Опубликованная статья
материал по географии по теме

Рыщенко Людмила Ивановна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей на уроках географиии

автор: Рыщенко Людмила Ивановна,

 учитель географии МБУ СОШ № 89 г.о. Тольятти

 

В своей работе учителя географии в школе главным считаю научить учащихся максимально использовать содержание карты в получении знаний. Буквально воспринимаю слова Л.С. Берга:    « Карта - альфа и омега географии». На  уроке карта - основной источник знаний, который позволяет зрительно , мысленно ощущать сопричастность с окружающим миром. Уже в начальном курсе 6 класса карта служит и наглядным пособием, и объектом изучения, и источником знаний. Как наглядное пособие карта позволяет изучать любые территории, дает возможность правильно представить ее  положение на территории земного шара, ее окружение. Моя цель – научить учащихся читать карту, уметь распознавать географическую действительность по ее изображению. Сначала они работают с картой, опираясь на свой жизненный опыт, уясняют свойства объектов по их внешнему виду  (например: река Волга, озеро Байкал, горы Гималаи, населенный пункт). Затем, с помощью карты учащиеся должны рассказать о свойствах объектов, их размещении, охарактеризовать с помощью условных знаков. Чтобы заинтересовать учащихся, я предлагаю им различные приемы работы с картой.

Прием показа узнаваемых объектов по описанию:                                                                 1.Часть суши, расположенная в северном полушарии и пересекаемая нулевым меридианом.                                                                                                                                                 2. Самый большой материк.                                                                                                                       3. Материк, пересекаемый экватором и начальным меридианом.                                                4. Самый большой по площади океан.                                                                                                   5. Самый холодный материк.

Прием путешествий по карте ( где указывается не только маршрут, но и решаются познавательные задачи) :

- На чемпионат мира по футболу , который проходил в ЮАР, прибыли спортсмены из Китая, Италии, России (можно брать любые страны) . Каким путем они добирались к месту соревнований, указать объекты, по которым проходил их маршрут?

Дополнительные вопросы: На каком материке расположена ЮАР? В какой его части? Какое время года было здесь на момент соревнований? Как называется столица государства?

Использование игровых ситуаций, когда называется объект, а название следующего начинается на последнюю букву предыдущего.

Написание географических диктантов, в том числе и с ошибками.

Текст: « Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Диксон и отправился в путь по водам (Баренцева) моря. В трюмах находился груз для рыбаков  Сахалина. Обогнув с севера ( остров) Таймыр, корабль вышел на просторы ( моря Лаптевых). Вскоре на горизонте показались острова ( Северная Земля), миновав которые мы продолжили свой путь на восток по водам  (Карского) моря. Через некоторое время прошли у берегов ( полуострова) Врангеля и по водам Чукотского моря подошли к ( Татарскому) проливу. Дальше наш путь шел на юго-восток по водам Берингова моря к берегам ( острова) Камчатка. Попутное холодное течение ( Куросио) помогало нашему кораблю. Обогнув Камчатку и пройдя по водам ( Японского) моря, корабль подошел к ( полуострову) Сахалин и бросил якорь на рейде Южно-Сахалинске.

В скобках заключена ошибка, учащиеся в своих ответах пишут правильные ответы.

Составление географических цепочек, в которых один объект будет лишним.

1.Кавказ, Гималаи, Уральские, Саяны. (Гималаи расположены не в нашей стране).                               2. Мак-Кинли, Эльбрус, Атлас, Народная. ( Атлас- горная система, остальные – вершины).

Найти пару, сопоставить географические объекты:

Индия                                   1. Париж

Великобритания                2. Дели

Франция                               3.Токио

Япония                                  4. Лондон

Какая из пар, составленных по принципу: страна- ее природная достопримечательность, не верна:

Непал- горы,

Норвегия- фиорды,

Австралия- пустыни,

Германия- плато

На  следующих уроках учащиеся сами готовят подобные вопросы одноклассникам.      

В зависимости от формы и метода проведения работы решаются следующие задачи: проверка знания  терминов, изучаемых в соответствующих курсах, проверка  правильности написания данных слов, умение применять знания при решении практических задач.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опубликованные статьи

Статьи на разную тему и разные конкурсы. Все опубликованные...

3.3. Наличие опубликованных статей, научных публикаций, имеющих соответствующий гриф и выходные данные

на сайте работников образования,разработки открытых уроковhttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/fizkultura/2018/03/08/natsionalnye-vidy-sporta-v-sisteme-fizicheskogo-vospitaniya...

Опубликованные статьи

1 - "Актуальные области применения математики в медицинском образовании" 2019 г.2 - "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА среднего специального и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ МЕТ...

I. 6. Наличие опубликованных статей, научных публикаций детей

Публикации учащихся в различных издательствах способствуют улучшению навыков исследовательской работы учащихся, поддерживают творческие способности детей, формируют интерес к отечественной культуре и ...