Образовательный проект "Оценка туристко-рекреационного потенциала окрестности села Новоселенгинск"
методическая разработка по географии

Жалсабон Людмила Владимировна

Предлагаемый проект отражает стратегию развития туризма на территории Бурятии. Туристко-рекреационная деятельность должна быть направлена на рост занятости населения, создание комфортных условий для развития туризма и отдыха.

Особое значение в фунфункционировании данной системы имеет процедура рекреационной экспертизы, предшествующей освоению туристко-рекреационных ресурсов.

Изменение социального заказа общества к качеству школьного образования в условиях рыночной экономики повышает роль творческой личности, умеющей анализировать сложившуюся ситуацию, учитывать факторы и принимать обоснованные решения.      В данном случае оценка туристко-рекреационного потенциала на локальном уровне может быть выполнена учащимися 9 – 11 классов под руководством учителя географии, так как именно от  компетентности педагога во многом зависят мобильность и конкурентноспособность, компетентность воспитанников в вопросах,  связанных с оценкой туристко-рекреационного потенциала данной территории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наименование образовательного проекта:

Оценка туристко-рекреационного потенциала окрестностей села Новоселенгинск

Актуальность проекта:

В связи с ростом экономики в нашей стране так и в Бурятии возросла туристическая активность населения. Так в России насчитывается 10 тысяч различных мест размещения туристов (гостиниц, кемпингов, баз). В них в 2007 году побывали 27 млн. только российских граждан. По данным отчетов  Новоселенгинского  Дома-Музея Декабристов в 2007/2008 году побывало 5800 посетителей. (Приложение 1).

         На заседании Правительства РФ от 3 апреля 2008 года принята стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. В ее реализации важное значение имеет понятие о территориально-рекреационных системах разного ранга, состоящих из подсистем природных и культурно-исторических комплексов, инженерных сооружений, обслуживающего персонала, отдыхающих (рекреантов) и органов управления.

24-25 апреля 2008 года состоялась  международная научно-практическая конференция «Туризм и рекреация. Фундаментальные и прикладные исследования» на Географическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова по инициативе Российской академии наук, национальной академии туризма, МГУ им. М.В. Ломоносова, Российской международной академией туризма, Российского союза туриндустрии итогом которой участники выделили следующие актуальные задачи фундаментальных и прикладных научных исследований:

Разработка федеральных, отраслевых, целевых и региональных программ развития туриндустрии и механизмов управления ею;

Прогнозирование и регулирование финансовых туристских потоков;

Оценка туристко-рекреационного потенциала территорий на федеральном, региональном и локальном уровнях;

Развитие информационно-справочного и картографического обеспечения туристкой деятельности

Исходя из перечисленных задач, предлагаемый проект отражает стратегию развития туризма на территории Бурятии. Туристко-рекреационная деятельность должна быть направлена на рост занятости населения, создание комфортных условий для развития туризма и отдыха. Особое значение в функционировании данной системы имеет процедура рекреационной экспертизы, предшествующей освоению туристко-рекреационных ресурсов.

Изменение социального заказа общества к качеству школьного образования в условиях рыночной экономики повышает роль творческой личности, умеющей анализировать сложившуюся ситуацию, учитывать факторы и принимать обоснованные решения.        В данном случае оценка туристко-рекреационного потенциала на локальном уровне может быть выполнена учащимися 9 – 11 классов под руководством учителя географии, так как именно от  компетентности педагога во многом зависят мобильность и конкурентноспособность, компетентность воспитанников в вопросах,  связанных с оценкой туристко-рекреационного потенциала данной территории. В окрестностях села Новоселенгинск находятся памятники истории и культуры, которые гармонично сочетаются с живописным ландшафтом. «Селенгинская россыпь» может служить примером элементарной туристко - рекреационной системы. Это - прежде всего дом купца Д.Д. Старцева, построенный по проекту декабриста Н.Бестужева. Сейчас в нем располагается Новоселенгинский музей декабристов. Уникальны здания Спасского собора, каменной часовни и Вознесенской церкви. Исторически ценен и селенгинский памятник жене и детям английского миссионера Роберта Юлля, представителя Лондонского евангелисткого общества. Богата «Селенгинская россыпь» историко-революционными памятниками. Селенгинская земля помнит имена Наддачина и Забелло, похороненных на местном кладбище. Во многих местах расположено немало памятников воинам – селенгинцам, отдавшим свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне. Еще в середине 80-х начало 90-х  в Министерстве культуры Бурятской АССР рассматривался вопрос о создании историко-культурного природного музея-заповедника «Селенгинский». Большой интерес представляют следующие достопримечательные природные объекты: это живописная скала Англичанка (Наддачин), Острая сопка, Караульный камень и Высокая гора. Все они окружены лесами, луговыми полянами и прибрежно-водной растительностью или же украшают берега реки Селенги. Кроме того они являлись любимыми местами отдыха и творчества декабристов. У всех туристов и посетителей будущего культурно-исторического комплекса появится желание подняться на Высокую гору, где часто бывал Н.А. Бестужев и наблюдать за широкой панорамой Гусиного озера. И, наконец, все эти уникальные творения природы привлекут множество туристов и отдыхающих и будут служить местом научно-просветительных экскурсий и иметь эстетическое значение. Вблизи скал могут проходить водные, пешие и лыжные туристические маршруты. Обязательно появятся смотровые площадки для удобства обзора наиболее интересных береговых скал. В территорию культурно-исторического комплекса могут войти ландшафтные (Посадская и Зуевская  пади) и природно-исторические (Чайный остров, Погромный остров, падь Убиенных, Буерак) памятники. Все они связаны с деятельностью декабристов, позже революционеров-народников,  также являются местами былых партизанских боев за Советскую власть. Громадный интерес будет представлять  Посадская падь с архитектурным ансамблем, воспроизводящим усадьбу семьи Бестужевых. Можно восстановить Буерак в том виде, каким он был при декабристах, соорудив через него подпруду. Не менее знаменита и Зуевская падь. Силами работников культуры планировалось восстановить летний дом Бестужевых с пристройками. Много озер в окрестностях Новоселенгинска. Все они взяты, кроме Гусиного озера, под охрану и объявлены памятниками природы.

Таким образом, на изучаемой территории природные ландшафты будут гармонично сочетаться с неповторимой красотой исторических мест и изяществом архитектурных комплексов. Туристко-рекреационная система будет служить для культурно-просветительских целей, для организации экскурсий, туризма и отдыха, для научных поисков, для ведения научных работ по изучению разнообразных ландшафтов, водных объектов, растительного и животного мира.

Цель проекта:

Углубленное изучение своей местности с целью оценивания туристко-рекреационных ресурсов для привлечения туристов и отдыхающих.

Задачи:

- определить рабочие группы и распределить в них обязанности

-ознакомить с письменными рекомендациями

- определить  критерии оценки и результатов

- утвердить индивидуальные планы участников группы

- выбрать источники информации

- собрать данные для изучения определенных объектов, входящие в туристко-рекреационный  маршрут

-определить варианты развития туризма на территории района

- представить результаты своего исследования, презентация

Ожидаемые результаты проекта

Оценка туристко-рекреационного потенциала территории

Создание информационно-справочного и картографического обеспечения туристской деятельности

Освещение в СМИ

Создание маршрутов историко-культурного, этно-экологического, научно-исследовательского содержания с установкой аншлагов

Прогнозирование на спрос и популярность тематических экскурсий

Краткое описание проекта

Данный проект составлен на основе факультативного курса «Мой край родной», рассчитанный на 68 часов. Проект ориентирован на самостоятельную, исследовательскую деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение  одного учебного года. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, творческих областей. Суть проекта состоит в качественной оценке о целесообразности открытия туристко-рекреационного маршрута и привлечения инвестиций в развитие туризма на территории Селенгинского района. Результаты своей работы учащиеся могут представить в электронном виде, в виде постеров, буклетов.  Вид деятельности в проекте - практико-ориентированный, так как учитывает социальные интересы участников, четкая ориентация на результат. По предметно-содержательной области – географический, исторический, по характеру координации проекта  - гибкий. По количеству участников  проекта - групповой, парный. По широте охвата содержания -  межпредметный. По времени проведения -  в течение учебного года. По характеру контактов - в рамках  района.

Для учащихся 9-11 классов проект имеет профильную направленность и может быть предложен учителем с целью углубленного изучения своей местности. Работа над проектом формирует у учащихся критическое мышление, учащиеся работают с источниками информации, с понятиями, осуществляют формально-логический, рефлексивный  анализ, принимают решения. Так же служит повышением мотивации для поступления на географические факультеты, в школы туризма и маркетинга,  выбора географической профессии, особенно востребованной в настоящее время, время коммуникаций, предоставления населению качественных услуг отдыха, повышения культурной составляющей у рекреантов   в соответствии со своими потребностями и интересами.

Механизмы реализации

Туристко-рекреационная деятельность сложна и многообразна, изучение ее не может носить только описательный характер. Школьники должны понять, почему решения граждан сливаются в мощные туристические потоки. Понимание этих закономерностей  дает возможность  учащимся лучше постигнуть профессию ученого-географа, учителя географии, гида по туризму. Работу над проектом следует начать  с ознакомления методологии научных исследований, учащимся нужно объяснить, что любая исследовательская работа обязательно начинается с поиска специальной литературы, после работы с литературой следует составить план научного исследования.

Обосновать актуальность выбранной темы

Постановка цели и конкретных задач исследования

Определить объекты и предметы исследования

 Выбор методов (методики) проведения исследования с описанием его процесса.

 Обсуждение результатов исследования

 Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Проект состоит из 3 этапов: поисковый, практический, контрольный.

Поисковый этап заключается в изучении литературных источников по историческому прошлому и природно-ресурсному потенциалу, далее следует определение целей, формулирование задач, опрос и анализ общественного мнения. Практический этап предполагает собой практические работы на местности: съемка местности, картографирование,  сбор и систематизация  материалов (факты, результаты), подбор иллюстрации, обобщение и отбор объектов, входящие в туристско-рекреационный маршрут, промежуточные отчеты, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта, консультация со специалистами, установка аншлагов с описанием объектов. Контрольный этап заключается в оформлении полученных результатов,  их анализе с последующей презентацией, доработке проекта с учетом замечаний и пожеланий, подготовка к публичной защите проекта. Подведение итогов.

План мероприятий по реализации проекта

Поиск и систематизация информации об истории освоения, о природе своего края

Изучение общественного мнения (анкетирование, опрос)

Консультация с экспертами по сопровождению реализации проектов развития туристко-рекрационных особых экономических зон  

Оценка туристко-рекреационного потенциала территории

Освещение результатов в средствах массовой информации

Презентация

Рефлексия

Перспективы развития проекта

Проект имеет перспективу, так как имеет развитие в системе многоуровневого профессионального образования по подготовке кадров для индустрии района и гостеприимства.

Изучение туристко-рекреационнго потенциала окрестностей села Новоселенгинск с последующим созданием на территории культурно-исторического комплекса «Селенгинская россыпь» способствует:

продвижению в районе и в республике международных образовательных стандартов на базе Международного конгресса профессионального туристского образования и ведущих мировых школ по туризму и гостеприимству;

формирует систему статистического учета, обработки и анализа статистических данных по туризму;

способствует развитию концепции регионального туристского маркетинга на территории Бурятии.

Смета и источники финансирования проекта

наименование

Кол-во в

в единицах

цена

итого

1

        Цифровой фотоаппарат

1

8000

8000

2

                Бумага А 4

1

105

105

3

        Краска для цветного принтера

1

300

300

4

        Краска для черно-белого принтера

1

150

150

5

        фотобумага

1

500

500

6

Ламинированная бумага (для буклетов)

2

1000

1000

7

        Электронные носители

1

25

25

8

        ГСМ

20

520

520

9

        Материал для установки аншлагов

2000

2000

        Итого:

28

12600

12600

Для обеспечения материально-технического обеспечения данного проекта требуется оборудование всех школьных кабинетов. Финансирование за счет администрации школы, администрации  поселения «Новоселенгинское», дирекции дома-музея купца Д.Д. Старцева, частных предпринимателей.

Оценка качества выполнения проекта оценивается экспертами, учителями, участниками проекта, родителями, населением села


Приложение 1

Динамика посещения туристов Новоселенгинского  Дома – музея Декабристов

годы

2005/2006

2006/2007

2007/2008

Количество человек

3500

4200

5800

Приложение 2. Предметы, входящие в область изучения

История Бурятии

История возникновения Селенгинского острога. Исторические лица: С.Рагузинский, Абрам Ганнибал, Демьян Многогрешный, Декабристы: Бестужевы, Торсон. Исторические памятники: Старый город, Вознесенская церковь, Посадская долина, Скала Англичанка, Мемориальный комплекс

география

Картография

Географическое положение. Определение географических координат. Съемка местности

География Бурятии

Природа

Определение рельефа местности, полезных ископаемых. Описание микроклимата по данным метеостанции с. Новоселенгинск. Агроклиматические ресурсы; водные ресурсы (практические работы на  реке Селенге); почвенные ресурсы (изучение почвенного профиля). Флора и фауна местности (описание представителей животного и растительного мира).

Приложение 3               Список литературы для учащихся

Александрова А.Ю. География мировой индустрии туризма. – М.: МГУ,1983

Веденин Ю.А. Динамика территориальных рекреационных систем. - М.: Наука,1982.

Выдрин В.М., Джумаев А. Физическая рекреация – вид физической культуры//Теория и практика физической культуры.- М., 1989.-№3

Ковалев Д.А. Мировая индустрия владения отдыхом: Учебное пособие для вузов – М.: Университет,2003

Котляров Е.А. География туризма и отдыха. Формирование и развитие территориальных рекреационных комплексов. - М., 1978.

Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. – М.: МГУ,1981.

Николаенко Д.В. Рекреационная география: Учеб. Пособие для студ. Высших  учеб. Заведений. – М.: Владос, 2003.

Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: Ось,1998.

Список литературы для педагога

Беляев А.М. Проведение географической практики в школьных геоэкологических  лагерях. // География в школе №5. – М., 2008 – с.46

Иметхенов А.Б. Атлас Республики  Бурятия. М., 2000  – 48 с.

Миронов К.С. Советы по самостоятельной работе с литературой. // География для школьников №2. – М., 2008 – с. 56

Назарова Л.Е.  Проведение метеорологических наблюдений в школах и детских экологических лагерях. // География в школе №6, - М., 2008 – с. 45.

Новиков В.С. Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений. – М., 1985 – 238 с.

Румынина Н.С. Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии в 6 – 10 классах.- М., 2001. – 141 с.

Соловьев М.С. Основные виды наблюдений и практических работ учащихся во время геоэкологических экскурсий и походов.// География в школе №5.  – М., 2008 – с. 46.

Семакин Н.С. Географический кабинет и учебная площадка в школе. - М., 1973. – с.195-205        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растительный и животный мир окрестностей села Кузнецкого

Растительный и животный мир  окрестностей села Кузнецкого раскрывает для краеведов основы органического мира своей местности....

Реки окрестностей села Кузнецкого

Изучая в курсе 8 класса реки, акцент делается на крупные реки России. В региональном компоненте изучаются реки области. В данной презентации я хочку познакомить с малыми реками  окрестностей села...

Полезные ископаемые окрестностей села Кузнецкого

Природа щедро одарила Челябинскую область  полезными ископаемыми.Их открыто здесь около 400 месторождений.Много ли таит в своих недрах территория Кузнецкого сельского совета?На этот в...

Топонимика окрестностей села Кузнецкое часть 1

История села уходит корнями в далекое прошлое и не все в этой истории известно и понятно, ей два с половиной столетия. Отзвуки, отголоски, а порой и самые яркие страницы передаются в легендах, п...

Топонимика окрестностей села Кузнецкое часть 2

Работа "Топонимика окрестностей села Кузнецкое часть 2" является продолжением 1 части, где сделана попытка сгруппировать по историческим этапам формирования топонимов....

Топонимика окрестностей села Кузнецкое часть 3

Топонимика окрестностей села Кузнецкое часть 3 является продолжением первых двух частей. В ней рассмотрены курьезы встречающиеся в названиях географических обектов в нашей местности....

Гидронимы окрестностей села Дабан.

Топонимов на территории Якутии великое множество. Одни появились в глубокой древности, другие недавно. Вполне естественно, что у большинства из них своя судьба, их ...