план-конспект урока по географии в 8 классе по теме: "Климатообразующие факторы России"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Бунеева Ирина Петровна

Разработка содержит ссылку на ЭОР из Единой коллекции ЦОР

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Разработка урока  по теме: "Факторы , определяющие климат России " в 8-ом классе

                                                                                  с применением ЭОР.

1. Ф. И .О.                                                Бунеева Ирина Петровна.

2. Место работы                                      МОУ "  Румянцевская СОШ"

3. Должность                                           Учитель географии

4. Предмет                                               География

5. Класс                                                    8 класс

6. Тема и номер урока в теме:                "Факторы, определяющие климат России". Урок №1 в теме:      

                                                                  "Климат и климатические ресурсы"

7. Базовый учебник                              "География России: природа" 8 класс. Баринова И.И.  Учебник              

                                                              для общеобразовательных учреждений

                                                              Рекомендовано Министерством образования и науки

                                                              Российской Федерации 16-е издание, стереотипное

                                                              Москва изд. "Дрофа" 2010 г.

                                                               Рабочая тетрадь " География. 8 класс"  с комплектом

                                                              контурных карт.    Сиротин

                                                               Атлас "География России Природа" 8 класс

                                                               Москва изд. "Дрофа"/ изд."ДиК"2010г

8. Цель  урока: познакомить учащихся с климатическими поясами и типами климатов России, определить факторы их формирования и степень благоприятности природных условий для освоения территории людьми.

9. Задачи:

- обучающие: сформировать представление о климатообразующих факторах России; показать влияние климатообразующих факторов: западного переноса, характера рельефа страны, трансформации воздушных массна климат России

-развивающие: продолжить формирование понятий: климат, климатообразующие факторы, Западный перенос, трансформация, компоненты климата. Развивать умения сравнения климатов, находить черты сходства и различий.

-воспитательные: воспитание гордости и любви к своему Отечеству, бережного отношения к природе и сохранения ее природных ландшафтов.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер с выходом в интернет, колонки, мультимедийный проектор.

                                                                   Структура и ход урока

                                                                                                                                                                Приложение 1.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационный момент.

Отмечает отсутствующих, настраивает класс на урок.

Слушают учителя, психологически настраиваются на урок.

1 мин

2.

Актуализация познавательной деятельности.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9afc8c3b-41b5-4c76-9ed9-80f5967cf218/klimat3.swf

слайд 1

Объявляется тема урока, ставятся цели, определяются задачи урока.

Вопросы классу:

1. Что называется климатом?

 2. Какие климатообразующие факторы вы уже знаете?

 Демонстрирует слайд 3.Вспомните основные свойства воздушных масс.

Назовите особенности климатических поясов.  

 

В тетрадях записывают тему урока.

Устные ответы учащихся.

Дают определение климата,

называют климатообразующие факторы, основные свойства воздушных масс, особенности климатических поясов .

5 мин

3.

Изучение нового материала.

1. Климатообразующие факторы

2. Солнечная радиация . Виды солнечной радиации, единицы измерения.

2. Влияние на величину суммарной радиации угла падения солнечных лучей, состояния тропосферы и характера подстилающей поверхности.

3. Изменение величины суммарной радиации по территории России

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5f864e7f-1ed3-4a38-8ad6-3ba9ee405045/005.swf

Предлагает рассмотреть слайд "Климатообразующие факторы"

слайд "Солнечная радиация и ее виды"

Предлагает рассмотреть слайд "Зависимость величины суммарной радиации от различных факторов"

     Предлагает открыть учебники и рассмотреть карту суммарной радиации

    Предлагает выявить причины  увеличения суммарной радиации, уточняет ответы уч-ся.

Рассматривают слайд , делают схематический рисунок в тетрадях.

Рассматривают слайд , делают схематический рисунок в тетрадях

Устные ответы учащихся.

Отмечают увеличение суммарной радиации с севера на юг.

Высказывают свои мнения по вопросу.

15 мин

4

 Практическая работа

Факторы, определяющие климат России. Практические задания

Слайд №2

Демонстрирует слайд 2 из ЭОР, предлагает выполнить практическую работу: "Выберите город, который получает больше солнечной радиации"

Работают с картой учебника и дают ответ на вопрос.

3 мин

5. Воздушные массы, их влияние на климат.

       

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9afc8c3b-41b5-4c76-9ed9-80f5967cf218/klimat3.swf

Слайд №1

 

Предлагает рассмотреть карту атласа "Климатические пояса" и определить, какие воздушные массы оказывают влияние на климат России.

Предлагает  ребятам минутную зарядку, для этого предлагает вспомнить детскую разминку "Дует ветер нам в лицо"

Работают с картой атласа. отвечают на вопрос

Выполняют разминку.

5мин.

1 мин.

5.

 Практическая работа

7. Трансформация воздушных масс

Закрепление знаний

Кроссворд: "Климатообразующие факторы" (слайд )

Факторы, определяющие климат России. Практические задания

Слайд 1 и 3

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9afc8c3b-41b5-4c76-9ed9-80f5967cf218/klimat3.swf

Демонстрирует слайды 1 и 3,  из ЭОР, предлагает выполнить практическую работу:

" Над каким океаном образуются ветры, , оказывающие большее влияние на Восточно-Европейскую равнину?"

Какие ветра господствуют на Дальнем Востоке?"

Продолжает изучение нового материала.

Объясняет понятие "Трансформация воздушных масс"

Предлагает отгадать кроссворд

С помощью атласов отвечают на вопросы

Записывают определение в тетради

Отгадывают кроссворд

4 мин

4мин.

5мин.

6.

Подведение итогов урока.

Подводит итоги, выставляет оценки, поощряет похвалой наиболее активных ребят.

Сообщают, что нового узнали на уроке.

1 мин

7.

Домашнее задание

Задает домашнее задание. По необходимости записывает на доске.

Записывают домашнее задание в дневники.

1 мин

                                                                                                                                                                                      Приложение 2

                                      Возможный перечень ЭОР при изучении темы "Климат и климатические ресурсы"

                                                                       на уроках географии в 8-ом классе

№ п/п

Тема урока

Название ресурса

Тип, вид  ресурса

 Характеристика ресурса, назначение, форма предъявления информации. Функциональные возможности

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Факторы, определяющие климат России

Единая коллекция ЦОР

http://fcior.edu.ru

Практический модуль

 

Базовый уровень

На этапе закрепления материала или контроля знаний.

Содержание модуля:

4 вопроса по темам: циркуляция атмосферы, солнечная радиация, температурный режим, режим ветров.

 Функциональные возможности:

Тестовые задания(выбор ответа),получение помощи, вставки и анимация, включенные  в галерею изображений

 

Факторы, определяющие климат России. Практические задания

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9afc8c3b-41b5-4c76-9ed9-80f5967cf218/klimat3.swf

2

Типы климатов России

Единая коллекция ЦОР

http://fcior.edu.ru

Информационный модуль

Базовый уровень.

На этапе изучения нового материала.

 Содержание модуля: арктический пояс, субарктический пояс, Умеренный пояс западной и восточной части России. субтропический пояс. Функциональные возможности: интерактивная лекция с дикторским текстом, интерактивными картами, с дополнительной информацией, вставками, включенными в галерею изображений

Типы климатов России, климатические пояса

3

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы

Единая коллекция ЦОР

http://fcior.edu.ru

Контрольный модуль

Углубленный уровень.

Этап контроля знаний .

Функциональные возможности:

Тестовые задания (выбор ответа, установление соответствия, узнавание по описанию).

Интерактивная карта, оценка результатов ответов(правильно-неправильно), вставки, включенные в галерею изображений

Контроль. Климат и климатические ресурсы России. ч.1 (углубленное изучение)

4

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы

Единая коллекция ЦОР

http://fcior.edu.ru

 Контрольный модуль

Галерея изображений

 Для учащихся с ограничениями в здоровье.

На этапе контроля знаний. Функциональные возможности:

тестовые задания( выбор ответа, установление соответствия, задание открытого типа с окном для ввода ответа), оценка результатов (правильно-неправильно)вставки в галерею изображений

.

Контроль. Климат и климатические ресурсы России (для слабослышащих)

6

Типы климатов России

Единая коллекция ЦОР

http://fcior.edu.ru

Контрольный модуль

Углубленный уровень.

На этапе контроля знаний. Функциональные возможности. тестовые задания( выбор ответа, установление соответствия, задание открытого типа с окном для ввода ответа), оценка результатов (правильно-неправильно)вставки в галерею изображений

Контроль. Климат и климатические ресурсы России. ч.2 (углубленное изучение)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по географии и химии на тему: «Кремний и его соединения»

Показать роль и значение кремния в жизни человека, сформировать представление о силикатной промышленности, о производстве керамики, стекла, цемента. Показать применение соединений кремния для нужд чел...

План – конспект открытого урока по географии в 8 класс Тема : «Климат России»

Тип урока: урок-игра, урок обобщения и систематизации знаний...

План-конспект открытого урока по географии по теме: «Западная Сибирь»

План- конспект открытого урока по географии в 8 «А» классе по теме: «Западная Сибирь»...

План-конспект открытого урока по географии по теме: «Антарктида»

План- конспект открытого урока по географии в 7 «А» классе по теме: «Антарктида»...

План- конспект + презентация урока по географии 6 класс на тему " Рельеф суши .Равнины"

Разработка урока по данной теме, относится к разделу изучения Строение земли. земные оболочки. литосфера....

План конспект + презентация урока по географии 6 класс по теме "Рельеф суши . Равнины "

Данный материал используется при изучении раздела " Строение Земли. земные оболочки. Литосфера "...

План-конспект открытого урока в 5 "А" классе "Я - гражданин России"

Урок в 5 классе по теме создание и редактирование графических объектов (в среде ЛогоМиры) "Я - гражданин России". Обучающиеся учатся рисовать в программе ПервоЛого нашу страну....