Интегрированный урок на тему "Гидросфера и её эстетическое воздействие на человека"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

 

Обобщить знания учащихся о водах Земли, закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте, раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек и других частей гидросферы на учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_6_klasse.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Урок географии в 6 классе

на тему «Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека».

Цели урока: обобщить знания учащихся о водах Земли, закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте, раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек и других частей гидросферы на учащихся.

Оборудование: физическая карта мира, репродукции с изображением разных частей гидросферы (морей, океанов, рек и т.д.), выставка книг о гидросфере.

Эпиграф к уроку (на доске): «Вода – краса всей природы» ( С.Т. Аксаков )

Ход урока.

Учитель: « Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете».  Антуан де Сент- Экзюпери.

Выдающийся политический деятель Индии Индира Ганди сказала: «Цивилизация – это диалог между человеком и водой». Однако до 18 века ученые не знали состава воды, считали ее простым веществом. В конце 18 столетия французским ученым Лавуазье и Лапласу удалось синтезировать ее химическим путем из водорода и кислорода. И с этого времени стало известно, что вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. В географии пользуется термином «гидросфера».

Гидросферу изучаем,

На вопросы отвечаем.

Вода – минерал, вода – аш два о,

Вода во Вселенной превыше всего.

Позвольте вас спросить тогда:

В каких состояниях бывает вода?

Ответ учащихся (В жидком, твердом, газообразном).

Учитель: Вода  в гидросфере подвижна-

                  То жидкость она, то лед.

                  Может в пар она превратиться,

                  Или в глубины земли просочиться.

                  Так что же такое круговорот?

Ответ учащихся (Мировой круговорот воды – это непрерывный процесс перемещения воды из Океана на сушу и с суши в Океан)

Учитель: Вот как об этом писал С.Щипачев:

Мириады водяных пылинок

Поднимаются над океаном.

Чтобы тут же в путь пуститься длинный

По широтам и меридианам,

Стать сгустившимися облаками,

Тучами, чтоб тяжестью воды

Где-то падать на пески и камни,

На поля и на сады.

Учитель: Знаете вы четыре океана,

                  Я прошу их так расположить:

                  Начать надо с великана,

                  А самым маленьким завершить.

Ответ учащихся (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).

Учитель: Вода не только необходима человеку для жизни. В ней заключается еще и сила эстетического воздействия на человека. Во все века и у всех народов вода являлась и является источником вдохновения для поэтов, художников, музыкантов. Так, А.С.Пушкин писал:

…Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи.

Когда грозою грянут тучи,

Храни меня, мой талисман.

Многие художники рисовали и рисуют разные части гидросферы. Они изображают на своих полотнах морскую стихию. (Демонстрация репродукций)

Учитель: Моря есть разные на свете,

                  Я хочу спросить о цвете,

                  Кто в них краски растирал,

                  Морям названия давал?

Ответы учащихся (Красное, Белое, Черное, Желтое).

Учитель: В стихотворении « К морю» А.С. Пушкина есть такие строки:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой…

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго помнить буду

Твой гул в вечерние часы.

Учитель: Сколько известных имен на карте:

                  Пролив Дрейка, и Берингов есть,

                  Море Лаптевых, море Баффина

                  Продолжите список. Он ведь не весь?

Ответы учащихся ( Берингово море, Баренцево море, Магелланов пролив и т.д.)

Учитель: Поэт пушкинской эпохи А.И. Полежаев так писал о море:

Я видел море, я измерил

Очами жадными его;

Я в силы духа моего

Перед лицом его поверил…

Кто, не разгаданный в веках,

Заметил первый блеск лазури,

Войну громов и ярость бури

В твоих младенческих волнах?...

Что ты? Откуда? Из чего?

Игра случайная природы

Или орудие свободы,

Воззвавшей все из ничего?

Учитель: Соленость разную имеет вода,

                  Постоянной она остается у дна.

                  А там, где в океан впадает река,

                  Почему соленость меньше всегда?

Ответы учащихся ( Реки несут пресные воды).

Учитель: Угадайте, об истоке какой реки идет речь?

                  Вот отсюда, именно отсюда,

                  Из глубин лесного родника

                  Выбегает голубое чудо –

                  Русская великая река!

Ответы учащихся ( О Волге)

Учитель: О великой русской реке Волге сложено немало песен и стихов. Вот что писал о ней Н.А. Некрасов:

О, Волга!.. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Один, по утренним зарям,

Когда еще все в мире спит

И алый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке…

Особенно много стихов поэты посвящали рекам и озерам, на берегах которых им довелось побывать. М.Ю.Лермонтов в 1839 году писал:

Терек воет, дик и злобен

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Но по степи, разбегаясь

Он лукавый принял вид,

И приветливо ласкаясь

Морю Каспию журчит.

С.Есенин проникновенно писал об озере:

Выйду на озеро в синюю гать,

К сердцу вечерняя льет благодать…

Или еще:

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари…

А вот строчки А.И.Полежаева:

Под надежной охраной лесов,

Под защитой гранитных хребтов

Мерно бьется о выступы скал

Сердце нашей Сибири – Байкал.

Байкал – жемчужина Сибири.

Он уникален, наш Байкал.

К нему, красивейшему в мире,

Стремятся все: и стар, и мал.

Чисты, прозрачны его воды,

По глубине им равных нет.

Такой вот памятник природа

Произвела на белый свет.

И триста речек шумных, быстрых,

Порожистых и озорных,

Несут потоки вод неистовых,

С уступов, падая, крутых.

Но лишь одна имеет право

На расточительство добра –

Берет начало из Байкала

Стремительная Ангара.

Учитель: Морская вода горька, солона.

                  Ею напиться нельзя никогда.

                  В детстве мучит всех вопрос:

                  А кто же соль в моря принес?

Ответы учащихся (из разломов земной коры, вулканы)

Учитель: Как движется вода в океане:

                  Приливы, течения, волны, цунами?

                  Ответить вы сейчас должны –

                  Как образуются они?

Ответы учащихся

Учитель: Вот что писал И.А Бунин о приливах:

В кипящей пене валуны

Волна, блистая заходила

Ее уж тянет, тянет сила,

Всходящей за морем луны.

В Мурманск, где не замерзает океан,

Ведет корабль наш капитан.

Мурманск на севере, Архангельск южнее,

Но в Мурманске почему то теплее?

Ответы учащихся ( Теплое Северо-Атлантическое течение)

Учитель: В книге рекордов Гиннеса

Рекорды морские есть:

Самое большое море – Филиппинское,

Других морских аномалий не счесть.

Давайте мы с вами рекорды побьем

И самое…самое…сейчас назовем.

Ответы учащихся ( самое большое  озеро-Каспийское, самое глубокое озеро – Байкал, самое соленое море –Мертвое ,самый высокий вдп.- Анхель, самая длинная река – Нил, самое мощное теплое течение – Гольфстрим, самая многоводная река – Амазонка и т.д.)

Учитель: Многие прозаики посвящают водам свои произведения, описывают те разнообразные чувства, которые воды в них вызывают. Космонавты, наблюдая нашу планету из космоса, видят ее голубой и прекрасной.

Люди воду считают живительной влагой, приписывают ей удивительный вкус, называют ее освежающей, прохладной, целительной. Мы испытываем разнообразные, в основном приятные чувства, соприкасаясь с водой. Любим купаться, плескаться, касаться воды. Все, кто плыл на лодке, бессознательно тут же опускают за борт руку, чтобы почувствовать прикосновение воды.

Воды гидросферы действуют и на подсознание человека. Вспоминая особо живописный водоем, люди невольно испытывают сладкую тоску по чистым и холодным его просторам, желание вернуться, увидеть его еще раз. В водах есть какая-то притягательная сила: тысячи людей едут, идут к ним, чтобы полюбоваться истинной, самобытной красотой.

Воды гидросферы имеют и воспитательное значение. Оставаясь один на один с водной стихией, человек учится мужеству, стойкости, готовности оказать помощь ближнему. Значение гидросферы в жизни человека огромно. Мировой океан – это транспортные артерии, связывающие материки, страны, народы, биоресурсы, полезные ископаемые, аккумулятор энергии, главный ассенизатор планеты и др. Воды гидросферы всегда были и остаются местом, рядом с которым селится большая часть населения. Воду не зря называют матерью урожая. Народная поговорка гласит: «Была бы водица, а зелень зародится». Водные берега – это любимые места отдыха и туризма. Воде нет замены. Поэтому все люди должны бережно к ней относиться, не загрязнять, не расходовать попусту, помнить, что вода – самый ценный минерал нашей планеты.

Инсценирование сказки  «Золотая рыбка»

Автор: Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Старик ловил неводом рыбу. Раз закинул он в море невод, пришел невод с пластиковой бутылкой. Другой раз закинул он невод, пришел невод с рваным ботинком. Третий раз закинул он невод. Пришел невод с золотою рыбкой. Как взмолится золотая рыбка, голосом молвит человечьим: «Не отпускай ты, старче, меня в море. Лучше пусти в аквариум с чистой водою…»

Грустная сказка.

Учитель: Океан седой гремит набатно,

 Он таит обиду в глубине,

Черные, раскачивая пятна,

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж былых пятен нету,

Черные сотрешь ли, человек?

Дополнительные задания.

Карточка №1

Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с оставшимся мусором?

а) выбросите в реку;

б) оставите на берегу;

в) поступите как-то иначе.

Карточка №2

После весеннего разлива рек в понижениях остается много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:

а) ничего не стану делать – пусть природа сама разберется;

б) наловлю и сварю уху;

в) наловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.

Карточка №3

Если вам представится возможность построить домик на речном берегу, заросшим лесом, что вы сделаете:

а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья;

б) выберите полянку, находящуюся на расстоянии и около 300м. от воды, но без красивого вида на речку.

в) поступите как-то иначе.

Карточка №4

На какой лодке вы предпочтете кататься на малой реке – на моторной или весельной?

Учитель: Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку, любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Гидросфера и её эстетическое воздействие на человека. Обобщение темы «Гидросфера».»

Задачи: «Обобщить знания уч-ся о водах Земли, закрепить знания и умения находить, показывать воды гидросферы на карте, раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек и други...

Интегрированный урок: литература, русский язык, биология, экология. Защити нас, Человек!"

Авторы: Марина Владимировна Сурикова – учитель биологии БОУ РА «РКЛ»Наталья Анатольевна Гридилёва – учитель русского языка и литературы БОУ РА «РКЛ»...

Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека.

Урок изучения нового материала с презентацией....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ И БИОЛОГИИ: "Влияние хозяйственной деятельности человека на природные ресурсы и организм человека."

В данной разработке представлен конспект урока, который проводится совместно учителями физики и биологии. Для проведения такого урока требуется предварительная подготовка. Учащиеся заранее готовя...

Интегрированный урок географии и литературы в 6 классе. Тема урока: «Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека».

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о водах Земли.Задачи: - Закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту.- Развивать образное мышление...