Методические приемы подготовки к ЕГЭ. Решение задач части С. План и карта. Построение профиля.
методическая разработка по географии по теме

Дергунова Наталия Владимировна

Это наиболее сложное задание из предлагаемых в ЕГЭ. Оно предполагает использование полученных знаний в измененной или новой ситуации высокого уровня сложности. Оценивается 2-мя баллами. На его выполнение отводится 12 минут. Действительно, построение профиля по топографической карте требует определенных навыков. Но пугаться не надо. Вспомните, вы уже вычерчивали профили земной поверхности материков или океанов на практических работах на уроках географии в 7-м или 8-м классах. Эти навыки необходимо перенести на работу с топографической картой.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Построение профиля рельефа местности по топографической карте

Это наиболее сложное задание из предлагаемых в ЕГЭ. Оно предполагает использование полученных знаний в измененной или новой ситуации высокого уровня сложности. Оценивается 2-мя баллами. На его выполнение отводится 12 минут. Действительно, построение профиля по топографической карте требует определенных навыков. Но пугаться не надо. Вспомните, вы уже вычерчивали профили земной поверхности материков или океанов на практических работах на уроках географии в 7-м или 8-м классах. Эти навыки необходимо перенести на работу с топографической картой.  

И все же напомним:

Для построения профиля необходимо:

1. Провести на карте профильную линию АБ; приложить к ней лист разграфленной бумаги и перенести на ее край короткими черточками места пересечения горизонталей с профильной линией (выходы горизонталей);

2. На листе разграфленной бумаги слева у горизонтальных линий подписать высоты, соответствующие высотам горизонталей на карте, приняв условно промежутки между этими линиями за высоту сечения; от всех черточек (выходов горизонталей) опустить перпендикуляры до пересечения их с соответствующими по отметкам параллельными линиями и отметить полученные точки пересечения.

3. Соединить точки пересечения плавной кривой, которая и изобразит профиль местности



Предварительный просмотр:

Памятка для построения профиля.

Профиль- это чертеж, на котором показан вертикальный разрез земной поверхности вдоль указанной линии в уменьшенном виде.

На профиле легко читается взаимное превышение одних форм рельефа над другими, определяются абсолютные и относительные высоты точек, общий характер рельефа.

Профили имеют две  оси и два масштаба: 1) горизонтальный,

                                                                        2) вертикальный.

Ход работы.

 1.Приступая к построению профиля, обращаем внимание на масштаб плана. Определяем самую высокую и самую низкую точки высоты по линии профиля, через какое расстояние проведены горизонтали.

Подбираем наиболее удобный вертикальный масштаб, а горизонтальный принимается обычно, как и масштаб карты или кратный ему. Вертикальный

Масштаб обычно крупнее горизонтального (кратный 10).

Для построения заготавливаются оси: горизонтальная (абсцисс), вертикальная (ординат).

2. На вертикальной оси отмечаем отрезки соответствующие горизонтальным

линиям плана и подписываем абсолютные высоты в принятом вертикальном масштабе, начиная несколько ниже самой низкой точки и заканчивая выше самой высокой.

3.На оси абсцисс (основание профиля) откладываем расстояние между точками.

Для этого миллиметровку (лист в клетку, линейку) прикладывают к профильной линии на карте и переносят на её край короткими черточками

все основные горизонтали, подписывая их отметки. Затем миллиметровку прикладываем к оси абсцисс и от черточек, полученных на краю миллиметровки, восстанавливают перпендикуляры до пересечения с соответствующими горизонталями. Эти пересечения дадут ряд точек, их

соединяют плавной кривой, которая и выразит профиль местности по линии.

Может оказаться, что две точки имеют одинаковые отметки высот, а между ними лежит отрицательная форма рельефа, тогда линия, соединяющая точки с одинаковой высотой, должна быть вогнутой.

4. По линии прохождения профиля определяем и отмечаем значками особые элементы, встречающиеся на карте.



Предварительный просмотр:

 При построении профиля местности на основе данных топографической карты (задания С1) требуются следующие умения:

1) читать карту с использованием условных обозначений, прежде всего обозначений рельефа местности;

2) определять расстояния на местности с использованием значений масштаба топографических планов, карт местности;

3) находить соответствие «высота - расстояние» при построении линии профиля местности;

4) графические умения.

Типичные ошибки, допускаемые при выполнении заданий подобного рода:

1) неточности в определении длины горизонтальной линии (неправильное определение расстояний между заданными точками с использованием значений масштаба карты);

2) отсутствие навыка чтения карты (при определении высоты местности с помощью горизонталей; при определении направлений изменения высот с помощью бергштриха – понижение или повышение высоты местности):

Горизонталь                                                                                          

Изометрическая линия, соединяющая точ-

ки земной поверхности с одинаковой высо-

той над уровнем моря (Балтийского).

Горизонтали различного высотного уровня

не пересекаются.

Бергштрих

Черточки, расположенные

перпендикулярно горизонта-

лям по линии водоразделов

(вершин, впадин, седловин),

указывающие направления

понижения в рельефе.

3) отсутствие графических умений (при соединении отдельных то-

чек линией в единое целое);

4) неумение отметить на линии профиля яму, обрыв, речное русло.

Методические рекомендации (для учеников):

Для выполнения задания на построение профиля с использованием

топографической карты вначале следует определить числовые значения

горизонталей (высоту каждой горизонтали в метрах), затем - расстояние

между этими горизонталями вдоль линии профиля.

Следует помнить, что реки всегда протекают в понижениях рельефа.

По направлению к реке высоты будут уменьшаться (спуск), по направлению от реки увеличиваться (подъем).

Если указано, что горизонтали проведены через 5 метров, следовательно, высоты горизонталей будут отличаться на «5»; если указано, что

горизонтали проведены через 2,5 метра – высоты горизонталей будут

отличаться на «2,5»:

Горизонтальная линия (основа профиля) определяется путем измерения расстояния между точками начала и окончания профиля в сантиметрах (если масштаб профиля соответствует масштабу карты) или линия основы профиля увеличивается/уменьшается (если масштаб профиля изменен в сравнении с масштабом карты).

По сути, построение профиля – это графическая фиксация соотношения «расстояние в метрах от точки начала построения профиля –высота в метрах каждой последующей пересекаемой линией профиля горизонтали».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы.Подготовка к ЕГЭ. Решение задач В2.

Методические материалы для подготовки к ЕГЭ....

Методические материалы. Подготовка к ЕГЭ. Решение задач В8.

Методические материалы подготовки к ЕГЭ....

Решение задач по теме "План и карта"

В работе предложено несколько видов заданий на проверку темы "План и карта" в 6 классе.Это определение условных знаков, умение переводить один вид масштаба в другой,определение расстояний с помощью ма...

План и карта.Построение профиля

Методическая разрабока для проведения урока географии в рамках подготовки к итоговой аттестации...

Рабочая программа элективного предмета "Решение задач части С" в 11классе физико-математического профиля на 2014-2015

Данная работа содержит программу элективного предмета "Решение задач части С" для 11 класса...

Подготовка к ЕГЭ, решение задач части С

Представлены алгоритмы решения задач части с (24, 25, 26, 27)...