«Гидросфера и её эстетическое воздействие на человека. Обобщение темы «Гидросфера».»
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

 

Задачи: «Обобщить знания уч-ся о водах Земли, закрепить знания и умения находить, показывать воды гидросферы на карте, раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек и других частей гидросферы на учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_vi_klasse.docx41.85 КБ
Файл gidrosfera.pptx90.62 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии в 6 классе

На тему: «Гидросфера и её эстетическое воздействие на человека. Обобщение темы «Гидросфера».»

Учитель географии: Гутченко Л.Н.


Открытый урок в VI классе

Тема: «Гидросфера и её эстетическое воздействие на человека».

Задачи: «Обобщить знания уч-ся о водах Земли, закрепить знания и умения находить, показывать воды гидросферы на карте, раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек и других частей гидросферы на учащихся.

Эпиграф к уроку.

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни : ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете.

Антуан де Сент-Экзюпери.

Ход урока.

Учитель: Выдающийся политический деятель Индии Индира Ганди сказала: «Цивилизация – это диалог между человеком и водой». Однако до XVIII века учёные не знали состава воды, считали её простым веществом. В конце XVIII века французским учёным Лавуазье и Лапласу  удалось синтезировать её химическим путём. И с этого времени стало известно, что вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. В географии пользуются термином «Гидросфера».

Захарченко Оксана прочтёт стихотворение А.Дитриха «Гидросфера».

Спросил на днях

Малыш сосед

У струйки,

Льющейся из крана:
-Откуда ты?

-Издалека ,

Из океана!
Потом малыш гулял в лесу

Росой искрилася поляна.

Откуда ты?

Спросил росу

-Поверь - и я
из океана!

На поле лёг туман седой.

Малыш спросил и у тумана:
-Откуда ты?

Ты кто такой?
-И я, -И я,

Дружок,

Из океана!

Удивительно, не так ли?

В супе,в чае, в каждой капле,

В каждой звонкой льдинке

И в  слезинке, и в дождинке, и в росинке –

Нам откликнется всегда
Океанская вода.

Вопросы к учащимся.

Что такое гидросфера?

Из чего состоит гидросфера Земли?

Сколько на Земле выделяют океанов и каких? (показать их на карте)

Учитель: Жизнь на Земле зародилась именно в воде. Все организмы более чем на 60%  состоят из воды: растения – на 75%, рыбы на 70%, организм человека содержит около 65% воды, животные – более чем на 60%, а серое вещество человеческого мозга содержит примерно 84% воды.

      У воды много удивительных свойств, которые делают её непохожей на все другие        вещества. И среди них есть одно, самое необычное – её бессмертие. Сколько бы воды человечество ни потребовало, от этого её общее количество на планете не уменьшается.

Вопросы к учащимся.

Почему пресная вода на Земле не иссякает?

В каких состояниях вода находится на земле?

В каком состоянии воды больше всего в природе?

Какие свойства вод мирового океана вам известны?

Что называют солёностью воды?

В каких единицах выражают солёность?

Какое море мирового океана считается самым солёным? Показать его на карте.

Учитель: Воды мирового океана никогда не находятся в состоянии покоя. Они всё время движутся.

Вопросы к учащимся.

Какие известны виды движения вод Мирового океана?

Какова основная причина образования волн? (ветер)

Почему возникают приливы и отливы?

Где наблюдаются самые высокие приливные волны?

Какие известны типы волн?

Что такое цунами?

Как изображаются течения на карте? Какое течение является самым быстрым?

Учитель: Воды суши включают в себя реки, озёра, водохранилища, болота, ледники подземные воды.

Вопросы к учащимся

Что такое река?

Что является озером?

Что называется водохранилищем?

Что такое болото?

Ледник – что это?

Какую воду называют подземной?

Учитель: Вода не только необходима человеку для самой жизни. В ней заключается ещё и сила эстетического воздействия на человека.

Поэтому вода во все века и у всех народов являлась и является источником вдохновения для поэтов, художников, музыкантов. Так А. С. Пушкин писал:

  …Когда подышит океан

Вокруг меня валы ревучи,

Когда грозою тянут тучи,

Храни меня мой талисман.

У П. П. Ершова, автора сказки «Конёк – Горбунок» , есть такие строки:

И окончив речь к Ивану,

Выбегает к океану, на котором белый вал

Одинёшенек гулял.

Многие художники рисовали и рисуют разные части гидросферы. Например, И. К. Айвазовский не раз изображал на своих полотнах морскую стихию( показ репродукций).

Вопросы к учащимся:

Какой океан является самым большим по площади и самым глубоким?

Какова максимальная глубина океана. ( 11022 м)

Назовите самый мелкий океан?

Какой океан загрязнён больше всего?

И сейчас вы услышите сказку о «нефтяной рыбке» .

Жили- были старик со старухой у самого синего моря. Забросил как-то раз дед в море невод и вытащил … Впрочем, все знают эту сказку А. С. Пушкина. В стародавние времена поймал старик золотую рыбку. А если бы он закинул свой невод сегодня? Пришёл бы невод обратно не «с одной тиною морскою» , а ещё и с «ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором».

Закинул бы он невод во второй раз – выловил бы рваный башмак, и изношенную шину автомобильную.

В третий раз- как и полагается, попалась рыбка. Да не простая, а золотая. Но вот чудо: не стало бы золотая рыбка просить ,мол, опусти меня старче в море. Лучше кинь меня в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. «Не хочу,- говорит – сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою». Грустная сказка! Но к счастью, и быть не радостнее.

Раньше, возвратясь из дальних странствий, моряки, бывало, рассказывали о дальних странах да заморских диковинах. Теперь же, как сговорились, твердя одно и то же: пропадают братцы, моря  океаны! Кораблей на водных путях как автомобилей на шоссе. И с каждого, даже самого маленького судёнышка в волны бросают мусор. Вот и превращаются голубые морские просторы в грязную свалку. А когда море становится грязным от ядовитого для всего живого нефти – совсем плохо! К несчастью случается и такое. Помыл танкер – нефтевоз свои громадные баки-танки, грязную воду – в море. Потерпел танкер в пути аварию – вся нефть вылилась в море. Вот беда так беда.  Гибнет рыба( как тут не вспомнить нашу «нефтяную рыбку», дельфины болеют, а иногда так же гибнут чайки, другие морские птицы. На многие мили вокруг вода покрывается жирной пленкой, которая, словно крышка не дает проникнуть в глубь моря кислороду.  От этого задыхаются водоросли, мельчайшие рачки. Значит, и не отравленной рыбе погибать. Ей от голода.

До того дело дошло – завели что-то вроде «морских дворников,» - специальные суда чистоту в море наводят! Есть теперь корабли – мусоросборщики, есть корабли – нефтесборщики.

Да вот поможет ли?

                                   Читается стихотворение  «Океан седой гремит набатно»

Вопросы к учащимся:

Перечислите источники загрязнения гидросферы.

Учитель: В стихотворении А.С.Пушкина «К морю», есть такие строки:

                                                     Прощай, свободная стихия!

       В последний раз передо мной

                                                     Ты катишь волны голубые

      И блещешь гордою красой…

     Прощай же, море! Не забуду

     Твоей торжественной красы

       И долго, долго слышать буду

                                                     Твой гул в вечерние часы.

Русский поэт В.А.Жуковский писал:

                      …Безмолвное море, лазурное море,

                                                        Стою очарован над бездной твоей…

Поэт пушкинской эпохи А.И.Полежаев так писал о море:

Я видел море, я измерил

                                                       Очами жадными его;

                                                       Я силы духа моего

       Перед лицом его поверил…

         Кто, не разгаданный в веках,

           Заметил первый блеск лазури,

          Войну громов и яркость бури

                В твоих младенческих волнах?...

                                                       Что ты? Откуда? Из чего?

                                                       Игра случайная природы

                                                       Или орудие свободы

     Воззвавшей всё из ничего?

                           Вопросы к учащимся:

Какие типы морей известны?

Что такое залив?

Что называют проливом?

Назовите самый большой пролив между материками. (Дрейка ширина 1000 км)

Назовите самый узкий пролив между материками. (Гибралтарский -14 км)

Показать на карте .

Учитель: Особенно много стихов поэты посвящали рекам и озёрам, на берегах который им удалось побывать. М. Ю. Лермонтов в 1839 г. Написал:

                                           Терек вояк, дик и злобен

                                           Меж утёсистых громад,

                                           Буре плач его подобен,

                                           Слёзы брызгами летят.

Ещё раньше, в 1829 г. О Тереке писал А. С. Пушкин :

                                           Меж горных рек несётся Терек

                                           Волнами точит дикий берег

                                           Клокочет вкруг огромных скал…

Оба поэта тесно дают описание горной реке. Совсем по-иному описывает С. Есенин равнинную реку:

                                           Тихо струится река серебристая

                                           В царстве вечернем зелёной весны.

В. Луговской создал точный образ Днепра: Неподвижен Днепр, синеет Днепр - славянская река. О великой русской реке Волге сложено немало песен и стихов:

                                           О Волга!..колыбель моя!

                                           Любил ли кто тебя, как я?

                                           Один, по утренним зорям

                                           Когда ещё всё в мире спит

                                           И алый блеск едва скользит

                                           По тёмно - голубим волнам

                                           Я убегал к родной реке…-

Писал Н. А. Некрасов в 1860 г. (показ слайдов о реках)

Рассказывают стихотворения о малых реках..

Вопросы к учащимся.

Что такое река?

Что такое исток реки?

Что такое устье реки?

Что Называют бассейном реки?

Что называют порогом реки?

Что такое водопад?

Как называется самый большой водопад мира? (Анхель)

Учитель:

С. Есенин в 1914 г. Проникновенно написал об озере:

                                          Выйду на озеро, в синюю гать,

                                          К сердцу вечерняя льнет благодать…

Или в 1910 г.

                                          Выткался на озере алый цвет зари

                                          На бору со звонами плачут глухари

Вопросы к учащимся.

Как называется самое глубокое озеро мира?

Назовите самое большое по площади озеро мира.

Назовите озеро, в которое впадает около 300 рек, а вытекает одна. Какая?

Как называется самое большое водохранилище нашей страны?

Что такое канал?

Какой канал соединил реки Волгу и Дон?

Что называют снеговой линией?

Что представляет собой айсберг?

Почему опасны айсберги?

Назовите типы подземных вод.

Учитель: Многие прозаики посвящают водам свои произведения, описываю те разнообразные палитры красок от почти чёрного до белого, описывают те разнообразные чувства, которые воды в них вызывают. Названия говорят сами за себя: Чёрное, Красное, Жёлтое, Белое моря, Голубой Нил, Белый Нил, Жёлтая, Оранжевая реки.

Русский писатель С. Т. Аксаков, автор сказки «Аленький цветочек» сказал однажды : «Вода- краса всей природы!» Космонавты, наблюдая нашу планету из космоса, видят её голубой и прекрасной.

Люди воду считают живительной влагой, приписывают ей удивительный вкус, называют её освежающей, прохладной, целительной.

Воздействие вод некоторые люди воспринимают даже как музыку, чувствуют их ритмы. Е. Симонов так описывает озеро Селигер: «На озере чудесница природа с присущим ей одной, почти композиторским чувством меры и ритма сумела создать редкостное сочетание воды, леса, песка, травы, солнца. » Н. Ладейщиков пишет о Байкале: «Байкалу свойственен спокойный величавый ритм…»

Значение гидросферы в жизни человечества огромно. Мировой океан – это транспортные артерии, связывающие материки, страны, народы; биоресурсы; полезные ископаемые, аккумуляторы энергии. Воды гидросферы всегда были и остаются местом, рядом с которым селится большая часть населения. Воду не зря называют матерью урожая. Народная поговорка гласит : « была бы водица, а зелень зародится.» Водные берега – это любимые места отдыха и туризма. Воде замены нет! Поэтому люди все до единого и мы в том числе должны бережно к ней относится, не загрязнять, не расходовать попусту, помнить, что вода – самый ценный минерал нашей планеты.

Поэт  Э. Огнецвет проблеме охраны воды посвятил стихотворение, которое так и называется « Охрана водных ресурсов».

                              Пусть на земле не умирают реки ,

                              Пусть стороной обходит их беда

                              Пусть чистой остаётся в них навеки

                              Студеная и вкусная вода

 Пусть никогда не зарастает тиной

 Тот берег, на котором я стою…

 Большие дяди, взрослые мужчины

 Храните речку светлую мою!

Проблема чистоты поверхностных вод, а особенно пресной воды из проблемы одного государства превратилась в глобальную экологическую проблему. Это доказывает стихотворение И.И.Лондо «Будь милосерден человек»

У всех людей одна планета:

И ветрам нет по ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.

И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас.

А мы бездумно сыплем яды

И дом свой травим не скупясь.

Уже все тоньше слой озона,

А он - щит жизни на Земле;

Уже растут, как язвы, зоны,

Где смерть таится в дымной мгле.

Текут отравленные воды

По руслам рек и под землей.

Дожди спадают с небосвода

Сернокислотною водой.

Леса свою теряют силу.

Уходит нежный запах лип.

Озера, ставшие могилой,

В себе хоронят стаи рыб.

И стихотворение призыв к нам ко всем:

          Давайте сохраним

Нам жить в одной семье

Нам петь в одном кругу

Идти в одном строю,  

Летать в одном полете...  

Давайте сохраним  

Ромашки на лугу,  

Кувшинки на реке  

И клюкву на болоте.

О, как природа-мать
Терпима и добра!..

Но чтоб её
Лихая участь не постигла,
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра,
Касатку – в небесах,
В таёжных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте же мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся..

        Итог урока:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гидросфера и её эстетическое воздействие на человека

Слайд 2

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь! Ты наполняешь радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое – большое богатство на свете!». Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 3

План Что такое гидросфера? Значение воды в жизни человека. Воздействие человека на гидросферу

Слайд 4

Что такое гидросфера? Гидросфера (от “ гидро ”- вода и “сфера”- среда, оболочка) - совокупность всех водных объектов земного шара: океанов, морей, рек, озер, водохранилищ, болот, подземных вод, ледников, снежного покрова. Мнения ученых о происхождении гидросферы расходятся. Наиболее распространенное из них сводится к тому, что вещества, составляющие недра нашей планеты, в процессе разделения прежде всего теряют воду (и газы). Выделившиеся при этом воды скапливались в океанах, положив начало образованию гидросферы.

Слайд 5

Значение воды в жизни человека. Вода - важнейшая составляющая среды нашего обитания. После воздуха, вода второй по значению компонент, необходимый для человеческой жизни. Насколько важна вода свидетельствует тот факт, что ее содержание в различных органах составляет 70 - 90%. С возрастом количество воды в организме меняется. Трехмесячный плод содержит 90% воды, новорожденный 80%, взрослый человек - 70%. Вода присутствует во всех тканях нашего организма, хотя распределена неравномерно: · Мозг содержит - 75 % · Сердце - 75% · Легкие - 85% · Печень - 86% · Почки - 83% · Мышцы - 75% · Кровь - 83%. Сегодня, как никогда, нашему организму очень важно получать чистую воду со сбалансированным минеральным составом.Она переносит отходы нашего тела, доставляет смазку к суставам, стабилизирует нашу температуру и является жизненной основой клетки. Вода необходима для поддержания всех обменных процессов, она принимает участие в усвоении питательных веществ клетками. Пищеварение становится возможным только тогда, когда пища приобретает водо-растворимую форму. Измельченные крохотные частицы пищи обретают способность проникать сквозь ткани кишечника в кровь и внутриклеточную жидкостью. Более 85% всех обменных процессов нашего организма происходит в водной среде, поэтому недостаток чистой воды неизбежно приводит к образованию свободных радикалов в крови человека, что приводит к преждевременному старению кожи и, как следствие, образованию морщин.

Слайд 6

Потребление чистой воды обеспечивает нормальную работу внутренних органов. Она сохраняет гибкость Вашего тела, смазывает Ваши суставы и помогает проникновению питательных веществ. Хорошее снабжение организма чистой водой помогает бороться с избыточным весом. Это выражается не только в уменьшении чрезмерного аппетита, но и в том, что достаточное количество чистой воды способствует переработке уже накопленного жира. Эти жировые клетки с помощью хорошего водного баланса становятся способными покидать Ваше тело. Вода является теплоносителем и терморегулятором. Она поглощает излишки тепла и удаляет его, испаряясь сквозь кожу и дыхательные пути. Вода увлажняет слизистые оболочки и глазное яблоко. В жару и при физических упражнениях происходит интенсивное испарение воды с поверхности тела. Потребление прохладной чистой воды, которая всасывается в кровь из желудка, обеспечивает своевременное охлаждение Вашего организма, предохраняя от перегрева. В течение тренировок, для нормального функционирования организма, необходимо выпивать небольшими порциями примерно 1 литр за час.

Слайд 7

Даже если не слишком утруждать себя физическими упражнениями, все равно необходимо постоянно восполнять дефицит воды. Атмосфера в современных зданиях часто перегрета и кондиционирована. Это сушит воздух и обезвоживает организм. То же самое происходит при путешествиях на поездах, самолетах и автомобилях. Кофе, чай, алкоголь - все эти радости жизни способствуют выведению воды из организма. Взрослый человек в состоянии прожить без пищи больше месяца, без воды же несколько дней. Обезвоживание организма на 10% приводит к физической и психической недееспособности. Потеря 20% воды приводит к смерти. В течение суток от 3 до 6% воды, содержащейся в организме, подвергается обмену. Половина воды, содержащейся в организме, обменивается в течение 10 дней. Чистая питьевая вода также повышает защиту организма от стресса. Она разжижает кровь, борется с усталостью, помогает сердечно-сосудистой системе, борется со стрессом. Здоровый образ жизни основан на правильном питании, активности и потреблении чистой воды.

Слайд 8

Воздействие человека на гидросферу Во многих странах мира отмечается ухудшение геоэкологического состояния водных объектов и прилегающих к ним территорий, связанное в первую очередь со значительно возросшим антропогенным воздействием на природные воды. Оно проявляется в изменении как водных запасов и гидрологического режима водотоков и водоемов, так и качества вод. Своей производственной деятельностью человек оказывает влияние на все основные элементы гидрологического цикла: осадки, испарение, сток, однако степень этого влияния на разные компоненты да­леко не одинакова. Следует отметить, что гидрологический цикл является важнейшим процессом в географической среде, зависящий в то же время от изменения ее состояния. Он служит основой единства географической оболочки, играя важнейшую роль во всемирном обмене веществом и энергией. Нарастание дефицита водных ресурсов и прогрессирующее ухудшение их качества объединяются под общим понятием деградации природных вод. В пределах крупных речных водосборов и обширных территорий, расположенных в наиболее освоенных в хозяйственном отношении районах Земли, на водные объекты оказывают влияние одновременно многие антропогенные факторы.

Слайд 9

По характеру воздействия на ресурсы, режим и качество водных объектов суши их можно объединить в несколько групп: Непосредственно воздействующие на водный объект путем прямых изъятий воды и сбросов природных и сточных вод (системы промышленного и коммунального водоснабжения, каналы переброски стока, коллекторы сточных вод) или за счет преобразования морфологических элементов водотоков и водоемов (создание в руслах рек водохранилищ и прудов, обвалование и спрямление русел рек и берегов озер, выемки грунта из рек и водоемов и т. п.). Воздействующие на водный объект посредством изменения поверхности речных водосборов и отдельных территорий (агротехнические мероприятия, осушение болот и заболоченных земель, вырубка и посадка лесов, урбанизация и т. п.). Воздействующие на основные элементы влагооборота в пределах конкретных речных водосборов и отдельных территорий посредством изменения климатических характеристик в глобальном и региональном масштабах (промышленные и энергетические объекты, нарушающие газовый состав и загрязняющие атмосферу, а также крупномасштабные водохозяйственные мероприятия)

Слайд 10

Наиболее существенное влияние на водные объекты суши оказывают факторы первой группы, которые непосредственно связаны с масштабами водопотребления и водоотведения. В настоящее время наибольшее антропогенное воздействие испытывают речные системы. Масштабы воздействия хозяйственной деятельности на ресурсы и качество воды болот, озер и месторождений подземных вод гораздо меньше по сравнению с антропогенным воздействием на речные системы.

Слайд 11

Вывод Жизнь людей была бы среди грязных рек и водоемов нездоровой и безрадостной. Человек может и должен сберечь их чистыми, тем самым сохранив и продлив жизнь себе и своим потомкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок на тему "Гидросфера и её эстетическое воздействие на человека"

Обобщить знания учащихся о водах Земли, закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте, раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек и других частей гидрос...

обобщение темы Гидросфера 6 класс

Данный урок-игра дает возможность обобщить полученные знания по теме, выявить и устранить пробелы в знаниях; Оценить знания всех учеников путем проведения тестирования....

Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека.

Урок изучения нового материала с презентацией....

презентация к уроку изобразительное искусство 5 класс по программе Б. М.Неменского «Одежда говорит о человеке». (Обобщение темы)

Урок – путешествие во времени. О серьёзном несерьёзно.  Цели урока:   1.Закрепить знания об одежде  разных народов определенной эпохи, составить умозаключение о назначении одежды людей ...

Интегрированный урок географии и литературы в 6 классе. Тема урока: «Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека».

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о водах Земли.Задачи: - Закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту.- Развивать образное мышление...

Урок географии повторения обобщения темы "Гидросфера" в форме игры "Своя игра" 6 класс

Урок географии повторения обобщения темы "Гидросфера". Данный тест проводится в одном из этапов конкурса "Вокруг света".В Кусочинской школе при поддержке управления образования Могойтуйского района За...

Технологическая карта урока "Обобщение темы гидросфера"

6 класс, география"Обобщение знаний по теме Гидросфера", последний урок в теме.Обобщение, систематизация, коррекция и проверка знаний  с  использованием элементов игры и элементов соревнован...