Человечество в социосфере
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Сотникова Светлана Васильевна

В ходе данного игрового проекта ребята учатся принимать и учитывать мнение каждого участника, наглядно видят различные взаимосвязи в обществе и понимают масштаб воздействия человечества на биосферу. Также ребятам понятно, что человек не может существовать изолированно от всего общества. Данный проект можно видоизменить и использовать, изучая связи, например, в своей области, районе, а не в масштабе всего мира. Довольно интересно и поучительно

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovechestvo_v_sociosfere.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой проект: "Человечество в социосфере".

Разработан учителем экологии Сотниковой С.В.

Цель:1.Увидеть разнообразие отношений между людьми и понять значение экономических, социальных и духовных взаимосвязей в обществе.

          2.Научиться понимать и принимать мнение каждого при поиске.

Тип проекта: игровой, экологический, групповой, межпредметный (экология, география, обществознание), непродолжительный, в рамках класса.

Рассчитан на учеников 9х, 10х классов.

Представлен в виде: заполненных таблиц и контурных карт.

Источники информации: личные знания.

Ход занятия:

Учитель: Люди, как и другие живые организмы, потребляют энергию и вещества из окружающей среды. Это определяет их место в биосфере. Они взаимодействуют с источниками информации и преобразуют природу при помощи технических средств, созданных силой разума. Это определяет их место в ноосфере (сфера разума). Масштаб разумной человеческой деятельности велик благодаря тому, что люди обустраивают окружающий мир сообща, в ходе постоянных взаимодействий друг с другом. В результате этих взаимодействий человечество вместе с освоенной им частью природной среды формирует так называемую социосферу.

Участники разбиваются на группы 4 - 6 человек.

Каждый ученик самостоятельно выполняет 4 задания на отдельных листах.

Задание №1. Заполните таблицу отображающую экономические связи.

Мои личные вещи.

Страна-изготовитель

(если Россия, укажите город)

одежда

быт.техника

мебель

пища

Китай, Белоруссия, Москва, Биробиджан

Италия, Малайзия, Липецк, Фрязино (Моск. обл.)

Благовещенск, Москва.

Благовещенск, Новосибирск, Белогорск, Китай

Задание №2. Отображает духовные связи.В таблице указаны виды деятельности, которые могут способствовать налаживанию отношений между людьми разных стран и городов. В соседней графе укажите свое отношение к данному виду деятельности. Варианты ответов: "Хотел бы участвовать", "хотел бы заниматься профессионально", "хотел бы следить со стороны", или свой вариант ответа.

Виды миротворческой деятельности

Мое отношение

туризм

журналистика

"врачи без границ"

"рок против наркотиков"

Green peace

Задание №3.Отображает духовные связи. Укажите три страны, которые вы бы хотели посетить в первую очередь.

Задание №4.Отображает социальные связи. Запишите те города России и страны мира, в которых проживают ваши родственники, с которыми вы поддерживаете связь (почта, телефон, интернет).

Совместная работа в каждой группе (на контурных картах мира).

Используя цветные карандаши, учащиеся обозначают на чистой контурной карте те города, страны и связи между ними, которые оказались в индивидуальных заданиях большинства участников групп.

Работа всего класса(на большой контурной карте мира).

Представители каждой группы отмечают данные своей группы на общей контурной карте. И рассказывают остальным участникам об экономических (задание№1), духовных (задание№2,3) и социальных (задание№4) связях своей группы, обращаясь к карте.

Представитель от каждой группы делает вывод согласно главной цели проекта. Выявляет, каким образом формируется социосфера.

Учитель: Под действием разных экологических факторов формировались разные типы и расы людей. К тому же внутреннее разнообразие человечества увеличивалось и за счет возникновения разных народов и типов обществ. По мере развития человечества возрастала плотность населения, а вместе с тем нагрузка на окружающую среду (биосферу). То есть успешное использование новых технологий, и эффективное извлечение природных ресурсов позволило человечеству быстро развиваться и укреплять связи внутри общества. Возрастающая нагрузка на окружающую среду приводит к разрушению связей внутри биосферы, и она теряет свою устойчивость. В этом мы и убедились на сегодняшнем уроке. Если связи в социосфере недостаточно развиты, то и влияние на биосферу меньше. Чем крепче связи внутри социосфере, тем больше влияния на биосферу.

Индивидуальная карточка.   Фамилия__________________

Задание №1.Заполните таблицу, отражающую экономические взаимосвязи.

Мои личные вещи

Страна – изготовитель

(если Россия, укажите город)                  

Пища

Одежда

Быт.техника

мебель

Задание№2.Выявление духовной взаимосвязи. Укажите три страны, которые вы бы хотели посетить в первую очередь, или уже посетили. _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Задание№3.Выявление социальной и духовной взаимосвязи. Запишите те города России и страны мира, в которых проживают ваши родственники, с которыми вы поддерживаете связь (почта, телефон, Интернет).

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Совместная работа в группе.

Проанализировав работу каждого участника в группе, выявите те города и страны и связи между ними, которые оказались в  индивидуальных заданиях большинства участников вашей группы.

Задание№1. Экономические взаимосвязи.

Задание№2. Духовная взаимосвязь.

Задание№3.Социальная и духовная взаимосвязь.

ПРБЛЕМАТИЗАЦИЯ

В мире происходят необратимые процессы между человечеством и биосферой. Принимаю ли я лично в этом участие? Могу ли я оказать влияние на биосферу?

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Выявить зависимость между биосферой и социосферой.(Достижение этой цели позволит доказать, что укрепление и развитие взаимосвязей в обществе увеличивает воздействие на биосферу)

НАЗВАНИЕ

Человечество в социосфере

ПРОЕКТНЫЙ ПРОДУКТ

Заполненные контурная карта и таблицы.

(Данный проектный продукт позволит увидеть степень развития социальных взаимосвязей внутри одного класса и степень влияния этих связей на биосферу)

ПЛАНИРОВАНИЕ

1.Работа на индивидуальной карточке.-5мин.

(Исследование своих экономических, духовных и социальных связей)

2.Работа в группе-5-7мин. (Анализ индивидуальных исследований)

3.Коллективная работа-10мин. (Нанесение результата работ в группе на общую контурную карту при помощи условных знаков).

4.Проанализировать карту и сделать выводы о степени развития связей класса.5мин.

5.Сделать выводы о влиянии степени развития социосферы на биосферу.7мин.

РЕАЛИЗАЦИЯ

Проект рассчитан на один урок. Используются только личные знания и умения учеников.

Индивидуальная и групповая работа на заранее подготовленных карточках. Коллективная работа на заранее подготовленной контурной карте. Запись выводов в учебную тетрадь. Представление заполненной контурной карты и сделанных выводов.

РЕФЛЕКСИЯ

Осмысление полученного опыта. Выявление допущенных ошибок, определение перспектив работы. Самооценка работы- обзор трудностей, с которыми учащийся столкнулся в ходе работы, и способов, которыми он эти трудности преодолел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "На пользу всему человечеству"к году космонавтики

Классный час: «На пользу всему человечеству» Задачи:- воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотв...

Урок экологии 9 класс "Возможности человечества к адаптации"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа "Биосфера и человечество", автор - И.М.Швец....

Урок экологии 9 класс "Потребность человечества в питании"

Урок экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

Урок экологии 9 класс "Потребность человечества в дыхании и ее влияние на биосферу"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

Урок экологии 9 класс "Влияние человечества на эволюцию биосферы"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

Урок экологии 9 класс "Современный масштаб деятельности человечества"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

Публикация в сборнике журнала «Социосфера»

Портфолио обучающегося начальной школы представляет интерес с позиции изучения особенностей восприятия социальных ролей и отношений учащимися начальной школы, организуемой совместной работы родителей ...