Главные вкладки

    Разработка урока по географии 6 класс "Природные зоны"
    план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

    Юлдашева Асия Ахметовна

    Урок посвящен теме "Природные зоны мира",при изучение природных зон детям читаются стихи русских поэтов о разных природных зонах, которые предают уроку ноты лирики. Урок был показан учителям географам района, получил высокую оценку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prirodnye_zony_6_klass.docx25.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Юлдашева Асия Ахметовна

    Учитель географии МБОУ «Ибряевская ООШ»

    «Природные зоны Земли»- 6 класс

    Цели урока:

    Раскрыть, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли;

    Объяснить смену природных зон на Земле;

    Способствовать развитию у учащихся исследовательской деятельности;

    Воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к  окружающему миру.

    Оборудование: карта природных зон Земли, карта полушарий, картины, презентация «Природные зоны», контурная карта.

    Работа с учебником: работа с текстом, рисунками

    Тип урока: изучение нового

    Методы: исследовательский, частично-поисковый.

    Прекрасно все на небе.

    Прекрасна на земле.

    Прекрасна все на свете.

    1.оргмомент

    Друзья мои! Я очень рада

    Войти в приветливый ваш класс

    И для меня уже награда

    Вниманье ваших умных глаз.

    Я знаю в классе каждый гений

    Но без труда талант не впрок,

    Скрестите шпаги ваших мнений

    Мы вместе сочиним урок.

    Мы соавторы и судьи,

    Оценкой вас не накажу

    За странный слог не обессудьте , а дальше прозой я скажу.

    Доброе утро, дорогие ребята!  Я счастлива видеть ваши сияющие глаза, и начинаем наш храбрый урок природы!

    Пусть я волнуюсь, для меня

    Урок всегда дается с бою

    Взгляните, дети на меня

    И поведу я вас с собою!

    У меня трусливое настроение,  поэтому быстро объявляю, что тема нашего урока сегодня «Природные зоны Земли».

    Новый материал

        Это будет не простой урок, мы вместе с вами  совершим увлекательное путешествие . Вы время путешествия вы узнаете много  и услышите много интересного о природе нашей земли.

    Скажите, ребята какие знания нужны будут в путешествии? (правильно умение работать с картой, наблюдательность, багаж знаний, который мы тоже прихватим с собой)  

    Собрав, свой багаж мы отправляемся в путешествии по природным зонам Земли.

    Ребята, а что такое природная зона?                                                                                                                                                         Есть пространства  на Земле, которые получают от Солнца примерно одинаковое количество тепла и света, а с осадками- влаги. В этих местах одинаковые природные условия и живут приспособившиеся  к ним одинаковые растения  и животные.

    Природная зона - обширная территория с разнообразным рельефом, на который формировался определенный климат. В зависимости от климата в природной зоне произрастают определенные типы растений и обитают разные животные.

    Путешествуя, мы будем придерживаться определенного плана: сначала познакомимся с географическим положением и погодными условиями природной зоны. Затем с растениями и животными.

     Определимся с маршрутом: от класса аэродрома на север, с севера на самый юг, вокруг земного шара. Во время путешествия  мы предстоит заполнять бортовой журнал.

    (вносить особенности каждой природной зоны). Я думаю, что все организационные моменты нашего путешествия мы рассмотрели, теперь можем и смело отправиться в путешествии.

    Тундра порыжела и поникла,

    Лишь озера линзами блестят.

    Буря залетела и затихла,

    Медленно в тише бредут олени,

    Чуткими ушами шевеля.

    Нам еще далеко до селений

    Под ногами мерзлая земля.

    Зона тундры. Слова «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народов саами означает «сопки»- невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Это зона сформирована в северных областях Евразии и Северной Америки. Для этой зоны характерны короткое прохладное лето, суровая зима. Уже в декабре морозы достигают -400 , характерны сильные ветры, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников- ягель, кустарничков- брусника, черника, морошка, карликовая береза). Летом много перелетных птиц (утки, гуси, лебеди). Типичные животные : лемминги, песцы, северные олени, полярные совы., белая куропатка.

    Тундра красива дважды в год, первый раз в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зеленого на красный, а потом на желтый., созревая морошка становится желтой. Второй раз в сентябре, когда желтеют листья карликовой  березы и ползучих ив. Тундра раздолье для грибника. Говорят, что в тундре грибы выше деревьев, это почти правда, если учесть, что деревья имеют высоту 15-30см.

    Следующая остановка:

    Тайга гудит, встает она в полнеба,

    Живая вся, и вся из сказки- небыль

    Природная зона тайги.  Тайга простирается южнее тундры, там где еще холодные зимы

    По-якутски значит «большой лес», Тайга — это густые хвойные леса. Они растут в северных областях Евразии и Северной Америки, где суровые снежные зимы и короткое лето. Тайга славится своими елью, сосной, пихтой, кедром, лиственницей — деревьями, у которых вместо листьев узкие и плотные иголки — хвоя.

    Обычно сильно заболочена

    Животный мир богат, особенно пушным зверем: соболь,куница, белка .    многочисленны и разнообразны птицы: кедровка, глухарь.

     

    Вы не забыли заполнить свой бортовой журнал

    Пригласить вас хочу сегодня в лес,

    В добрый лес, могучий лес,

    Полный сказок и чудес…

    Природная зона смешанные и широколиственные леса:

    Смешанный лес состоит из хвойных и широколиственных пород деревьев. В европейских смешанных лесах можно увидеть пихту, лиственницу, ель, берёзу, липу, клён, дуб, ясень, вяз. Много ценных пород дерева. На среднем уровне леса много кустарников лещина (орешник), жимолости, калины, малины и ежевики. Много трав и папоротников. Смешанные леса встречаются также в Северной Америке, на Дальнем Востоке, в умеренном поясе Азии, в Карпатах и на Кавказе

    Типичные представители животного мира: зубр, лось, волк, лиса, бурый медведь

    Едешь, едешь- степь да небо,

    Точно нет им края….

    Травянистые равнины: В районах, где много тепла, но влаги недостаточно для существования лесов раскинулись травянистые равнины-степи и саванны. Особенно обширны саванны в Африки и степи в Евразии.

    В тропических районах Африки с жарким климатом и чередующимися сезонами дождей и засухи расположены саванны. Это  территории с высокой травой, выгорающей на солнце в засушливые периоды, одиночными раскидистыми акациями и огромными баобабами. Особенно густые заросли растительности образуются только вдоль берегов рек. Жесткую и порой сухую траву охотно поедают многочисленные обитатели саванны. Нигде в мире не водится столько разных крупных животных, как в этой местности. Здесь пасутся стада антилоп, газелей, зебр и буйволов., жирафы, кенгуру (Австралии )

      Но основные травы, растущие в степи, злаки (растения, образующие колоски) — ковыль, типчак, мятлик, тонконог. Животный мир представляют- сайгаки, грызуны: суслики, полевка, степной хорек, тушканчик, дрофы, степной орел.

       

    Зона пустыни:

    Пустыни — самые засушливые области Земли. Летом в этих районах дневная температура достигает 50 °С в тени, а ночью резко опускается . Дожди здесь — явление крайне редкое, например, в пустыне Намиб на юго-западе Африки осадков не бывает годами. Самая большая пустыня в мире — Сахара. Она занимает свыше 7 млн. кв. км. Унылые каменистые или песчаные пространства, протянувшиеся на многие километры, на первый взгляд выглядят абсолютно безжизненными, однако это не так.

     Растения имеют мощные корни, колючки вместо листьев: саксаул, верблюжья колючка

    Животный мир богаче и разнообразнее: верблюд, джейран, варан, насекомые

    Будьте внимательны в этом лесу,

    Тайны чудные откроете снова…

    Зона влажный тропический лес. По обе стороны от экватора, между северным и южным тропиком расположен влажный тропический лес.

    В этой области Земли средняя температура воздуха составляет + 25 °С, годовое количество осадков    превышает 2000мм, и выпадают они равномерно в течение всего года. Влажные тропические леса распространены в бассейне реки Амазонки в Южной Америке, в Африке на побережье Гвинейского залива и в бассейне реки Конго, а также в Азии на островах Малайского архипелага.

    Самая богатая видами природная зона,лес всегда зеленый и очень густой,

    деревья достигают высоты 50 - 60 м, обвитые лианами.

    Большинство животных обитают на деревьях: обезьяны, летучие мыши, змеи, ящерицы, ленивец. Удивительно красочен мир птиц.

    А теперь всем детям встать,

    Руки медленно поднять

    Пальцы сжать, потом разжать,

    Руки вниз и так стоять,

    Отдохнули все немножко

    И отправились в дорожку.

    Закрепление

    Ребята, настало время проверить, хорошо ли усвоили новую тему!

     Сыграем вместе сценку «Кто прав?» распределяем роли:

    Сова: Что такое природная зона?

    Пятачок: Это вся природа живая и неживая.

    Сорока : Это участки земной поверхности, на которой растут  определенные растения и животные.

    Бабочка: природная зона- это территория, на которой характерная природа

    На-на: это разноцветные полоски на карте.

    Сова: Ребята, кто заслужил похвалу? Правильно, это сорока и бабочка.

    Проверим наши навыки работы с картой: напишите, какие природные зоны указаны на карте стрелками?(получают карточки, на них указаны определенные природные зоны, их нужно правильно назвать)

    Друзья мои я буду называть животных и растений, а вы угадайте ,в какой зоне они относятся.

    Морошка (тундра)

    Саксаул(пустыня)

    Карликовая береза (тундра)

    Береза (Смеш и широколист леса)

    Суслик(степь)

    Северный олень (тундра)

    Верблюд (пустыня)

    Жираф (саванны)

    Ребята, вы получаете карточки с изображениями , определите еще раз в какой природной зоне они растут или обитают, закрепите их на доске, около названия их природной зоне.

    Рефлексия

    Я…(научился новому; узнал много нового; заполнял таблицу; узнал много интересного; понял, что называют природной зоной; предлагал свои версии)

    Мы…(узнали про ПЗ; работали превосходно, работали дружно, узнали об особенностях ПЗ)

    Мне…(понравилась эта тема; понравились рисунки, фотографии; все очень понравилась; понравился сегодняшний урок )

    Итоги урока

    Наш урок- путешествие подошел к концу. Я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом вам с вами.

    Любите ребята, природу-

    Пустыни, леса и поля.

    Ведь это же наша с тобою

    Навеки родная земля.

    На ней мы с тобой родились,

    Живем мы с тобой на ней.

    Так будем же, люди все вместе

    Мы к ней относится добрей!

    Урока время истекло

    Я вам ребята благодарна.

    Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Природные зоны Земли»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровые формы в обучении. Разработка урока по географии на тему:Обобщающее повторение «Западная экономическая зона». Игра «Самый умный» .

    Игра, игровые приемы достаточно широко используются в методике обучения географии. Игра позволяет разнообразить приемы обучения, усилить мотивацию учебной деятельности, интерес к ней. Игровые методы и...

    Разработка урока по географии "Северные безлесные зоны"

    География, 8 классТема: Северные безлесные зоны. Цели урока: Личностные:Ø  сформировать у обучающихся образ арктических пустынь, тундры, лесотундры как части мира;Ø  формировать го...

    Разработка урока по географии" Восточно - Европейская (Русская) равнина. Климат, внутренние воды и природные зоны"

    формировать представление и знание особенности природного района - Русской равнины. Изучить природу и ресурсы Русской равнины....

    Модульный урок по географии «Природные зоны Австралии»

    Австралия. Органический мир. Природные зоны. Цель:    ∙ продолжить знакомство учащихся с особенностями природы материка, познакомить с растениями и животными Австралии...

    разработка урока по географии в 7 классе по теме "Природные зоны Африки"

    Показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, особенности природы. Формируется познавательная активность учащихся....

    Разработка урока по географии в 7 классе "Природные зоны Южной Америки"

    На данном уроке обучающиеся изучают новый материал самостоятельно в парах, заполняя рабочие листы. Затем представляют его одноклассникам, то есть выступают в роли учителя. Просходит взаимообмен темами...

    Разработка урока по географии в 7 классе "Природные зоны Южной Америки"

    Климатический поясПрироднаязонаПочвыРастительный мирЖивотныймирЭкологическиепроблемы, национальные парки ЭПСубЭП        СЕЛЬВА – влажный экваториальн...