Методическая разработка интегрированного урока литературы и биологии по теме: «Цветок в природе, легендах, поэзии и музыке»
план-конспект урока по биологии (6, 7 класс) на тему

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Данный урок связывает на первый взгляд несовместимые предметы: биологию и литературу. Он позволяет учащимся увидеть мир в многообразии и единстве, способствует активизации познавательного интереса, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Для оптимизации процесса используются ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_i_prilozheniya.docx38.35 КБ
Файл prezentatsiya_cmp.pptx2.56 МБ
Файл stihi.docx16.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегрированного урока  

литературы и биологии по теме:

«Цветок в природе, легендах, поэзии и музыке»

Учителя:         Станкевич М.В.,учитель русского языка и литературы

        Иноземцева Н.А., учитель биологии

        ГБОУ «Технологии обучения» г.Москва

Предметы: литература и биология

Классы: 6-7

Тема урока: Цветок в природе, легендах, поэзии и музыке.

Цели: расширить знания учащихся о цветковых растений, познакомить с поэтическими произведениями о цветах.

Задачи:

Обучающие: 

- закрепление , углубление и расширение знаний учащихся о цветковых растениях, знакомство с легендами, стихами, песнями о цветах;

Развивающие: 

- формирование навыков наблюдения цветов в естественных условиях, отработка  навыков выразительного чтения и анализа поэтического произведения;

Воспитательные:

- развитие эстетического чувства, любви и бережного отношения к родной природе и языку, интереса к литературному творчеству.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формат проведения: очный, с использованием ИКТ.

Методы и приемы: беседа, сообщения учащихся, рассказ учителя, презентация, анализ стихотворений, проверочная работа.

Оборудование: плакаты, таблицы, планшеты, музыкальное сопровождение.

Предварительная подготовка к уроку:

Подготовка сообщений учащимися.

Заучивание стихотворений и выразительное чтение.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Используемые ресурсы,

оборудование, материалы

1. Организа-ционный момент.

Учитель приветствует учащихся, настраивает их на работу. Предлагает проверить готовность рабочего места к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

2. Вступление. Формулирование темы и задач урока.

Учитель литературы: 

• Сегодня у нас необычный урок. Он вмещает 2 предмета: биологию и литературу –  и называется интегрированный, т.е. объединенный и касающийся одной темы.  

• Мы начали урок со стихотворения В. Брюсова. Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (О цветах). Сегодня мы вспомним, как устроен цветок, из каких органов он состоит, какую роль играет в природе и жизни человека, познакомимся с мифами и легендами народов мира о цветах, послушаем музыку и стихи, посвященные цветам. А в конце урока попробуем ответить на вопрос: каково  значение цветов в жизни природы и человека?

• Учащиеся после прослушивания стихотворения В.Брюсова «Цветики убогие» формулируют тему урока.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов». Слайд №2.

3. Актуализация знаний.

Учитель биологии:  

• Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного. У них  были другие цели, направленные прежде всего на выживание. Что же такое цветок? (Это видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения растений.) Цветком обычно заканчивается главный или боковой побег. Как и всякий побег, цветок развивается из почки.  

• Перед вами схема строения цветка. Что мы видим в нижней части цветка? (Цветоножку, цветоложе.)

• Следующие две части цветка называются околоцветником – это чашелистики и лепестки. Каждый цветок имеет свои особенности в строении околоцветника. Бывают цветы, у которых в околоцветнике отсутствуют чашелистики, такой околоцветник называют простым.  Лепестки могут быть различных цветов, могут быть соединены между собой.

• Посмотрите внимательно в центр цветка, что вы там увидели? (В центре находится пестик, который состоит из завязи, столбика и рыльца. Окружают пестик тычинки, у них есть тычиночная нить и пыльник. )

• У вас на столах лежит схема строения цветка. Подпишите на ней основные части. Чем отличаются цветки разных растений? (Окраска  и количество лепестков, количество тычинок и пестиков, у некоторых растений отдельные части цветка могут отсутствовать или срастаться).

Форма и окраска лепестков, особенно строение венчика и чашечки, тычинок и пестиков, делают цветки разных растений непохожими друг на друга. Иногда они бывают очень яркими и красивыми, иногда совершенно невзрачными и незаметными. Размеры цветков тоже варьируют от примерно 1м в диаметре у тропической раффлезии до миллиметров и долей миллиметра у рясок. В цветке обычно больше всего выделяются лепестки, но у некоторых растений гораздо лучше заметны тычинки. Итак, цветок – это самая разнообразная часть цветкового растения, которая имеет свое строение.

Вот так говорят о цветах ученые-биологи. Как же говорили и говорят о цветах поэты?

• В ходе обсуждения строения цветка учащиеся отвечают на вопросы и  

на схемах, разложенных на партах, подписывают  части цветка.

Видеоурок о строении цветка.

Таблица строения цветка.

Слайд №3.


4. Усвоение новых знаний

Учитель литературы:

• Цветы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Они не только даруют красоту, но и врачуют, указывают дорогу, стерегут клады, предсказывают погоду, первыми приходят на пепелище.  

• Поэты считают, что цветы – живые существа. Друг детства С.Есенина  К.Цыбин вспоминал о любви поэта к цветам: «Для него цветы что живые друзья были». В последние годы жизни С.Есенин создает цикл стихов «Цветы», в котором делится своими мыслями о человеке, смысле его жизни, любви. «А разве люди не цветы?» – восклицает поэт. Расул Гамзатов считал, что у цветов есть глаза. И душа.

• Давайте начнём  разговор с царицы всех цветов – розы!

Учитель биологии: 

• Розы относятся к классу двудольных, семейству розоцветных. Это семейство насчитывает около 3 тысяч видов. Цветок розоцветных имеет двойной околоцветник, состоящий из 5 чашелистиков и 5 (иногда 4-6) лепестков.

• Шиповник, или дикая роза – это типичный представитель розоцветных. Его розовые или белые цветки обладают сильным ароматом, что привлекает насекомых-опылителей. Двойной околоцветник шиповника образован 5 чашечками и 5 крупными лепестками, тычинок и пестиков много.

Учитель литературы:

• С давних времён отношение людей к розам восторженно-поэтическое: многочисленные стихи и поэмы, легенды и мифы, предания и сказания посвящены этим цветам.

• А вот  стихи русского поэта И.П. Мятлева, жившего в одно время с Пушкиным и Лермонтовым:

Как хороши, как свежи были розы

В моём саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

Как я берёг, как я лелеял младость

Моих цветов заветных, дорогих;

Казалось мне, любовь дышала в них.

Но в мире мне явилась дева рая,

Прелестная, как ангел красоты.

Венка из роз искала молодая,

И я сорвал заветные цветы.

• Подготовленное чтение наизусть стихотворения Р.Гамзатова «Есть глаза у цветов».

• Ученик рассказывает легенду о розе, об отношении к ней  разных народов мира.

• Чтение наизусть стихотворения  И.Мятлева «Как хороши, как свежи были розы».

Слайд №4. Прослушивание песни «Есть глаза у цветов…»  в исполнении М.Магомаева.


Обратимся еще к одному произведению. И.Бунин «Розы».

Учитель биологии:

• Да, о розах можно говорить бесконечно. Но розы человек ещё и использует в своих целях: приготавливает розовую эссенцию, лечебные и косметические мази. В древних римских поварских руководствах сохранились рецепты приготовления из лепестков роз пудингов, варенья и целиком засахаренных цветков.

• Чтение и анализ стихотворения И.Бунина «Розы».

Слайды №5, №6, №7, №8, №9.

Учитель литературы: 

• А если вы хотите найти своё счастье, к какому цветку следует обратиться, как вы думаете?

По утру, на заре,

По росистой траве

Я пойду свежим утром дышать;

И в душистую тень.

Где теснится сирень,

Я пойду своё счастье искать.

Эти строки принадлежат перу поэтессы Екатерины Бекетовой. Их положил на музыку Сергей Рахманинов. Романс этот обошел всю Россию. Сирень вдохновила и П.Чайковского на создание редкого по красоте балета-сказки "Спящая красавица".

Особенно любил сирень Игорь Северянин с её "томным бредом", как "сладострастья эмблема".

Учитель биологии:

• Есть разные виды сирени. Среди них бывают и кусты, и деревья. В Москве есть Сиреневый сад  - на крохотном участке уместилось более 300 сортов сирени. Особенно популярен сорт "Красавица Москвы". Белизна этой сирени какая-то особенно чистая, первозданная. Этот и другие сорта за границей назвали "Русским чудом".

Учитель литературы:

• Поэт А.С.Кушнер посвятил этому цветку стихотворение «Сирень».

• А этот цветок настолько прекрасен, что  о нём слагали стихи  не только поэты.

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

• Чтение и анализ стихотворения А.Кушнера «Сирень»

Прослушивание романса С.Рахманинова .

Слайды №10, №11, №12, №13.


Закрепление знаний. Самостоятельная работа.

Природой бережно спеленатый,

Завернутый в широкий лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску,

И все свое благоухание

Он отдал горькому цветку.

Ребята, вы догадались о каком цветке идёт речь в этом стихотворении С. Маршака? ( О ландыше).

Учитель биологии: 

• Ландыш майский относится к классу однодольных, семейству лилейных. Это многолетнее растение с длинными ползучими корневищами, от верхушек которых отходят побеги с 1-3 зелёными листьями, крупными, блестящими, на длинных черешках. На боковом побеге-стрелке - верхушечная кисть из белых колокольчатых цветков. У ландыша очень приятный запах. Цветёт он в мае-июне. После цветения остаются круглые ягоды.

Учитель литературы:

• Поэт А.Фет посвятил этому цветку стихотворение «Первый ландыш».

Учитель биологии:

• У каждого цветка есть неповторимый аромат. Почему цветы пахнут? В специальных железках цветов содержатся эфирные масла. Эти железки так малы, что  различимы только под микроскопом. Эфирные масла – это сложные соединения, состоящие из сотен компонентов. Эти компоненты в определенных сочетаниях создают неповторимый аромат. Многие цветки издают запах – от медового запаха липы до зловония огромной раффлезии. Некоторые растения: гладиолус, камелия, васильки - вообще лишены ароматов.

Учитель биологии:

• Ну, вот  и  подошла к концу наша сегодняшняя встреча с прекрасным – с венцом эволюции растений – цветковыми растениями.  Для закрепления знаний о строении цветка предлагаем вам тест.

• У каждого цветка своя история, свои легенды, свои символы.  Если хотите порадовать любимую, открыть свое сердце – подарите розу. Хотите найти свое счастье - обратитесь к сирени, погадать «любит-не любит» можно на ромашке .

• Ученик делает сообщение о легенде, связанной с ландышем.

• Чтение и анализ стихотворения «Первый ландыш».

Учащиеся выполняют тестовые задания.

Слайды №14, №15, №16.


Рефлексия. Подведение итогов.

Учитель литературы:

    Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие теплые костры.

К.Жанэ.

Берегите цветы, не рвите их бездумно, не втаптывайте в пыль.  И они будут радовать вас своей красотой и благоуханием.

Подводя итог нашего урока, попробуйте ответить на вопрос, поставленный в начале урока: каково же значение цветов в жизни природы и человека?

Учащиеся формулируют свои ответы на проблемный вопрос.


Приложение 1.

Доклады, подготовленные учащимися.

Первый ученик:

• Родиной розы считают Персию. В древности эту страну называли Гюлистан – страна роз.

• Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и любви – из морской пены, и поначалу была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шипы, стала алой.

• Поэтесса Древней Греции Сафо за 6 веков до нашей эры назвала розу царицей цветов. Древнегреческий поэт-сказитель Гомер – богиней утренней зари.  

• Любовь римлян к розам была столь велика, что под плантации для них стали использовать те земли, что раньше занимали злаки. Римский император Нерон заплатил однажды бочку золота за розы, привезённые зимой из Александрии. Розы ставили на пиршествах; желая поразить гостей, их осыпали розами; венком из роз украшали невесту, розы бросали к ногам воинов-победителей.

• Из Англии розы попали в Северную Америку. В России только в 17 веке розы из царских садов постепенно стали проникать в общедоступные сады и парки. 

Второй ученик:

• А розовое масло дороже золота: на мировом рынке один грамм душистого розового бальзама стоит как два грамма золота. И не случайно, так как намыть два грамма золота легче, чем добыть грамм розового масла. Ведь для этого надо переработать более трёх килограммов лепестков роз.

Третий ученик:

• Когда распускаются ландыши, кажется, сам воздух в лесу настоян на их аромате. Отцветает ландыш, и на месте осыпавшихся лепестков появляются красные ягоды. Одна из легенд уверяет, что это не ягодки, а горючие слёзы, которыми ландыш оплакивает своё расставание с весной. Весна хоть и полюбила ландыш, но ненадолго. Приласкала его и ушла, оставив цветок жаркому лету. И ландыш поник от горя, его лепестки опали, а на их месте появились кровинки-слезинки.

Четвёртый ученик: 

• При внешней своей красоте ландыш - растение ядовитое. Ни в коем случае нельзя брать в рот его цветки и листья, а тем более ягоды! Это может привести к тяжёлым отравлениям и даже к смерти! Но этот же яд в очень малых количествах помогает работать больному сердцу. В аптеках продаются ландышевые (и ландышево-валериановые) капли, которые готовят из листьев и цветков.


Приложение 2.

Тест «Цветок»

Вариант 1

Выберите один верный ответ.

1. Главная функция цветка – образование

А) плодов и семян   Б) листьев   В) корней

2. В состав венчика входят

А) цветоножка   Б) лепестки   В) чашелистика

3. Самая яркая часть цветка

А) околоцветник   Б) цветоножка   В) чашечка

4. Двойной околоцветник состоит из

А) чашечка и венчик   Б) только венчик   В) только чашечка

5. Плод развивается

А) в околоцветнике   Б) в пыльнике   В) из завязи пестика

6. Цветки, содержащие одновременно пестики и тычинки, называются

А) обоеполыми   Б) однополыми   В) двудомными

7. Пестик состоит из

а) рыльца, пыльника и завязи   Б) рыльца, столбика и завязи

8. Бутон – это

А) распустившийся цветок

Б) цветок, который отцвел

В) нераспустившийся цветок

9. Растение, на котором расположены только мужские или женские цветки, называется ______________

 

Приложение 2.

Тест «Цветок»

Вариант 2

Выберите один верный ответ.

1. Главная функция цветка – образование

А) листьев   Б) плодов и семян   В) стеблей

2. Чашечка образована

А) лепестками   Б) тычинками  В) чашелистиками

3. Околоцветник

А) защищает пестик и тычинки от неблагоприятных условий

Б) образует плоды и семена

В) удерживает растение в почве

4. Простой околоцветник состоит из

А) венчика и чашечки   Б) лепестков   В) лепестков и чашелистиков

5. Семена образуются

А) в околоцветнике   Б) из семязачатков   В) из пыльцы в пыльниках

6. Пыльца образуется

А) в завязи пестика   Б) на лепестках   В) в пыльниках тычинок

7. Пыльник расположен на

А) пестике   Б) тычиночной нити   В) лепестке

8. Цветок развивается из

А) вегетативной почки   Б) генеративной

9. Если пестичные и тычиночные цветки находятся на одном растении, то его называют _____________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок по литературе и биологии по теме: Учитель литературы Станкевич М.В. Учитель биологии Иноземцева Н.А. ГБОУ «Технологии обучения» г. Москва Цветок в природе, легендах, поэзии и музыке

Слайд 2

В. Брюсов «Цветики убогие» Цветики убогие северной весны, Веете вы кротостью мирной тишины Ландыш клонит жемчуг крупных белых слез, Синий колокольчик спит в тени берез , Белая фиалка высится стройна, Белая ромашка в зелени видна, Здесь иван-да-марья, одуванчик там, Желтенькие звезды всюду по лугам , Изредка меж листьев аленький намек, Словно мох, бессмертный иммортель-цветок, - Белый, желтый, синий - в зелени полян, Скромный венчик небом обделенных стран. 2

Слайд 3

Строение цветка 3

Слайд 4

Р. Гамзатов «Есть глаза у цветов» С целым миром спорить я готов, Я готов поклясться головою В том, что есть глаза у всех цветов, И они глядят на нас с тобою. Помню, как-то я в былые дни Рвал цветы для милой на поляне, И глядели на меня они, Как бы говоря: "Она обманет ". Я напрасно ждал, и звал я зря, Бросил я цветы, они лежали, Как бы глядя вдаль и говоря: "Не виновны мы в твоей печали". В час раздумий наших и тревог, В горький час беды и неудачи Видел я, цветы, как люди плачут, И росу роняют на песок . Мы уходим, и в прощальный час Провожая из родного края, Разные цветы глядят на нас, Нам вослед головками кивая. Осенью, когда сады грустны, Листья на ветвях желты и гладки, Вспоминая дни своей весны, Глядя вдаль цветы грустят на грядке . Кто не верит, всех зову я в сад, Видите, моргая еле-еле, На людей доверчиво глядят Все цветы, как дети в колыбели. В душу нам глядят цветы земли, Добрым взглядом всех кто с нами рядом. Или же потусторонним взглядом Всех друзей, что навсегда ушли. 4

Слайд 5

5

Слайд 6

И.Бунин «Розы» Блистая , облака лепились В лазури пламенного дня. Две розы под окном раскрылись — Две чаши, полные огня. В окно, в прохладный сумрак дома, Глядел зелёный знойный сад, И сена душная истома Струила сладкий аромат. Порою, звучный и тяжёлый, Высоко в небе грохотал Громовый гул… Но пели пчёлы, Звенели мухи — день сиял. Порою шумно пробегали Потоки ливней голубых… Но солнце и лазурь мигали В зеркально-зыбком блеске их — И день сиял, и млели розы, Головки томные клоня, И улыбалися сквозь слёзы Очами, полными огня. 6

Слайд 7

Это стихотворение посвящено двум нежным цветам, которые «под окном раскрылись», напоминая «две чаши, полные огня». В этом сравнении нетрудно проследить аллегорию, так как поэт сравнивает цветы с живыми людьми, которых неожиданно сводит судьба. И когда это случается, рождается очень нежное, трепетное и восхитительное по своей красоте чувство, именуемое любовью. Тогда окружающий мир меняет свои очертания и кажется особенно прекрасным тем, кто испытывает подобное чувство. Даже легкий летний дождик не в состоянии омрачить лирическое настроение автора, который радуется каждому мгновению очень короткой и, в то же время, бесконечно долгой жизни. 7

Слайд 8

Анализ стихотворения И.Бунина «Розы» О чем это стихотворение? Найдите эпитеты, описывающие летний жаркий день. Как автор относится к этому дню? Что такое лазурь? Почему день пламенный? Какими вы представили розы? Только ли цвет роз имел в виду поэт, говоря о «чашах, полных огня»? Что это за огонь? С чем сравнивает автор розы? Как вы понимаетет слово «истома »? Как описывает поэт звуки и запахи дня? К акие средства выразительности использует автор? Найдите эпитеты, сравнения, олицетворения, повторы. Какие слезы имел в виду автор ? Почему у И.Бунина 2 розы? Почему поэт назвал стихотворение «Розы», а не «Летний день»? 8

Слайд 9

Р озовое масло дороже золота: на мировом рынке один грамм душистого розового бальзама стоит как два грамма золота. 9

Слайд 10

А. Кушнер «Сирень» Фиолетовой , белой, лиловой, Ледяной , голубой, бестолковой Перед взором предстанет сирень. Летний полдень разбит на осколки, Острых листьев блестят треуголки, И , как облако, стелется тень. Сколько свежести в ветви тяжелой, Как стараются важные пчелы, Допотопная блещет краса! Но вглядись в эти вспышки и блестки: Здесь уже побывал Кончаловский, Трогал кисти и щурил глаза. Тем сильней у забора с канавкой Восхищение наше, с поправкой На тяжелый музейный букет, Нависающий в желтой плетенке Над столом, и две грозди в сторонке, И от локтя на скатерти след. 10

Слайд 11

Певцом сирени называют живописца Петра Кончаловского (1876 -1956), в наследии которого больше четырех десятков картин и очень много авторских повторений, посвященных этому удивительному растению. Этой необыкновенной красоте, которая льется с его полотен , поэт Александр Кушнер посвятил великолепное стихотворение, которое так же прекрасно, как цветы на различных полотнах художника. «Фиолетовой, белой, лиловой, ледяной, голубой, бестолковой перед взором предстанет сирень». Все очень изысканно — и стихи, и картины, особенно если посмотреть ретроспективу или хотя бы несколько сиреневых полотен. Поэт уверен, что сирень, изображенная художником Петром Кончаловским, живая, настоящая, цветущая . 11

Слайд 12

Анализ стихотворения А.Кушнера «Сирень» Опишите сирень на картине П. Кончаловского. Что общего в изображении сирени на картине и в стихотворении? Какие определения поэт дает сирени? Какой цвет имеется в виду, когда говорится « ледяная»? Почему поэт называет сирень «бестолковой »? Как вы думаете, поэт смотрит на букет сирени или на куст сирени? Объясните строчку «Летний полдень разбит на осколки»: о каких осколках идет речь ? Удается ли поэту передать впечатление большого душистого куста в окружении пчел? Как он добивается того, чтобы мы их слышали? Какие строчки нам помогают? Какой прием использует автор? Нравится ли поэту букет, написанный Петром Кончаловским? Подтвердите , что художник помог поэту увидеть красоту живой сирени. 12

Слайд 13

Сиреневый сад в Москве 13

Слайд 14

А. Фет «Первый ландыш » О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! Так дева в первый раз вздыхает О чем — неясно ей самой,- И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой. 14

Слайд 15

Стихотворение повествует о прекрасном и волнующем миге наступления весны. Поэт обращается не к разуму, а чувствам читателя.Маленький цветок, пробившийся сквозь снег, становится символом весеннего преображения природы и обновления чувств человека. 15

Слайд 16

Анализ стихотворения А.Фета «Первый ландыш» Какова главная тема стихотворения? На сколько частей можно разделить это стихотворение? Чем является ландыш для поэта? Какие эпитеты передают ликование, воодушевление лирического героя? Какими глаголами автор передает звуки? Какую роль играют восклицательные предложения? Приведите пример риторических восклицаний. С кем сравнивает поэт первый ландыш? Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? 16

Слайд 17

А.Жемчужников «Полевые цветы» Полевые цветы на зеленом лугу... Безучастно на них я глядеть не могу. Умилителен вид этой нежной красы В блеске знойного дня иль сквозь слезы росы; Без причуд, без нужды, чтоб чья-либо рука Охраняла ее, как красу цветника; Этой щедрой красы, что, не зная оград, Всех приветом дарит, всем струит аромат; Этой скромной красы, без ревнивых забот: Полюбуется ль кто или мимо пройдет?.. Ей любуюся я и, мой друг, узнаю Душу щедрую в ней и простую твою. Видеть я не могу полевые цветы, Чтоб не вспомнить тебя, не сказать: это ты! Тебя нет на земле; миновали те дни, Когда, жизни полна, ты цвела, как они... Я увижу опять с ними сходство твое, Когда срежет в лугу их косы лезвие... 17



Предварительный просмотр:

Р. Гамзатов «Есть глаза у цветов»

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
Помню, как-то я в былые дни
Рвал цветы для милой на поляне,
И глядели на меня они,
Как бы говоря: "Она обманет".

Я напрасно ждал, и звал я зря,
Бросил я цветы, они лежали,
Как бы глядя вдаль и говоря:
"Не виновны мы в твоей печали".
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я, цветы, как люди плачут,
И росу роняют на песок.

Мы уходим, и в прощальный час
Провожая из родного края,
Разные цветы глядят на нас,
Нам вослед головками кивая.
Осенью, когда сады грустны,
Листья на ветвях желты и гладки,
Вспоминая дни своей весны,
Глядя вдаль цветы грустят на грядке.

Кто не верит, всех зову я в сад,
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
В душу нам глядят цветы земли,
Добрым взглядом всех кто с нами рядом.
Или же потусторонним взглядом
Всех друзей, что навсегда ушли.


И.Бунин «Розы»

Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись —
Две чаши, полные огня.


В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зелёный знойный сад,
И сена душная истома
Струила сладкий аромат.


Порою, звучный и тяжёлый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул… Но пели пчёлы,
Звенели мухи — день сиял.


Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых…
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их —


И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слёзы
Очами, полными огня.


А. Кушнер «Сирень»

Фиолетовой, белой, лиловой,

Ледяной, голубой, бестолковой

Перед взором предстанет сирень.

Летний полдень разбит на осколки,

Острых листьев блестят треуголки,

И, как облако, стелется тень.

Сколько свежести в ветви тяжелой,

Как стараются важные пчелы,

Допотопная блещет краса!

Но вглядись в эти вспышки и блестки:

Здесь уже побывал Кончаловский,

Трогал кисти и щурил глаза.

Тем сильней у забора с канавкой

Восхищение наше, с поправкой

На тяжелый музейный букет,

Нависающий в желтой плетенке

Над столом, и две грозди в сторонке,

И от локтя на скатерти след.


А. Фет «Первый ландыш»

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает

О чем — неясно ей самой,-

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."

Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений.  Ключевые понятия урока: война и Вера...

Методическая разработка интегрированного урока (литература+английский) по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Вступление  ( слайд -  портрет А.С.Грибоедова, написанный И. Крамским)         Где он? Где друг? Кого спросить?...

Методическая разработка интегрированного урока литературы и классного час в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

"Семья и семейные ценности".Так называется интегрированный урок литературы и классного часа по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Задача: обобщить в одном учебном материале знания в области литер...

Методическая разработка интегрированного урока литературы "Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"

Материалы к открытому уроку литературы с использованием мультимедийного оборудования по произведению А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА – ВИКТОРИНЫ ПО БИОЛОГИИ И АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.

Тип урока: викторина.Цель: Активизация и повторение изученных явлений, лексических единиц и речевых оборотов на материале курса биологии....

Методическая разработка интегрированного урока литературы и английского языка в 5 классе по повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»

Методическая разработка интегрированного урока  литературы и английского языка в 5 классе по повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»...

Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»

Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»...