Главные вкладки

    Программа факультатива по географии «Оценка природных условий и проблемы развития туризма в ХМАО».
    рабочая программа по географии (8 класс) по теме

    Шитова Ирина Леонидовна

    Предлагаемый курс знакомит с историей заселения и освоения Югорской Земли, с природой, населением, природными ресурсами и проблемами туризма.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл fakultativ_po_geografii_8kl.docx26.52 КБ

    Предварительный просмотр:

            Утверждено на заседании МС

                                                                                                                                                   МОУ СОШ №2

                                                                                                               Протокол №                                                                                                    

           

                         

                            Календарно-тематическое

                                планирование занятий

                      в системе дополнительного образования          

     «Оценка природных условий  и проблемы развития  туризма в ХМАО».

                                                     8 КЛАСС.

                       

                                 

                           

                                      Учитель: Шитова И.Л.

                          МОУ СОШ №2

                          2010-2011 уч.год.

       

                 Пояснительная записка.

    В последние десятилетия XX века одной из основных ярко выраженных общемировых тенденций развития хозяйства стало развитие рекреационной сферы. Как и другие виды человеческой деятельности, рекреация использует определенные ресурсы, формирует в процессе развития территориальные рекреационные системы со всей совокупностью пространственных отношений между составляющими их элементами. Это определило особый подход к изучению физико-географических особенностей рекреационных ресурсов.
    С общемировых позиций, в национальных планах реализации концепции устойчивого развития должны учитываться специфические особенности страны и отдельных регионов. Важнейшим фактором устойчивого развития Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) является наличие, разнообразие и величина природно-ресурсного потенциала. В связи с тенденцией международной экономической интеграции и глобализации перспективы развития экономики Ханты-Мансийского автономного округа, прежде всего в рамках политических и экономических процессов, позволяют говорить об актуальности изучения ресурсного потенциала, в том числе и для развития сферы рекреации ХМАО.
    Как объект рекреационной географии ХМАО по сравнению с другими территориями РФ не обладает всемирно известными уникальными природными ландшафтами. Однако на её территории существует значительная территориальная дифференциация природных условий, что дополняется различиями в уровнях и в направлении хозяйственного освоения территории. В области определяется наличие 15 физико-географических областей, относящихся к 2-м физико-географическим странам. В её пределах пересекаются границы четырех флористических областей, проходит зона контакта двух зоогеографических царств, существуют многочисленные памятники природы.
    Предмет исследования определен как взаимосвязь физико-географических особенностей рекреационных ресурсов с показателями социально-экономического развития ХМАО, в совокупности формирующих рекреационную политику и потенциал региона.
    Объектом исследования избраны рекреационные ресурсы ХМАО-Югры.
    Актуальность географического анализа и оценки рекреационного потенциала территории ХМАО в настоящее время определяется целой цепочкой факторов. Прежде всего, следует отметить значимость рекреационной сферы деятельности и проблему сохранности рекреационных качеств объектов, развитие новых для области направлений рекреационного природопользования, совершенствование законодательной базы туризма и охраны природы. Также важно отметить, что рекреационная оценка территории необходима в первую очередь для информационного обеспечения управления природопользованием с целью повышения его эколого-экономической эффективности и развития сферы рекреации.
    Целью данного исследования является географический анализ рекреационного потенциала ХМАО и определение перспективных направлений его рационального освоения, а также разработка методических основ изучения рекреационных ресурсов.
    К задачам данного исследования нами отнесено следующее:
    - изучить теоретические положения, описывающие особенности рекреационных ресурсов территории;
    - исследовать рекреационные ресурсы на территории ХМАО;
    - провести изучение современного состояния рекреационного природопользования на территории ХМАО и определить перспективные направления его развития;

    В качестве методологической основы послужили исследования в области рекреационной географии, географического ресурсоведения и ландшафтоведения таких известных отечественных ученых, как В. С. Преображенский, Ю. А. Веденин, Б. Н. Лиханов, Н. С. Мироненко, И. И. Пирожник, А. И. Тарасов, И. Т. Твердохлебов, П. Г. Царфис и других.
    Информационной базой исследования послужили материалы Главного управления природных ресурсов ХМАО, Ханты-Мансийского территориального фонда информации МПР РФ, Ханты-Мансийского областного управления государственной статистики, и других учреждений и организаций..
    Практическая значимость заключается в том, что на основании результатов можно повысить эффективность освоения рекреационного потенциала для удовлетворения потребностей населения ХМАО, интенсифицировать использование выгод географического положения для развития рекреационной сферы, что в свою очередь является одним из перспективных направлений социально-экономического развития ХМАО.

    Программа разработана на  основе программы А.Г Шурыгиной и Г.М. Алалыкиной («География в школе » №4,1997 год).

    Курс рассчитан на 34 часа для учащихся 8 классов и направлен на развитие интересов учащихся в области  краеведения. В конце года восьмиклассники знакомятся с географией ХМАО, но очень кратко.  Предлагаемый курс знакомит с историей заселения и освоения Югорской Земли, с природой, населением,  природными ресурсами и проблемами туризма.

    Практические работы рассчитаны на использование краеведческого материала.

    Используются разнообразные формы самостоятельной деятельности поискового и исследовательского характера.

    .

    Цель: создание комплексного подхода к изучению родного края, формирование глубоких знаний и умений учащихся краеведческого  содержания, организация разнообразных форм самостоятельной деятельности поискового и исследовательского характера.

    Привитие интереса к предмету географии. Воспитание любви к родной природе на основе познания её ценностей и формирования личной ответственности за сохранность природных богатств родного края.

    Задачи курса:

    Развитие интереса к истории и географии родного края.

    Формирование представления о многообразии природы, личной ответственности за сохранность природных богатств.

    Воспитание любви к родной природе, уважение к традициям своего народа, раскрытие преемственности поколений в изучении планеты;

    воспитание у учащихся таких личностных ценностей, как желание узнавать новое, формировать находчивость , смелость настойчивость , мужество, чувство коллективизма, любовь к Родине через изучение родного края , своей местности.

    Требования к уровню подготовки учащихся.

    Учащиеся должны знать:

    Площадь территории, особенности географического положения.

    Основные формы рельефа, размещение полезных ископаемых.

    Факторы, формирующие климат, влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность.

    Особенности главных речных систем.

    Основные проблемы округа , правила поведения в природе.

    Учащиеся должны уметь:

    1.Уметь пользоваться картой в рамках программы.

    2. Устанавливать зависимость между рельефом и размещением полезных ископаемых.

    3.Определять по климатическим картам и графикам основные черты климат .

    4. Оценивать водные , растительные и биологические  ресурсы.

    5. Устанавливать взаимосвязь между компонентами природы,

    6. Работать с различными источниками географических знаний.

     Содержания программы :

    Источники и методы изучения родного края.

    Географическое положение ХМАО.

    Площадь, территория, границы.

    История заселения и хозяйственного освоения территории.

    Вклад учёных в изучение территории края.

    Природа округа.

    Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые. Климат. Климатообразующие факторы. Характеристика сезонов. Внутренние воды. Почва. Растительный и животный мир. Природные зоны. Экологические проблемы.

    Население округа. Быт и культура коренных народов.

    Работа над проектом «Оценка природных условий и проблемы развития туризма в ХМАО»

             Учебно-тематическое планирование курса

             “ Оценка природных условий  и проблемы развития  туризма в ХМАО ”.

    № занятия

    Тема

    Кол-во часов

    Сроки проведения

    1.

    Введение. Название спецкурса. Знакомство с литературой.  Значение знаний о родном крае, о полезности знаний поведения в природе. Источники и методы изучения родного края.  

    1

    2.

    Географическое положение округа. Площадь, территория, границы. Практическая работа : Оценка по картам географического положения.

    1

    3.

    История заселения и хозяйственного освоения территории.

    1

    4.

    Освоение Сибири Ермаком.

    1

    5.

    Вклад учёных в изучение территории края. (Доклады). Практическая работа: составление кроссворда.

    1

    6.

    Геологическое строение ,рельеф и полезные ископаемые  ХМАО. Практическая работа c  картами, знакомство с коллекцией полезных ископаемых. Оценка ресурсного потенциала Округа.

    1

    7.

    Климат . Климатообразующие факторы.. Характеристика сезонов.

    1

    8.

    Практическая работа. Личные наблюдения за погодой. Работа с климатическими диаграммами..

    1

    9.

    Внутренние воды. Реки, озёра, болота. Практическая  работа с карами. Составление, кроссвордов, ребусов.

    1

    10.

    Почва ХМАО. Практическая работа :характеристика почв различных типов.

    1

    11.

    Растительный мир ХМАО. Практическая работа: Изучение гербария местных растений. Занимательная викторина.

    1

    12.

    Лечебные травы нашего края. Загадки о растениях нашего края.

    1

    13.

    Животный мир. ХМАО. Презентации .

    1

    14.

    Природные зоны. Тайга. Брейн-ринг.

    1

    15.

    Экологические проблемы. Виды загрязнений.

    1

    16.

    Практическая работа с картой охраняемых территорий. Заповедники. Заказники. Сообщения. Презентации.

    1

    17.

    Правила поведения в природе.

    1

    18.

    Население округа. Быт и культура коренных народов.

    1

    19-20.

    Экскурсия в музей «Эхо – Югры».

    2

    21.

    Наш город.

    1

    22.

    Что такое туризм? Оценка природных условий для развития туризма в округе.

    1

    23.

    Проблемы развития туризма в округе.

    1

    24.

    Особенности рекреационных ресурсов округа.

    Основные элементы рекреационных ресурсов  

    1

    25.

    Проект программы  по оценке природных ресурсов и проблемам развития туризма в округе.

    1

    26.

    Разработка программы путешествия по ХМАО. (знакомство с памятниками природы и достопримечательностями городов округа)

    1

    27.

    Разработка программы путешествия по ХМАО. Презентации.

    1

    28.

    Разработка программы путешествия по ХМАО. Презентации.

    1

    29.

    Пути решения проблем развития туризма в округе.

    1

    30.

    Пути решения проблем развития туризма в округе.

    1

    31.

    Оформление проектных работ.

    1

    32.

    Защита проектных работ.

    1

    33.

    Обобщение и повторение пройденного материала.

    1

    34.

    Итоговый урок. Занимательная викторина

    1.

                 

                                              Литература для учителя.


    1.О состоянии окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа в 2001 году". Ханты-Мансийск, 2002. - 130 с.
    2.О состоянии окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа в 2002 году". Ханты-Мансийск, 2003. - 130 с.
    3.Основы экологического аудита, М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. - 392 с.
    4.Охрана ландшафтов. Толковый словарь. (под ред. В.С. Преображенского). М.: 2002.
    5.Ощущение чуда.//Вестник АсЭкО, 3(7), 2005.
    6.Пашканг К.В. Комплексная полевая практика по физической географии. М.: 2006.
    7.Природно-территориальные комплексы и их изучение в курсе географии средней школы (под ред. К.В. Пашканга).  М.: 2003.
    8.Проблемы традиционного природопользования Российской Федерации. М.: Госкомсевер России, 2000. - 222 с.
    9.Раковская Э.М., Родзевич Н.Н. Комплексная полевая практика по физической географии. Методическое руководство. М.:2002.


    10.Эрингис К.И. Будрюнас А.Р. Сущность и методика детального эколого-эстетического исследования пейзажей // Экология и эстетика ландшафта. Вильнюс: Минтис, 2005. С. 107-159
    .

    11.Злацен М.Карманный справочник туриста М. Профиздат, 1963 год.

    12. Практикум по географическому краеведению/под ред. И.Петрова.-М.Наука,1990год.

    13. Симаков В.И. Походы выходного дня. М.Советская Россия, 1984 год.

    14. Учебник “География ХМАО” под ред. Бакулина В.В. М Экопрос , 2000год.

    15.Веселая география на уроках и праздниках. Агеева И.Д. М.Творческий центр2005 год.

                               Литература для учащихся.

    1.. Арент К.П. Экономические аспекты экологизации развития народного хозяйства. М.: Московский государственный университет природообустройства, 2001. - 193 с.
    2..Бабушкин И.Н. Комплексная полевая практика по физической географии М.: 2002.
    3.Баранский Н.Н. Экономико-географическое положение // География в школе.- 2003.- 4.- С.24-34.
    4.БардахановаТ.Б., Михеева А.С, Пунцукова СД., Раднаев Б.Л. Методология определения экологических затрат региона. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. - 129 с.
    5.Бенуа Б. Экологизация налоговой системы России. М.: Изд-во Рус. ун-та, 2001. - 116 с.
    6.Берестовой А. Туризм: проблемы и перспективы работы со странами АТР // Владивосток.- 22 мая 2006 г.
    7.Беручашвили Н.Л., Жучкова В.К. Методы комплексных физико-географических исследований. М.: Изд-во Московского университета, 2001.

    9.Бобылев С.Н. Определение и реализация ценности природы в экономике. В кн.: Экономические проблемы природопользования на рубеже XXI века, М.: ТЕИС, 2003. С. 39-51.
    10.Бобылев СИ., Сидоренко В.Н., Лужецкая Н.В. Экономические основы сохранения водно-болотных угодий. М., 2001. 56 с.
    11.Брезгин B.C. Учет стоимости экологических функций лесных экосистем при расчете величины ущерба. //Проблемы реформирования экономики России: материалы научно-практ. конф. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002. Ч. I.
    12.Брезгин B.C. Экологически скорректированная оценка экономического истощения лесных ресурсов Читинской области// Экономика природопользования, 2003, 2. С. 50-59.
    13.Глазырина И.П., Бреэгин B.C. Внешний рынок и проблемы сохранения лесных ресурсов.// Вестник Международной Академии Наук по Экологии и Безопасности Жизнедеятельности, 6 (18), Чита, 1999.
    14.Гордеева З.И. Физическая география России. Ландшафтная практика в Подмосковье. Методические рекомендации к курсу. М.: 2000.
    15.ГОСТ Р 17.0.0.06-2000. Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы. М.: Госстандарт России,2000. - 61 с.
    16.ГОСТ Р ИСО 14031-2001. Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. 16 с
    17.Данилов-Данилъян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 416 с.
    18.Данилов-Данильян В.И,, М.Ч., Лосев К.С. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект. М.: МНЭПУ, 2001. - 330 с.
    19.Диксон Д., Скура Л., Карлентер Р., Шериан П. Экономический анализ воздействий на окружающую среду/Пер, с англ. Науч. ред. С.Н. Бобылев, Т.Г. Леонова, М.И. Сметанина. М.: Изд-во "Вига-Пресс", 2000 - 272 с.

    20.Игры, опыты, самоделки.//Вестник АсЭкО, 1-2 (13-14), 2002.
    21.Калашников И. В 1995 году мировой туризм снова был на подъеме // Туринфо.- 2006.- 6.- С.5.
    22.Копылова Ю.Ю- Учет фактора времени при экономической оценке леса//Региональные и муниципальные проблемы природопользования. Киров, 2002. С 25-27.
    23.Корнелл Дж. Детям о природе.//Вестник АсЭкО, 2, 3, 4,(18, 19, 20), 1999.
    24.Коропалов В.П. Интегральные критерии оценки экологической ситуации в регионе. В сб.: Биологические ресурсы и устойчивое развитие. М: НИА Природа, 2001. С. 111-113.
    25.Маергойз И.М. Задачи изучения экономико-географического положения // Территориальная структура хозяйства.- Новосибирск: Наука, 2003.- С.51-64.
    26.Мамин Р.Г. Безопасность природопользования и экология здоровья: Учеб. Пособие для вузов. - И.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 238 с.
    27.Мухина Л.И. Савельева В.В. Особенности рекреационной оценки среднегорной территории (на примере Архыза). Изв. АН РФ. Сер. географическая. 2003. 1. С. 95-102.
    35.О состоянии окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа в 2000 году. Ханты-Мансийск, 2001. - 147 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс

    Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....

    Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"

    Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...

    Адаптированная программа факультатива «Настольный теннис» по программе СК(О)У VIII вида

    Рабочая программа составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по физическому воспитанию под редакцией ...

    Практическая работа по географии «Оценка ресурсообеспеченности регионов мира и отдельных стран» 10 класс

    Данная разработка практической работы необходима при изучении темы "Природные ресурсы мира" Целью работы является подсчет ресурсообеспеченности различными видами природных ресурсов разных ре...

    Проект по географии "Оценки в школах разных стран"

    Проект по географии "Оценки в школах разных стран"...