Рабочая прграмма по географии 6 класс
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) по теме

Ряскина Оксана Алексеевна

Рабочая программа по географии 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc330.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №69 им. С.Есенина г. Липецка

Кафедра социальных  дисциплин

                                                                                                                   

Рассмотрено:                               Согласовано:                         Утверждаю:

 на заседании кафедры               заместитель директора по УВР             директор МБОУ гимназии №69

«___»_______2012г.                    _________ Л.Н.Стрельникова               ___________Н.М.Дмитриева

Протокол № ____________       «___» ________ 2012г.                            «_____»_____________2012г.              

Зав. кафедрой ___________

_______________________                                                                          Приказ № _____от»__________

                           РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                 ПО  ГЕОГРАФИИ

                                 ДЛЯ  6 КЛАССА

                                   Программа предназначена для реализации

                                                   в 2012-2013 учебном году

Составитель программы

учитель географии

Ряскина О.А.

Липецк, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. Цель программы состоит в том, чтобы обеспечить формирование географической культуры и обучить географическому языку; научить овладевать первоначальными представлениями и понятиями, а также приобрести умения использовать источники географической информации. Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, приложение (календарно-тематическое планирование).

     1.1. Цели и задачи.

    Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

        При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

        Целью данной программы является формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

        Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но и решает следующие задачи:

познание и изучение окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

 сравнение объектов, процессов и явлений; моделирование и проектирование;

ориентирование на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

соблюдение норм поведения в окружающей среде; оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

     1.2. Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа.

     Программа составлена на основе нормативных правовых документов:

Закон Российской Федерации «Об образовании» (п.7, статья 32).

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Примерная программа основного общего образования по географии.

Локальный акт гимназии «Положение о  структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ гимназии №69, реализующего образовательные программы общего образования».

Учебный план МОУ гимназии №69 на 2010-2011 учебный год.

     1.3. Сведения о программе.

  Данная рабочая программа по географии разработана  на основе авторской программы  

  для общеобразовательных  школ:  География. Программы для общеобразоват.

  учреждений. 6-11 кл. - Т.П. Герасимова. Начальный курс географии -  М., Дрофа, 2004г.

     1.4. Обоснование выбора программы.

     Причиной выбора  этой программы послужило следующее:

           Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

        Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и  характеристик.

        Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических  работ.

        Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

     1.5. Информация о внесенных изменениях.

     Тематическое планирование 2 часов в неделю. В авторскую программу существенных изменений внесено не будет.

     1.6. Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.

     Данный учебный курс по географии в полном объеме соответствует федеральным государственным образовательным стандартам. Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

     1.7. Информация о количестве учебных часов.

     В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю (68 часов в год). Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ».  В базисном плане на изучение «Начального курса» в 6 классе отведено 34 ч из федерального компонента и допускается использование 34 ч из регионального (национально-регионального) компонента.  

     1.8. Формы организации образовательного процесса.

     Основной формой организации образовательного процесса является урок, поэтому наиболее результативными окажутся следующие типы уроков: лекция, семинар, проблемный и комбинированный уроки, подготовка к ЕГЭ, - которые и будут использованы в процессе учебной деятельности.

     1.9. Технологии обучения.

     Урок предполагает использование определенных образовательных технологий, т.е. системной совокупности приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. На этапе углубления и расширения изученного материала новым будет использована технология проблемно-диалогического обучения,  которая предполагает открытие нового знания самими обучающимися.   При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учащимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания школьниками. Модернизация образования в России не только актуальна в содержательной части, но и затрагивает широкий круг важных социальных проблем. Ключевой замысел модернизации образования – идея развития. Механизм предметного познания стал самостоятельным дидактическим направлением - технологией обучения. Обучающая технология – это системный метод создания, применения и регулирования процесса обучения, усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, нацеленных оптимизацию всего процесса обучения и гарантированное достижения определенных дидактических целей. Технология обучения включает следующие содержательные компоненты: программно- целевую установку с учетом возможностей потребностей школьников; строгую процедурную обусловленность (алгоритм действия) и процессуальную воспроизводимость, гарантирующих достижение программно- целевых результатов; диагностирующих достижение программно- целевых результатов; диагностирующую оценку текущих результатов и их коррекцию; итоговую оценку результативности.  Обучающая технология – это совокупность субъективных и объективных компонентов, средств, форм и методов предметного обучения. Технологизация знаменует интенсивный переход от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития; от статистической модели знаний - к динамической системой умственных действий; от ориентации на усредненного ученика - к дифференцированным и индивидуальным программам обучения; от внешней мотивации обучения – к внутренней нравственно- волевой регуляции.

   1.10. Механизмы формирования ключевых компетенций.

   Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно-ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

    1.11. Виды и формы контроля.

       Согласно уставу гимназии и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года). В процессе изучения курса используются следующие формы контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

     1.12. Планируемый уровень подготовки на конец учебного года

         В результате изучения географии ученик должен:

      -знать/понимать основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и  

      географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

      результаты выдающихся географических открытий и путешествий; географические  

      следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи  

      между ними, их изменение в результате деятельности человека;

      -уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов  

      и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для  

      изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических  

      проблем; приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации  

      человека к условиям окружающей среды, составлять краткую географическую  

      характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической

     информации и форм ее представления; определять на местности, плане и карте расстояния,  

     направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических  

     объектов; применять приборы и инструменты для определения количественных и

     качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в  

     разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

     -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной 

     жизни для ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт

     различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности;  

     проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и

     явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки

     их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей

     местности; проведения самостоятельного поиска географической информации на местности  

     из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Информация об используемом учебнике, учебно-методическом комплексе.

     Для овладения всеми перечисленными выше умениями и навыками старшеклассникам предлагается учебное пособие Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. Учебник содержит основные сведения о нашей планете: ее месте в Солнечной системе, оболочках, населении, видах изображения ее поверхности и реализует принцип деятельностного подхода к изучению географии. Учебник одобрен Федеральным экспертным советом и рекомендован к изданию Министерством образования Российской Федерации. На это направлен объемный методический аппарат, включающий вопросы и задания перед параграфами, внутри и после них, а также вопросы и задания после каждой темы. Книга содержит большое количество цветных иллюстраций. 

     Книга поможет учащимся систематизировать, обобщить и дополнить полученные знания по географии. Её можно использовать как справочник при поступлении в вузы, при подготовке к сдаче устного и письменного экзамена в рамках ЕГЭ.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

          проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из      

          разных источников: картографических, статистических, геоинформационных

        

2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


уро-

ка 

Тема раздела,

урока

Кол-во

часов

Дидактические

единицы

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Виды,

формы

контроля

                           Введение - 3 часа



1


Развитие географических знаний о Земле



1

Наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса.

Знать:

-предмет изучения географии.


Уметь:

-называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.

 -сопоставлять географические следствия движения Земли.

.

2

Географические наблюдения. Изучение Земли.

1

Современные географические исследования; формы их организации и методы.

Пр.р.

3

        Форма и размеры Земли. Глобус

1

Земля -планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.

I

                             План местности -7часов

4

План местности. Стороны горизонта.

1

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса. Стороны горизонта на местности и на плане

Знать:

-содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности.


Уметь:

-определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу;

-направления, расстояния;

-читать план местности.

Пр.р.

5

Условные знаки

1

Условные знаки плана.

6

 Изображение неровностей земной поверхности на плане

1

Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.

7

Масштаб. Измерение расстояний

1

Масштабы плана.

Пр.р.

8

Составление плана.

1

Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности

Пр.р.

9

Съемка местности

1

Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности

10

Урок обобщения знаний.

1

тест

Географическая карта -7 часов

11

 Географическая карта. Масштаб.

1

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмичес-ких снимках. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин.


Знать:

-форму и размеры Земли.

-определение карты, градусной сети на глобусе и карте,

-классификацию карт.

Уметь:

-определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор.

-определять на карте полюса, направления,

-описывать по плану карту полушарий и России;

-определять географические координаты, абсолютные высоты и глубины.

12

Условные знаки. Шкала высот и глубин.

1

Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота.

13

Градусная сетка.

1

Градусная сетка на глобусе и географической карте.

Пр.р.

14

Географические координаты

1

Меридианы и параллели. Определение направлений.

географические диктанты

15

Географические координаты

1

Географические координаты.

Пр.р.

16

Разнообразие карт. Их значение в жизни человека.

1

Использование географических карт в практической деятельности человека.

17

Урок обобщения и контроля знаний.

1

тест

                                Литосфера - 9 часов

18

Строение Земли. Литосфера

1

Литосфера. Внутренние и внешние силы Земли. Ядро Земли. Земная кора. Литосферные плиты. Мантия. Магма.

Знать:

-литосфера, строение земной коры, геология.

-внутреннее строение Земли.

-состав земной коры.

-земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли.

-разнообразие форм рельефа.

-главные формы рельефа.

-рельеф дна океанов.

-основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара,

Уметь:

-объяснять образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.

-описывать горы, равнины земного шара по типовому плану.

-работать с контурной картой




































19

Движения земной коры. 

1

Вертикальные и горизонтальные движения земной коры.

20

Землетрясения. Вулканы, гейзеры

1

Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.

географические диктанты

21

Горы

1

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека

Пр.р.

22

 Равнины. Формы рельефа

1

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека. Особенности рельефа своей местности.


Пр.р.

23

 Рельеф дна океанов. 

1

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

24

Породы, слагающие литосферу

1

Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.

Пр.р.

25

Полезные ископаемые

1

26

Урок обобщения и контроля знаний

1

тест

 

                        Гидросфера - 14 часов

27

Гидросфера и ее части

1

Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель.

Знать:

-состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана,

-состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод;

-меры по их бережному использованию и охране


Уметь:

-определять географическое положение объектов гидросферы,

-определять по карте глубины океанов и морей,

-устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа,

-определять по форме  озерной котловины  ее происхождение.

-называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера.

28

 Мировой океан и его части.

1

Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.

29

Свойства вод Мирового океана

1

Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана.

30

Движение воды в океанах

1

Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана.

31

 Жизнь в морях и океанах

1

Изучение океана

Пр.р.

32

Характеристика океана (моря) по типовому плану.

1

33

Река и ее части

1

Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки.

географические диктанты

34

 Характер реки.

1

Зависимость реки от рельефа.

35

Питание реки.

1

Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа.

Пр.р.

36

Озера.

1

Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые).

географические диктанты

37

Ледники.

1

Ледники.

38

 Подземные воды.

1

подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные.

географические диктанты

39

Охрана вод.

1

Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод

40

Урок обобщения и контроля знаний

1

тест

                       Атмосфера - 13 часов

41

Значение атмосферы в жизни человека.

1

Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы


Знать:

-пояса освещенности, тепловые пояса Земли,

-основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы)

Уметь:

-объяснять распределение солнечного света и тепла на Земле,

-смену времен года,

-дня и ночи,

-причины образования ветра, атмосферных осадков;

-определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки, месяц, годовые амплитуды температуры.

Пр.р.

42

Строение атмосферы.

1

Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).

географические диктанты

43

Атмосферное давление

1

44

Температура воздуха.

1

Пр.р.

45

Ветер.

1

46

Водяной пар и облака

1

географические диктанты

47

Атмосферные осадки

1

48

Погода

1

Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды.

Пр.р.

49

Наблюдения за погодой. Ее предсказание.

1

Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц).Описание погоды и климата своей местности.

50

Климат

1

Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности.

51

Распределение солнечного света и тепла на Земле

1

52

Причины, от которых зависит климат

1

Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.

53

Урок обобщения и контроля знаний

1

тест

                      Биосфера - 2 часа

54

Разнообразие организмов и их распространение на Земле

Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами.Неравно-мерность распростране-ния растений и животных на суше.Распро-странение организмов в океане.

Знать:

-разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

-взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания.

-природные зоны Земли,

-широтная зональность и высотная поясность - важнейшие особенности природы Земли. Уметь:

-объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле,

-приводить примеры.

-объяснять воздействие организмов на земные оболочки.

55

Воздействие организмов на земные оболочки.


1

Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.

тест

 

                 Взаимосвязи компонентов природы - 3 часа

56

Природные комплексы Земли.

1

Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой оболочки: географической, ее границы. Биосфера - часть географической оболочки.

Знать:

-понятие «природный комплекс».

Уметь:

-объяснять взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах.

57

Природные комплексы своей местности.

1

Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов.

Пр.р.

58

Воздействие человека на природные комплексы

1

Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе.

тест

           Природа и население своей местности- З часа

59

 Географическое, положение своей местности. Ее рельеф. Природные богатства

1

Знать: 

-географическое, положение своей местности, ее рельеф,

-природные богатства, климат, реки, озера,

-растительный и животный мир.

Уметь:

-описание климата своей местности, причины его особенностей

60

Климат, реки, озера. Растительный и животный мир.

1

Описание климата своей местности, причины его особенностей

Пр.р.

61

Население и хозяйственная деятельность.

1

 

                                    Человечество на Земле –3 часа

62

Численность населения Земли. Расовый состав. Народы планеты

1

Общая численность населения Земли (приблизительно).

Основные человеческие расы; равенство рас.

Исследования Н. Н. Миклухо-Маклая, его вклад в науку.


Знать: 

-численность населения Земли,

-основные расы. Уметь:

 -приводить примеры крупнейших городов мира (3-4),

- крупнейших народов мира,

-наиболее распространенных языков, религий,

-крупнейших по численности и населению стран.

тест

63

Государства на карте мира.

1

Пр.р.

64

Заключительный урок.

1

Резерв времени-4ч

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ П/П

Название раздела

Кол-во часов

Контрольные мероприятия, примерные сроки

1.

Введение.

3 ч.

1ч. Пр.р.

2.

План местности.

9 ч.

3ч. Пр.р.

3.

Географическая карта.

9 ч.

2ч. Пр.р.

4.

Литосфера.

9 ч.

3ч. Пр.р.

5.

Гидросфера.

14 ч.

2ч. Пр.р.

6.

Атмосфера

13 ч.

3ч. Пр.р.

7.

Биосфера

2 ч.

8.

Взаимосвязи компонентов природы и человечество на Земле.

3ч.

1ч.Пр.р.

9.

Природа и население своей местности.

3ч.

1ч.Пр.р.

10.

Человечество на Земле.

3ч.

1ч.Пр.р.

ИТОГО

68 часов

Практических

 работ – 17

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

          проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из      

          разных источников: картографических, статистических, геоинформационных

        

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

     1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа,  

         2007.

    2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая

            география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.

     3. А.В.Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2007.

     4. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.

     5. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №69 им. С.Есенина г. Липецка

Кафедра социальных дисциплин

Рассмотрено:                               Согласовано:                         Утверждаю:

 на заседании кафедры               заместитель директора по УВР             директор МБОУ гимназии №69

«___»_______2012г.                    _________ Л.Н.Стрельникова               ___________Н.М.Дмитриева

Протокол № ____________       «___» ________ 2012г.                            «_____»_____________2012г.              

Зав. кафедрой ___________

_______________________                                                                          Приказ № _____от»__________

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2012/2013учебный год

                        по                                 географии

                        учитель                        Ряскина О.А 

                        класс вид класса          6в,6г

                        количество часов за год         68  

                       количество часов в неделю     2


п/п

наименование

I чет.

II чет.

III чет.

IV чет.

год

1.

Количество часов

22

14

18

14

68

2.

Практич.работ.

7

4

4

2

17

Планирование составлено на основе государственной программы

 Учебник:  В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой  «География. Землеведение.

  6 класс.» –М.:Дрофа, 2011

Дополнительная литература  1. Атлас (с комплектом контурных карт), 6

Федеральная служба геодезии и картографии России, Москва, 2011г.

2. Рабочая тетрадь к учебнику В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой  «География. Землеведение. 6 класс.» –М.:Дрофа, 2011географии.

Приложение

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Часы

Дата проведения

Формы контроля. Практические работы

Введение - 3 часа



1


Развитие географических знаний о Земле



1

03.09.2012

2

Географические наблюдения. Изучение Земли.

1

07.09.

 Наблюдения за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоемов.

3

        Форма и размеры Земли. Глобус

1

10.09.

I

План местности - 7часов

4

План местности. Стороны горизонта.

1

14.09.

Работа с компасом по ориентированию.

5

Условные знаки

1

17.09

6

 Изображение неровностей земной поверхности на плане

1

21.09.

7

Масштаб. Измерение расстояний

2

24.09-28.09

Описание маршрута по плану местности.

8

Составление плана.

2

01.10-05. 10

Составление плана класса, школьного участка или других объектов.

9

Съемка местности

1

08.10

10

Урок обобщения знаний.

1

12.10

Географическая карта - 7часов

11

 Масштаб.

2

15.10-19.10

12

Условные знаки. Шкала высот и глубин.

1

22.10

13

Градусная сетка.

2

26.10-29.10

Определение направлений, расстояний и высот точек на глобусе, карте полушарий и карт России.

14

Географические координаты

1

09.11.

15

Географические координаты

1

12.11

Определение географических координат точек и точек по географическим координатам. 

16

Разнообразие карт. Их значение в жизни человека.

1

16.11

Правила оформления контурных карт. Обозначение на контурной карте местоположение своего населенного пункта.

17

Урок обобщения и контроля знаний.

1

19.11

Литосфера - 9 часов

18

Строение Земли. Литосфера

1

23.11

19

Движения земной коры. 

1

26.11.

20

Землетрясения. Вулканы, гейзеры

1

30.11.

21

Горы

1

03.12

Определение по карте географического положения, высоты гор (равнин), географических координат и высот отдельных вершин.

22

 Равнины. Формы рельефа

1


07.12


 Описание равнин (гор) по физической карте по типовому плану. 

23

 Рельеф дна океанов. 

1

10.12

24

Породы, слагающие литосферу

1

14.12

Определение горных пород по образцам (осадочных, магматических, метаморфических). 

25

Полезные ископаемые

1

17.12

26

Урок обобщения и контроля знаний

1

21.12

 

 Гидросфера - 14 часов

27

Гидросфера и ее части

1

24.12

28

 Мировой океан и его части.

1

28.12

29

Свойства вод Мирового океана

1

14.01.2013 

30

Движение воды в океанах

1

18.01

31

 Жизнь в морях и океанах

1

21.01

Характеристика океана (моря) по типовому плану.

32

Характеристика океана (моря) по типовому плану.

1

25.01

33

Река и ее части

1

28.01

34

 Характер реки.

1

01.02

35

Питание реки.

1

04.02

Характеристика реки (озера) по типовому плану.

36

Озера.

1

08.02

37

Ледники.

1

11.02

38

 Подземные воды.

1

15.02

39

Охрана вод.

1

18.02

40

Урок обобщения и контроля знаний

1

22.02

Атмосфера - 13 часов

41

Значение атмосферы в жизни человека.

1

25.02

  Наблюдения за погодой и работа с календарем погоды.

42

Строение атмосферы.

1

01.03

43

Атмосферное давление

1

04.03

44

Температура воздуха.

1

07.03

 Составление графика темпера тур. Определение средних температур.

45

Ветер.

1

11.03

46

Водяной пар и облака

1

15.03

47

Атмосферные осадки

1

18.03

48

Погода

1

22.03

Составление графиков атмосферного давления и температуры, розы ветров, диаграмм облачности и осадков.

49

Наблюдения за погодой. Ее предсказание.

1

01.04

50

Климат

1

05.04

51

Распределение солнечного света и тепла на Земле

1

08.04

52

Причины, от которых зависит климат

1

12.04

53

Урок обобщения и контроля знаний

1

15.04

Биосфера - 2 часа

54

Разнообразие организмов и их распространение на Земле

1

19.04

55

Воздействие организмов на земные оболочки

1

22.04

 

Взаимосвязи компонентов природы - 3 часа

56

Природные комплексы Земли.

1

26.04

57

Природные комплексы своей местности.

1

29.04

Наблюдение и описание отдельных природных объектов.

58

Воздействие человека на природные комплексы

1

03.05

Природа и население своей местности - З часа

59

 Географическое, положение своей местности. Ее рельеф. Природные богатства

1

06.05

60

Климат, реки, озера. Растительный и животный мир.

1

10.05

61

Население и хозяйственная деятельность.

1

13.05

 

Человечество на Земле -3 часа

62

Численность населения Земли. Расовый состав. Народы планеты

1

17.05

63

Государства на карте мира.

1

20.05

Обозначение на контурной карте крупнейших государств и их столиц.

64

Заключительный урок.

1

24.05-31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая прграмма. Алгебра. 8 класс. заочная форма обучения

Рабочая прграмма. Алгебра. 8 класс. заочная форма обучения...

Рабочая прграмма по географии 9 класс

Рабочая программа по географии 9 класс, тематическое планирование, годовая контрольная работа...

Рабочая прграмма по географии 6 класс

Рабочая прграмма по географии 6 класс...

Рабочая прграмма по географии 7 класс

Рабочая прграмма по географии 7 класс...

Рабочая прграмма по географии 8 класс

Рабочая прграмма по географии 8 класс...

Рабочая прграмма по географии 9 класс

Рабочая прграмма по географии 9 класс...

Рабочая прграмма по географии 10 класс

Рабочая прграмма по географии 10 класс...