ЯПОНИЯ. Экономико-географическое положение. Природные ресурсы и население.
план-конспект урока по географии (11 класс) по теме

Шахлович Анна Николаевна

 

Цель урока:  

  1. Знать основные черты ЭГП, проблемы использования территории, природные ресурсы, национальный состав и размещение населения Японии.
  2. Уметь составлять экономико-географическую характеристику страны.
  3. Развитие интереса и уважительного отношения к духовной культуре японского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yaponiya._ekonomiko-geograficheskoe_polozhenie.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Управление образования

                                     Красноармейского района

                                              Ст.Полтавская

                                            МАОУ СОШ №7

       

      ЯПОНИЯ. Экономико-географическое положение.

                              Природные ресурсы и население.

 

                             (план-конспект урока по географии в 11 классе)

                                                                                     

                                                                                       Учитель: Шахлович А.Н.

               

                         

                                                        2012 г.

                         

Тема:  Япония. Экономико-географическое положение,

             Природные ресурсы и население.

 Цель урока:  

Знать основные черты ЭГП, проблемы использования территории, природные ресурсы, национальный состав и размещение населения Японии.

Уметь составлять экономико-географическую характеристику страны.

Развитие интереса и уважительного отношения к духовной культуре японского народа.

          Оборудование: презентация к уроку, экономическая и физическая карта Японии, атласы.                                        

 

                            Ход урока.

Организационный момент. Объявление темы, цели и задачи урока, знакомство с планом урока.              

         План урока:

                    1. Япония-«страна-наоборот».

                    2. Название страны и состав территории.

                    3.Экономико-географическое и политико-географическое положение .

                      Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.

                    4. Особенности населения. Демографическая политика. Культура Японии.

                    5. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно - ресурсного

                        потенциала для развития хозяйства Японии.

1.Япония-«страна – наоборот».

     В этой стране пальто подаёт женщина; руль в машине с правой стороны; пишут сверху вниз; едят палочками; спят на полу, а белый цвет является траурным.

2. Название страны и состав территории. Беседа с дополнениями учителя.

Древнее название страны-Ямато, «Страна-восходящего Солнца»

Столица-Токио, что означает- «Восточная столица»,расположена на месте бывшего замка Эдо. Прежняя столица- г.Киото.

Экономически развитое государство. Член «Большой восьмерки», но не член НАТО. Конституционная  монархия. Унитарное государство( 46префектур и губернаторство    Хоккайдо).

Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом-солнцем в середине.

Круглая хризантема - национальный цветок Японии.

Работа с атласом:

    1.Охарактеризуйте географическое положение и природные  особенности страны.

Страна-архипелаг. 4крупных о-ва(о.Хоккайдо,о.Хонсю, о.Кюсю, о.Сикоку) и 4 тыс.мелких в Тихом о-не. Протяженность береговой линии 30 тыс. км.

Площадь страны-377.8 тыс.кв.км.

Рельеф преимущественно гористый, высшая точка-г.Фудзияма(3 776м).Насчитывает-

                             Ся 118 вулканов, из них более 40 действующих.  

Низменности вдоль побережья, часто подвержены цунами и землетрясениям.

60% территории страны покрыто лесом.

Климат влажный морской , на севере-умеренный, на юге-тропический.

Имеются горячие источники.

3.ЭГП и ПГП. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.

       Беседа с элементами дополнения.

Япония-древнее государство(с 3-го века н.э.)

Политика самоизоляции

До 1945г. Имела большую территорию( южные о-ва Курильской гряды-Шикотан, Кунашир, Итуруп, о-ва Хабомаи), Юж.Сахалин, о.Тайвань и Корея.

До сегодняшнего дня не подписан с Россией мирный договор, остаются спорными Курильские о-ва.

       Дайте характеристику ЭГП ,выделяя сразу положительные и отрицательные его черты.

                  Благоприятные черты:                         Неблагоприятные черты:

           1.Островное положение,                        1.Удаленность от большинства развитых

              возможность для развития                     стран «Большой восьмерки»,затрудняет

              широких экономических отношений   процесс интеграции.

           2. Положение в центре АТР,                  2. Положение в сейсмической зоне

               наиболее динамично развиваю-         3. Малая площадь территории

              щегося региона.

           3.Благоприятные климатические

              условия.

   Сделайте вывод: Каково же в целом ЭГП Японии (выгодное или нет) ? Ваше мнение.

   4.Особенности населения. Демографическая политика.

Проанализировать данные о населении на слайде.

            Численность-   127 млн. чел.(8-е место в мире).

            Однонациональная страна (японцы составляют 99.3%; др.народы-

               корейцы-511.3 тыс чел.;   китайцы-244.2тыс чел.;

               бразильцы-182.2 тыс чел.; филлипинцы-89.9 тыс чел; айны-20 тыс.чел.(на оХоккайдо)

Следовательно, какой государственный язык? (японский) Прослушать сообщение о японской письменности.

Назовите религии, исповедующие населением Японии. Сообщение ученика.

К какому типу воспроизводства населения относится данное государство? Анализ слайда:

            Рождаемость: 1947г – 34 чел.на 1 000 жителей

                                     1960г – 19 чел.на 1 000 ж.

                                     2 000г – 9.5 чел.на 1 000 ж.

            Детская смертность снизилась с 60 до 3 чел/1 000 жит –«Японское чудо» 

            Естественный прирост снизился с 15 чел/1 000 (в 1950г), до 1/1 000(2 000г).

           Подобный демографический переход( демографическую революцию) страна совершила самой первой из стран Азии и в довольно короткие сроки.

           С 1949г в стране проводится демографическая политика.

Каково ваше мнение, на что была направлена демографическая политика государства в середине  20 века?

           Основные направления: снижение рождаемости и повышение уровня жизни.

           Методы достижения: - занятия со школьниками по планированию семьи

                                                - повышение брачного возраста

                                                - увеличение затрат на воспитание и образование детей

                                                - дорогие свадебные церемонии.

           В результате Япония столкнулась с демографическими проблемами:

              - процессом постарения населения и угрозой депопуляции

           Продолжительность жизни –одна из самых больших в мире.Ваше мнение, почему?

 Анализ слайда: -Употребление в пищу морепродуктов; Здоровый образ жизни;

                            - Малое употребление спиртных напитков; доброжелательность;

                            - Высокая образованность населения.

Какая территория Японии наиболее заселена?(см.атлас) побережье Тихого о-на.

Средняя плотность населения-336 чел.\кв.км. В городах плотность достигает-      1000чел\км.кв. 

К каким странам относится Япония по уровню урбанизации?

            4. 80% - городское население. В стране более 200 больших городов, 12 из них-города

                миллионеры. Самыми крупными агломерациями считаются Токио, Нагоя, Осака.

               Они образуют мегалополис ТОКАЙДО, где живет около 56% всего населения страны.

                Самым крупным городом мира является Токио(26 млн. чел.)

Культура Японии. Прослушивание кратких сообщений учеников.

     Архитектура;    Одежда ;   Японский сад;   Праздники;    Спортивные и военные традиции.

5.Природные ресурсы  и  их  использование.

              Страна богата культурными традициями, а

  Какими природными ресурсами обладает Япония?             

             1.Бедна минеральными ресурсами(есть только малые запасы меди, каменного угля, свинцово-цинковых руд).

             2.Бедна земельными (пашней)

             3. Хорошие агроклиматические и рекреационные ресурсы

             4. Гидроэнергетические и лесные

             5. Богатейшие морские( биологические)

Японцы умеют рационально использовать те богатства,чем их наградила природа. Создано много национальных парков, красивых уголков природы. В Японии хорошо налажена рыбоперерабатывающая отрасль, почти безотходное производство.

           

Страна бедна минеральными и земельными ресурсами. Как она решает эти проблемы?

              1.В 50-60 г.г закупала дешевое сырьё. В настоящее время ориентация на наукоемкие отрасли.

              2.Опора на высококвалифицированные трудовые ресурсы.

              3.Отвоевывает у моря часть побережья, «чудом света можно назвать аэропорт Кансаи, построенном в бухте Осака в 5 км от о.Хонсю.

    Закрепление.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с Японией. Какая она, Япония, и какие японцы?

Страна с выгодным ЭГП, но с малой территорией и минеральными ресурсами.

Одна из наиболее урбанизированных стран мира, с высоким уровнем жизни, богатой культурными и духовными традициями.

Япония- страна образованных, интеллектуальных и культурных людей.

    Итог урока.

  Домашнее задание:

  Страницы уч-ка: 241-244.

  Подготовить ответ на вопрос: «Чем Курильские острова привлекательны для Японии?»

                         И  сообщение на тему: «Трагедия Хиросимы и Нагасаки».

                                      

                               Практическая работа

 «Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии».

По статистическим материалам  (см. учебник стр.246 рис.69) постройте круговые диаграммы импорта и экспорта Японии. Сделайте их анализ.

Постройте столбчатую диаграмму «Доля импорта и экспорта регионов мира в торговле с Японией» и сделайте её анализ. С какими регионами мира Япония проводит активную внешнюю торговлю?

                        Структура импорта: из ЕС- 14,1%;   из Восточной Европы- 1,3%;  

                                                           Из США- 22,8%;  из России-0,5%

                                                           из стран –членов АСЕАН, Китая, Австралии-61,7%

                        Структура экспорта в ЕС-15,4%;  в Восточную Европу-0,5%;

                                                           В США (Калифорнию)- 27,5%; в Россию-0,6%;

                                                          В страны Юго-Восточной Азии и в другие регионы-56,2%.

3.  Определите основных поставщиков сырья и топлива в Японию ( используя рис.25-34 в учебнике на страницах 128,136, 144-146). Покажите на картосхеме внешние связи Японии.

Сделайте вывод: С какими регионами Япония проводит активную внешнюю торговлю?

                              

                 Контроль знаний по теме «Япония»

                                            В-1

1.   Дайте оценку трудового потенциала Японии (их характера, нрава, профессионализма)

      2.   Почему Япония зависит от импорта минерального сырья?

      3.   Какие сдвиги в территориальной структуре хозяйства Японии отмечаются в последнее десятилетие?

                                                  В-2

      1.  Почему из всех экономически развитых стран «сдвиг к морю» хозяйства получил наиболее яркое выражение в Японии?

      2.    Какого вида транспорта нет в Японии? Что такое Синкансен?

      3.  Почему экономику Японии на первом этапе ее развития сравнивают с огромным перерабатывающим заводом?

                                                 В-3

      1.    Дайте характеристику машиностроения Японии.

      2.    Почему Японию иногда называют страной «заходящего солнца»?

      3.    В чем секрет «японского чуда» демографической политики данного государства.

                                                 В-4

      1.    Какие факторы повлияли на исключительно быстрое развитие экономики Японии?

      2.    Дайте характеристику сельского хозяйства и рыболовства Японии.

      3.    Дайте общую характеристику Тихоокеанского пояса Японии.

                                                 В-5

         Укажите, какие из следующих утверждений являются правильными:

 а) Население Японии в последнее время быстро возрастает.

 б) Ни одна другая страна мира не имеет такого количества мировых морских портов, как Япония.

в) Связь между о-вами Хоккайдо и Хонсю осуществляется с помощью паромной переправы.

г) Три самые большие городские агломерации Японии-Токио, Саппоро, Нагасаки.

д) Для Японии, в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения.

е) Япония стала ведущей индустриальной державой, имея только один вид ресурсов-трудовые.                 

                      

             

                 

                 

         

                                                 

                                                                       

                                                                   

                                                           

                             

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страны Европы. Состав, природные ресурсы и население региона.Разработка урока.

Разработка урока в 11 классеУчитель Г.Е.Кадыкова  Тема.  Страны   Европы.   Состав, природные ресурсы  и население региона.ЦЕЛИ:А)   изучить   со...

"Центральная Россия. Состав, экономико-географическое положение, природные ресурсы"

"Центральная Россия. Состав, экономико-географическое положение, природные ресурсы"...

тесты по теме: "Урал. Географическое положение, природные ресурсы", 9 класс

тесты по теме: "Урал. Географическое положение, природные ресурсы", 9 класс...

Зарубежная Азия: географическое положение, природные ресурсы, население и хозяйство

Цели урока: образовательная:сформировать представление у учащихся о составе региона, природных условиях и ресурсах, особенностях населения и хозяйства (т.н. «образ региона»);воспитательная:воспитание ...

Конспект урока по географии в 9 классе по теме: «Географическое положение, природные ресурсы и население Европейского Севера»

Цель: Познакомить учащихся с особенностями ЭГП, геополитическим положением Европейского Севера, выявить природные условия и ресурсы района и дать их оценку. Закреплять умения делать выводы, сравнитель...

Презентация "Общая экономико-географическая характеристика Индии: территория, ресурсы, население"

Презентация "Общая экономико-географическая характеристика Индии: территория, ресурсы, население"...