвы, Польши, России, Финляндии, Швеции и Эстонии.

ХЕЛКОМ  является руководящим органом «Конвенции по защите морской среды Балтийского моря», известной под названием Хельсинская конвенция.

ХЕЛКОМ видит в будущем окружающую среду Балтийского моря как среду благоприятную для здоровья человека с разнообразными компонентами, сбалансировано функционирующими и оказывающими поддержку обширной экономической и социальной деятельности человека.

Для достижения этой цели прибрежные страны объединили свои усилия для совместной деятельности в рамках Хельсинской комиссии, действующей в качестве:

- инициатора реализации экологической политики для района Балтийского моря посредством разработки общих экологических целей и мероприятий для их выполнения;

- экологического центра по предоставлению информации о состоянии морской среды; эффективности предпринимаемых шагов по её защите; совместных инициативах и позициях, которые формируют основу для процесса принятия решений в рамках других международных форумов;

- органа для разработки соответствующих специфических потребностей Балтийского моря, своих собственных Рекомендаций, а также дополнительных Рекомендаций к мерам, предпринимаемым другими международными организациями;

- органа надзора, предназначенного для обеспечения выполнения экологических стандартов всеми странами Балтийского моря и странами его водосборного бассейна;

- координационного органа, организующего многосторонние ответные действия в случае возникновения крупных морских инцидентов.

Уже в течение трех десятилетий деятельность ХЕЛКОМ направлена на защиту морской среды Балтийского моря и, хотя она привела к улучшениям в различных областях, но ещё много предстоит сделать.

«Ваша группа – члены ХЕЛКОМ. Какая из проблем экологии Балтики является наиболее важной и требует решения в первую очередь (научного, материального, социального, политического и т.д.)? Аргументируйте свой ответ и предложите пути решения данной проблемы, т.е. выработайте программу действия на несколько ближайших лет. Умейте обосновать каждое свое утверждение, иначе приоритет отдастся проблеме, которую представляют другие представители ХЕЛКОМ (другие группы)».

Эвтрификация вод Балтийского моря.

          За 70 лет экологическая ситуация на Балтийском море резко ухудшилась, и по прогнозам специалистов при сохранении таких же темпов загрязнения уже через 10 лет воду нельзя будет использовать в пищевых целях, а фауна рискует исчезнуть навсегда.

          Этим летом мы все ещё раз имели возможность убедиться, как далеко зашёл процесс ЭВТРИФИКАЦИИ – накопление в водах биогенных элементов под воздействием антропогенных или природных факторов, проявившаяся в «цветении» воды из-за массового развития сине-зеленых водорослей, уменьшении прозрачности морской воды и, как следствие, снижении биологического разнообразия. Бурно размножающиеся водоросли при распаде потребляют много кислорода, в результате чего кислорода на дне становится все меньше, а при дефиците кислорода вещества разлагаются, выделяя губительный для морских обитателей сероводород. Сейчас концентрация сероводородных зон на дне крупнейших впадин Балтийского моря - Борнхольмской, Готландской и Гданьской настолько велика, что там не может существовать не один живой организм. Также, нехватка кислорода лимитирует рост и развитие живых существ на дне, что, в конце концов, уничтожает пищу для рыб. Разнообразие форм жизни в Балтийском море уменьшается, так как на настоящий момент отдельные участки морского дна мертвы, а некоторые биотопы (относительно однородные участки биоценоза) полностью уничтожены. Это, в свою очередь, привело к уменьшению численности особей одних видов, в то время, как численность других неконтролируемо увеличивается.

            Кроме того сине-зеленые водоросли во время своего цветения выделяют различные токсины, которые очень ядовиты для человека. Запрет на купание стал печальной реальностью на многих пляжах Швеции, Дании, Финляндии, Эстонии. Среди симптомов отравления человека сине-зелеными водорослями медики называют покраснение кожи и глаз, ухудшение самочувствия, расстройство желудка, жар, насморк, кашель, ломоту в мышцах, пересыхание губ и нарушение координации.

             Эвтрофикацию вызывают:

- сточные воды;

- фосфор и азот, составляющие отходы сельского хозяйства и рыболовства, которые поступают в результате смыва удобрений с полей и с коммунальными стоками городов, отходами некоторых предприятий.

             По уровню выброса в Балтийское море азота доля Польши составляет 27% от общего объема выбросов 9 стран, входящих в Балтийский регион. На втором месте находится Швеция – 17%, и затем Россия - 14%. По уровню сбросов фосфора Польша также лидирует – 35%, на долю России приходится 17%. Прежде всего такая разница связана с развитым в Польше сельским хозяйством. В реку Вислу попадает множество вредных веществ, а затем они выносятся в море. Международная конференция, с учетом развития производства стран, выработала нормы допустимых сбросов. Для России они составили 2,5 тонн фосфора и около 7 тысяч тонн азота. Самые высокие нормы даны Польше, так ежегодный выброс азота составляет более 60 тысяч тонн.

            Только городская система канализации Санкт-Петербурга ежегодно сбрасывает в акваторию реки Невы и Невской губы около 1500 млн.куб.м сточных вод, хотя в европейской части на данный момент, город имеет одни из лучших очистительные сооружения.

Значимая проблема Балтийского моря – загрязнение воды нефтью.

          Балтийском море. Здесь обнаружены нефтяные пленки, растворенные нефтяные углеводороды (НУ), эмульсии, нефтяные агрегаты. Ежегодно в море попадает 20—70 тыс. т нефти. Значительное количество НУ поступает с суши по рекам с промышленными, бытовыми, ливневыми стоками. Пленка нефти, которая покрывает поверхность водного зеркала, не пропускает кислород вглубь. Так же на поверхности воды накапливаются токсичные вещества, вредные для живых организмов, отравляющие их или поступающие в пищевую цепочку.

          Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря. В последнее время значительно увеличилось количество нефти, поступающей в море в результате аварийных разливов. С 1969 по 1995 г. в Балтийском море зарегистрировано 39 крупных аварий, когда выбросы нефти составляли 120 т и более от каждой. В среднем в год в Балтийском море происходит около трех аварийных разливов по 225 т каждый.

         Серьезными источниками загрязнения являются предприятия и организации, занимающиеся транспортировкой и утилизацией нефтепродуктов. Вероятно, потери нефти, связанные с аварийными ситуациями, будут увеличиваться, так как в нынешнем десятилетии объемы нефтеперевозок, по предварительным расчетам, могут возрасти до 177 млн т в год. Каждый год в Балтику попадает до 600 тысяч тонн нефти, в результате чего у побережья сопредельной Швеции содержание в воде нефтепродуктов превышает нормы в десять раз. Интенсивность движения судов грузоподъемностью до 5000 т, перевозящих нефтепродукты, составляет 8-10 судов в сутки, а годовой грузооборот нефтепродуктов достигает 5 млн.тонн. Многие суда, используемые для перегрузки нефтепродуктов, устарели, так как используются более 20 лет и не отвечают требованиям международной экологической безопасности. Уровень загрязнения заметно выше вдоль трасс нефтеперевозок, в местах интенсивного судоходства, в прибрежных акваториях и вблизи крупных городов. Интенсивность судоходства в восточной части Финского залива уже является одной из самых высоких в Мировом океане. За последние 10 лет грузооборот увеличился в несколько раз. Это связано с тем, что на берегах Финского залива создаются новые порты. К 2010 году общий риск разливов нефти на Балтийском море увеличился дополнительно на 40%, а в районе Финского залива – на 100%.

         Нефтяные углеводороды могут долго существовать в море, переноситься течениями на большие расстояния и многократно мигрировать из морской среды в донные отложения и обратно. Поэтому они оказывают токсическое воздействие на морские организмы и птиц. Вместе с продуктами моря нефтяные углеводороды могут поступать и в организм человека, вызывая раковые и другие заболевания.

        В целом следует отметить постепенное снижение загрязнения моря нефтяными углеводородами. Особенно это заметно по уменьшению количества нефтяных пленок на поверхности моря.

Экологическая проблема: накопление тяжелых металлов.

         Тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий, цинк, медь и др.), а также мышьяк относятся к числу распространенных и весьма токсичных загрязняющих веществ. По опасности они занимают второе место среди вредных веществ, уступая лишь пестицидам. Острый характер этого загрязнения определяется: высокой концентрацией соединений тяжелых металлов в прибрежных районах моря; образованием высокотоксичных металлорганических комплексов, которые включаются в абиотический компонент экосистемы и усваиваются гидробионтами; накоплением металлов морскими организмами в дозах, опасных для человека. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тысяч тонн, свинца – 3 тысячи тонн, кадмия – около 50 тонн, а ртути – 33 тонны, на 21 тысячу куб.км водного объема акватории.

         Основными источниками поступления тяжелых металлов в море являются сток с суши, поскольку применение их в различных производствах приводит к загрязнению промышленных сточных вод, а также атмосферный перенос. Среди тяжелых металлов наибольшее количество составляют цинк, свинец и медь, меньше поступает ртути и кадмия. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тысяч тонн, свинца – 3 тысячи тонн, кадмия – около 50 тонн, а ртути – 33 тонны, на 21 тысячу куб.км водного объема акватории. Причем приток металлов, обусловленный антропогенной деятельностью, уже превосходит естественный вынос многих металлов реками. Однако в целом содержание тяжелых металлов в водах, за исключением некоторых гаваней, не превышает допустимый уровень.

         После поступления в море тяжелые металлы накапливаются в донных отложениях. Интенсивное накопление цинка и свинца происходит в водорослях и беспозвоночных, цинка и ртути — в рыбах. Обнаружить влияние тяжелых металлов на различные организмы удается далеко не всегда.

        Кроме того, известны случаи захоронения токсичных металлов на дне Балтийского моря в контейнерах. Было обнаружено высокое содержание мышьяка в водах южной Балтики, и это привело к открытию, что почти 60 лет назад в бетонных контейнерах было затоплено 7000 т мышьяка — количество, достаточное, чтобы при соответствующем применении трижды убить население земного шара.

Экологическая проблема: накопление органических веществ.

        Хлорорганические углеводороды являются одними из наиболее распространенных и вместе с тем опасных загрязняющих веществ в Балтийском море. Они отличаются устойчивостью во времени, способностью накапливаться и передаваться практически всеми морскими организмами. Установлено, что ежегодное поступление, например, полихлорированных бифенилов (ПХБ) составляет 8 т. При этом в процессе водообмена с Северным морем из Балтики удаляется около 3,5 т ПХБ. Концентрация полихлорированных бифенилов (ПХБ) в Балтике в несколько раз выше, чем в Северном море и открытом океане, поскольку их продолжают использовать при производстве пластмасс, красителей, трансформаторов, конденсаторов. Наиболее загрязнены ПХБ и пестицидами южные части моря, особенно Гданьский залив, Датские проливы и акватории крупных портов.

        Присутствие в морской среде хлорорганических соединений наносит ей непоправимый ущерб. Они являются чуждыми морской среде веществами, в большинстве своем ядовиты, медленно разлагаются и аккумулируются в жировых тканях морских организмов, поэтому опасны даже в малых дозах. Хлорированные углеводороды имеют сравнительно небольшой объем использования. В основном они применяются в качестве пестицидов в ряде отраслей промышленности (целлюлозно-бумажной, текстильной).

        Одним из наиболее распространенных и вместе с тем опасных пестицидов является ДДТ, производство которого в настоящее время прекращено всеми странами, в том числе и Россией. Хотя концентрация пестицида ДДТ перестала увеличиваться, его содержание в Балтийском море в 5 раз выше, чем в среднем в Мировом океане, так как это запрещенное в странах Балтии загрязняющее вещество продолжает поступать сюда путем атмосферного переноса из тропиков и субтропиков. ДДТ токсичный для человека, животных и рыб, поражает главным образом, центральную и периферическую нервные системы и печень. Концентрация ряда вредных веществ, вызывающих рак и врожденные дефекты у детей, особенно в сельдевых и лососевых рыбах, превышает уровень, разрешенный Евросоюзом для пищевых продуктов.

Экологическая проблема, связанная с развитием атомной энергетики.

          Радиоактивное загрязнение Балтийского моря связано с четырьмя источниками: Чернобыльской аварией в апреле 1986 г., испытаниями ядерного оружия в 1960-е гг., сливами ядерных отходов французскими и английскими заводами в пролив Ла-Манш и Ирландское море и ядерными установками, расположенными в районах стоков в Балтийское море. Балтийский регион характеризуется сложной радиационной обстановкой, связанной с наличием и функционированием множества ядерно- и радиационно-опасных предприятий и объектов. Так, например, в акватории Балтийского моря размещены 12 шведских, 4 финских и 19 немецких действующих энергоблоков, в Финском заливе – Ленинградская АЭС. На побережье создаются, базируются и ремонтируются атомные подводные лодки и наземные суда, часть которых подлежит утилизации. Кроме того в глубинах Балтийского моря лежит несколько затонувших ядерных подводных лодок. Все это привело к тому, что в рыбе, выловленной в Балтийском море, содержание стронция и цезия в 5 раз превышает норму.

           Другим важным источником искусственных радионуклидов стали глобальные выпадения после проведения испытаний ядерного оружия.  Радионуклиды из этого источника более равномерно распределялись по акватории Балтийского моря. В этих выпадениях доминировали 137Cs и 90Sr в соотношении около 1,6. Сбросы заводов по переработке ядерного топлива в Селлафилде и Ла Аге оказали влияние на содержание радионуклидов в Балтийском море через поступление загрязненной морской воды через датские проливы. Однако в связи со значительным сокращением сбросов в Селлафилде и Ла Аге в последние годы эти источники играют все менее и менее заметную роль. Наименее существенное влияние на содержание искусственных нуклидов в Балтике оказывают сбросы ядерных предприятий, расположенных в дренажном бассейне Балтийского моря.  Большинство нуклидов может быть зарегистрировано только в непосредственной близости от источника загрязнения.  Общее содержание 137Сs в Балтийском море увеличилось в 1986 г. более чем в10 раз и затем уменьшилось в половину к 1991 г. вследствие процессов седиментации (оседание взвешенных частиц в водном объекте под действием силы тяжести) и выноса за пределы региона. В 1991 г. концентрация 137Сs в Балтийском море была существенно выше, чем в любых других шельфовых морях мира, как, например,  в центральной части Северного моря,  где средний уровень достигал значений около 20 Бк/м3. В настоящее время наибольшее количество искусственных радионуклидов сосредоточено в донных отложениях. Накапливают радиоактивные вещества и живые организмы. При употреблении морепродуктов они попадают в организм человека.

Затопление и захоронение устаревших бомб, снарядов, химических боеприпасов.

         Проблема химических вооружений, затопленных в Балтийском море, становится важнейшей экологической проблемой Балтики, проблемой выживания населения стран Балтийского моря. Сегодня уже никто из проживающих здесь не может сказать, что это проблема его не касается.После окончания Второй мировой войны по совместному решению стран антигитлеровской коалиции (СССР, Великобритания и США) и в соответствии с решением Постдамской конференции 1951 года в различных районах Балтики, а также в проливах, соединяющих Балтийское море с Северным морем, было затоплено химическое оружие и боеприпасы (авиабомбы, снаряды и мины, начиненные ипритом, фосгеном, табуном, кларком, адамситом, люизитом, арсиновым маслом).
                  По уже имеющимся данным, обнаруженное в Германии химическое оружие, американскими и английскими оккупационными войсками было затоплено в четырех районах прибрежных акваторий Западной Европы: на норвежском глубоководье близ города Арендаль; в Скагерраке близ шведского порта Люсечиль; между датским островом Фюн и материком; близ Скагена, крайней северной точки Дании. Всего в шести районах акваторий Балтийского моря на морском дне лежит 302875 тонн отравляющих веществ. 
Первыми (как ни странно) забили тревогу ученые России. Уже не раз медики били тревогу по поводу кожных заболеваний, возникающих после купания в акваториях Балтийского моря Финского залива. Их симптомы удивительно напоминают поражение небольшими дозами кожно-нарывных газов. Ученые утверждают, что под слоем воды этот яд может сохраняться годами, не теряя своей токсичности. Люизит разлагается водой, но при этом превращается в другое, не менее токсичное вещество, которое в виде нерастворимой в воде взвеси начинает разноситься течениями по всем окрестностям. Кроме того, люизит содержит ядовитый мышьяк, накапливаемый планктоном и попадающий затем в организмы рыб. Последние исследования английских генетиков показали, что иприт и люизит на уровне отдельных молекул обладают мутагенными и канцерогенными свойствами. То есть даже бесконечно малые их дозы способны вызвать в человеческом организме такие серьезные нарушения как сбои генетического кода и вызвать онкологические заболевания. Иприт и люизит даже в ничтожных концентрациях нарушают работу генов, вызывая заболевания, напоминающие лучевую болезнь. В этом они сродни радиации и потому их воздействие на организм человека окрестили "лучевыми газами".
          По результатам исследований об опасности химического заражения Балтийского моря предупредили мировое сообщество специалисты МЧС России и ученые производившие исследования. Наиболее реальную опасность для окружающей среды на сегодня представляет Лусикильское захоронение немецких трофейных химических боеприпасов на Балтике. Ученые с помощью телеуправляемого глубоководного аппарата провели осмотр затопленных судов. Оказалось, что из разрушенных коррозией оболочек боеприпасов на глубинах 190-215 метров уже постоянно поступают в воду отравляющие вещества. Сейчас эксперты уже не исключают вероятности «залпового» выброса химических отравляющих веществ и продуктов их трансформации. Да и другие захоронения могут оказаться опасными. В зоне очагов поражения могут оказаться густонаселенные районы Норвегии, Дании, Швеции, Германии, Польши, России, Литвы, Латвии и Эстонии.

           Проблему можно решить лишь объединенными усилиями многих заинтересованных и причастных государств. Комиссия по охране окружающей среды стран ЕС в 2005 году, выделила 2,2 миллиона евро на осуществление проекта MERCW, который показал наличие мертвой зоны в Бартольской впадине под действием химического оружия.

Рефлексия:

  1. Что больше всего понравилось?
  2. Трудно ли было работать по данной теме?
  3. Как происходил поиск решений внутри вашей группы?
  4. Почувствовал ли ответственность за принятые решения?
  5. Легко ли было решать экологические проблемы в роли представителей «ХЕЛКОМ»?
  6. Как ты думаешь, важно ли знакомить ребят с экологическими проблемами Балтики?
  7. Узнал ли ты что-нибудь новое?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - презентация "Экологические проблемы Черного моря и пути их решения"

Интегрированный урок - презентация (история - английский язык) с применением новых текстовых стратегий....

Экологические проблемы Балтийского моря

Сегодня у нас будет уникальная возможность познакомиться с деятельностью Хельсинской комиссией, которая направлена на защиту морской среды Балтийского моря от различных источников загрязнений, а также...

Методическая разработка урока английского языка по теме Экологические проблемы Краснодарского края. Природа и экология Черного моря

Экологическое образование в техникуме реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у студентов экологической культуры. Для экологизации английского языка были разработаны принципы о...

Проект по теме "Экологические проблемы Каспийского моря"

Каспийское море – это внутренний замкнутый водоем. Как и многие другие водные объекты, он подвержен значительной антропогенной нагрузке, на его экологическое состояние влияют многие фактор...

Проект по теме "Экологические проблемы Каспийского моря"

Каспийское море – это внутренний замкнутый водоем. Как и многие другие водные объекты, он подвержен значительной антропогенной нагрузке, на его экологическое состояние влияют многие факторы, как приро...

Урок английского языка по теме "Экологические проблемы Черного моря" ("Ecological problems of the Black sea") (8 класс)

Конспект урока английского языка по теме "Экологические проблемы Черного моря" представляет разработку урока для логически завершенного дня в 8 классе на тему "Россия - морская держава". К конспекту и...

Презентация к уроку английского языка "Экологические проблемы Черного моря" (8 класс)

Данная презентация подготовлена к интегрированному уроку в рамках логически завершенного дня по теме "Россия - морская держава" в 8 классе. Предметом презентации является рассмотрение глобальных эколо...