Методическая разработка интегрированного урока ОБЖ и Химии на тему «Воздействие химически опасных веществ на организм человека» (8 класс)
презентация к уроку по химии (8 класс) по теме
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока ОБЖ и Химии на тему: «Воздействие химически опасных веществ на организм человека» (8 класс)
Тема урока: Характеристика АХОВ и их поражающих факторов. Цель: Познакомить учащихся c характеристикой наиболее распространенных АХОВ и их поражающих факторов, с использованием учащимися знаний по химии
Задачи: Образовательная: 1. Сформировать систему знаний об АХОВ, используя показатели свойств веществ: стойкости, относительной плотности, скорости токсического действия.
2. Рассмотреть классификацию опасности вещества по степени и характеру воздействия на организм человека.
3. Научить учащихся получать знания из предложенной учебной, справочной литературы, извлекать необходимые знания полученные в курсе химии.
Развивающая: развивать самостоятельность, внимание, умение работать с текстом, обобщать и выделять главное.
Воспитательная: формировать основы научного мировоззрения, учебно-познавательные интересы, чувство ответственности, организованности и инициативности в условиях ЧС.
Тип урока: комбинированный: 1 этап - повторение пройденного материала. 2 этап - овладения новых знаний и первичное закрепление.
Форма проведения – фронтальная, индивидуальная.
Используемые методы – словесные, наглядные, самостоятельная работа с учебником, справочной литературой индуктивный и проблемно-поисковый метод.
Место проведения: учебный кабинет.
Учебно-методическое обеспечение: справочная литература, учебник ОБЖ 8 класса под редакцией Латчук В.Н.
Учебник О.С. габриелян Химия 8 класс
Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска SMART, компьютер, видеопроектор.
Время: 45 минут.
Ход урока
I. Организационный момент.
(проверка готовности класса к уроку)
II. Проверка знаний, приобретённых на предыдущем уроке по теме: Опасные химические вещества и объекты.
(Выполнение заданий на интерактивной доске).
Задание 1: Вставить в формулировки АХОВ, ХОО пропущенные слова. Задание 2: Найдите соответствие между названием и формулой вещества, предприятиями потребителей АХОВ и названием вещества
(Задание №2 выполняется каждым учеником, затем проверка на интерактивной доске).
III. Изучение нового материала.
- Решение ситуационной задачи (учитель подводит обучающихся к изучению новой теме).
- Знакомство с основными показателями и классификацией АХОВ.
- Заполнение таблицы, наиболее распространённых АХОВ.
(Работа с учебником, справочной литературой).
IY. Закрепление изученного материала (фронтальный опрос).
Ответьте на вопросы. Верны ли утверждения?
(Задание, способствующее закреплению изученного материала).
Y. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: На прошлом уроке мы рассмотрели тему «Опасные химические вещества и объекты». Познакомились с понятиями АХОВ, ХОО; с крупнейшими потребителями АХОВ в различных отраслях экономики, рассмотрели примеры химически опасных объектов, АХОВ.
И начинаем урок с повторение пройденного материала.
(Интерактивная доска задание)
Задание 1: Вставьте в формулировку пропущенные слова.
АХОВ - это ……….. вещества или соединения, которые при проливе или ……… в окружающую среду способны вызвать ………… людей, ………….., заражение воздуха, почвы, …., растений и различных объектов.
(Пропущенные слова – химические, выбросе, поражения, животных, воды).
ХОО - это предприятие, на котором при ……… могут произойти поражения ………, животных, ………., а также ………. загрязнение окружающей ……….
( Пропущенные слова – аварии, людей, растений, химическое, среды).
Задание 2 выполняется самостоятельно с проверкой у доски.
Задание 2: Найдите соответствие между названием и формулой вещества.
Название вещества Формула вещества
- Хлор SO2
- Соляная кислота COCl2
- Фосген NH3
- Аммиак HCl
- Сероводород H2S
- Сернистый ангидрид Cl2
SO2- сернистый газ, двуокись серы, оксид серы (IY)
Ангидрид (в неорганической химии - солеобразующий оксид).
2. Найдите соответствие между предприятиями потребителей АХОВ и названием вещества.
Сельское хозяйство аммиак
Цветная металлургия хлор
Медицинская промышленность соляная кислота
Оборонная промышленность фосген
сернистый ангидрид
Учитель: Переходим к изучению новой темы «Характеристика АХОВ и их поражающих факторов».
Начинаем урок с решения ситуационной задачи. Представьте, что на одном предприятии города «Х» произошла авария с выбросом АХОВ. Каждый из вас является главным спасателем города. Вам необходимо срочно принять решение по защите населения от последствий выброса опасного вещества. С чего вы начнете?
Варианты ответа учащихся.
Учитель: Прежде необходимо выяснить какую опасность представляет данное АХОВ, сколько времени затратить на ликвидацию аварии, эвакуацию населения и другие действия. А это возможно тогда, когда мы знаем характеристику опасного вещества.
Для распознания и характеристики АХОВ используют различные показатели.
СТОЙКОСТЬ (стойкие и нестойкие), ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ПЛОТНОСТЬ (по отношению к плотности воздуха), СКОРОСТЬ ТОКСИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ.
СТОЙКОСТЬ
К стойким относят АХОВ, имеющие температуру кипения выше 140гр., поражающее действие сохраняют в течение многих часов, иногда до нескольких недель, месяцев (ртуть, анилин – маслянистая жидкость, тем кип.184 гр., используется для получения различных органических веществ, анилиновых красок, азокрасителей и др. Ядовит).
К нестойким – тем кип. ниже 140 гр. и больше подвержены испарению
(аммиак, хлор, кислоты и др.).
Учитель: вспомните из курса химии, что такое относительная плотность вещества?
По какой формуле определяется относительная плотность?
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ПЛОТНОСТЬ (сравнивается по отношению к плотности воздуха). Mr воздуха = 29
Если плотность АХОВ меньше плотности воздуха, они будут быстро рассеиваться в атмосфере; если наоборот, то газ будет удерживаться на поверхности земли, накапливаться в низинах (оврагах, колодцах).
СКОРОСТЬ ТОКСИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
Выделяют три группы сильнодействующих АХОВ:
- АХОВ быстрого действия – синильная кислота, сероводород и др. Признаки интоксикации в течение нескольких минут.
- АХОВ замедленного действия – хлор, фосген, сероуглерод и др. Признаки интоксикации в течение нескольких часов.
- АХОВ медленного действия – диоксин - растворитель. Признаки интоксикации в течение двух недель.
Интоксикация – яд – болезненное состояние, обусловленное действием на организм экзогенных токсинов (ядов).
По степени опасности для организма человека ХВ делятся на 4 класса:
- Чрезвычайно опасные
- Высокоопасные
- Умеренно опасные
- Малоопасные
1 и 2 класс АХОВ при аварии могут вызвать массовое поражение незащищённых людей.
Чем опаснее вещество, тем меньшее его количество способно вызвать отравление, и даже гибель людей, животных. Примеры химических веществ приведены в учебнике.
По характеру воздействия на организм человека ХОВ подразделяются на 5 групп:
- Раздражающего действия (хлор, сернистый ангидрид и др.)
- Прижигающего действия (аммиак, соляная кислота)
- Удушающего действия (фосген, хлорпикрин)
- Общетоксического действия (сероводород, сероуглерод и др.)
- Наркотического и токсического действия (хлористый метил формальдегид).
С показателями и классификацией АХОВ мы кратко познакомились. А теперь охарактеризуем наиболее распространенные АХОВ. Все данные занесём в таблицу.
Из опыта ликвидации аварий наибольшую опасность представляют выбросы аммиака и хлора, заполнение таблицы начнем с этих веществ. Разберём на примере аммиака.
Учитель на примере аммиака рассказывает, как заполнить таблицу. Далее учащиеся заполняют таблицу самостоятельно, используя справочную литературу. Перед заполнением хлора учитель зачитывает историческую справку о Cl2. Из прочитанного учащиеся делают вывод.
Историческая справка: ХЛОР - СL2
В первую мировую войну хлор применялся в качестве отравляющего вещества: в апреле 1915 года немецкие войска применили его против французских войск. В течение нескольких минут переносимый ветром серо-зеленый туман накрыл французские позиции. Находившиеся в траншеях солдаты и офицеры начали задыхаться. Люди, охваченные паникой, бежали. В итоге, 15тысяч французских солдат получили тяжелые отравления, около 5тысяч из них погибли. Через месяц немцы применили газовую атаку против русских войск. Отравленными оказались 9 тысяч человек, из них погибли 1200 человек.
Какой делаем вывод? Хлор - ядовит.
Построение таблицы.
Краткая характеристика основных АХОВ
Название АХОВ | Физико-химические свойства вещества | Первая помощь при отравлении | Признаки поражения. | Область применения вещества |
АММИАК | Бесцветный газ с резким запахом нашатырного спирта. В 1,7 раза легче воздуха. Горюч, взрывоопасен в смеси с воздухом. | надеть противогаз, вынести из зоны опасность, дать вдохнуть теплые водяные нары, промыть глаза водой. При ожогах наложить повязку. 11ри остановки дыхания применяют искусственное дыхание. | Раздражение слизистых и кожи, насморк, кашель, удушье, учащенное сердцебиение, покраснение и зуд кожи, резь в глазах. | Черная, цветная металлургия, целлюлозно-бумажная, промышленность, машиностроение, оборонная, медицинская, мясо-молочная, промышленность, коммунально-бытовое хозяйство, сельское хозяйство, холодильники, овощные и торговые базы. |
ХЛОР | Зеленовато-желтый газ, с резким, раздражающим,удушливым запахом хлорки. В 2,5 раза тяжелее воздуха. Пожароопасен в контакте с горючими материалами. | надеть противогаз, вынести пострадавшего из опасной зоны, освободить от одежды, стесняющей дыхание, покой. При ожогах наложить повязку. Транспортировать в положении лежа. При остановки дыхания применяют искусственное дыхание. | Раздражение слизистых и кожи, ожоги, резкая боль в груди, сухой кашель, рвота, одышка, резь в глазах, нарушение координации движений. | Черная, цветная металлургия, целлюлозно-бумажная, промышленность, машиностроение, оборонная, медицинская, промышленность, коммунально-бытовое хозяйство, применяют для производства неорганических продуктов (хлоридов металлов, хлорной извести, соляной кислоты и др.), красителей, растворителей, ядохимикатов, лекарственных препаратов, для отбелки тканей, бумаги, целлюлозы, для дезинфекции воды и др. |
СЕРОВОДОРОД | ||||
СОЛЯНАЯ КИСЛОТА | ||||
ФОСГЕН | ||||
СЕРНИСТЫЙ АНГИДРИД | ||||
ХЛОРПИКРИН |
Мы познакомились с двумя наиболее распространёнными АХОВ.
По образцу вы дома заполните таблицу до конца, используя справочную литературу и учебник.
Поражающими факторами при авариях на ХОО с выбросом АХОВ является поражение людей, животных, через органы дыхания, кожные покровы, вызывая различные болезненные состояния, а при определенных условиях – гибель.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Итак, что мы узнали нового на уроке? ( Познакомились с характеристиками АХОВ и их поражающими факторами).
Насколько полно каждый из вас усвоил материал, мы сейчас проверим.
Закрепление изученного материала.
Ответ для учителя
Верны ли следующие утверждения? | Да | Нет |
Хлор относится к чрезвычайно опасным для человека АХОВ | + | |
По степени опасности для организма человека ХВ делятся на 5 классов. | 4 | - |
Зеленовато-жёлтый газ, тяжелее воздуха, с резким запахом – это хлор | + | |
Аммиак относится к высоко опасным АХОВ для человека | + | |
Хлор тяжелее воздуха, поэтому в здании от него нужно укрываться в подвальном помещении | - | |
Аммиак – бесцветный газ с резким запахом нашатырного спирта | + | |
По характеру воздействия на человека АХОВ делятся на 4 группы | 5 | - |
Контрольное тестирование по теме «Воздействие химически опасных веществ на организм человека»
I. Какой газ легче воздуха?
А) аммиак
Б) xлop
2. При защите от какого газа используют марлевые повязки смоченные 5% раствором лимонной кислоты?
А) хлор
Б) аммиак
3. Какие противогазы используются при защите от хлора и аммиака?
А) фильтрующие
Б) изолирующие
В) Все типы гражданских противогазов
- Акрилонетрил- это...
а. бесцветный газ
б. бесцветная жидкость.
- При высокой концентрации какого АХОВ используют шланговый или изолирующий противогаз?
а. окиды азота
б.акрилонетрил
3. При каком отравлении используют амилнитрит?
а.акрилонитрил
б. оксиды азота
1 Что является газом?
а: сернистый ангидрид
б. синильная кислота
- Какой противогаз используется при отравлении сернистым ангидридом и синильной кислотой?
а. фильтрующий
б. все типы гражданских
в. шланговый
- При отравлении чем используют для полоскания 2% раствор соды?
а. синильной кислотой
б. сернистым ангидридом
- Угарный газ -...
а. тяжелее воздуха
б. легче воздуха
- При какой степени отравления слизистые оболочки приобретают ярко - розовый цвет?
а. средней
б. легкой
в. тяжелой
3. Какие противогазы используются при защите от угарного газа?
а. фильтрующий
б. изолирующий
- Что является причиной смерти при отравлении формальдегидом?
а. сердечно -сосудистая недостаточность
б. спазм бронхов
в. кома
- При отравлении каким веществом, возможен оттек голосовых связок?
а. ртутью
б.формальдегидом
- Повышенная утомляемость, слабость, сонливость, дрожь -это симптомы отравления
а. формальдегидом
б. ртутью
- Бесцветная маслянистая жидкость - это ...
а. анилин
б. метиловый спирт
- Какие противогазы используются?
а. изолирующие
б. фильтрующие
в. Шланговый
3. Чем должны быть смочены марлевые повязки при защите от метилового спирта и анилина?
а. 5% раствором лимонной кислоты
б. 2% раствором соды
- Что является газом с запахом гнилых плодов
а.дихлорэтан
б. фосген
- При защите от каких отравляющих веществ можно использовать распиратор
А.фосгена
б .дихлорэтан
- При каких концентрациях дихлорэтана наблюдается сладкий привкус во рту и покраснение кожи?
а. 100-200 мг/мЗ
б. 250000 мг/мЗ
в. 300-600 мг/мЗ
Хлор: зеленовато-желтый газ, с резким удушливым запахом, тяжелее воздуха. Застаивается в нижних этажах зданий, в низинах.
Вызывает резкую боль в груди, сухой кашель, рвоту, нарушения координации движений, отдышку, резь в глазах, слезотечение. При вдыхании высоких концентраций возможна смерть.
Защита: все типы гражданских противогазов. Из подручных средств могут быть использованы марлевые повязки, шарфы, платки, предварительно смоченные 2% раствором соды или водой. Кожу можно защитить плащом или накидкой.
Первая помощь: надеть противогаз, вынести пострадавшего из опасной зоны, освободить от одежды, стесняющей дыхание, покой. При ожогах наложить повязку. Транспортировать в положении лежа. При остановки дыхания применяют искусственное дыхание.
Аммиак: бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха. Проникает; в верхние этажи зданий. Сильно раздражает органы дыхания, глаза и кожу. Учащенное сердцебиение, нарушения частоты пульса, насморк, кашель, резь в глазах и слезотечение, тошнота и нарушения координации. Защит: гражданские противогазы, марлевые повязки, шарфы, платки, предварительно смоченные водой или 5% раствором лимонной кислоты.
Первая помощь:- надеть противогаз, вынести из зоны опасность, дать вдохнуть теплые водяные нары, промыть глаза водой. При ожогах наложить повязку. При остановки дыхания применяют искусственное дыхание.
Акрилонитрил: бесцветная жидкость со слабым запахом.
Головная боль, слабость, рвота, головокружение, отдышка, потливость, понос. В тяжелых случаях - сильная отдышка, судороги, тахикардия, потеря сознания. На коже вызывает ожоги.
Защита: фильтрующие промышленные спец. противогазы, при высоких концентрациях шланговые или изолирующие противогазы.
Первая помощь: вдыхать амилнитрит в течении 15-30 с, повторять каждые 2-3 минуты. Обеспечить свежий вохдух, тепло, покой.
При отравлении через рот, промыть желудок раствором марганцовки (2г на 1л волы) или 2% раствором соды.
Оксиды азота: газы от бесцветного до красно-бурого цвета в зависимости от состава.
Отравление начинается легким кашлем. С повышением концентрации кашель усиливается, иногда появляются головная боль, рвота с кровью Через 2-12 ч у пораженного развивается чувство страха и сильной слабости, озноб, повышение температуры до 40. учащенное сердцебиение, расстройство желудка.
Защита: фильтрующие промышленные противогазы.
Первая помощь: надеть противогаз, перенести на свежий воздух.
Максимальный покой, предотвращение переохлаждения. Как можно раньше обеспечить вдыхание кислорода. При раздражении верхних дыхательных путей - ингаляции, горячее молоко с содой или минеральной водой.
Сернистый ангидрид: бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха. Раздражает дыхательные пути, вызывая спазм бронхов.
Однократное вдыхание очень высоких концентраций приводит к отдышке, расстройству сознания.
При отравлениях наблюдается сильная боль в носу, чихание, кашель.
Защита: фильтрующие промышленные противогазы,- простейшие средства зашиты кожи (плащи или накидки)
Первая помощь: надеть противогаз, вынести на свежий воздух, освободить от стесняющей одежды.
Ингаляция кислородом, промывание глаз, носа, полоскание 2% раствором соды.Тепло на область шеи; теплое молоко с боржоми, содой, маслом и медом.
Синильная кислота: бесцветная жидкость с запахом горького миндаля.
Вызывает нарушение дыхания. При высоких концентрациях человек почти мгновенно теряет сознание. При меньших: наблюдается першение в горле, слюнотечение, онемение рта и зева, мышечная слабость, головная боль, рвота.
Защита: фильтрующие промышленные противогазы, а при высоких концентрациях изолирующий противогаз.
Первая помощь: надеть противогаз, вынести на свежий воздух, снять грязную одежду
Обеспечить покой, тепло, ингаляция кислородом. При нарушении дыхания - длительное Искусственное дыхание.
Угарный газ: не имеет цвета и запаха, легче воздуха.
Легкая степень поражения: сильно болит и кружится голова шум в ушах, темнеет в глазах, ухудшается слух.
Пульс и дыхание учащаются, повышается кровяное давление, могут быть не мотивированные поступки.
Средняя степень: сознание затемняется, появляется выраженная мышечная слабость - нарушается координация движений, появляется сонливость, одышка, учащается пульс, артериальное давление после кратковременного повышения понижается, температура может подняться до 38-40 С.
Тяжелая степень: потеря сознания, гипертонус мышц туловища и конечностей, появляются судороги, слизистые приобретают ярко-розовый цвет.
Защита; гражданские противогазы с гопкалитовым патроном или изолирующие противогазы, защитный костюм.
Первая помощь: надеть противогаз, вывести или вынести из зоны, согреть, дать вдыхать нашатырным спирт, а при остановки дыхания использовать искусственную вентиляцию легких.
Формальдегид: бесцветный газ: воспламеняется от открытого пламени.
Появляется слезотечение, сухой кашель, жжение за грудиной, насморк, першит горло.
Затрудняется дыхание, наступает удушье, нарастает общая слабость, головокружение, головная боль. Кожа и слизистые краснеют, может возникнуть оттек надгортанника, голосовых связок.
Причиной смерти может стать сердечно - сосудистая недостаточность.
Защита; фильтрующие промышленные противогазы, респираторы, при их отсутствии марлевая повязка, смоченная 2% раствором питьевой соды.
При высоких концентрациях - изолирующие шланговые противогазы.
Первая помощь: обильно промыть глаза и лицо водой, надеть противогаз и марлевую повязку; кожу промыть водой, вынести из зоны поражения; при попадании внутрь – промыть желудок
Ртуть: серебристый Жидкий металл, тяжелее всех известных жидкостей; при температуре 28 градусов пары попадают в воздух.
Повышеппля утомляемость, слабость, сонливость и головная боль; позже начинают дрожать руки, веки, ноги
Защита: противогазы или респираторы, а также резиновые перчатки, комбинезоны.
Первая помощь: покинуть и вызвать специалистов; сменить одежду, принять душ, прополоскать рот 0,25% раствором марганцовки и прочистить зубы; промыть желудок водой с активированным углем, выпить молоко.
Метиловый спирт: бесцветная прозрачная легкоподвижная жидкость с характерным запахом винного спирта и жгучим неприятным вкусом.
Состояние оглушенности, наступает кома, развивается острая сердечно -сосудистая недостаточность. Легкая интоксикация: общее недомогание, тошнота, головная боль, резкие боли в животе, расстройство зрения.
Средняя: через 1-2 дня слепота
Тяжелая: аналогичные симптомы наступает сонливость, посинение кожи., нарушается дыхание и сердечная деятельность, потеря сознания.
Защита: изолирующий или фильтрующий промышленные противогазы, респираторы, при отсутствии марлевые повязки, смоченные 2% раствором соды.
Первая помощь: обильно промыть глаза и лицо водой, надеть противогаз или повязку: в случае попадания яда на кожу промыть.
Госпитализировать.
Анилин: вязкая бесцветная маслянистая жидкость со слабым запахом: на свету и на воздухе быстро темнеет.
Резкая слабость, головокружение и головная боль, отдышка, учащенный пульс, снижение артериального давления, тошнота и рвота, желудочно -кишечные колики, посинения кожи, психическое возбуждение. Возможна потеря сознания, судороги, кома.
Защита: изолирующий или фильтрующий промышленные противогазы, респираторы, при отсутствии марлевые повязки, смоченные 2% раствором соды.
Первая помощь: обильно промыть глаза и лило водой, надеть противогаз или повязку: открытые участки кожи промыть водой с мылом; при попадании анилина в желудок дать выпить 2 столовые ложки активированного угля растворенного в воде. Госпитализировать.
Дихлорэтан: бесцветная или слегка зеленоватая маслянистая жидкость с запахом эфира или хлороформа; быстро испаряется.
При концентрации 100-200мг/мЗ: в течении 6 ч появляется тошнота и тяжесть в желудке.
При 300-600 мг/мЗ: в ближайшие 2:-3 ч головная боль, сонливость, сладкий привкус во рту, тошнота и рвота, покраснения кожи.
При 250 000 мг/мЗ: резкая слабость, головная боль, сильная икота, редкий и слабый пульс. Наибольшее количество смертельных исходов наблюдается в первые сутки.
Защита: фильтрующие противогазы или респираторы, марлевые повязки смоченные 2% раствором соды. При высоких концентрациях: изолирующий или шланговый противогазы, спец. одежда.
Первая помощь: промыть глаза и лицо 2% раствором соды, надеть противогаз или повязку, промыть открытые участки кожи водой с мылом и эвакуировать, госпитализировать.
Фосген: газ с удушливым неприятным запахом, напоминающий запах гнилых плодов, прелого сена. Вызывает оттек легких, отсюда кислородное голодание.
Вдыхание малых и средних концентраций вызывает слезотечение, кашель, тошноту. При больших - рвота боль за грудиной, ощущения удушья.
Защита: фильтрующие промышленные противогазы, а при высоких концентрациях- изолирующий противогаз.
Первая помощь: надеть противогаз, обмыть, заменить белье.
Срочно госпитализировать даже при хорошем состоянии, обеспечить абсолютный покой и тепло.
Как можно раньше сделать ингаляцию кислородом; искусственное дыхание делать только при нарушении или остановки дыхания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока экологии и химии Тема:«Действие газированных напитков на живой организм»
участник всероссийского конкурса методических разработак...
Методическая разработка интегрированного урока алгебры и физики по теме: «Гармонические колебания»
Тема «График гармонического колебания» рассматривается на 1 курсе в процессе освоения учебной дисциплины «Алгебра и начала анализа». Данной темой заканчивается рассмотрение главы “Тригонометрические ф...
Методическая разработка интегрированного урока биологии и ОБЖ по теме "Оказание первой помощи при кровотечениях"
P { margin-bottom: 0.21cm; } Цель: Научить учащихся распознавать виды кровотечений и способствовать формированию навыков оказания первой медицинской помощи.Задачи:Обучающие: Сформировать зн...
Методическая разработка интегрированного урока математики и физики по теме "Применение производной к решению физических задач"
Данный урок показывает метапредметную связь математики и физики. Выбор данной темы обусловлен её актуальностью. Многие задачи физики решаются с помощью производной. При помощи производной можно найти ...
Методическая разработка интегрированного урока математики и физики по теме "Применение производной к решению физических задач"
Данный урок показывает метапредметную связь математики и физики. Выбор данной тема обусловлен её актуальностью. Многие задачи физики решаются с помощью производной....
Методическая разработка интегрированного урока литературы и биологии по теме: «Цветок в природе, легендах, поэзии и музыке»
Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Данный урок связывает на первый взгляд несовместимые предметы: биологию и литературу. Он позволяет учащимся увидеть мир в многообразии и е...
Методическая разработка интегрированного урока по УД «Химия» и УД «Русский язык» «Автомобили! Автомобили! Все вокруг заполонили!», технология- метод проектов.
Методическая разработка интегрированного урока по русскому языку и химии...