Весенняя экскурсия
план-конспект урока географии (6 класс) на тему

Зеленина Татьяна Васильевна

 

                            взаимосвязи компонентов природного комплекса (экскурсия)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesennyaya_ekskursiya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Весенняя экскурсия «Взаимосвязь компонентов природы»

Цели и задачи:  

  1. Познакомить учащихся с природными комплексами, особенности которых можно объяснить, выявить признаки взаимного действия компонентов природы и воздействия на их человека.
  2. Установить взаимодействие между рельефом и слагающими горными породами, степенью увлажнения и нагревание, почвенной и растительной (на пойме и склоне реки)
  3. Выяснить антропогенное воздействие человека на природу и какие мероприятия проходят в нашей местности с целью охраны природы, какую помощь могут оказать ученики.

Содержание урока:    

                            взаимосвязи компонентов природного комплекса (экскурсия)

Оборудование:  

                           лопата, термометр измерения tC,  рулетка,  компасы, лупы,  полевые дневники.

Место экскурсии:

                            пойма реки Кунья  и  склон речной долины.

Описание природных комплексов.

Форма почвенного дневника:

                                 Полевой дневник ученика 6 класса (ф. и.)

  1. Тема экскурсии
  2. Время и дата экскурсии
  3. Место экскурсии
  4. Погода во время экскурсии:

                                              tc воздуха -…

                                                        Ветер - …

                                                       Облачность - …

                                                       Осадки - …

Приемы работы

План работы

Действия, составляющие пунктом плана

1.Название участков и их взаимное  размещение.

- определить расстояние до изучаемой местности и положение ее относительно населенного пункта п. Богородское, школы;

-  осмотреть пойму  реки Кунья и склон речной долины и установить как они взаиморасположены (относительно сторон горизонта, по положению к дороге)

2.Описание каждого природного комплекса:

 А) название

Б) особенности природы

В) вывод о причинах различия комплексов

Г) Использование человеком, изменение, охрана

А) назвать участки (по форме рельефа, растительности)

Б) определить формы рельефа, горные породы, почвы, залегание грунтовых вод, характеристика растительности (скудная или богатая), виды растений и животных

В) применить связи между компонентами природы и объяснить причины различий

Г) в результате осмотра выявить какие изменения внес человек; как используют природные комплекс; установить меры по охране природного комплекса

В ходе экскурсии учащиеся выполняют задание и проводят записи в таблице:

Задания

П.К. поймы реки Кунья

П.К. склона террасы

1.Характер поверхности

Равнинный, плоский, холмистый

2.К какой стороне горизонта обращен склон террасы?

3.Почвы (название)

подзолистые, дерново-подзолистые

А) структура почвы:

мелкокомковатая, рыхлая

Б) состав почвы (песок, глина, пергной)

В) влажность почвы (избыточная,достаточная, недостаточная)

Г) tC верхнего слоя почвы

Д) остатки растений и животных в почве

Е) породы, слагающие почвенный горизонт (глина, песок и др.)

4.На какой глубине залегают грунтовые воды

5.Характер растительности (богатая, скудная)

6.Виды растительности:

-травянистая

-кустарниковая

-древесная

7.Какие животные были обнаружены

8.Вывод: П.К. богатый или скудный.

Это объясняется тем, что:

-рельеф равнинный

-нагревание поверхности

-влажность почвы

9.Для какой хозяйственной цели используется данная территория

10.Что необходимо сделать для улучшения этого П.К. в хозяйственной деятельности человека?

11.Как измениться П.К., если уменьшится количество осадков?

       Учащиеся самостоятельно делают выводы, сравнивая два природных комплекса, по таблице.

        В заключение экскурсии учащиеся должны собрать образцы растений для засушивания чтобы составит наглядные пособия, которые помогут понять как то или иное растение приспособилось.

Домашнее задание: сделать гербарий из собранных растений. Оформить полевой дневник и сделать письменно вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ "Наблюдение за весенними цветами мать-и-мачеха"

Познакомить детей с первоцветом - мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста....

Занятие на тему "Весенняя Экскурсия в природе"

Во время экскурсии дети наблюдают за изменениями в природе и применяют полученные ранее знания....

Урок - экскурсия в весенний лес

В ходе данного мероприятия учащиеся ведут наблюдения за весенним лесом, его обитателями и сравнивают их с результатами своей раборты в зимнем лесу....

Весенняя экскурсия

Краткая характеристика живой природы Коми Края.Республика Коми располагается в пределах двух основных  природных зон: тундры и тайги. При этом только крайняя северо-восточная часть ее занята тунд...

Весенняя экскурсия. «Пробуждение природы ».

- Ребята, проведите наблюдение за птицами. Опишите увиденных птиц. Слышна ли их песня?- Каких  животных встречали вы по ходу экскурсии? Расскажите, что вы о них знаете?- Ребята, как надо ве...

Отчет по весенней экскурсии: "Многообразие животного мира и приспособленность животных к различным средам обитания"

Учебный коллективный проект создан группой учащихся 7 класса по результатам проведенной в живой природе на берегу реки Москвы весенней экскурсии в районе Капотни....

Весенняя экскурсия

Учебная экскурсия по экологической тропе...