рабочая программа по географии 8-9 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

 

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии.Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомитель­ных функций он сильнейшим образом влияет на ста­новление мировоззрения и личностных качеств уча­щихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и стра­ны» и завершает цикл географического   образования в  основной школе.

            Главная цель данного курса— формирование це­лостного представления об особенностях природы, на­селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль­туре своей страны и населяющих ее народов, выработ­ка умений и навыков адаптации и социально-ответст­венного поведения в российском пространстве; разви­тие географического мышления.

             Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей стра­ны н ее многообразии и целостности на основе комп­лексного подхода и показа взаимодействия основ­ных компонентов: природы, населения, хозяйства:
  • сформировать представление о России как цело­стном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географическо­го пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  •  показать  большое  практическое  значение  гео­графического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и про­цессов в нашей стране, а также географических ас­пектов важнейших современных социально-эконо­мических проблем России и ее регионов;
  • вооружить школьников необходимыми  практи­ческими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статис­тическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностиче­скими, природоохранными и поведенческими;
  • развивать  представление  о  своем   географиче­ском регионе, в котором локализуются и развива­ются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края, научить срав­нивать его с другими регионами России и с различ­ными регионами мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

8 – 9 класс

Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе примерной программы:

  1. Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII – IX)  классы .- М., «Дрофа», 2007 г.
  1. Закон РФ «Об образовании» №  3266-1 ФЗ   от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

Место курса в системе школьного географическо го образования, его цели и задачи.

        Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечест венной школе на протяжении уже нескольких деся тилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существен но видоизменялись. С середины 60-х гг. это был един ственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвя занные, но фактически обособленные блоки сущест вуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Насе ление и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономиче ские изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затрону ли и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, кото рые произошли в мире и стране, ни новых целей и за дач, которые стоят перед Россией в третьем тысячеле тии.

        В настоящее время в школе существует два подхо да к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8   классе  курса   «География   России.   Природа»,   а   в 9  классе курса  «География России.   Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь,  можно выделить две разновидности.

        Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комп лексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.

        Вторая разновидность только  начинает формироваться.  Структуризация   материала  здесь  несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изу чается   география   природоэксплуатирующих отрас лей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.

        Для   реализации   и   первого,   и   второго   подходов  созданы  необходимые   условия:   существуют  необходимые   комплексы   учебников   и   учебных   пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный    и    апробированный    учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхо да. Это вполне понятно, поскольку реальное становле ние  курса  «География   России»   как страноведческого    произошло   сравнительно    недавно   —   в   конце 90-х гг. XX в.

         Следует особо подчеркнуть, что Министерство об разования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любо го администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программ но-методические материалы. География. 6 — 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — 3-е изд., перераб. — М.: Дро фа, 2000).  

        Поэтому построение современной системы обуче ния по курсу «География России» невозможно на ос нове ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структу ры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, эко логизация, экономизация и др., таких научно-мето дических подходов, как территориальный, комплекс ный, типологический, исторический и т. д.

        Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомитель ных функций он сильнейшим образом влияет на ста новление мировоззрения и личностных качеств уча щихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и стра ны» и завершает цикл географического   образования в  основной школе.

        Главная цель данного курса — формирование це лостного представления об особенностях природы, на селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль туре своей страны и населяющих ее народов, выработ ка умений и навыков адаптации и социально-ответст венного поведения в российском пространстве; разви тие географического мышления.

        

         Основные задачи курса:

  1. сформировать географический образ своей стра ны н ее многообразии и целостности на основе комп лексного подхода и показа взаимодействия основ ных компонентов: природы, населения, хозяйства:
  2. сформировать представление о России как цело стном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географическо го пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  3.  показать  большое  практическое  значение  гео графического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и про цессов в нашей стране, а также географических ас пектов важнейших современных социально-эконо мических проблем России и ее регионов;
  4. вооружить школьников необходимыми  практи ческими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статис тическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностиче скими, природоохранными и поведенческими;
  5. развивать  представление  о  своем   географиче ском регионе, в котором локализуются и развива ются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  6. создать образ своего родного края, научить срав нивать его с другими регионами России и с различ ными регионами мира.

        

        Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

        Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

        Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит  136 часов (по 68 часов в 8кл.  и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.

        В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы,  работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

        

        Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательского методов обучения.

        Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

        

        В структурном отношении курс состоит из введения и 6 разделов: 1 - «Россия на карте мира», 2 - «Природа России», 3-  «Население России»,  4 и 5- «Хозяйство России», 6 – « География крупных регионов России».

Учебно-тематический план

раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

1.

Особенности географического положения России

12

3

2.

Природа России.

30

9

3.

Население России.

10

3

4.

Хозяйство России.

34

7

а

Первичный сектор экономики

18

3

б

Вторичный сектор экономики

12

4

в

Третичный сектор экономики

4

5.

Регионы России.

48

7

а

Районирование России

1

1

б

Европейская Россия

31

3

в

Азиатская Россия

16

3

6.

Россия в современном мире.

6

ИТОГО

140

29

        * Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя -  как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

        Практические работы в курсе изучения «Географии России» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования  знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Особенности географического положения России (12 часов)

  1. Что изучает география России. Этапы и методы географического изучения территории.

  1. Географическое положение России. «Визитная карточка» России: территория, и акватория. Особенности и виды географического положения России

  1. Особенности физико-географического положения России. Крайние точки России.

  1. Экономико-  и транспортно-географическое положение России. Соседи России. Сравнение географического положения России и других государств.

  1. Геополитическое , этнокультурное и эколого-географическое положение России.

  1. Государственная территория России.

  1. Формирование и освоение государственной территории России

  1. Российские пространства: вопросы и проблемы; воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

  1. Границы России. Типы и виды границ.

  1. Сухопутные и морские границы. Соседи России

  1. Россия на карте часовых поясов.

  1. Особенности административно-территориального устройства России. Федеративное устройство страны. Равноправные субъекты Федерации: разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы

  1. Характеристика географического положения России

  1. Сравнение гео графического по ложения России и других стран

  1. Определение по ясного времени для разных пунк тов России

Природа России (30часов) 

  1. Геологическая история и геологическое строение территории России. Понятие о природных условиях и ресурсах. Природный и экологический потенциал России. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения: основные тектонические структуры.

  1. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. 

  1. Изменение рельефа России. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений, вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенение.

  1. Стихийные природные явления в литосфере.

  1. Человек и литосфера. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком.

  1. Обобщающее повторение. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

  1. Факторы, определяющие климат России: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны

  1. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны.

  1. Сезонность климата.

  1. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

  1. Комфортность климатических условий. Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей.

  1. Обобщающее повторение. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

  1. Разнообразие внутренних вод России.  Виды вод суши на территории страны. Реки. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек.

  1. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

  1. Водные ресурсы и человек. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни и развитии хозяйства России. Неравномерность распределения водных ресурсов, рост их потребления, загрязнение. Пути сохранения качества водных ресурсов.

  1. Обобщающее повторение. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона.

  1. Образование почв и их разнообразие. Почва -  особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии.

  1. Закономерности распространения почв. Размещение основных типов почв.

  1. Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация, борьба с эрозией и загрязнением.

  1. Обобщающее повторение. Особенности почв своего региона и своей местности.

  1. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие и факторы, его определяющие.

  1. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

  1. Разнообразие природных комплексов. Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК)

  1. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов

  1. Характеристика арктических  пустынь, тундр и лесотундр.

  1. Характеристика лесов, лесостепей и степей.

  1. Характеристика полупустынь и пустынь.

  1. Природные ресурсы природных зон, их использование. Экологические проблемы.

  1. Высотная поясность.

  1. Заповедники. Памятники всемирного природного наследия.

Практические работы

  1. Выяснение зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых

  1. Выявление по картам  закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны.

  1. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

  1. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

  1. Составление ха рактеристики реки с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

  1. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных  с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

  1. Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

  1. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

  1. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей компонентов природы в разных природных зонах.

Население России (10 часов)

  1. Численность населения России в сравнении с другими странами.

  1. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX B XXI вв. основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

  1. Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.
  2. Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как  специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений.
  3. Языковой состав населения. География религий.
  4. Особенности расселения  населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения.

  1. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.
  2. Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
  3. Трудовые ресурсы России. Неравномерность  распределения трудоспособного населения по территории страны.
  4.  Географические различия в  уровне занятости и уровне  жизни населения России, факторы их определяющие.

Практические работы

  1. Анализ карт населения.

  1. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

  1. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Хозяйство России (34 часа)

Первичный сектор  экономики – добывающие отрасли (18 часов)

  1. Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий.  
  2. Отраслевая структура функциональная  и территориальная структуры хозяйства, их особенности.
  3. Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей.
  4.  Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России.
  5.  Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования.
  6. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами.
  7. Основные ресурсные базы.
  8. Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей.
  9.  Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура.
  10. Земледелие и животноводство. География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства.
  11. Садоводство и виноградарство.
  12. Лесное хозяйство.  Российские леса – важная часть ее национального богатства.
  13. Роль леса в российской экономике.
  14. География лесного хозяйства.
  15.  Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.
  16. Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла.

 

  1. Основные рыбопромысловые бассейны.

  1. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки.

Практические работы

  1. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

  1. Группировка отраслей по различным показателям

  1. Оценка природно – ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырье (12 ч)

  1. Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей.  Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его  развития.
  2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в  хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов.
  3. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы.  Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.
  4. Машиностроение. Состав, место и значение в  хозяйстве.  Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо-  и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.
  5. Металлургия. Состав, место и значение в  хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов.  

  1. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.  

  1. Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.  

  1. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
  2. Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.
  3. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие  лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
  4. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.
  5. Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.

Практические работы

  1. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим данным

  1. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим данным

  1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам

  1. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур и главных районов животноводства

Третичный сектор экономики - отрасли, производящие разнообразные услуги (4 ч)

  1. Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей.  Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его  развития.
  2. География  коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.
  3. География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.
  4. География социальной сферы.        Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного  и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Регионы России (48 ч)

Районирование России (1 ч)

  1. Зачем райониро вать территорию страны

Практические работы

  1. Анализ разных видов районирования России.

Европейская Россия (Западный макрорегион) (31 ч)

  1. Общая характеристика Европейской России.

  1. Европейский Север. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического  и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и  рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

  1. Основные историко-географические этапы формирования района, региона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,  национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
  2. Место и роль района, региона  в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты  основных  экономических, социальных и экологических проблем района, региона.  Внутренние природно-хозяйственные различия.
  3. Северо-Западный район. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического  и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

  1. Специфика природы: геологическое строение и  рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

  1. Основные историко-географические этапы формирования района, региона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,  национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
  2. Место и роль района, региона  в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты  основных  экономических, социальных и экологических проблем района, региона.  Внутренние природно-хозяйственные различия.
  3. Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада.

  1. Центральная Россия. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического  и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и  рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

  1. Основные историко-географические этапы формирования района, региона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,  национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
  2. Московская столичная агломерация

  1. Место и роль района, региона  в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты  основных  экономических, социальных и экологических проблем района, региона.  Внутренние природно-хозяйственные различия.
  2. Европейский Юг. . Состав района, региона. Особенности географического, геополитического  и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

  1. Специфика природы: геологическое строение и  рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

  1. Основные историко-географические этапы формирования района, региона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,  национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
  2. Место и роль района, региона  в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты  основных  экономических, социальных и экологических проблем района, региона.  Внутренние природно-хозяйственные различия.
  3. Поволжье. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического  и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и  рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

  1. Основные историко-географические этапы формирования района, региона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,  национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
  2. Место и роль района, региона  в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты  основных  экономических, социальных и экологических проблем района, региона.  Внутренние природно-хозяйственные различия.
  3. География своей области. Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. 1

  1. Оценка природных ресурсов и их использования.

  1. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства.

  1. Характеристика внутренних различий районов и городов.

  1. Особенности экономики областного центра.

  1. Достопримечательности. Топонимика.
  2. Урал. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического  и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

  1. Специфика природы: геологическое строение и  рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

  1. Основные историко-географические этапы формирования района, региона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,  национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
  2. Место и роль района, региона  в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.
  3.  Географические аспекты  основных  экономических, социальных и экологических проблем района, региона.  Внутренние природно-хозяйственные различия.

Практические работы

  1. Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.
  2. Выявление и анализ условий для развития  хозяйства районов, регионов.
  3. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

Азиатская Россия (Восточный макрорегион) (16 ч)

  1. Азиатская Россия. Общая характеристика

  1. Западная Сибирь. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического  и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

  1. Специфика природы: геологическое строение и  рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

  1. Основные историко-географические этапы формирования района, региона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,  национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
  2. Место и роль района, региона  в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты  основных  экономических, социальных и экологических проблем района, региона.  Внутренние природно-хозяйственные различия.
  3.  Восточная Сибирь. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического  и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

  1. Специфика природы: геологическое строение и  рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

  1. Основные историко-географические этапы формирования района, региона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,  национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
  2. Место и роль района, региона  в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты  основных  экономических, социальных и экологических проблем района, региона.  Внутренние природно-хозяйственные различия.
  3. Кузнецко-Алтайский подрайон.

  1. Ангаро-Енисейский подрайон.

  1.  Забайкальский подрайон.

  1. Дальний Восток. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического  и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

  1. Специфика природы: геологическое строение и  рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

  1. Основные историко-географические этапы формирования района, региона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,  национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
  2. Место и роль района, региона  в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты  основных  экономических, социальных и экологических проблем района, региона.  Внутренние природно-хозяйственные различия.

Практические работы

  1. Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.
  2. Выявление и анализ условий для развития  хозяйства районов, регионов.
  3. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

Россия в современном мире (6 ч)

  1. Место России среди стран мира.

 

  1. География государств нового зарубежья.

  1.  Оценка их исторических, политических,  экономических и культурных связей с Россией.

  1. Россия и страны СНГ.

  1. Взаимосвязи России с другими странами мира.

  1.  Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

В рабочую программу внесены следующие изменения:

1 – Раздел «География своей республики (края, области)» не изучается отдельно. Темы уроков данного раздела изучаются в разделе «Регионы России» (Европейская Россия), т.к. Мурманская область находится в Европейской части России»

Критерии оценки учебной деятельности по географии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче ского материала, но испытывали затруднения при самостоя тельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Учебно-методический комплект / Литература

Программа

  1. Примерные программы  для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы.- М., «Дрофа», 2007 г.

литература

Базовый учебник

  1. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.
  2. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.2: География России: Хозяйство и географические районы. 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.

Методическое пособие для ученика

  1. Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь  с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Сиротин В.И. География России. 9 класс. Рабочая тетрадь  с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2009.
  3. География России.  8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.
  4. География России.  9 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.




Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  8 КЛАСС

Дата

Теоретическая часть

Знания/умения

Практическая часть

Домашнее задание

Особенности географического положения России (12 часов)

Что изучает география России. Этапы и методы географического изучения территории.

Называть предмет изу-

чения географии Рос-

сии;

основные средства и

методы получения гео-

графической информа-

ции.

Объяснять роль гео-

графических знаний в

решении социально-

экономических, эколо-

гических проблем

страны

Географическое положение России. «Визитная карточка» России: территория, и акватория. Особенности и виды географического положения России

№1

Характеристика географического положения России

Особенности физико-географического положения России. Крайние точки России.

Экономико-  и транспортно-географическое положение России. Соседи России. Сравнение географического положения России и других государств.

№2

Сравнение гео графического по ложения России и других стран

Геополитическое , этнокультурное и эколого-географическое положение России.

Государственная территория России.

Российские пространства: вопросы и проблемы; воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

Границы России. Типы и виды границ.

Называть пограничные

государства; особенно-

сти географического

положения, размеры

территории, морские и

сухопутные границы

России 

Определять географи ческое положение объ ектов.

Описывать географи ческое положение стра ны Объяснять влияние географического поло жения на природу, хо зяйство

Сухопутные и морские границы. Соседи России

Россия на карте часовых поясов.

Называть и показы вать субъекты Россий ской Федерации, границы часовых поя сов.

Определять разницу в поясном времени.

№3

Определение по ясного времени для разных пунк тов России

Особенности админисративно-территориального устройства России. Федеративное устройство страны. Равноправные субъекты Федерации: разнообразие. Федеральные округа.

Природа России (30часов)

Геологическая история и геологическое строение территории России. Понятие о природных условиях и ресурсах. Природный и экологический потенциал России. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения: основные тектонические структуры.

Называть и показы вать основные геологи ческие эры, структуры земной коры, сейсмиче ски опасные территории

Объяснять образова ние и размещение форм рельефа, закономерно сти размещения наибо лее крупных месторож дений полезных иско паемых

Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. 

№4

Выяснение зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых

Изменение рельефа России. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений, вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенение.

Стихийные природные явления в литосфере.

Человек и литосфера. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком.

Обобщающее повторение. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Факторы, определяющие климат России: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны

Называть климатооб-разующие факторы, особенности погоды в циклонах и антицикло нах. Определять погоду по синоптическим картам. Объяснять образование атмосферных фронтов, циклонов и антицикло нов, их влияние на со стояние погоды, образо вание смога; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную де ятельность человека; как составляют прогноз погоды

№5

Выявление по картам  закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны.

№6

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Сезонность климата.

№7

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Комфортность климатических условий. Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей.

Обобщающее повторение. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Разнообразие внутренних вод России.  Виды вод суши на территории страны. Реки. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек.

Знать распределение рек страны по бассей нам океанов; основные области со временного оледенения  крупные ледники. \

Объяснять распро странение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком

№8

Составление ха рактеристики реки с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

№9

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных  с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Водные ресурсы и человек. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни и развитии хозяйства России. Неравномерность распределения водных ресурсов, рост их потребления, загрязнение. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Обобщающее повторение. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона.

Образование почв и их разнообразие. Почва -  особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии.

Знать зональные типы

почв, их главные свой-

ства, примеры мелиора-

ции земель в разных

зонах и регионах.

Объяснять почвообра-

зовательные процессы

Закономерности распространения почв. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация, борьба с эрозией и загрязнением.

Обобщающее повторение. Особенности почв своего региона и своей местности

№10

Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие и факторы, его определяющие.

Знать основные виды растительности расти тельного и животного мира.

Объяснять особенно сти растительного и животного мира при родных зон

№11

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Разнообразие природных комплексов. Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК)

Объяснять разнообра зие природных ком плексов на территории страны.

Оценивать изменение природных объектов под воздействием при родных и антропоген ных факторов

№12

Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей компонентов природы в разных природных зонах.

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов

Характеристика арктических  пустынь, тундр и лесотундр.

Характеристика лесов, лесостепей и степей.

Характеристика полупустынь и пустынь.

Природные ресурсы природных зон, их использование. Экологические проблемы.

Высотная поясность.

Заповедники. Памятники всемирного природного наследия.

Население России (10 часов)

Численность населения России в сравнении с другими странами.

Знать:

Численность населения России,  основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий,  половой и возрастной состав населения страны,  народы и религии России, языковой состав населения,  особенности расселения  населения,  миграции населения России,  трудовые ресурсы России

Уметь:

Анализировать карты,  определение и анализ основных статистических показателей, выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

№13

Анализ карт населения.

Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX B XXI вв. основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

№14

Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как  специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений.

№15

Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Языковой состав населения. География религий.

Особенности расселения  населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения.

Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность  распределения трудоспособного населения по территории страны.

Географические различия в  уровне занятости и уровне  жизни населения России, факторы их определяющие.

Хозяйство России (34 часа)

Первичный сектор  экономики – добывающие отрасли (18 часов)

Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий.  

Называть важнейшие природ-

но-хозяйственные объекты

страны.

Объяснять изменение пропор-

ций между сфе рами, сектора-

ми, меж отраслевыми комплек -

сами и отраслями в структуре хозяйства

Отраслевая структура функциональная  и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

№16

Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей.

Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России.

Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования.

№17

Оценка природно – ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами.

№18

Группировка отраслей по различным показателям

Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей.

Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура.

Земледелие и животноводство. География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства.

Садоводство и виноградарство.

Лесное хозяйство.  Российские леса – важная часть ее национального богатства.

Роль леса в российской экономике.

География лесного хозяйства.

Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла.

Основные рыбопромысловые бассейны.

Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки.



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  9  КЛАСС

Дата

Теоретическая часть

Знания/умения

Практическая часть

Домашнее задание

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырье (12 ч)

Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей.  Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его  развития.

Знать/понимать ос новные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Рос сийской Федерации.

Уметь находить в разных ис точниках и анализиро вать информацию, не обходимую для изуче ния географических объектов и явлений, их обеспеченности при родными и человече скими ресурсами, хо зяйственного потенциа ла, экологических проблем районов раз ной специализации, центров производства важнейших видов про дукции, основных ком муникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономиче ских связей России, со ставлять краткую географическую харак теристику разных тер риторий на основе раз нообразных источников географической инфор мации и форм ее пред ставления; использовать приобретенные знания и умения в практиче ской деятельности и повседневной жизни

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в  хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов.

№1

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим данным

№2

Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим данным

Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы.  Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Машиностроение. Состав, место и значение в  хозяйстве.  Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо-  и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.

№3

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам

Металлургия. Состав, место и значение в  хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов.  

Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.  

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.  

Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.

Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие  лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

№4

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур и главных районов животноводства

Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.

Третичный сектор экономики - отрасли, производящие разнообразные услуги (4 ч)

Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей.  Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его  развития.

Знать/понимать ос новные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практиче ской деятельности и повседневной жизни

География  коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.

География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного  и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Регионы России (48 ч)

Районирование России (1 ч)

Зачем райониро вать территорию страны

№5

Анализ разных видов районирования России.

Европейская Россия (Западный макрорегион) (31 ч)

Общая характеристика Европейской России.

Знать/понимать ос новные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов.

Уметь выделять, опи сывать и объяснять су щественные признаки географических объек тов и явлений; находить в разных ис точниках и анализиро вать информацию, необходимую для изучения географических объ -ектов и явлений, ихобеспечен- ности природными и человече-

скими ресурсами, хозяйственного потенциала, эко- логических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирова-

ние культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуника- ций и их узлов, внутригосударст- венных и внешних экономических связей, а также крупнейших регионов истран мира; составлять

краткую географическую харак –теристику разных территорий на

основе разнообразных источников географической информации и

форм ее представления;исполь- зовать приобретенные знания и умения в практической деятель- ности и повседневной жизни

Европейский Север. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического  и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и  рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

№6

Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство

Основные историко-географические этапы формирования района, региона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,  национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона  в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты  основных  экономических, социальных и экологических проблем района, региона.  Внутренние природно-хозяйственные различия.

Северо-Западный район. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического  и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Знать/понимать ос новные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов.

Уметь выделять, опи сывать и объяснять су щественные признаки географических объек тов и явлений; находить в разных ис точниках и анализиро вать информацию, необходимую для изучения географических объ -ектов и явлений.

Специфика природы: геологическое строение и  рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

№7

Выявление и анализ условий для развития  хозяйства районов, регионов.

Основные историко-географические этапы формирования района, региона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,  национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона  в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты  основных  экономических, социальных и экологических проблем района, региона.  Внутренние природно-хозяйственные различия.

Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада.

Центральная Россия. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического  и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и  рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Знать/понимать ос новные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов.

Уметь приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирова-

ние культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуника- ций и их узлов, внутригосударст- венных и внешних экономических связей.

№8

Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

Основные историко-географические этапы формирования района, региона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,  национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Московская столичная агломерация

Место и роль района, региона  в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты  основных  экономических, социальных и экологических проблем района, региона.  Внутренние природно-хозяйственные различия.

Европейский Юг. . Состав района, региона. Особенности географического, геополитического  и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Знать/понимать ос новные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов.

Уметь приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирова-

ние культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуника- ций и их узлов, внутригосударст- венных и внешних экономических связей.

Специфика природы: геологическое строение и  рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Основные историко-географические этапы формирования района, региона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,  национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона  в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты  основных  экономических, социальных и экологических проблем района, региона.  Внутренние природно-хозяйственные различия.

Поволжье. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического  и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и  рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Знать/понимать ос новные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов.

составлять

составлять

Уметь краткую географическую характеристику разных территорий наоснове разнообразных источников географической информации и

форм ее представления

Основные историко-географические этапы формирования района, региона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,  национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона  в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты  основных  экономических, социальных и экологических проблем района, региона.  Внутренние природно-хозяйственные различия.

География своей области. Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения.

Знать/понимать ос новные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов.

Уметь выделять, опи сывать и объяснять су щественные признаки географических объек тов и явлений; находить в разных ис точниках и анализиро вать информацию, необходимую для изучения географических объ -ектов и явлений, ихобеспечен- ности природными и человече-

скими ресурсами

Оценка природных ресурсов и их использования.

Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства.

Характеристика внутренних различий районов и городов.

Особенности экономики областного центра.

Достопримечательности. Топонимика.

Урал. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического  и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Знать/понимать ос новные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов.

Уметь выделять, опи сывать и объяснять су щественные признаки географических объек тов и явлений

Специфика природы: геологическое строение и  рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Основные историко-географические этапы формирования района, региона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,  национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона  в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации

 

Географические аспекты  основных  экономических, социальных и экологических проблем района, региона.  Внутренние природно-хозяйственные различия.

Азиатская Россия (Восточный макрорегион) (16 ч)

Азиатская Россия. Общая характеристика

Знать/понимать ос новные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов.

Уметь выделять, опи сывать и объяснять су щественные признаки географических объек тов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необхо димую для изучения географических объек тов и явлений, их обес печенности природны ми и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человекак условиям окружаю-

щей среды, ее влияния на формирование культуры народов

Западная Сибирь. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического  и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

№9

Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

Специфика природы: геологическое строение и  рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Основные историко-географические этапы формирования района, региона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,  национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона  в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты  основных  экономических, социальных и экологических проблем района, региона.  Внутренние природно-хозяйственные различия.

Восточная Сибирь. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического  и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Специфика природы: геологическое строение и  рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

№10

Выявление и анализ условий для развития  хозяйства районов, регионов.

Основные историко-географические этапы формирования района, региона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,  национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона  в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты  основных  экономических, социальных и экологических проблем района, региона.  Внутренние природно-хозяйственные различия.

Кузнецко-Алтайский подрайон.

Ангаро-Енисейский подрайон.

Забайкальский подрайон.

Дальний Восток. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического  и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Знать/понимать ос новные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов.

Уметь приводить примеры: использования и охра-

ны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружаю-

щей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

районов разной специализации,

центров производства

важнейших видов про дукции

Специфика природы: геологическое строение и  рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

№11

Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

Основные историко-географические этапы формирования района, региона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,  национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона  в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты  основных  экономических, социальных и экологических проблем района, региона.  Внутренние природно-хозяйственные различия.

Россия в современном мире (6 ч)

Место России среди стран мира.

Знать/понимать ос новные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов.

Уметь  использовать приобретенные знания и умения в практиче ской деятельности и повседневной жизни

География государств нового зарубежья.

Оценка их исторических, политических,  экономических и культурных связей с Россией.

Россия и страны СНГ.

Взаимосвязи России с другими странами мира.

Объекты мирового природного и культурного наследия в России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций  Бахчиевой О.А. по организации  изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...

Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.

Рабочая программа по географии  в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...