Главные вкладки
Программа факультатива по географии «Оценка природных условий и проблемы развития туризма в ХМАО».
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Предлагаемый курс знакомит с историей заселения и освоения Югорской Земли, с природой, населением, природными ресурсами и проблемами туризма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено на заседании МС
МОУ СОШ №2
Протокол №
Календарно-тематическое
планирование занятий
в системе дополнительного образования
«Оценка природных условий и проблемы развития туризма в ХМАО».
8 КЛАСС.
Учитель: Шитова И.Л.
МОУ СОШ №2
2010-2011 уч.год.
Пояснительная записка.
В последние десятилетия XX века одной из основных ярко выраженных общемировых тенденций развития хозяйства стало развитие рекреационной сферы. Как и другие виды человеческой деятельности, рекреация использует определенные ресурсы, формирует в процессе развития территориальные рекреационные системы со всей совокупностью пространственных отношений между составляющими их элементами. Это определило особый подход к изучению физико-географических особенностей рекреационных ресурсов. |
Программа разработана на основе программы А.Г Шурыгиной и Г.М. Алалыкиной («География в школе » №4,1997 год).
Курс рассчитан на 34 часа для учащихся 8 классов и направлен на развитие интересов учащихся в области краеведения. В конце года восьмиклассники знакомятся с географией ХМАО, но очень кратко. Предлагаемый курс знакомит с историей заселения и освоения Югорской Земли, с природой, населением, природными ресурсами и проблемами туризма.
Практические работы рассчитаны на использование краеведческого материала.
Используются разнообразные формы самостоятельной деятельности поискового и исследовательского характера.
.
Цель: создание комплексного подхода к изучению родного края, формирование глубоких знаний и умений учащихся краеведческого содержания, организация разнообразных форм самостоятельной деятельности поискового и исследовательского характера.
Привитие интереса к предмету географии. Воспитание любви к родной природе на основе познания её ценностей и формирования личной ответственности за сохранность природных богатств родного края.
Задачи курса:
Развитие интереса к истории и географии родного края.
Формирование представления о многообразии природы, личной ответственности за сохранность природных богатств.
Воспитание любви к родной природе, уважение к традициям своего народа, раскрытие преемственности поколений в изучении планеты;
воспитание у учащихся таких личностных ценностей, как желание узнавать новое, формировать находчивость , смелость настойчивость , мужество, чувство коллективизма, любовь к Родине через изучение родного края , своей местности.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
Площадь территории, особенности географического положения.
Основные формы рельефа, размещение полезных ископаемых.
Факторы, формирующие климат, влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность.
Особенности главных речных систем.
Основные проблемы округа , правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
1.Уметь пользоваться картой в рамках программы.
2. Устанавливать зависимость между рельефом и размещением полезных ископаемых.
3.Определять по климатическим картам и графикам основные черты климат .
4. Оценивать водные , растительные и биологические ресурсы.
5. Устанавливать взаимосвязь между компонентами природы,
6. Работать с различными источниками географических знаний.
Содержания программы :
Источники и методы изучения родного края.
Географическое положение ХМАО.
Площадь, территория, границы.
История заселения и хозяйственного освоения территории.
Вклад учёных в изучение территории края.
Природа округа.
Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые. Климат. Климатообразующие факторы. Характеристика сезонов. Внутренние воды. Почва. Растительный и животный мир. Природные зоны. Экологические проблемы.
Население округа. Быт и культура коренных народов.
Работа над проектом «Оценка природных условий и проблемы развития туризма в ХМАО»
Учебно-тематическое планирование курса
“ Оценка природных условий и проблемы развития туризма в ХМАО ”.
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения |
1. | Введение. Название спецкурса. Знакомство с литературой. Значение знаний о родном крае, о полезности знаний поведения в природе. Источники и методы изучения родного края. | 1 | |
2. | Географическое положение округа. Площадь, территория, границы. Практическая работа : Оценка по картам географического положения. | 1 | |
3. | История заселения и хозяйственного освоения территории. | 1 | |
4. | Освоение Сибири Ермаком. | 1 | |
5. | Вклад учёных в изучение территории края. (Доклады). Практическая работа: составление кроссворда. | 1 | |
6. | Геологическое строение ,рельеф и полезные ископаемые ХМАО. Практическая работа c картами, знакомство с коллекцией полезных ископаемых. Оценка ресурсного потенциала Округа. | 1 | |
7. | Климат . Климатообразующие факторы.. Характеристика сезонов. | 1 | |
8. | Практическая работа. Личные наблюдения за погодой. Работа с климатическими диаграммами.. | 1 | |
9. | Внутренние воды. Реки, озёра, болота. Практическая работа с карами. Составление, кроссвордов, ребусов. | 1 | |
10. | Почва ХМАО. Практическая работа :характеристика почв различных типов. | 1 | |
11. | Растительный мир ХМАО. Практическая работа: Изучение гербария местных растений. Занимательная викторина. | 1 | |
12. | Лечебные травы нашего края. Загадки о растениях нашего края. | 1 | |
13. | Животный мир. ХМАО. Презентации . | 1 | |
14. | Природные зоны. Тайга. Брейн-ринг. | 1 | |
15. | Экологические проблемы. Виды загрязнений. | 1 | |
16. | Практическая работа с картой охраняемых территорий. Заповедники. Заказники. Сообщения. Презентации. | 1 | |
17. | Правила поведения в природе. | 1 | |
18. | Население округа. Быт и культура коренных народов. | 1 | |
19-20. | Экскурсия в музей «Эхо – Югры». | 2 | |
21. | Наш город. | 1 | |
22. | Что такое туризм? Оценка природных условий для развития туризма в округе. | 1 | |
23. | Проблемы развития туризма в округе. | 1 | |
24. | Особенности рекреационных ресурсов округа. | 1 | |
25. | Проект программы по оценке природных ресурсов и проблемам развития туризма в округе. | 1 | |
26. | Разработка программы путешествия по ХМАО. (знакомство с памятниками природы и достопримечательностями городов округа) | 1 | |
27. | Разработка программы путешествия по ХМАО. Презентации. | 1 | |
28. | Разработка программы путешествия по ХМАО. Презентации. | 1 | |
29. | Пути решения проблем развития туризма в округе. | 1 | |
30. | Пути решения проблем развития туризма в округе. | 1 | |
31. | Оформление проектных работ. | 1 | |
32. | Защита проектных работ. | 1 | |
33. | Обобщение и повторение пройденного материала. | 1 | |
34. | Итоговый урок. Занимательная викторина | 1. |
Литература для учителя.
1.О состоянии окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа в 2001 году". Ханты-Мансийск, 2002. - 130 с.
2.О состоянии окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа в 2002 году". Ханты-Мансийск, 2003. - 130 с.
3.Основы экологического аудита, М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. - 392 с.
4.Охрана ландшафтов. Толковый словарь. (под ред. В.С. Преображенского). М.: 2002.
5.Ощущение чуда.//Вестник АсЭкО, 3(7), 2005.
6.Пашканг К.В. Комплексная полевая практика по физической географии. М.: 2006.
7.Природно-территориальные комплексы и их изучение в курсе географии средней школы (под ред. К.В. Пашканга). М.: 2003.
8.Проблемы традиционного природопользования Российской Федерации. М.: Госкомсевер России, 2000. - 222 с.
9.Раковская Э.М., Родзевич Н.Н. Комплексная полевая практика по физической географии. Методическое руководство. М.:2002.
10.Эрингис К.И. Будрюнас А.Р. Сущность и методика детального эколого-эстетического исследования пейзажей // Экология и эстетика ландшафта. Вильнюс: Минтис, 2005. С. 107-159
.
11.Злацен М.Карманный справочник туриста М. Профиздат, 1963 год.
12. Практикум по географическому краеведению/под ред. И.Петрова.-М.Наука,1990год.
13. Симаков В.И. Походы выходного дня. М.Советская Россия, 1984 год.
14. Учебник “География ХМАО” под ред. Бакулина В.В. М Экопрос , 2000год.
15.Веселая география на уроках и праздниках. Агеева И.Д. М.Творческий центр2005 год.
Литература для учащихся.
1.. Арент К.П. Экономические аспекты экологизации развития народного хозяйства. М.: Московский государственный университет природообустройства, 2001. - 193 с.
2..Бабушкин И.Н. Комплексная полевая практика по физической географии М.: 2002.
3.Баранский Н.Н. Экономико-географическое положение // География в школе.- 2003.- 4.- С.24-34.
4.БардахановаТ.Б., Михеева А.С, Пунцукова СД., Раднаев Б.Л. Методология определения экологических затрат региона. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. - 129 с.
5.Бенуа Б. Экологизация налоговой системы России. М.: Изд-во Рус. ун-та, 2001. - 116 с.
6.Берестовой А. Туризм: проблемы и перспективы работы со странами АТР // Владивосток.- 22 мая 2006 г.
7.Беручашвили Н.Л., Жучкова В.К. Методы комплексных физико-географических исследований. М.: Изд-во Московского университета, 2001.
9.Бобылев С.Н. Определение и реализация ценности природы в экономике. В кн.: Экономические проблемы природопользования на рубеже XXI века, М.: ТЕИС, 2003. С. 39-51.
10.Бобылев СИ., Сидоренко В.Н., Лужецкая Н.В. Экономические основы сохранения водно-болотных угодий. М., 2001. 56 с.
11.Брезгин B.C. Учет стоимости экологических функций лесных экосистем при расчете величины ущерба. //Проблемы реформирования экономики России: материалы научно-практ. конф. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002. Ч. I.
12.Брезгин B.C. Экологически скорректированная оценка экономического истощения лесных ресурсов Читинской области// Экономика природопользования, 2003, 2. С. 50-59.
13.Глазырина И.П., Бреэгин B.C. Внешний рынок и проблемы сохранения лесных ресурсов.// Вестник Международной Академии Наук по Экологии и Безопасности Жизнедеятельности, 6 (18), Чита, 1999.
14.Гордеева З.И. Физическая география России. Ландшафтная практика в Подмосковье. Методические рекомендации к курсу. М.: 2000.
15.ГОСТ Р 17.0.0.06-2000. Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы. М.: Госстандарт России,2000. - 61 с.
16.ГОСТ Р ИСО 14031-2001. Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. 16 с
17.Данилов-Данилъян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 416 с.
18.Данилов-Данильян В.И,, М.Ч., Лосев К.С. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект. М.: МНЭПУ, 2001. - 330 с.
19.Диксон Д., Скура Л., Карлентер Р., Шериан П. Экономический анализ воздействий на окружающую среду/Пер, с англ. Науч. ред. С.Н. Бобылев, Т.Г. Леонова, М.И. Сметанина. М.: Изд-во "Вига-Пресс", 2000 - 272 с.
20.Игры, опыты, самоделки.//Вестник АсЭкО, 1-2 (13-14), 2002.
21.Калашников И. В 1995 году мировой туризм снова был на подъеме // Туринфо.- 2006.- 6.- С.5.
22.Копылова Ю.Ю- Учет фактора времени при экономической оценке леса//Региональные и муниципальные проблемы природопользования. Киров, 2002. С 25-27.
23.Корнелл Дж. Детям о природе.//Вестник АсЭкО, 2, 3, 4,(18, 19, 20), 1999.
24.Коропалов В.П. Интегральные критерии оценки экологической ситуации в регионе. В сб.: Биологические ресурсы и устойчивое развитие. М: НИА Природа, 2001. С. 111-113.
25.Маергойз И.М. Задачи изучения экономико-географического положения // Территориальная структура хозяйства.- Новосибирск: Наука, 2003.- С.51-64.
26.Мамин Р.Г. Безопасность природопользования и экология здоровья: Учеб. Пособие для вузов. - И.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 238 с.
27.Мухина Л.И. Савельева В.В. Особенности рекреационной оценки среднегорной территории (на примере Архыза). Изв. АН РФ. Сер. географическая. 2003. 1. С. 95-102.
35.О состоянии окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа в 2000 году. Ханты-Мансийск, 2001. - 147 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....

Рассматриваются вопросы ЕГЭ 11 класс....

Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...

Рабочая программа составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по физическому воспитанию под редакцией ...

Данная разработка практической работы необходима при изучении темы "Природные ресурсы мира" Целью работы является подсчет ресурсообеспеченности различными видами природных ресурсов разных ре...
Проект по географии "Оценки в школах разных стран"...