Разработка урока по географии 6 класс "Природные зоны"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Юлдашева Асия Ахметовна

Урок посвящен теме "Природные зоны мира",при изучение природных зон детям читаются стихи русских поэтов о разных природных зонах, которые предают уроку ноты лирики. Урок был показан учителям географам района, получил высокую оценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnye_zony_6_klass.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Юлдашева Асия Ахметовна

Учитель географии МБОУ «Ибряевская ООШ»

«Природные зоны Земли»- 6 класс

Цели урока:

Раскрыть, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли;

Объяснить смену природных зон на Земле;

Способствовать развитию у учащихся исследовательской деятельности;

Воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к  окружающему миру.

Оборудование: карта природных зон Земли, карта полушарий, картины, презентация «Природные зоны», контурная карта.

Работа с учебником: работа с текстом, рисунками

Тип урока: изучение нового

Методы: исследовательский, частично-поисковый.

Прекрасно все на небе.

Прекрасна на земле.

Прекрасна все на свете.

1.оргмомент

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю в классе каждый гений

Но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сочиним урок.

Мы соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу

За странный слог не обессудьте , а дальше прозой я скажу.

Доброе утро, дорогие ребята!  Я счастлива видеть ваши сияющие глаза, и начинаем наш храбрый урок природы!

Пусть я волнуюсь, для меня

Урок всегда дается с бою

Взгляните, дети на меня

И поведу я вас с собою!

У меня трусливое настроение,  поэтому быстро объявляю, что тема нашего урока сегодня «Природные зоны Земли».

Новый материал

    Это будет не простой урок, мы вместе с вами  совершим увлекательное путешествие . Вы время путешествия вы узнаете много  и услышите много интересного о природе нашей земли.

Скажите, ребята какие знания нужны будут в путешествии? (правильно умение работать с картой, наблюдательность, багаж знаний, который мы тоже прихватим с собой)  

Собрав, свой багаж мы отправляемся в путешествии по природным зонам Земли.

Ребята, а что такое природная зона?                                                                                                                                                         Есть пространства  на Земле, которые получают от Солнца примерно одинаковое количество тепла и света, а с осадками- влаги. В этих местах одинаковые природные условия и живут приспособившиеся  к ним одинаковые растения  и животные.

Природная зона - обширная территория с разнообразным рельефом, на который формировался определенный климат. В зависимости от климата в природной зоне произрастают определенные типы растений и обитают разные животные.

Путешествуя, мы будем придерживаться определенного плана: сначала познакомимся с географическим положением и погодными условиями природной зоны. Затем с растениями и животными.

 Определимся с маршрутом: от класса аэродрома на север, с севера на самый юг, вокруг земного шара. Во время путешествия  мы предстоит заполнять бортовой журнал.

(вносить особенности каждой природной зоны). Я думаю, что все организационные моменты нашего путешествия мы рассмотрели, теперь можем и смело отправиться в путешествии.

Тундра порыжела и поникла,

Лишь озера линзами блестят.

Буря залетела и затихла,

Медленно в тише бредут олени,

Чуткими ушами шевеля.

Нам еще далеко до селений

Под ногами мерзлая земля.

Зона тундры. Слова «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народов саами означает «сопки»- невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Это зона сформирована в северных областях Евразии и Северной Америки. Для этой зоны характерны короткое прохладное лето, суровая зима. Уже в декабре морозы достигают -400 , характерны сильные ветры, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников- ягель, кустарничков- брусника, черника, морошка, карликовая береза). Летом много перелетных птиц (утки, гуси, лебеди). Типичные животные : лемминги, песцы, северные олени, полярные совы., белая куропатка.

Тундра красива дважды в год, первый раз в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зеленого на красный, а потом на желтый., созревая морошка становится желтой. Второй раз в сентябре, когда желтеют листья карликовой  березы и ползучих ив. Тундра раздолье для грибника. Говорят, что в тундре грибы выше деревьев, это почти правда, если учесть, что деревья имеют высоту 15-30см.

Следующая остановка:

Тайга гудит, встает она в полнеба,

Живая вся, и вся из сказки- небыль

Природная зона тайги.  Тайга простирается южнее тундры, там где еще холодные зимы

По-якутски значит «большой лес», Тайга — это густые хвойные леса. Они растут в северных областях Евразии и Северной Америки, где суровые снежные зимы и короткое лето. Тайга славится своими елью, сосной, пихтой, кедром, лиственницей — деревьями, у которых вместо листьев узкие и плотные иголки — хвоя.

Обычно сильно заболочена

Животный мир богат, особенно пушным зверем: соболь,куница, белка .    многочисленны и разнообразны птицы: кедровка, глухарь.

 

Вы не забыли заполнить свой бортовой журнал

Пригласить вас хочу сегодня в лес,

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес…

Природная зона смешанные и широколиственные леса:

Смешанный лес состоит из хвойных и широколиственных пород деревьев. В европейских смешанных лесах можно увидеть пихту, лиственницу, ель, берёзу, липу, клён, дуб, ясень, вяз. Много ценных пород дерева. На среднем уровне леса много кустарников лещина (орешник), жимолости, калины, малины и ежевики. Много трав и папоротников. Смешанные леса встречаются также в Северной Америке, на Дальнем Востоке, в умеренном поясе Азии, в Карпатах и на Кавказе

Типичные представители животного мира: зубр, лось, волк, лиса, бурый медведь

Едешь, едешь- степь да небо,

Точно нет им края….

Травянистые равнины: В районах, где много тепла, но влаги недостаточно для существования лесов раскинулись травянистые равнины-степи и саванны. Особенно обширны саванны в Африки и степи в Евразии.

В тропических районах Африки с жарким климатом и чередующимися сезонами дождей и засухи расположены саванны. Это  территории с высокой травой, выгорающей на солнце в засушливые периоды, одиночными раскидистыми акациями и огромными баобабами. Особенно густые заросли растительности образуются только вдоль берегов рек. Жесткую и порой сухую траву охотно поедают многочисленные обитатели саванны. Нигде в мире не водится столько разных крупных животных, как в этой местности. Здесь пасутся стада антилоп, газелей, зебр и буйволов., жирафы, кенгуру (Австралии )

  Но основные травы, растущие в степи, злаки (растения, образующие колоски) — ковыль, типчак, мятлик, тонконог. Животный мир представляют- сайгаки, грызуны: суслики, полевка, степной хорек, тушканчик, дрофы, степной орел.

   

Зона пустыни:

Пустыни — самые засушливые области Земли. Летом в этих районах дневная температура достигает 50 °С в тени, а ночью резко опускается . Дожди здесь — явление крайне редкое, например, в пустыне Намиб на юго-западе Африки осадков не бывает годами. Самая большая пустыня в мире — Сахара. Она занимает свыше 7 млн. кв. км. Унылые каменистые или песчаные пространства, протянувшиеся на многие километры, на первый взгляд выглядят абсолютно безжизненными, однако это не так.

 Растения имеют мощные корни, колючки вместо листьев: саксаул, верблюжья колючка

Животный мир богаче и разнообразнее: верблюд, джейран, варан, насекомые

Будьте внимательны в этом лесу,

Тайны чудные откроете снова…

Зона влажный тропический лес. По обе стороны от экватора, между северным и южным тропиком расположен влажный тропический лес.

В этой области Земли средняя температура воздуха составляет + 25 °С, годовое количество осадков    превышает 2000мм, и выпадают они равномерно в течение всего года. Влажные тропические леса распространены в бассейне реки Амазонки в Южной Америке, в Африке на побережье Гвинейского залива и в бассейне реки Конго, а также в Азии на островах Малайского архипелага.

Самая богатая видами природная зона,лес всегда зеленый и очень густой,

деревья достигают высоты 50 - 60 м, обвитые лианами.

Большинство животных обитают на деревьях: обезьяны, летучие мыши, змеи, ящерицы, ленивец. Удивительно красочен мир птиц.

А теперь всем детям встать,

Руки медленно поднять

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять,

Отдохнули все немножко

И отправились в дорожку.

Закрепление

Ребята, настало время проверить, хорошо ли усвоили новую тему!

 Сыграем вместе сценку «Кто прав?» распределяем роли:

Сова: Что такое природная зона?

Пятачок: Это вся природа живая и неживая.

Сорока : Это участки земной поверхности, на которой растут  определенные растения и животные.

Бабочка: природная зона- это территория, на которой характерная природа

На-на: это разноцветные полоски на карте.

Сова: Ребята, кто заслужил похвалу? Правильно, это сорока и бабочка.

Проверим наши навыки работы с картой: напишите, какие природные зоны указаны на карте стрелками?(получают карточки, на них указаны определенные природные зоны, их нужно правильно назвать)

Друзья мои я буду называть животных и растений, а вы угадайте ,в какой зоне они относятся.

Морошка (тундра)

Саксаул(пустыня)

Карликовая береза (тундра)

Береза (Смеш и широколист леса)

Суслик(степь)

Северный олень (тундра)

Верблюд (пустыня)

Жираф (саванны)

Ребята, вы получаете карточки с изображениями , определите еще раз в какой природной зоне они растут или обитают, закрепите их на доске, около названия их природной зоне.

Рефлексия

Я…(научился новому; узнал много нового; заполнял таблицу; узнал много интересного; понял, что называют природной зоной; предлагал свои версии)

Мы…(узнали про ПЗ; работали превосходно, работали дружно, узнали об особенностях ПЗ)

Мне…(понравилась эта тема; понравились рисунки, фотографии; все очень понравилась; понравился сегодняшний урок )

Итоги урока

Наш урок- путешествие подошел к концу. Я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом вам с вами.

Любите ребята, природу-

Пустыни, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобой родились,

Живем мы с тобой на ней.

Так будем же, люди все вместе

Мы к ней относится добрей!

Урока время истекло

Я вам ребята благодарна.

Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Природные зоны Земли»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые формы в обучении. Разработка урока по географии на тему:Обобщающее повторение «Западная экономическая зона». Игра «Самый умный» .

Игра, игровые приемы достаточно широко используются в методике обучения географии. Игра позволяет разнообразить приемы обучения, усилить мотивацию учебной деятельности, интерес к ней. Игровые методы и...

Разработка урока по географии "Северные безлесные зоны"

География, 8 классТема: Северные безлесные зоны. Цели урока: Личностные:Ø  сформировать у обучающихся образ арктических пустынь, тундры, лесотундры как части мира;Ø  формировать го...

Разработка урока по географии" Восточно - Европейская (Русская) равнина. Климат, внутренние воды и природные зоны"

формировать представление и знание особенности природного района - Русской равнины. Изучить природу и ресурсы Русской равнины....

Модульный урок по географии «Природные зоны Австралии»

Австралия. Органический мир. Природные зоны. Цель:    ∙ продолжить знакомство учащихся с особенностями природы материка, познакомить с растениями и животными Австралии...

интегрированный урок( биология - география) Природные зоны Северной Америки

В игровой форме обучающиеся 7 класса знакомятся с особенностями природы материка....

разработка урока по географии в 7 классе по теме "Природные зоны Африки"

Показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, особенности природы. Формируется познавательная активность учащихся....

Разработка урока по географии в 7 классе "Природные зоны Южной Америки"

Климатический поясПрироднаязонаПочвыРастительный мирЖивотныймирЭкологическиепроблемы, национальные парки ЭПСубЭП        СЕЛЬВА – влажный экваториальн...