публикация на тему"Подготовка к ГИА-9 и ЕГЭ по географии"
статья по географии по теме

Ковтун Елена Геннадьевна

Выступление на конференции "Актуальные вопросы методики преподавания предметов естественно-научного цикла и географии". Направление "Подготовка к ГИА-9 и ЕГЭ по географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyapodgotovka_k_gia-9_i_ege_po_geografii.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

                   Подготовка учащихся к ГИА-9 и  ЕГЭ по географии                                                                                                     

По результатам ЕГЭ осуществляется приём абитуриентов во все российские вузы. Список специальностей, где для поступления требуется свидетельство о сдаче ЕГЭ по географии был широк:  экономика, управление и бизнес, нефти и газа, география, картография и геоинформатика, гидрометеорология, экология и природопользование, лесное дело и ландшафтное строительство. Это способствовало открытию в нашей школе в 2006 году профильного класса естественно-научного  направления, где география являлась профильным предметом.  К сожалению, в настоящее время этот список значительно сократился. Однако проходной балл на разные специальности в вузы разный: для поступления в университет с высоким конкурсом может потребоваться по географии не менее 80 баллов, в то время как в другие высшие учебные заведения 50 будет достаточно. Перед учителем географии стоит задача подготовить выпускников, выбравших географию для сдачи ЕГЭ, к этому серьезному испытанию.

 С 2006 года в нашей школе введено профильное обучение. Для поступления в профильный класс девятиклассники сдавали обязательный экзамен по географии территориальной экзаменационной комиссии. Экзамен по географии обычно сдает небольшое число учащихся, в профильный класс поступало 30 человек. В Лабинске тогда  мы были первые. С 2007 года учащиеся 9 класса участвуют в  ГИА по географии. 

Чтобы получить максимальный результат, к единому государственному экзамену и государственной итоговой аттестации нужно серьезно готовиться. В нашей школе созданы для этого все условия.

 Программа профильного обучения географии предусматривает 3 часа в неделю. Системный подход к повторению изученного материала - вот одна из главных задач при подготовке к экзамену. Это позволило календарно-тематическое планирование составить таким образом, чтобы текущие темы совмещались с повторением материала 7-9 класса. Например, изучение тем «Населения» в 10 классе сопровождались повторением информации об особенностях населения России; изучение «Мирового хозяйства» основывалось на повторении особенностей, факторов размещения отраслей промышленности России. Региональный раздел (11 класс) удалось совместить с повторением особенностей природы материков и океанов с обязательным списком географической номенклатуры. Расширены вопросы география хозяйства отдельных стран и регионов. Эта тема, требующая запоминания массы статистического материала, различных показателей, центров добычи, поэтому кроме теоретического материала включены часы для практического решения задач. Предусмотрена поэтапная систематизация и обобщение знаний. Способность четко формулировать свои мысли с использованием географических терминов и понятий, записывать ход рассуждений помогают небольшие письменные работы, терминологические диктанты, тестовые задания, письменные работы с временным рецензированием.

Оптимальным вариантом подготовки учащихся является включение элементов контрольно-измерительных материалов (КИМ) экзамена в новой форме в проверочные работы всех школьных курсов географии, начиная с 6 класса, с учетом тематики изучаемого раздела. Таким образом, учащиеся знакомятся с требованиями и структурой экзаменационных материалов в новой форме, привыкают к формулировке заданий и типам тестов, используемых в части А и В КИМ, учатся коротко и логично отвечать на задания части С. Достаточно часто ЕГЭ по географии выбирают учащиеся с невысоким уровнем знаний по предмету. Учитывая индивидуальные знания и способности учащихся, в нашей школе реализуется несколько направлений подготовки к ЕГЭ: Элективный курс по подготовке к ЕГЭ по географии, самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий с использованием ИКТ, систематические консультации по материалам КИМ в очной форме.

Элективный курс «Избранные вопросы географии» по подготовке к ЕГЭ по географии организован для учащихся 10-11 классов. Содержание курса направлено на расширенное и углубленное изучение вопросов, которые вызывают у учащихся наибольшее затруднение при подготовке к экзаменам, способствует формированию устойчивого интереса к предмету, исследовательского подхода в решении географических задач. Программа курса позволяет познакомить учащихся  с профессией топографа, востребованной во многих отраслях современной экономики : строительстве, геофизике, мелиорации, нефтяной и газовой промышленности. Вооружает учащихся знаниями по политической географии, необходимыми для понимания основных направлений современного мира, несет в себе общезначимую культурологическую направленность и способствует формированию всесторонне образованной личности.

Элективный курс рассчитан на 68 часов, на два учебных года , учебный материал разделен на 4 блока( раздела). 

Раздел 1. Политическая карта мира – 17 часов.

Раздел 2. География международного туризма – 17 часов.

Раздел 3. Основы топографии. 

Раздел4. Россия в цифрах и фактах -17 часов

Теория сопровождается практическими работами с решением географических задач. Определение направлений и расстояний по топографической карте, азимут, построение профиля и решение задач по профилю. Программа курса позволяет углубить знания, способствует овладению умениями, свободным применением их на практике, в измененной, усложненной ситуации.

С появившейся  возможностью использования в нашей школе современного оборудования: мультимедийные проекторы, интерактивной доски, компьютеров, уроки  стали еще интереснее, современнее, продуктивнее, на более высоком уровне. Это позволяет не только учителю наглядно представлять материал, в виде презентаций, слайд- шоу,  но и ребятам составлять свои проекты и презентации в электронном виде. Использование мультимедиа изданий включают в себя теоретический материал в виде кратких текстов, иллюстраций, схем, интерактивных карт, анимационных моделей и тренажёров, а так же ряд тестовых заданий. Задания могут встречаться как в начале, так и в конце урока и направлены на проверку текущих знаний учащихся или закрепление пройденного материала. Количество и форма тестовых заданий, порядок изложения теоретического материала могут быть изменены или дополнены по усмотрению учителя. Для самопроверки знаний и определения готовности к ЕГЭ учащиеся могут использовать тренажеры, пробные версии, что активизирует познавательную деятельность учащихся, приучает их давать четкие ответы. Для разбора задач повышенного уровня сложности или при необходимости индивидуального объяснения учащиеся получают консультацию. На большинстве занятий рассматривается теоретическая часть по запланированной теме, затем учащиеся выполняют мини-тест по этой теме, и разбираются допущенные ошибки.

Чтобы повысить эффективность подготовки, считаю актуальным применение интерактивных форм  обучения. Технология интерактивного обучения даёт  мне возможность нестандартно организовывать учебно-воспитательный процесс, обеспечивать мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке.   Например: урок в 11 классе тема «Субрегионы Африки». Группы получают разные задания, работающие на общий результат - путем анализа карт атласа и текста учебника, подготовить информацию и представить ее в форме таблицы, лидеры  отчитываются перед классом. В конце урока  ребята отвечают на вопросы учителя - ответы оценивает группа, работавшая над данной проблемой. Так повышается внимание учеников в течении всего урока .Такие уроки способствуют тому, что ученики осваивают материал на уроке, минимум времени тратят на домашние задания, что очень важно при загруженности старшеклассников. Повышается интерес к предмету, география становиться легким предметом, который ребята все чаще выбирают для сдачи экзамена за курс основной школы  и успешно справляются на экзаменах.  Опыт подготовки учащихся к итоговым испытаниям по географии в МОБУ СОШ №4 показывает, что 100% учащихся преодолевают минимальный порог баллов при проведении административных и диагностических работ. Результатом своей работы считаю, успешную сдачу ЕГЭ по географии  учащимися 11 класса в 2008 году. Из 19 учащихся, сдававших экзамен по географии в Лабинском районе -8 – мои ученики. Средний балл составил 63,это результат хорошо и отлично. Эти ребята стали студентами, выбранных ими вузов. В ГИА 2009 года участвовал 21 ученик 9 «Б» класса- качество знаний составило 90%, а средний рейтинговый балл 25,2. К сожалению, число желающих сдавать наш предмет уменьшилось, в силу известных нам причин, но и те единицы справляются в среднем на 65 баллов. Таким образом, подготовка учащихся к сдаче экзамена по географии в новой форме может проводиться в разных формах, которые выбираются с учетом индивидуальных знаний и способностей учащихся и направлена на углубление и систематизацию имеющихся знаний. Прочные знания, полученные в ходе подготовки и самоподготовки, позволяют учащемуся на экзамене быстро сориентироваться в предложенных вопросах и качественно выполнить задания единого государственного экзамена.

Библиографический список:

1. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии - методическое пособие для учителя. Москва. «5 за знания». 2006год.

2. Яковлева Н.В., Моргунова А.Б.и др. Уроки учительского мастерства. Из-во «Учитель». Волгоград. 2009год.

3. Аствацатуров Г.О.. Технология современного урока и творчество учителя школы Армавир.2002год.

4. Петрова Н.Н.. Единый государственный экзамен. География. Москва. Просвещение. Эксмо.2006-20011год.

5.  Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация на тему "Музыкальное воспитание"

В данной статье учитель музыки Русанова Ю.А. предлагает авторский взгляд на музыкальное воспитание детей....

Публикация на тему "Психологические особенности младшего школьника."

В данной статье рассмотрены особенности развития младших школьников, их отличительные особенности....

публикация на тему-"Роль игры в учебном процессе" с презентацией на заданную тему

Данная публикация  содержит материал о роли игры в учебном процессе.Презентация прилагается....

Интернет публикация по теме:"Межпредметные связи на уроках математики"

Учитель математики осуществляет все многообразие видов межпредметных связей.  Различают связи: внутрицикловые (связи математики с информатикой, физикой, химией); межцикловые (связи математик...

Научная публикация по теме:"Использование современных технологий на уроках биологии".

quot;Использование современных технологий на уроках биологии в старшей школе"....

Публикация по теме: "Методика подготовки и проведения тестового контроля по русскому языку в 5 – 9 классах"

Учителя все чаще используют в своей работе тестирование, получившее в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования. В современной практике преподавания русского языка...

Публикация по теме: "Методика подготовки и проведения тестового контроля по русскому языку в 5 – 9 классах"

Учителя все чаще используют в своей работе тестирование, получившее в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования. В современной практике преподавания русского языка...