ФГП и история исследования Африки
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Смирнова Вера Васильевна

Разработка позволяет учить давать характеристику ФГП материка, продолжить формировать умения работать с картами, умения самостоятельно добывать знания; анализировать, делать выводы; способствовать расширению кругозора и  познавательной активности учащихся.

Воспитательная задача урока – способствовать воспитанию чувства ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формированию артистических способностей учащихся, прививать интерес к географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgp_i_issledovanie_afriki.doc925.5 КБ

Предварительный просмотр:

Курсы учителей географии.

Урок географии

по теме: «Физико-географическое положение Африки. Исследование материка».

                

Учитель географии Смирнова В.В.МОУ СОШ №1, п. Селижарово.

        Тверь, 2008 г.

         Цель урока:

Познакомить с физико-географическим положением Африки.

Познакомить с историей развития материка Африки.

Задачи урока:

Образовательные – научить давать характеристику ФГП материка.

Развивающие – продолжить формировать умения работать с картами, умения самостоятельно добывать знания; анализировать, делать выводы; способствовать расширению кругозора и  познавательной активности учащихся.

Воспитательные – способствовать воспитанию чувства ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формированию артистических способностей учащихся???, развивать интерес к географии.

Способы мотивации: сегодня мы должны узнать географическое положение материка и его историю для того, чтобы при путешествии в другие страны Вы могли ориентироваться в новом месте (возможность предположить особенности природы территории по ее ФГП)

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: карта полушарий, физическая карта Африки, атласы, учебники, презентации и рисунки детей.

Ход урока.

Организация класса. – (1 мин.)

Знакомство с физико-географическим положением материка. (15 мин.)

Вступительная беседа.

Среди других континентов Земли Африка занимает особое положение. По своим размерам Африка уступает лишь Евразии: ее площадь составляет 29,2 млн. км2, или 1/5 суши нашей планеты. Африка – континент контрастов. Около ½ ее территории занимают пустыни и полупустыни. Снежные шапки поднимаются над просторами саванн. В Африке протекает самая полноводная река восточного полушария (посмотрите на карту и назовите ее) – река Конго (Заир),  и самая длинная река мира (определите ее по карте) – река Амазонка. В географическом отношении Африка изучена не полностью, еще предстоит изучить глубинные районы тропических лесов.

- Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Африки. Посмотрите на доску и прочитайте тему урока. Попробуйте составить план изучения темы.

(выслушиваются и обсуждаются ответы учащихся).

- А теперь сравните наш план с планом изучения физико-географического положения материка, предложенным в учебнике.

Затем учащиеся читают каждый пункт плана и вместе с учителем ищут ответ. При этом учителю следует оказывать помощь в  определении видов карт, какими следует пользоваться. В дальнейшем, описывая ФГП материков, учащиеся должны уже сами определять, какой картой необходимо пользоваться, чтобы ответить на вопрос.

На экране план описания ФГП материка  и схема контура Африки. Протяженность учащиеся высчитывают у доски (можно вызвать слабого ученика).

План описания ФГП материка:

1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.

2. Найдите координаты крайних точек материка в градусах и протяженность материка в километрах с севера на юг и с востока на запад.

3. В каких климатических поясах расположен материк? – это следствие

4. Определите,  какие океаны и моря омывают  материк?

5. Как расположен материк  относительно других материков?

План описания ФГП  Африки

(совместная работа учителя и учащихся):

Учитель. 1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.

Дети. Относительно экватора – Африка пресекается экватором посередине. Ее крайние точки на севере и юге примерно одинаково удалены от экватора.

Относительно нулевого меридиана – начальный меридиан проходит на западе Африки.

Большая часть Африки расположена между тропиками в экваториальном, субэкваториальных и тропических поясах.

Следовательно, большая часть Африки находится к северу от экватора. можем предположить смену ПТК с С на Ю

Учитель. 2. Найдите координаты крайних точек материка в градусах и протяженность материка в километрах с севера на юг и с востока на запад.

Презентация.

Дети. Северная – м. Бен-Секка  (                               )

Южная – м. Игольный (                                 )

Западная – м. Альмади (                             )

Восточная – м. Рас-Хафун (                                 )

Протяженность с Севера на Юг -          __________ км.,  _______________ градусов

Протяженность с Востока на Запад - ____________ км., _______________ градусов.

Вывод?п.3

Учитель. 3. В каких климатических поясах расположен материк?

Дети. В  экваториальном, субэкваториальном и тропическом поясах. Лишь северная и южная окраины ее заходят в субтропические пояса.

Учитель. 4. Определите,  какие океаны и моря омывают  материк?

Дети. С запада – Атлантический океан.

С востока – Индийский океан.

Моря: Средиземное море отделяет Африку от Евразии, Красное море –

Главное – течения и их влияние на природу, вывод об их влиянии

Учитель. 5. Как расположен материк  относительно других материков?

Дети. Африка теснее, чем другие Южные материки, связана со своим соседом – Евразией. В результате в растительности и животном мире Северной Африки, Южной Европы и Юго-Западной Азии много общего.

После того как все описание ФГП материка сделано, следует подвести итого работы. При этом, в зависимости от способностей учеников, можно предложить ответить на один пункт плана или дать задание полностью описать ФГП Африки одному учащемуся.

С целью закрепления изученного материала можно предложить игру: учитель читает текст, затем останавливается, а ученики должны закончить предложение.

Африка посередине пересекается меридианом (20 в.д.)

Нулевой меридиан пересекает Африку с (запада)

Африку омывают океаны, (Атлантический и Индийский)

С севера материк омывается Средиземным морем).

Восточной крайней точкой материка считается (                              )

Дальше всех материков от Африки расположен материк (Северная Америка).

Гвинейский залив расположен с ______________________материка.

Самый большой остров близ берегов Африки (остров Мадагаскар).

III. Открытие и исследование материка – (10 мин.) (с этого можно и начать).

Изучение этого пункта урока следует начать с изучения карт мира Ал-Идриси, Птолемея.  Что знали об Африке во времена этих картографов, какие территории были известны, где находились границы известного, как объяснить названия африканского побережья, почему далее изучение не происходило, какое название имела Африка?

Рассказ учителя:

История открытия материка:

Объяснение названия материка «Африка»:

Дальнейшее открытие и исследование материка следует изучить на основе сообщений заранее подготовленных учащихся или с помощью учебника.

Выступления учеников – 2 выступления по 3 мин. (6 мин.)

Краткая биография  исследователя, путешественника

Васко да Гама.

Родился он в Синише, получил образование в Эворе, изучал искусство навигации.

После открытия в 1488 мыса Доброй Надежды Бартоломеу Диашем и получения сообщения от Перу ди Ковильямы, что он по суше добрался до Индии, король Жуан II приказал построить суда и направить их для поиска морского пути в Индию, однако умер в 1495. Его преемник Мануэл I в первые годы правления стремился упрочить свои позиции, чтобы осуществить планы Жуана. В 1497 он приказал отправить экспедицию под руководством Васко да Гамы. Флотилия состояла из флагмана «Сан-Габриел», корабля «Сан- Рафаэл» (капитаном которого был брат Васко да Гамы Паулу) и двух судов меньших размеров.

Васко да Гама вышел из Лиссабона 8 июля 1497, от островов Зеленого Мыса взял курс на запад, затем повернул на восток и, описав большую дугу, достиг африканского побережья близ мыса Доброй Надежды. После стычек с местным населением на крайнем юге Африки продолжил плавание и обогнул мыс Доброй Надежды. На восточном побережье Африки вступил в конфликт с местными арабскими правителями. Многие участники экспедиции погибли от цинги. В арабском порту Малинди португальцев встретили дружелюбно. Васко да Гама нанял опытного лоцмана, под руководством которого флотилия пересекла Индийский океан и 20 мая 1498 достигла Каликута на Малабарском берегу Индии.

На обратном пути флотилию преследовали штормы. Во время одного из них «Сан-Рафаэл» был сильно поврежден, и его пришлось бросить (как и еще одно небольшое судно). Васко да Гама высадился на о.Терcейра в Азорском архипелаге, чтобы похоронить брата Паулу, и в один из августовских дней 1499 прибыл в Лиссабон. Вместе с ним вернулись 55 оставшихся в живых участников экспедиции (из 170). На родину был доставлен ценный груз – перец и другие восточные пряности. Так закончилось самое продолжительное путешествие того времени, увенчавшееся открытием морского пути из Европы в Азию. Таким образом, если благодаря плаваниям Колумба были обнаружены обширные земли Нового Света, то Васко да Гама открыл для Европы богатства и ресурсы Азии. Король Мануэл пожаловал ему дворянский титул, а позднее – звание адмирала Индии.


                                 
Краткая биография  исследователя, путешественника

      Егора Ковалевского.

                          По окончании курса в Харьковском университете,  

                       служил в горном департаменте, затем на алтайских и                

                      уральских заводах. В 1837 году Ковалевский был отправлен, по просьбе владыки Петра, в Черногорию для отыскания и разработки золотоносных пластов. В 1839 году участвовал в хивинской экспедиции графа Перовского . В 1847 году, по приглашению египетского вице-короля Мегмета-Али, произвел геологические изыскания в Северо-Восточной Африке. Ковалевский одним из первых высказал верную догадку о положении источников Белого Нила, точно определенных значительно позже. В книге Ковалевского "Путешествие во внутреннюю Африку" (СПб., 1849; 2-е изд., 1872) дано описание Абиссинии. В 1849 году Ковалевский сопровождал духовную миссию в Пекин и настоял на пропуске наших караванов по удобному "купеческому тракту", вместо почти непроходимых аргалинских песков; это доставило удобства для торговли и обогатило географические сведения о Монголии. При посредстве Ковалевского был заключен кульджинский трактат 1851 года. В начале 1853 года, при нападении Омера-паши на черногорцев, Ковалевский был отправлен в Черногорию комиссаром. Во время Крымской кампании Ковалевский оставался в штабе князя М.Д. Горчакова до октября 1855 года и собирал материалы для истории этой осады. В 1856 году князь А.М. Горчаков поручил Ковалевскому управление азиатским департаментом. В 1861 году Ковалевский назначен сенатором. В 1856 - 1862 годах Ковалевский был помощником председателя Императорского географического общества. В молодости он написал "Думы о Сибири" (СПб., 1832) и трагедию "Марфа-Посадница" (ib., 1832), но убедившись, что стихи ему не даются, перешел к прозе.

IV. Практическая работа – (10 мин.)

Задание: обозначить на контурных картах, определить и указать географические координаты крайних точек Африки; подписать объекты береговой линии:

Проливы: Гибралтарский, Мозамбикский.

Мысы: Рас-Энгеля, Альмади, Рас-Хафун, Игольный, Доброй надежды.

Канал: Суэцкий.

Полуостров: Сомали.

Острова: Мадагаскар, Сокотра.

Заливы: Гвинейский.

Моря: Красное, Средиземноморское.

Итог урока – вывод о влиянии ФГП на природу материка, предположения о возможных особенностях его прирды.

Домашнее задание (вариативное). Выставление оценок.- (3 мин.)

§24.всем. Далее по желанию.

Вариант №1. Дополнить представленную таблицу.

Исследователь,

путешественники

Страна

Дата

Вклад в исследование материка

Древние греки.


Египтяне


Бартоломей Диаш

Португалия

15 – 16 века


Васко да Гама

Португалия

15-16 века


Давид Ливингстоун

Англия

19 век


Генри Стенли

США

19 век


Егор Ковалевский

Россия

конец 19 века

Василий Юнкер

Россия

конец 19 века

Пример заполненной таблицы.

Исследователь,

путешественники

Страна

Дата

Вклад в исследование материка

Древние греки.

Заселяли и исследовали северную часть Африки.

Египтяне

Заселяли и исследовали северо-восточную часть Африки. Плавание в Сомали.

Бартоломей Диаш

Португалия

15 – 16 века

Открыл мыс Доброй Надежды, обогнул южную конечность материка.

Васко да Гама

Португалия

15-16 века

Открыл новый путь в Индию. Завершение открытия берегов материка.

Давид Ливингстоун

Англия

19 век

Исследование реки Замбези, открыл водопад Викторию, изучил верховья реки Конго, озеро Ньяса.

Генри Стенли

США

19 век

Плавание вокруг озер Таганьика и Виктория и от истока устья реки Конго. Открытие реки Кагера и массива Рувеннзори.

Егор Ковалевский

Россия

конец 19 века

Изучение северо-восточной Африки.

Василий Юнкер

Россия

конец 19 века

Изучение Центральной и Восточной Африки, проводил топографические работы, метеорологические и гидрологические наблюдения.

Вариант №2. На контурных картах обозначить маршруты путешествий исследователей Африки, которые были упомянуты на уроке и представлены в таблице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Географическое положение и история исследования Африки.

Презентация  урока предназначена для учащихся 7 класса. Закомит детей с особенностями географического положения материка и историей исследования. В разработке использован дополнительный материал,...

Географическое положение и история исследования АФРИКИ.

Урок по географии материков и океанов 7 класс изучается материк Африка. Тема первая по географическому положению, поэтому дается подробный план изучения. Каждый пункт плана разбирается и закрепляется....

Урок "Географическое положение и история исследования Африки"

Урок "Географическое положение и история исследования Африки", 7 класс...

История исследования Африки

Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому afar, что значит «пыль». После завоевания Карфагена ри...

Географическое положение и история исследования Африки

Урок в 7 классе "Географическое положение и история исследования Африки"...